Великий Грешник [Николай Олегович Гридчин] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Николай Гридчин Великий Грешник

Когда в течение очень многих лет занимаешься одним и тем же делом, дни постепенно превращаются в часто сменяющиеся кадры какого-то фильма. Пусть и с небольшими отличиями, но будни смешиваются с выходными, зима – с летом. Человек входит в привычный ему темп и проводит в нем всю свою жизнь. Именно такой была повариха придорожной столовой «Аленушка», находящейся где-то на трассе М-3, в Брянской области. Проработав там больше двадцати лет, женщина пропустила, прогнала через себя и накормила громадное число дальнобойщиков, экспедиторов, шоферов, туристов, да и просто путников, захотевших подкрепиться в дороге. Сегодня к их числу прибавились двое мужчин, совершенно друг на друга не похожих. Один был одет в темно-синий, не самый дешевый костюм, обут в черные, не самые дешевые туфли и следил за временем, посматривая на швейцарские, не самые дешевые часы. «Бизнесмен, и, поди, миллионер. – подсказывала чуткая женская интуиция – Чего только забыл в этой глуши?». Другой являлся воплощением бродяги, лесника и какого-то военного в одном флаконе. Мятая клетчатая рубаха на футболку, затертые джинсы, на обувь взглянуть страшно. Но плечист, мускулист, небрит и выправлен по струнке. «Видать, охранник бизнесмена, – не унималось бабье «шестое чувство», – Но чудной какой-то».

Подойдя ближе, мужчины ввели повариху в еще большее заблуждение. Они разговаривали не как начальник и работник, а больше, как друзья. Потом долго спорили, за чей счет будет банкет. А в конце заказали одни и те же блюда и ушли за самый дальний столик. «Чудные какие-то. Москвичи, наверно». Таков был окончательный вердикт поварихи для двух странных посетителей.

Итак, Дмитрий и Владимир возвращались в родные брянские пенаты с очередной работы, проголодались и решили заскочить в первую попавшуюся столовую, коих тысячи на дорогах нашей страны.

– Ну, Дима, теперь туляки могут продолжить купальный сезон. – быстро произнес Володя перед тем, как забросить внутрь очередную ложку борща.

– И не говори. Официально заявляю, русалок в этой луже больше не будет. Как минимум, лет десять точно. – Дима уже покончил с борщом и принялся за второе. – Приличная, кстати, кухня. Намного лучше, чем в Калуге.

– Ой, не напоминай, – Володя инстинктивно сморщился. – И почему сразу «лужа»? Нормальное озерцо, живописное даже немного. Деревца, горы такие приятные, песочек у берега…

– И бешеная утопленница отдыхающих рвет и мечет. – Дима расплылся в улыбке.

– Ну, да. Не без этого. Ешь, давай, юморист. Через часок уже дома будем.

– А я-то что? Это ж ты разговор…

Дима не успел договорить. Его прервал телефонный звонок.

– Так, – протянул, с досадой, парень, – Надейся на лучшее, готовься к худшему.

– Варфоломей?

– Он самый. Пойду, переговорю.

Димы не было минут сорок. Володя успел закончить трапезу, проверить электронную почту, позависать в соцсетях и даже построить глазки симпатичной блондинке, сидящей неподалеку. Компаньон возник перед ним внезапно. На его лице читались одновременно печаль, ярость и удивление.

– Покушал? Молодец. «Домой» отменяется. Едем в Архангельск.

– Куда? – Владимир аж подпрыгнул.

– Куда слышал. Отче сказал, что там, в области, в лесах какой-то нечистый завелся. Похож на лешего, но не леший. Местные спецы – половина сами в разъездах, а половина третьи сутки днем по лесу мотаются и вечером матчасть штудируют. Все, как в песок. Что ты там говорил? Еще часок, и будем дома?

– Сглазил.

– Вот именно.

***

Русский Север. Край, где Время не властно. Как раньше, во времена Рюрика, так и сейчас, в эпоху селфи и лайков, здесь живут только сильные духом, способные на все и ко всему приученные. В жилах северян, не важно, приезжих и оставшихся или оседлых, поколениями ходящих по этой земле течет не просто кровь. Она смешивается с Подвигом. С каждодневным Подвигом противостояния суровому климату, капризной природе, даже самому себе. Но северяне этого не замечают. Они просто живут, сохраняя память и опыт предков, Подвиг и Силу.

Именно сюда приехали Дима и Вова, те самые люди, которых в душе можно тоже считать Истинными Потомками Севера. В Архангельске их встретил глава местных Причастных, настоятель Успенской церкви, отец Михаил. Это был мужчина лет пятидесяти, невысокий, коренастый, немного пузатый. Короткие темные волосы с небольшой проседью, широкая и недлинная борода. На правой руке не хватало половины мизинца, а левое запястье обезображено большим шрамом – следы встреч с нечистой силой тех краев. По этим же причинам он ходил, вынося по окружности несгибаемую правую ногу. На все предложения поберечь оставшееся здоровье и уйти на покой отец Михаил отвечал одинаково: «Идите вы к бесам. Я пока живой. Что еще нужно?».

Жил отец Михаил в просторном бревенчатом доме, одиноко и аккуратно стоящем в сопках. Там же он и разместил дорогих гостей. Священник не стал тратить время зря и еще по дороге домой объявил общий сбор всех архангельских Причастных. Как только Дима и Вова сбросили вещи рядом с широкими сосновыми кроватями, компанию их черному Дефендеру, стоящему за окном, составили Патриот, две Нивы и старенький Патрол. В дом вошли шесть человек – довольно большая группа, если учесть, что здесь только половина. Все как на подбор, ни дать ни взять – потомки викингов. Русые, бородатые, высокие и татуированные. После знакомств и обменов любезностями отец Михаил обрисовал ситуацию:

– Значит так, ребята. Недели две назад это началось. Шатались по лесу туристы, день шатались, два. И на третий день, когда они сели на привал у какого-то дуба большого, произошло страшное. Было десять человек, в живых осталось двое. Егеря их потом нашли, там кордон недалеко. Девушка, она в критическом состоянии в больнице до сих пор. И парень. Он особо не пострадал, потому что сразу спрятался под камнем. Но и сказать ничего толком не может, то ли шок, то ли психом стал. Повторяет только: «Свист, свист». На то, что от остальных осталось, смотреть страшно. Эта нечисть плоть с них с живых отрывала. Упокой, Господи, души усопших…

Произнося эти слова, отец Михаил осенил себя Крестным Знамением. Архангельские тоже все троекратно перекрестились. Вова, как обычно, записывал что-то в свой талмуд, а Дима внимательно слушал, что говорит священник.

