Память человека [Александр Моисеевич Вейн] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА

Академия наук СССР

Серия «Проблемы науки и технического прогресса»



Издательство «Наука»

Москва 1973

Глава I. Механизмы памяти

Память — сложный и еще недостаточно изученный процесс, включающий фазы запечатления, хранения и извлечения поступающей информации. Все эти фазы тесно связаны между собой, и нередко их очень трудно разграничить при анализе функции памяти.

Академик М. Н. Ливанов, работающий много лет в этом направлении, считает, что изучение механизмов памяти — главная проблема нейрофизиологии. В основе деятельности нервной системы лежат процессы, очень близкие по своей природе к функции памяти. Речь идет о «следовых» явлениях, которые могут быть зарегистрированы в нервных центрах спустя некоторое время после их функционирования. Изучение вопросов, касающихся механизмов памяти, может пролить свет на характер деятельности нервной системы в целом.

Несмотря на огромное количество работ, посвященных этой проблеме, особенно за последнее десятилетие, в настоящее время нет еще общепринятой теории, которая удовлетворительно объясняла бы процессы, лежащие в основе памяти. Отдельные теории освещают лишь разные стороны этого сложного процесса. Прибегнув к некоторой схематизации, мы распределили относящиеся сюда вопросы на три группы. В первой память рассматривается как явление чисто психологическое; во второй — делается упор на физиологические механизмы; к третьей группе относятся биохимические теории памяти.

Представления психологов
Интерес к проблеме памяти проявлялся уже в далекой древности. Попытки подойти к ее пониманию мы находим у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философских позиций. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма. При рождении она пуста, а затем «рукою опыта» на ней запечатлеваются происходящие события. Пришедшее к нам из греческого языка слово «энграма», которым обозначают след, остающийся в памяти, буквально означает «запечатленное».

В XVII―XVIII веках философский подход сочетался уже с психологическим экспериментом, указавшим на роль ощущений в процессе познания. В дальнейшем ощущения рассматривались как единственный источник познания.

Определенных успехов в научном изучении памяти добились английские психологи XVIII―XIX веков, собравшие большой экспериментальный материал, который дал возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. В частности, получило развитие представление об ассоциациях и их роли в процессах памяти. Затем последовали классические работы немецкого психолога X. Эббингауза. Они внесли большой научный вклад в исследование памяти и не потеряли значения до настоящего времени.

На этом этапе исследований функция памяти рассматривалась как пассивный, не направляемый волей человека процесс, в основе которого лежат только внешние ассоциации. Однако постепенно большинство психологов пришло к выводу, что память не может быть определена только как одно из свойств мозга, в отрыве от особенностей каждого человека, его интересов, задач, деятельности. В настоящее время установлено, что процессы, лежащие в основе памяти, активны и должны рассматриваться как особого рода мнестическая деятельность с присущим ей активным поиском нужной информации. Большая заслуга в этом отношении принадлежит выдающимся отечественным психологам Л. С. Выготскому, А. Н. Леонтьеву, А. Р. Лурия, А. А. Смирнову.

Рассмотрим более подробно, как развивались эти представления. Наиболее древняя психологическая теория памяти, не потерявшая своего значения и по сей день, — ассоциативная теория. Сущность ее заключается в том, что образы, хранящиеся в памяти человека, связаны между собой, и это имеет значение для их последующего воспроизведения. Связь представлений называется ассоциацией (термин, введенный известным английским философом Д. Локком). Известны три вида и три закона «ассоциаций»: ассоциации «по смежности», «по сходству», «по контрасту». Так, если в нашем присутствии произносят строку хорошо знакомого стихотворения, само собой в нашей памяти всплывает продолжение этого стихотворения; произнесенное слово иностранного языка вызывает в памяти его значение на родном языке. Сообщенный научный факт заставляет вспомнить о книге, в которой он изложен. Все это ассоциации по смежности, причем связь может быть простой или сложной с промежуточными ассоциативными звеньями. Временна́я связь двух явлений, составляющая основу условных рефлексов, это тоже ассоциация по смежности. В нашей памяти ассоциации часто возникают по сходству. Так, шум моря вызывает воспоминания о шуме леса. Глядя на сосну, мы вспоминаем ель. Лицо знакомого мальчика заставляет вспомнить похожее лицо его отца или матери.

Ассоциации по