Количество дней, описанных в «Илиаде» Гомера [Александр Аркадьевич Сальников] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Сальников Количество дней, описанных в "Илиаде" Гомера

Известно, что Троянская война, судя по легендам, длилась десять лет. Но это не точно. Точнее сказать, она длилась около десяти лет. Причём, в поэме «Илиада» Гомер описал только определённый период войны, который был ближе к её окончанию.

Некоторые исследователи указывают, что Гомер описал последние дни войны. Грубо говоря, можно, конечно, сказать и так. Я тоже иногда пользуюсь такой терминологией. Но это не совсем верно. Гомер не описывает последние дни войны, он заканчивает описание на убийстве и погребении Гектора. Он не описывает ни разрушение Илиона (Трои), ни окончание военных действий. По сути, Гомер рассказывает лишь о наиболее значимых сражениях Гектора. Именно его. А также о гневе Ахиллеса и об эпизодических сражениях Ахиллеса, который убил Гектора с помощью богини. То есть, Гомер описывает определённый период времени десятого года войны, но не самый конец войны. Здесь нам интересен следующий вопрос: сколько дней всего описывает Гомер в «Илиаде».

Работая над переводом поэмы и над комментариями к ней, я тоже задавался этим вопросом, встречая в соответствующей литературе разные мнения на этот счёт. В основном указывается число – 51 день. Например, такая цифра указывается на сайте «Большая российская энциклопедия» за 2004 г.: «В основе поэмы – предание о Троянской войне; её назв. происходит от второго наименования Трои – Илион. События «Илиады» охватывают 51 день последнего года осады Трои греками». Или на сайте «Энциклопедия Всемирная история»: «События «Илиады» охватывают 51 день последнего года осады Трои греками». Такую же цифру указывают Ермановская А.Э. в книге «50 знаменитых загадок древнего мира», 2012 г.: «…в «Илиаде» описан всего 51 день войны задолго до падения Трои»; а также профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета МПГУ Жаринов Е.В. в работе «Лекции о зарубежной литературе. От Гомера до Данте», 2018 г., Стр.4: «Начнем с того, что завязкой поэмы «Илиада» является гнев Ахилла. Продолжительность действия 51 день».

Надо признаться, что и я раньше придерживался этой версии, даже указывая её в некоторых своих работах, т.к. не исследовал этот вопрос лично. Но, как оказалось, эта версия ошибочна, она просто не верна.

Кстати, встречались мне и другие цифры. Некоторые исследователи указывают 41 день, другие – 49 дней, третьи – 53 дня. Например, в интернете есть работа (не знаю, кто автор) под названием «Краткое содержание Гомер Илиада за 2 минуты пересказ сюжета», в которой говорится: «Произведение "Илиада" не описывают всю битву, а рассказывает о судьбах. Гомер в рассказе охватил только 41 день обложения Трои».

Встретив как-то в очередной раз подобную разноречивую информацию, я решил на основе текста поэмы лично подсчитать дни и ночи в «Илиаде», благо, что Гомер подробно описывает почти каждый день, утренние восходы солнца и вечерний отход героев ко сну. Удивительно, но все, приведённые выше цифры, оказались не верны.

Итак, я предлагаю и читателю, кому интересно, вместе со мной заняться сейчас подсчётом дней, описанных в «Илиаде». Будем подсчитывать, указывая номера песен, стихов и соответствующих мест в поэме.

Песнь 1. Язва. Гнев.

1-9-й день. Агамемнон оскорбил жреца Хриса. Хрис просит помощи у Аполлона. Аполлон насылает мор на ахейцев.

«Девять без устали дней на войска стрелы бога летели»

10-й день.

«В день же десятый Пелид всех ахеян призвал на собранье».

В этот день происходит много событий. Ссора Ахиллеса и Агамемнона. Готовят вернуть Хрисеиду. Приносят жертвы Фебу. Атрид посылает послов за Брисеидой к Ахиллесу. Ахиллес отдаёт Брисеиду. Сам идёт к морю плакать. Сетует матери Фетиде на Агамемнона.

«Зевс громовержец вчера к отдалённым краям Океана

С сонмом бессмертных на пир к эфиопам ушёл непорочным;

425 Но на двенадцатый день на Олимп он опять возвратится.