– Полиция, естественно, начала разбираться. Парнишку этого бедного под стражу взяли. Сговорились с егерем, поехали на место. Пока суть да дело, до темна провозились, остаться решили там же, на егерском кордоне. Уж не знаю, о чем думал, отличиться похоже решил. Следователь молодой ночи дождался и один к тому дубу пошел. Там его нечистый дух и погубил…

Отец Михаил снова перекрестился. На этот раз все последовали его примеру.

– Хорошо хоть мальчишку того блаженного отпустили. Полиция это дело сразу бросила, написали, что зверь дикий всех задрал. Хотя какой там зверь? Ну, да и Бог с ними. Нам же проще. Ребята сперва подумали, что это оборотник, но Луны только не было для оборотника-то. Еще и свист какой-то. Бог знает, что происходит. В общем, поехали мы на место, осмотреться хотя бы. Ножи железные взяли, винтовки с железными пулями, вдруг и правда оборотник. Нашли этот дуб злосчастный, а подле него все кровью залито. Да никакой оборотник такого не сотворит. И тут свист, громкий, заунывный, как ветер какой-то. Мы оружие в руки и приготовились. А оно все свистит и свистит, ничего не делает. В общем, решили мы уйти и ночью вернуться. Пришли к тому дубу опять, костерок развели, сидим и ждем. И тут снова свист. И шорохи какие-то. Мы к оружию сразу, да тут оно как нападет. На Серегу напало. Серега, покажи.

Тут один из викингов встал, развернулся спиной и показал всем присутствующим ужасные рваные раны, зашитые совсем недавно.

– Нихрена себе, – Дима не смог сдержать удивление, – И как? Видели вы, кто это был? Или что это было?

– Маленькое оно, легкое, – Сергей оделся и сел обратно, – И рвать со спины начинает. У тех всех самые серьезные раны тоже были на спине.

– Ну, дела.

– В общем, мы с такой дрянью раньше не сталкивались, – К разговору опять подключился отец Михаил, – Вы, ребята, на слуху у всех. Сложные случаи – ваш профиль. Вот и позвонил я Варфоломею, попросил вас.

– И правильно сделал, – Дима не мог скрыть досады, – Мы же три недели дома не были, почему бы до месяца не добить.

– Остынь, – Володя впервые включился в разговор, – Не видишь, что ли, случай реально серьезный. Отец Михаил, Варфоломей про лешего, вроде что-то говорил. Да и по рассказам вашим больше леший, а не звероподобный.

– Вот мы тоже потом так подумали все. Да вот только не похож он и на лешего. Эти-то духи злобные. Свистят, скребут, путников в кугу заводят, губят в лесу. Да вот не телесные они, не могут так рвать запросто.

– Тоже, верно, – Володя встал, – Ладно, мы, с вашего позволения пойдем немного отдохнем с дороги. Все-таки, полторы тысячи верст за два дня – это ощутимо.

– Конечно, ребята, отдыхайте.

Архангельские встали одновременно, как по команде. Распрощавшись с Володей и Димой, они быстро покинули дом. Отец Михаил тоже решил ребят больше не беспокоить и ушел на подворье. Занавесив шторы, ребята упали на свои кровати и почти сразу мирно захрапели.

***

На следующее утро Дима и Вова поехали к тому самому дубу. Отец Михаил долго сетовал, что ребята не хотят брать с собой его и викингов, но в конце концов смирился, дал им винтовки и карту. Когда в лесу закончилась даже колея, Дима заглушил Дефендер и с досадой огласил:

– Все. Дальше пешедралом.

Едва они вышли из машины, как Володя устремился к багажнику, чтобы переодеться. Начался диалог, который повторялся почти на каждой вылазке, но ребятам не надоедал.

– Что, в «бриони» не очень удобно земельку-то мшистую топтать? – Дима так и расплылся в улыбке.

– Во-первых, не «бриони», а «фануччи», – Владимир менял синий костюм на простенькую брезентовую «горку», – А, во-вторых, куда уж лучше, чем стиль канадского пролетария.

– Зато я не трачу постоянно время.

– Зато я не выхожу и в пир, и в мир в одних шмотках.

– В нашем деле нужно выглядеть неброско и одежку носить удобную. А не щеголять по лесополосе в костюме, который той самой лесополосы дороже.

– Какого ты опять пристал, понять не могу. Хоть раз из-за моего дресс-кода были проблемы? Даже не так. Скольких проблем мы избежали, благодаря моему дресс-коду? Запомни, Дима, если на человеке костюм чуть дешевле его почки, значит и относиться к нему будут также. А к небритому громиле в джинсах старше него самого вечное подозрение обеспечено.

– Все сказал, денди брянского разлива? Пошли уже лешего изводить. До вечера, надеюсь управимся. Стельки перевернул?

– Да. Лутовку взял?

– Да.

Леший – злой дух, хозяин леса и всех его обитателей. Никто точно не знает, как он появляется. Одни легенды говорят, что это душа заблудившегося в лесу, которая не может найти пристанище себе и поэтому заставляет плутать других путников. Другие считают Лешего защитником природы и верят, что изводит он только тех, кто лес не чтит и не уважает. Действительно, не всегда этот дух несет людям зло. Случается, что Леший предстает в образе старца и указывает путникам верную дорогу или советует свернуть, если впереди их ждет гибель. Так или иначе, от проделок Лешего человек может заблудиться насмерть, и поэтому от него нужна защита. По древним поверьям необходимо «запутать следы». Раньше для этого меняли правый и левый лапоть, сейчас достаточно перевернуть в обуви стельки. Как оберег можно использовать лутовку – очищенный от коры кусок липового дерева. Убить Лешего можно только оружием из чистого металла – железа. Железный нож является лучшим средством почти ото всей нечисти.

Вот и сейчас, перед тем как идти к злополучному дубу, ребята решили оставить винтовки в машине и ограничиться одними ножами. Дима расстегнул ножны с Ка-Баром, чтобы при первой же возможности его достать. Володя держал руку в кармане, прямо под своей выкидухой. Шли они недолго, где-то полчаса, по слегка притоптанной тропинке, оставленной отцом Михаилом и его людьми. Дуб был действительно огромный, величественный. Ствол не смогли бы обхватить и пятеро. Крона раскинулась на многие десятки метров. А высотой тот дуб мог потягаться с трехэтажкой точно.

– Красивый. – Дима так и застыл.

– Ага. В лучших традициях Толстого. – Вова встал и начал прислушиваться.

Лес, как лес. Тишина, спокойствие. Ни намека на свист. Даже птицы не поют. Ребята начали осматриваться на предмет чего-то подозрительного или необычного, но кроме палок, застарелой листвы и зеленой травки не было ничего. Даже кровь как-то очистилась с этих мест

Ребята уже было решили идти обратно к машине, но тут появилось оно. Где-то вдали раздался сильный свист. Затем начал стремительно приближаться. Кроме свиста, можно было различить едва заметное ржание лошади.

– Дима, ты слышал? – Первым из задумчивой сосредоточенности вышел Володя.

– Ага. Наша тема. Приготовь нож.

Ребята достали ножи и встали так, чтобы не выпускать из поля зрения ни деляну, ни друг друга, ни окрестности. Вдруг неизвестно откуда выскочило оно. Маленькое, косматое, костлявое чудище с глазами, выпученными и выпавшими из орбит. В груди монстра зияла кровоточащая дыра, но проблем из-за этого он, видимо, не испытывал. Потому что, только выйдя из чащи, закричал по-человечьи и напал на Володю. Все произошло мгновенно. Монстр сбил его с ног, перевернул и начал драть спину. Дима набросился на нечисть сзади, попытался ударить ножом. Чудище истошно завопило. Дима нанес второй удар, затем третий, с частотой швейной машинки, и поставил точку своим коронным ударом в сердце с проворотом. Монстр обмяк и свалился рядом с Вовой. Дима поднялся на ноги.

– Эй, пижон, живой?

– Вроде, да. Эта падла меня конкретно покоцала.

Володя попытался встать, но истекал кровью. Дима наскоро разделся, приложил к ранам футболку и зафиксировал ее рубахой. Хоть какая-то помощь. А в машине есть аптечка.

– Дима, что это было за нахрен? И сдохло ли оно?

– Хороший вопрос.

Дима обернулся, чтобы еще раз взглянуть на нечисть, но ее на привычном месте не было.

– Вова, ты идти можешь? Валить надо. Эта хрень живая и свалила.

– Могу, вроде.

Дима помог Володе встать, получив в свой адрес смесь оскорблений за неделикатность и благодарностей за спасенную жизнь. Ребята быстрым шагом отправились обратно к машине. Вова обхватил Диму за шею, тот помогал ему передвигаться.

– Ну, и кто меня штопать будет?

– Скорее всего, кто-то из Причастных. Или я.

– Не, не, не. Только не ты. Я еще помню Астрахань.

– Помнит он. Ну, так сам бы и зашился, раз такой умный.

– Да ладно тебе, не кипятись. Вон машина. Помоги мне сзади лечь.

Дима аккуратно положил Володю на заднее сиденье израненной спиной вверх, завел Дефендер и со скоростью пули помчался к отцу Михаилу.

***

Смутное воспоминание, казалось бы, давно уже ушедшее. Карельский лес, небольшое озеро, деревянный маленький домик. Мужчина и женщина – два любящих сердца, бьющиеся в унисон. Да, именно здесь, вдали от городского шума, постоянно разрывающихся мобильников и вечного движения сотен автомобилей под окнами они по-настоящему счастливы. И пусть отпуск уже подходит к концу, они наполнены положительными эмоциями на пару лет вперед. И ничто не сможет поменять такого настроя…

Дождь, первый раз за две недели. Пронизывающий северный ветер. И ночь. Та самая ночь. Она у него на руках, на последнем издыхании. А он зажимает глубокую рану на ее животе и повторяет только одно: «Все будет хорошо, милая. Потерпи немного, скоро все будет хорошо…». А где-то вдалеке какой-то парень, крича и матерясь, продолжает бить ножом страшное, косматое чудовище. Ночь. Ветер. Дождь…

***

Владимир с трудом открыл глаза. Он лежал на животе, заботливо укрытый толстым шерстяным одеялом. В голове мелькала всего одна мысль: «Пить». Повернув голову, он увидел на прикроватной тумбочке кружку. «Пить». Володя попытался поднять руку, у него это почти получилось. Он потянулся за кружкой, но в последний момент опрокинул ее. Тяжелая, железная кружка с бряцанием упала на пол. «Пить». На звук, как вихрь, примчался Дима.

– Воу-воу, полегче. Только очнулся и сразу дебош устраивать. Я думал, что у меня на такие дела монополия.

– Пить. – Володя собрал все силы и как можно отчетливо прохрипел это слово.

– Так сразу и скажи. Зачем кружки-то ронять. – в руках у Димы появилась бутылка с водой. Он поднял кружку, дунул в нее и налил почти до краев. – Сам пить сможешь?

Володя кивнул и перевернулся на бок. В области спины сильно защипало. Он сморщился.

– Э, нет, дружище. Так дело не пойдет. Давай-ка дубль два.

Дима поставил кружку на тумбочку и помог Володе сесть. Спину защипало еще сильнее. Володя еле сдерживался, чтобы не закричать.

– Вот, уже лучше. – Дима дал кружку в руки компаньону, – Только не расплескивай больше. Вода нынче дефицит.

Володя в три глотка осушил кружку, отдал ее Диме и уставился на пол:

– Что … произошло? Почему мне так … плохо?

– Нихрена. Плохо ему. Тебе повезло неимоверно. Литра два крови потерял, а то и все три. Когда я тебя привез, отец Михаил вообще подумал, что ты – не жилец. Но я сказал пару ласковых и тут же появился лепила из его свиты, бинты, нитки-иголки и пара пакетов с кровушкой. Где взяли – не знаю. Короче, подлатали тебя, перевязали и восполнили допустимые кровопотери. Неделю ты в отключке провалялся вот так, на брюхе. Пока отдыхал, раны подзатянулись. Еще пару дней, и можно швы снимать. Короче, ты жив, почти здоров, пришел в себя и это – главное.

– Спасибо тебе, Дим, за все.

– Да ладно, чего уж там.

– С этой нечистью что? Нашли? Устранили?