В тот день к нему я пойду, к меднопышному Зевсову дому,

В ноги ему упаду, умолить я его постараюсь».

Тут возникает вопрос. Если Зевс ушёл «вчера», то есть условно 9-го дня, а вернётся на 12-й день, то это будет 20-й или 21-й день повествования? То есть, считать ли включительно с 9-м днём эти 12 дней, или начинать отсчёт с 10-го дня? Итог будет разным, плюс-минус день. Я считал с 10-го числа.

Далее говорится о том, что Одиссей везёт Хрису к отцу. Отдаёт. Устраивают пир. Потом все ложатся спать.

11-й день. Утром поплыли обратно в лагерь. Пелид оставался у своих кораблей, и не ходил в советы вождей. Так прошло несколько дней. Пелид не воевал. То есть, прошли те 12 дней, о которых говорилось выше.

21-й день.

«Вот и двенадцатый день миновал с той поры».

Боги вернулись на Олимп. Фетида упросила Зевса.

«Так пировали весь день до заката блаженные боги»

Наступила ночь:

«Но только солнце зашло, небожителей в сон потянуло»

Песнь 2. Сон. Беотия, или Перечень кораблей

Тот же 21-й день. Ночь. Спят боги и люди, но Зевс не может уснуть. Его тревожит обещание Фетиды. Обманчивый Сон для Агамемнона.

22-й день. Утро. Утром Агамемнон собрал всех вождей на совет и рассказал свой сон. Перечень кораблей. Войска готовятся к битве.

Песнь 3. Клятвы. Смотр со стены. Единоборство Александра и Менелая

Тот же 22-й день. То же утро. Битва между Менелаем и Парисом.

Песнь 4. Нарушение клятв. Обход войск Агамемноном

Тот же 22-й день. Пандар лишь ранит Менелая. Битва началась. Гибнет много знаменитых воинов с обеих сторон.

Песнь 5. Подвиги Диомеда

Тот же 22-й день. В основном описываются подвиги Диомеда.

Песнь 6. Свидание Гектора с Андромахой

Тот же 22-й день. Гектор посещает Елену, стыдит Париса, встречается с матерью, женой и сыном. Эта глава важна потому, что Гектор видит их в последний раз.

Песнь 7. Единоборство Гектора и Аякса

Тот же 22-й день. Вечер. Ночь. Нестор предлагает заключить перемирие, чтобы похоронить убитых, и чтобы построить стену с башнями, которая будет защищать стан и корабли.

23-й день. Утро. С утра собирают трупы, хоронят. Ещё Ахейцы успевают за день построить стену.

Тот же 23-й день. Вечер. Ночь. Всю ночь обе армии пируют.

Песнь 8. Собрание богов. Прерванная битва

24-й день. Утро. Позавтракав, бойцы обоих войск готовятся к битве. Наконец, они сошлись в сражении. Всё утро и полдня шло сражение. Многие гибнут.

Тот же 24-й день. Полдень. В полдень Зевс на горе Иде взвешивает на весах судьбы ахейцев и троянцев. Битва продолжается.

Тот же 24-й день. Вечер. Ночь. Спускается ночь. Гектор собирает совет в троянском войске.

Песнь 9. Посольство

Тот же 24-й день. Ночь, первая половина. Посылают к Ахиллу посольство. Агамемнон просит мира. Отказ. Посольство возвращается. Все ложатся спать.

Песнь 10. Долония

Тот же 24-й день. Ночь, вторая половина. Агамемнону не спится. Проверяют стражу. Идут в разведку Одиссей и Диомед. Вожди пируют.

Песнь 11. Подвиги Агамемнона

25-й день. Утро. С утра войска строятся к битве. Битва начинается. Ахейцы доходят до стен Трои. Описаны подвиги Агамемнона, Одиссея и др. Ахейцы отступают к своей стене.

Песнь 12. Битва за стену

Тот же 25-й день. Гектор побуждает войска штурмовать стену ахейцев. Гектор проламывает ворота и врывается за стену.