– А вот здесь, брат, сложнее. Мы так и не смогли толком понять, что это за нахрен, поэтому парни отца Михаила просто ходят метрах в двухстах от этого проклятого дуба и следят, чтобы никто туда не совался. Благо, желающих немного. Какой-то журналист был, по загривку получил за наглость, кстати. И парочка тинейджеров, их хватило слегка шугануть. Вот такие дела.

– Ясно. Крайне фиговые дела. Ты бы пожрать что-нибудь принес воскресшему-то. А то даже как-то неудобно. Сейчас обратно пойду

– Ах, вот ты как заговорил. Ну, раз такой умный, сейчас будешь кушать самую гнусную северную пищу. Ребята съездили, форели наловили. А я запек. Только что вынул. Ты прямо вовремя очнулся. К ужину.

***

Прошло еще три дня. Володя окончательно поправился. Ежедневные компрессы на каких-то целебных травах намного ускорили процесс заживления его боевых ранений. Сегодня мужчине уже снимали швы. Сегодня он уже мог вернуться в строй и продолжать борьбу.

Наступил вечер. Владимир удобно уселся за стол с кружкой чая, открыл свой неизменный талмуд и стал складывать воедино все фрагменты этого дьявольского пазла. Удивительно, но никто не говорил про ржание лошади. А ведь Володя отчетливо помнил, что свист сопровождался именно этим ржанием. Так. И эта нечисть. У нее же была дыра в груди, причем застарелая, смотрелась очень органично. Почему нападает именно со спины? Тоже интересно. Так. Что еще? Дуб. Почему оно нападает только возле этого дуба? Привязка к месту? Значит случилось что-то именно там. Так. Архангельская область, север. Откуда здесь вообще такой большой дуб? А если…

Вова встал и пошел к книжному шкафу. Найдя полку с надписью «Старые о городе», он начал перебирать и перелистывать все книги, что там стояли. Обнаружив нужную, Володя вернулся с ней за стол, открыл параллельно карту и ноутбук и принялся анализировать свои догадки. Спустя два часа кропотливого изучения, он пошел гостиную, где отец Михаил и Дима вот уже полдня играли в шашки.

– Я, похоже, знаю, с чем мы имеем дело, – глаза Володи прямо-таки светились, – Либо это череда удивительных совпадений, либо печальная закономерность.

– Тебя что в философию потянуло? – Дима не мог не съязвить – Может опустим лирику и перейдем к физике? Что ты там накопал?

– Короче, я зацепился за дуб. Почему оно нападает только возле этого дуба? Да и вообще, откуда на севере такой большой дуб? И я подумал. Не мог ли этот дуб появиться на том месте специально? Может его посадил кто? Сажать дуб в обычном лесу глупо, поэтому, вполне возможно, что это не обычный лес.

– Ну, да. Венский. – привычка Димы язвить иногда бесила его самого. Но что поделать, такой человек.

– Глуховский. Этот лес являлся частью земли какого-то помещичьего рода Глуховских. Я почитал. В интернете сказано, что они – выходцы из Польши, каким-то образом попали сюда, взяли землю, занимались лесозаготовками.

– А дуб тут при чем?

– А это любимое занятие одного из барчат, Александра Глуховского. Очень растения любил, вот и попытался высадить дубовую аллею. Ну, аллеи не получилось, но вырос красавец-одиночка. Так вот, я начал копаться дальше и узнал, что в пятидесятых годах девятнадцатого века горе страшное произошло в семье Глуховских. Уехал пан-хозяин по своим владениям живой, а вернулся холодный. Ножом его укокошили. Прямо в сердце.

– У того нечистого тоже дырень была в области сердца.

– Вот. Начинает доходить.

– Так ты хочешь сказать, что это мстительный дух? Убили, и теперь он сам всех мочит?

– Скорее всего. Я начал копаться дальше. В коми-зырянских повествованиях есть такой персонаж – Ичетик. Злой дух утопленного матерью младенца, заблудившегося путника или, – здесь Вова сделал мхатовскую паузу, – Или убитого человека. Выглядит как то, что на меня напало. Да и повадками похож.

– Мы в Архангельске, – Дима немного смутился и начал осмысливать, – какие коми-зыряне? До них по сотне километров в любую сторону.

– Я тоже так подумал. А потом нашел крепостные книги. Там значится кучер Иван Иванов. И пометка стоит, что он зырянин. Что мешало помещице согрешить с кучером и родить от него пану? Тогда – абсолютно ничего.

– Логика есть. И чем нам грохнуть этого…Как ты сказал? Учетчика?

– Ичетика. А вот это самое интересное. Ни в одном бестиарии, бумажном или электронном, нет информации, как его убить. Но мне другое в голову пришло. Только надо нам съездить на Соловки.

– Куда? – у Димы округлились глаза, – Туда-то зачем?

– Ты притчу «О двух великих грешниках» Некрасова читал?

– Кого?

– Так, ясно. Ты вообще в школе учился?

– Класса до восьмого.

– Оно и видно, – Вова нашел в телефоне нужны текст и передал Диме, – На, возьми. Окультуривайся в рамках школьной программы.

По мере того, как читал Дима, можно было заметить, что настроение его поменялось раз пять. Удивление, еще большее удивление, озарение и, наконец, закономерный вопрос, адресованный Володе:

– Что ты задумал? Зачем на Соловки?

– Начало перечитай. «…мне в Соловках ее сказывал инок, отец Питирим…».

– Ну, и что? Это художка.

– Некрасов путешествовал часто, в том числе и сюда, на север, заезжал. Почему он не мог посетить Соловки и поговорить со старцами?

– Это когда было? Сейчас ты что хочешь там найти?

– Какие-нибудь упоминания об этом Питириме. Может, старые иноки знают о нем что-то.

– Не может быть настолько старых иноков.

– Дим, ты ехать не хочешь?

– Поехали. Без проблем. Смысл от этого какой?

– Достоверность. И возможность узнать получше, чем можно грохнуть эту тварюгу. Дим, до Соловков тысяча сто километров отсюда. С учетом нашего стиля езды, и, если будем меняться. Плюс сон, плюс время там. Дня через три уже вернемся. Поехали.

– Ладно, хрен с тобой. Погнали. Но бензин туда-обратно с тебя.

– Вот и ладушки.

***

Шел четвертый час, как ребята отправились в сторону знаменитого Соловецкого монастыря, однако не один из них не сказал другому ни слова. Володя смотрел в окно на почти не меняющийся северный пейзаж, а Дима рулил, изредка перещелкивая песни под настроение. Именно он и не выдержал первым:

– Так, великий следопыт. Раз уж мы едем по твоей наводке в место, хоть и удивительное, но очень отдаленное, попробуй мне объяснить, что ты все-таки задумал.

– Хорошо. Только шутки и психованность при себе оставь. А они сейчас появятся. В общем, я вскрыл, путем нехитрых манипуляций, электронный архив Соловецкого монастыря. Искал хоть что-то об этом Питириме. И знаешь, нашел любопытные сканы. Первый – с книги шестидесятых годов девятнадцатого века. На ней числился инок Питирим, восьмидесяти лет от роду. Потом послереволюционные протоколы регистрации заключенных монахов Соловецкого лагеря. На них тоже числился Питирим. Просто Питирим, без фамилии, мирского имени, документов. Возраст вписали «с его слов» семьдесят восемь лет. Это при условии, что в старой книге никакого Питирима больше не было, хотя по идее должен был быть. И последний документ – список монахов, проживающих в Вознесенском скиту Соловецкого монастыря. Датирован две тысячи шестнадцатым годом. Там числится два Питирима – одному около тридцати, а возраст второго – восемьдесят пять. Итак, что мы имеем. Три века, три документа, три Питирима, причем почти ровесники. Ну, за исключением того, что века разные. Странным не кажется?

– Кажется, – Дима погрузился в глубокую задумчивость, – И ты думаешь, что эти Питиримы – один и тот же человек? Но такого просто быть не может! Сколько бы ему тогда сейчас было? Мы проехали почти половину, поэтому разворачиваться я не стану. Но, Володя, говорю сразу. Ты, походу, сбрендил. Поехал кукушкой от нашей жизни. И я с радостью сдам тебя в дурку, когда домой вернемся. Уяснил?

Володя ничего не стал отвечать. Лишь усмехнулся и отвернулся к окну, продолжая созерцать пейзажи.

***

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Уникальное и знаковое место. Как и на всем Русском Севере, на Соловках денно и нощно совершается Подвиг. И заключается он в Труде и Молитве. Только здесь схимники, монахи, старцы и просто богомольцы находят истинное умиротворение и одухотворенность, занимаясь каким-либо ремеслом. Обычай этот древний, уходящий корнями в те самые времена, когда преподобный Зосима на острове обитель поставил и две церкви. Примеру его и по сей день богомольцы соловецкие следуют. Не столько молитвой Веру Святую в душе своей культивируют, сколько трудом благим и жизнью спокойной, праведной. Даже в тяжелое советское время уклад монастырский нарушен не был. Понимали служители революции, что трудолюбивые монахи ничего плохого совершать не будут, вот и позволили им жить по-старому. Вот такой он, Соловецкий монастырь. То самое место, в котором Христос всегда рядом с богомольцем.

К полудню второго дня Володя и Дима сошли с парома и сразу же отправились в Вознесенский скит, искать инока-старца Питирима. От монахов-трудников они узнали, что отец Питирим каждый день ходит к ближайшему озеру ловить рыбу. Туда и отправились ребята. Дойдя до озера, Дима и Володя огляделись. Никого. Пройдя немного вдоль берега, они заметили вдалеке фигуру с удочкой и решили, что это именно тот самый Питирим. Ребята подошли поближе. Их взорам предстал старик весьма почтенного возраста, с очень длинной бородой, одетый в подрясник и стеганую ватную жилетку. На голове у него была черная вязаная шапочка, а на поясе – кожаный ремень. Увидев незваных гостей, старец перекрестился и закинул в озеро длинную бамбуковую удочку. Необходимо было как-то начать разговор. Это сделал Владимир.

– Здравствуйте, святой отец. Мы ищем инока Питирима. Трудники сказали, что он здесь рыбу ловит.

– Здравствуйте, здравствуйте, добрые люди, – старик не отрывался от поплавка, – Да, рыбка тут хорошая, да и клюет хорошо. Можно половить.

– Святой отец, нам бы Питирима найти, да поскорее.

– Все спешат, спешат. В суете жизнь свою губят. А вы спуститесь, присядьте на берег, посидите. Может, и дано вам будет, что ищете.

Дима с Володей переглянулись, аккуратно спустились к берегу и присели рядом со старцем. Нависла долгая пауза. Но тут заколыхался поплавок. Старец проворно подсек удочку, но вытянул только пустой крючок.

– Эх, сорвалась – с досадой протянул старец, нанизывая на крючок наживку, – ну, да и Бог с ней. Попробуем еще.

С этими словами старец опять закинул удочку в озеро. Дима с Вовой снова переглянулись. Они ничего не понимали. Деликатное начало разговора ни к чему не привело. Но грубить старику-монаху никто не собирался точно. Нужно было что-то решать. Немую сцену закончил сам старец. Он развернулся к ребятам.

– Так зачем вам, добрые люди, Питирим понадобился-то?

– По делу. – Смятение Вовы постепенно перерастало в досаду.

– Что ж за дела могут быть у щеголя в сюртуке и шаромыжника в рваных портках к одинокому старцу-иноку?

– К самому старцу-иноку только два вопроса. Знает ли он что-нибудь о Кудеяре и пане Глуховском? Это первое. И второе. Что он может об этом поведать щеголю и шаромыжнику?

Услышав Володю, старец изменился в лице. Выражение блаженной задумчивости сменилось скорбью. Затем он вскочил и со всей старческой прытью, на которую только был способен, бросился прочь от озера. Пройдя метров десять, инок припал на колени и начал судорожно креститься и отвешивать земные поклоны. Дима тем временем собирал удочку старца, а Вова потихоньку пошел в его сторону. Подойдя поближе, мужчина оторопел окончательно. Он видел перед собой седобородого старика, из глаз которого лились искренние, чистые, можно сказать, детские слезы. Старик отвешивал поклон за поклоном, не прекращал осенять себя Крестным Знамением, и все время что-то нашептывал. Володя прислушался, но смог разобрать только несколько слов – «…устал я, Милый Боже. Сжалься над грешником великим. Прибери к себе да отправь на Страшный Суд. В Геенну Огненную отправь, Господи, грешника. Смилуйся. Не могу так больше…».