Песнь 13. Битва при кораблях

Тот же 25-й день. Гектор воюет у кораблей. Зевс отводит взгляд от боя. В битву вмешивается Посейдон. Битва идёт на равных.

Песнь 14. Обольщение Зевса

Тот же 25-й день. Гера обольщает Зевса, чтобы он не помогал троянцам. Троянцы отступают.

Песнь 15. Оттеснение от кораблей

Тот же 25-й день. Троянцы отступают до колесниц и останавливаются. Троянцы стали теснить ахейцев к судам. У судов ахейцы остановились.

Песнь 16. Патроклия

Тот же 25-й день. Троянцы подожгли корабль. Патрокл оделся в доспех Ахиллеса. Ахейцы доходят до стен Трои. Затем ахейцы отступают. Гектор убил Патрокла.

Песнь 17. Подвиги Менелая

Тот же 25-й день. Битва за тело Патрокла. Ахейцы отступают к своей стене.

Песнь 18. Изготовление оружия

Тот же 25-й день. Вечер. Антилох сообщил Ахиллесу о гибели Патрокла. Ахиллес плачет. Мать пошла к Гефесту за доспехами. Ахиллес кричит возле рва и троянцы, испугавшись, прекращают бой.

Тот же 25-й день. Ночь. Наступает ночь. Троянцы встали лагерем в поле, недалеко от стены ахейцев.

Песнь 19. Отречение от гнева

26-й день. Утро и день. Утром Фетида приносит доспехи. Ахиллес прекращает свой гнев. Агамемнон даёт ему дары. Ахиллес готовится к бою.

Песнь 20. Битва богов

Тот же 26-й день. Начинается битва. Ахиллес сражается с Энеем, потом с Гектором, но тех спасают боги.

Песнь 21. Приречная битва

Тот же 26-й день. Битва у брода. Битва с Ксанфом. Битва богов. Аполлон отвлекает Ахиллеса от бегущих троянцев.

Песнь 22. Умерщвление Гектора

Тот же 26-й день. Ахиллес убивает Гектора перед Троей и тащит в лагерь.

Песнь 23. Погребение Патрокла. Игры

Тот же 26-й день. Вечер. Ночь. Ахиллес устроил тризну по Патроклу.

«После того, как едой и питьём голод все утолили,

Спать разошлись по шатрам, каждый в ставку свою удалился».

Ахиллесу снится Патрокл. Он просыпается.

27-й день. Утро. День. Вечер.

«Так он сказал, и во всех побудил он желание плакать.

В плаче нашла их Заря, розопёрстая вестница утра…»

Собирали весь день дрова, готовили костёр.

«Всех отошли от костра: пусть по стану все ужин готовят.

Мы же займёмся теперь тем, что требует долг перед мёртвым».

Ахиллес бросает на костёр жертвы и предаёт огню.

Тот же 27-й день. Ночь.

«Ветры всю ночь высоко пламя жаркое вихрем крутили,

Шумно дыша на костёр. И всю ночь Ахиллес быстроногий,

Кубком двудонным вино черпал из золотого сосуда,

220 Землю кругом орошал у костра; возливая, молил он

Душу Патрокла ещё хоть на миг показаться короткий».

28-й день. Утро. День.

«В час, когда утро земле возвестить Светоносец выходит,

Следом над морем Заря расстилается в розовом платье,

Сруб погребальный истлел, и багряное пламя потухло».

Затушили костёр, насыпали курган. Ахиллес открыл игры.

Тот же 28-й день. Погребальные игры в честь умершего.

Песнь 24. Выкуп Гектора

Тот же 28-й день. Вечер. Ночь. Кончились игры. Все ужинают. Потом все легли спать. Ахиллесу не спится. Вспоминает Патрокла. Покидает постель и бродит по берегу моря.

29-й день. Утро.

«Берегом моря бродил, тосковал. Там и утро он встретил»

Этим утром Ахиллес начинает таскать тело Гектора вокруг могилы Патрокла. Аполлон, увидев это, возмутился, пожалев тело Гектора. Возник спор богов по этому поводу.