К ним осторожно подошел Дима с удочкой и уловом. Вова сделал ему знак рукой, и оба стали терпеливо ждать, пока старик успокоится. Вскоре инок положил последний поклон, перекрестился и обернулся к ребятам.

– Расскажу. Все расскажу. Не могу так больше.

– Отец Питирим, – уже не было смысла как-то увиливать, поэтому Владимир обратился прямо, – Вы нам расскажете свою историю, а мы вас до скита проводим. И там расскажем кое-что сами. Кстати, как лучше обращаться? Отец Питирим или Кудеяр?

После этой фразы Дима, спокойно за всем наблюдавший, побледнел и выпучил глаза. Однако выразить наивысшую степень своего удивления в паре грубо-матерных привычных выражений не успел.

– Кудеяром меня не кликал никто уже очень давно, – Старец, в отличие от Димы, нисколько вопросу не удивился, – Питиримом зови. Принял я это имя. Мое оно теперь до смерти. Пошли, добры молодцы. Все вам как на духу расскажу.

Они втроем отправились в сторону скита. Отец Питирим начал свою историю, от которой одновременно захватывало дух и холодило кровь. Особенно, если учесть, что все было наяву.

– Много дел страшных да грехов великих на своем веку я совершил. Близ Дона жил тогда. В шайке атаманом был. А шайка та – дюжина человек. Кто каторжанин беглый, кто крестьянин обездоленный. А у меня мать персиянкой была, тоже горя хлебнули. Озлобленные все, жестокие. Зверьми были дикими, а не людьми. Вот и грабили на большой дороге всяких. Богатый ли, бедный ли – все одно. Есть что, так давай, коли жить хочешь. А нет ничего – секир башка тебе. Много душ погубили. А у меня еще полюбовница была, на всей земле такой красы не найдешь. Из Киева ее увез. Жил вот так вот, жил. Ни о чем, окромя удовольствия не думал. Ел сытно, спал сладко, девица под боком, вино рекой льется, только рот успевай открыть. Денег, золота, шелков заморских мы с той шайкой награбили, ой, как много. И снится мне в одну ночь сон удивительный. Будто стою я в огне, пошевелиться не могу. И тут сам Христос передо мной. Как вот на иконах нарисован, только живой. А я так и стою в огне. А он подходит ко мне, дланью левой махнул – нет огня. И правую к груди моей прикладывает. И одно слово говорит – «Все». И мне в тот момент дыхание перехватило. А я стою, как скованный, да пошевелиться не могу. Христос длань от меня отвел, развернулся и ушел. А я так на пепле всю ночь и простоял. Проснулся и чувствую, будто я – не я. Кусок в горло не лезет. Вино не горячит. Полюбовница, и та опротивела, видеть ее не мог. Сел на коня, свистнул, собрал шайку свою, да поскакали мы на большую дорогу разжиться. И вот сижу я на коне, а сам понять не могу. Плохо как-то за все, скорбно. Того и гляди плакать начну. Есаулу своему говорю, чтобы разворачивались. Удивился есаул, но послушался. Вернулись мы к себе в лагерь, и тут он меня допытывать стал, зачем да почему. Рассказал я ему про сон свой, а он меня на смех. Да еще и молодчиков остальных подначивает. Выхватил я саблю турецкую, да и засек его насмерть. Молодчики все в страхе поразбегались, а девица-то моя как давай выть. Узнал я, что она окромя меня, с есаулом спуталась. Вот по нему и воет. На том месте, той же саблей турецкой ей голову и снес. И упал в беспамятстве. Очнулся, впряг лошадь в телегу, погрузил на нее все богатство свое кровавое и поехал. В церковь ближайшую все отдал, вместе с лошадью и телегой. Себе только одежонку оставил, сапоги да нож булатный. В той же церкви и крещение принял, стал Питиримом. Потом исповедовался, все как на духу рассказал. И настоятель церкви той, отцом Софронием звали, сказал мне на Соловки идти. В монастырь. Туда я и пошел. Долго в монастыре соловецком я жил. Трудился все время, молился за отца Софрония да за душу свою многогрешную. Тяжкие грехи мои были, не отпускал их Господь. И пошел я из монастыря прочь, куда глаза глядят. Не место мне там было, грешному среди божьих. Долго очень шел и набрел на дуб огромный. Там и остался. Жил под дубом, спал на земле, молился денно и нощно. Нет мне искупления. Рядом с дубом тем поместье было пана Глуховского и деревенька с крепостными. Мужики лес рубили и приходили ко мне иногда. От них я прознал и про пана-барина. Злой был человек, жестокий, с черной душой. Мучил крестьян почем зря, бил, истязал, губил. Семью свою не жалел даже, изверг. А я так и жил под дубом, молился, все искупления ждал. И тут мне старец, такой же как я видится. А может и наяву был, кто знает. И говорит: «Искупления ищешь. Будет оно тебе. Срубай дуб вековой под корень. Ножом своим булатным и срубай». И начал я ножом дуб великий резать. Молился и резал, чуял, что вот оно, мое искупление… В один день все переменилось. Слышу свист как-то, и лошадь ржет. Оборачиваюсь – всадник передо мной. Сам пан-барин. Правду про него крестьяне говорили. Зверь, а не человек. И лицо звериное, и даже голос волчий. Но оторопел передо мной Глуховский, удивился, что в его краях, под дубом монах живет. И рассказал я ему в поучение историю свою. Думал, может сердце барское отойдет. А он мне: «Ты, старик, меня не учи. Кого жалеть-то ты говоришь? Холопов? Быдло это? Да какой же это грех, холопа уму-разуму научить? А он окромя как кнутом и не понимает. И вообще, спится мне очень сладко. Значит не люди батраки эти, раз Господь за них на меня совесть-то не наслал…». И вот говорит он, говорит, а я бешенство чую великое. Выхватил нож, да и ударил пана прямо в сердце. Только кровь хлестнула. Конь его на дыбы вскочил и в чащу умчался тут же. А я стою, держу тот нож в руках. Кровь с него на землю стекает. А с меня грехи мои смываются. Искупление долгожданное. Вот оно, пришло. Перекрестился я на небо и пошел в монастырь век свой доживать. Но тяжек грех смертоубийства, ох, как тяжек. Господь меня за него и наказал. До сих пор никак к Себе не приберет. Вот и живу я здесь так много лет, что сам уже счет им потерял.

Когда Питирим завершил свою удивительную исповедь, все трое уже подошли к скиту и присели в тени, в небольшой беседке. Вова нисколько не удивился тому, что рассказал старец, что-то подобное он предполагал еще в Архангельске. Однако Дима был поражен не на шутку. Последние несколько лет он постоянно контактировал с тем, чего в привычном, обычном мире по определению быть не может. Но рассказ Питирима произвел на парня такое сильное впечатление, что понадобилось еще полчаса, чтобы его переварить и осмыслить. Итак, ребята выслушали старца и теперь настала очередь удивлять уже его. Володя начал не менее увлекательный рассказ.

– Отец Питирим, то, что вы нам рассказали выглядит как бред сумасшедшего. Но мы с Димой склонны в него верить, да и приехали сюда не просто так. Пан Глуховский жив. Вернее, почти жив. Он стал истинным воплощением зла и душегубства. Подобно вам, живущему уже очень много лет в молитве и желании искупления греха, Глуховский все это время скитался подле того самого дуба и копил в себе гнев. И вот гнев перевесил в нем все человеческое. Глуховский превратился в духа-душегуба, который убивает всех, кто подходит близко к тому дубу. Наша с Димой задача – его остановить и устранить. И вы, отец Питирим, должны нам в этом помочь.

– Но как я вам помогу, добрые люди? – старец погрузился в смятение, – Я старый, слабый, да и монастыря уже не покину.

– У вас остался тот нож? Может быть им удастся прикончить Глуховского второй раз.

– Нож булатный, да, остался. В келье моей он лежит. Как в монастырь вернулся, с тех самых пор его и не доставал.

– Отдайте нож. А сами молитесь теперь за то, чтобы удача нам сопутствовала.

– Хорошо, добры молодцы. Сейчас принесу я вам нож.

Отец Питирим встал, взял удочку, ведерко со своим уловом и отправился в скит. Когда он вернулся с небольшим тряпичным свертком, ребята сидели все в тех же позах и все на тех же местах. Старец отдал Вове сверток, перекрестил и благословил его, а затем Диму. В свою очередь от ребят он получил визитку с их номерами, как это говорится, на всякий случай. К полудню парни уже сели на обратную переправу и вечером поехали обратно в Архангельск.

***

Всю обратную дорогу ребята не проронили друг другу ни слова. Даже сменялись за рулем молча. Каждый размышлял о своем. По приезде к отцу Михаилу Володя достал сверток, развернул его и достал большой булатный нож из расписных деревянных ножен. Подобно иноку, вот уже очень много лет его хранившему, нож никак не был тронут временем. Даже кровь того самого пана Глуховского как запеклась у рукоятки, так там и осталась. Отец Михаил был на богослужении в своей церкви, и ребята решили его не дожидаться.

– Слышь, пижон, – Дима снова заговорил тем самым любяще-остротным тоном, – Только костюмчик сразу переодень. У нас теперь оружие есть, которое может этого польского беса грохнуть. Вдруг почует и первый нападет, пока ты свои «фануччи» на «брезентуччи» меняешь.

– Хорошо.

– И чудо-ножик мне отдай, – Дима протянул руку.

– Это еще зачем? Сам справлюсь.

– Справится он. Ты сдурел? Сколько времени с последнего ранения прошло? Неделя? Полторы? Да ты как уж весь извертелся, пока мы на Соловки обратно ездили. Давай сюда нож. Хрен тебе, а не геройства. Тылы прикрывать будешь, – Дима немного помолчал и добавил, – Охранять машину.

– Дима! Да это ты походу сдурел! – Вова был близок к ярости, – Я понимаю нож забрать и атаковать. Да, возможно, погорячился. Но оставлять меня в машине, как школьника. Ты охренел? Я что, калека? С тобой пойду. Тесак свой мне отдашь. Ты в тот раз очень ловко им отпор ичетику дал.

– Ладно, хрен с тобой. Если что, еще раз вытащим, тьфу-тьфу, конечно. Но если я из-за тебя превращусь в груду рваного мяса, я к тебе по ночам приходить буду. И материть. И морду бить. Каждую ночь.

Ребята расхохотались, пожали друг другу руки и обнялись. Вова пошел переодеваться в «Горку», а Дима – прогревать машину.

***

Все тот же архангельский лес. Все те же полупритоптанные тропинки. И двое мужчин осторожно идут по ним с ножами наизготовку. Сегодня они попытаются завершить начатое поневоле почти двести лет назад истребление зла. А тот, кто стал целью ребят, был истинным злом что при жизни, что после. Все тот же огромный дуб. Пришли. Приготовились. Подробно расспросив Сергея, пострадавшего от ичетика в числе первых, а также детально вспомнив свою прошлую неудачную вылазку, ребята выявили закономерность. Нечисть нападает только с одной стороны. Сегодня там встал Дима с булатным ножом. Много раз он стоял в засаде на всякого рода тварей, поэтому привык не нервничать и все делал «на автомате». Но сегодня – особый случай. Его прикрывал человек, не совсем хорошо поправившийся после ранений. К тому же не было гарантии, что булатный нож старца убьет нечистого. Все тот же свист. Так. Время думать закончилось. Дима напрягся и перехватил нож поудобнее. Его примеру последовал Володя. А вот и сам пан Глуховский, выбирается из зарослей. Вернее, то, что от него осталось, во что он с годами превратился.

– Здорово, пан-рухлядь. – Дима принял боевую стойку и приготовился к атаке.

Как и все прошлые разы, ичетик стремительно бросился на опережение с остервенелым криком и попытался напасть со спины. Но спину Димы прикрывал Володя, сжимая в руке Ка-Бар друга и умело нанося им резкие взмахи в сторону монстра. Ичетик быстро перебегал то к одному, то ко второму мужчине и надеялся извести их или хоть немного увеличить между ними расстояние. Но произошло то, чего никто не ожидал. Володя подгадал момент и стремглав, подняв руку с ножом, прыгнул сверху на только что мелькнувшего монстра. Когтистой лапой ичетик нанес мужчине удар в грудь наотмашь, затем еще один. Прорвав брезент «Горки», когти противно проскрежетали по пластиковому мотоциклетному «панцирю», который Вова нашел в гараже отца Михаила и предусмотрительно нацепил под куртку. Теперь он уже сидел на ичетике, придавив ему одним коленом шею, другим – грудь и пытаясь удержать захваченные когтистые лапы.

– Дима, твою душу! Добивай! Я его долго не удержу. Сильный, падла.

Но Диме не надо было ничего говорить. Как только Вова начал совершать свой дерзкий маневр, тот уже развернулся и замахивался для удара. Первый пришелся в бок, под ребра. Ичетик завопил, а из новой раны потекла странная, вязкая синяя жижа. Второй удар, в сторону печени. Володя почуял, как силы покидают нечистого, и немного отстранился. Третьим ударом Дима перерезал ичетику горло. Синяя жижа брызнула фонтаном. Монстр забился в предсмертных конвульсиях. Для последнего удара Дима выбрал особое место. Ту самую рану на груди. Точно вонзив в нее булатный нож и провернув, мужчина резко выдернул оружие и встал. За ним поднялся Володя. И тут их взорам предстал конец ичетика. Он озарился ярким бело-голубым светом и превратился в кучу праха.

– Еще раз полезешь в пекло без значимой на то причины, – Дима обернулся к Володе, – Получишь не только от нечисти, но еще и от меня.

– Сколько бы мы еще пируэты с этим козлом костлявым выписывали бы, если бы я не «полез в пекло», как ты говоришь? Вот и молчи. Прах надо собрать, смешать со святой водой и прикопать под порогом церкви.

– Иди, собирай. – Дима махнул рукой, – Раз такой умный, то должен знать, что инициатива кхм-кхм инициатора.

– Вот и помогай после этого. Лезь грудью на когтистые амбразуры, – Володя посмотрел на поцарапанный панцирь, – Отличная штука, кстати. Надо себе такую достать.

– Изобретатель. Лучше бы ты осторожность изобрел. Чтобы вот так по-тупому больше не подставляться. Ладно, погнали домой. Делосделано. Сейчас всех обрадуем. Прах собрать не забудь.

***

Услышав от ребят хорошие новости и получив запечатанную стеклянную бутылку с прахом, отец Михаил весь воссиял. Он опять объявил общий сбор всех архангельских причастных. Но теперь уже на столе, за которым проходило собрание, были разложены не карты и бумаги, а северные лакомства и морошковая настойка – было, что отпраздновать.

Ребята задержались в доме священника еще на пару дней. Володе позвонили из Соловецкого монастыря и сообщили, что инок Питирим скончался во сне в своей келье. Спросили, приедут ли забирать покойника. Получив отрицательный ответ, сообщили, что похоронят сами, по обычаю, как положено и попросили не беспокоиться. Владимир поблагодарил голос на том конце провода, спросил, нужны ли какие-то деньги, пожертвования, и, получив отрицательный ответ, повесил трубку. Затем рассказал обо всем Диме и отцу Михаилу. Мужчины достали бутылку настойки и выпили за упокой Великого Грешника Кудеяра, искупившего наконец свои грехи и ставшего Праведным Старцем Питиримом.

Утром третьего дня Дима и Вова сложили вещи в багажник Дефендера, пожали руку отцу Михаилу, получили от него Благословение в дорогу и отправились домой. Они пробыли в пути где-то три часа. И опять за все это время Володя не вымолвил ни слова. Дима убавил звук на магнитоле. Диркс Бентли перестал петь кантри-хит о юноше, так и не дозвонившемся любимой.

– Чего такой смурной, пижон?

– А? – Вова оторвался от своих мыслей, затем от окна и повернулся к другу, – Да ничего. Задумался о своем, не бери в голову и наслаждайся музыкой.

Вова прибавил громкость. Дима выключил магнитолу совсем.

– Так, Владимир, колитесь давайте. Какие думы такие вас посетили, что вы даже кантри свое не очень любимое возвращаете?

– Да никакие, Дим. Отстань. Вот прилип, как банный лист. Протокол допроса еще составь.

– А я и без протокола тебя расколю. Думаешь ты об иноке этом. Я прав или я прав?

– Думаю я о том, что нас ждет дальше. Человек жил, грешил, получил Знамение и двести с гаком лет грехи свои замаливал. Я же помню, что он тогда, у озера просил. «В Геенну Огненную меня, Господи отправь». Вот так просил. В Ад хотел, на вечные муки. Потому как на земле страшнее. И другой был, тоже душегуб знатный. Но он смерть принял и стал уже после жизни еще больше грешить. Вот и ходили по земле два Великих Грешника. Но один истинный, заслуженный, а второй наказан был Господом, хоть и каялся искренне. Неужели нас что-то подобное с тобой ждет?

– Володь, мы грешим. У нас выше крыши уже всего сделано. Да такого, что у любого священника на исповеди волосы на всех местах поседеют и выпадут, если поверит. Ты думаешь я об этом не думал? Тут вопрос не в том, что ты делаешь, а в том, зачем ты это делаешь. И пусть оба, что Кудеяр, что Глуховский этот грешили ради себя, когда Кудеяр Питиримом стал, он же не по своей воле тому польскому козлу нож всадил. Для людей человек на грех страшный пошел. Чтобы истязали их меньше. Я каждый день просыпаюсь и вспоминаю все, что натворил. Потом вспоминаю, что не для себя это начинал все и делал тоже не для себя. И задаю вопрос: «Готов дальше грехи тяжкие во имя людей совершать, а затем наказание за них принять от Бога полностью?». Как видишь, до сих пор отрицательного ответа не дал. Поэтому мы и колесим по стране без продыху. Я не знаю, что с нами будет, что нас с тобой ждет. Но уверен, что приму все, как люди принимали то, что я для них делал и поблагодарю перед смертью Господа за то, что ради людей грешником умираю. Я ответил на твой вопрос?

– То есть, ты хочешь сказать, что бы нас не ждало «там», это намного лучше будет того, что мы имеем «здесь».

– Да, пижон, – Дима улыбнулся, – Именно это я и хочу сказать.

– Наверно, ты прав. Так оно и есть. Спасибо, Дим.

– Да ладно, чего уж там.

Дима включил магнитолу обратно. Володя опять отвернулся к окну. Ему не давала покоя еще одна мысль, однако озвучить ее своему другу и соратнику он никак не мог. Мужчина не слышал музыку. В его ушах раздавался предсмертный женский хрип и повторяющиеся вот уже который раз слова: «Все будет хорошо, милая. Потерпи немного, скоро все будет хорошо…».