Далее в поэме идут следующие строки:

«Вестница утра, Заря, уж двенадцатый раз поднималась;

Тут среди сонма богов Феб поднялся, сказал он бессмертным…»

То есть, настало ещё одно утро. Но к какому дню относится это утро? Какой цифрой нужно обозначить этот день? Как интерпретировать в 24-й песне поэмы стихи с 12-го по 31-й и далее?

Приведённый выше подсчёт дней показывает, что стихи с 12-го по 30-й включительно относятся к 29-му дню повествования. А вот 31-й стих, в котором говорится про 12-ю зарю, относится уже к другому дню, и число этого дня вызывает вопросы. В 31-м стихе говорится, что заря поднималась уже 12 раз. Приведём весь отрывок из поэмы:

Берегом моря бродил, тосковал. Там и утро он встретил,

Видел, как вышла заря, озарив в пурпур море и берег.

Быстро тогда он запряг в колесницу коней быстролётных,

15 А к колеснице затем привязал и труп Гектора. После

Трижды его протащил он вокруг Менетида могилы.

После ушёл в свой шатёр, успокоившись. Гектора бросил,

Ниц распростёртым в пыли. Только Феб, покровитель, от тела

Мёртвого все отклонял повреждения; так сожалел он

20 Даже о мёртвом о нём. Он укрыл золотою эгидой

Тело героя, чтоб труп, волочась по земле, не терзался.


Так надругался Ахилл над божественным Гектором в гневе.

Жалость бессмертных взяла, на такое глядевших с Олимпа.

Тело похитить велят они аргоубийце Гермесу.

25 Это решение все одобряли, но только не Гера,

Также не царь Посейдон, и не дева Паллада Афина.

Им, как и прежде, была ненавистна священная Троя,

Старец Приам и народ, – за вину Александра, который

Двух оскорбил из богинь, что пришли как-то в дом его сельский;

30 Честь он лишь третьей воздал, одарившей его сладострастьем.


Вестница утра, Заря, уж двенадцатый раз поднималась;

Тут среди сонма богов Феб поднялся, сказал он бессмертным:

«Неблагодарные вы и жестокие, боги! Не вам ли

Гектор быков и козлов беспорочных пожертвовал много?

35 Вы ж и тела его не хотите спасти от бесчестья!

Не позволяете с ним попрощаться супруге и сыну,

Матери, старцу отцу и согражданам! Пусть бы родные

Тело предали огню и простились последнею честью!

Вы ж помогаете лишь Ахиллесу губителю, боги!

40 Мужу, который изгнал справедливость из сердца и в мыслях,

Всякую жалость отверг! Словно лев, он убийств только жаждет.

Лев своей дерзкой душой с дикой силой стремится и ищет,

Лишь бы где стадо найти у людей, и добычу похитить.

Так и Пелид погубил в себе жалость, и стыд потерял он!

Встаёт вопрос: от какого дня нужно отсчитывать 12 дней, указанных в 31 стихе? Те исследователи, которые отсчитывали от 29-го дня включительно, получали в итоге 51 день повествования. Эта цифра традиционна вошла во многие энциклопедии. Чаще всего указывают именно её.

Встречалось мне и другое мнение, по поводу подсчёта дней в данном месте поэмы. Так, один исследователь Гомера написал мне, что считать нужно со следующего дня, то есть, не с 29-го, с 30-го. У него получалось в итоге – 52 дня.

Действительно, из контекста данного места поэмы можно сделать двоякий вывод. Можно начинать отсчёт, включая 29-й день, когда Пелид впервые стал волочить тело Гектора, а можно – не включать этот день, а считать с 30-го дня. Объяснил мне это мой респондент следующим образом. Ахиллес надругался над телом Гектора утром 29-го дня. Тогда же Аполлон пожалел Гектора. Далее говорится в поэме говорится:

«Жалость бессмертных взяла, на такое глядевших с Олимпа».

То есть, боги стали обсуждать, что делать с телом Гектора, чтобы Ахиллес не позорил его. Всё это было в тот же 29-й день поэмы. Потом идёт тот самый 31-й стих и следующий за ним стих про Аполлона:

«Вестница утра, Заря, уж двенадцатый раз поднималась;

Тут среди сонма богов Феб поднялся, сказал он бессмертным…»

Поэтому, если 31-й стих отнести к спору богов, то получится, что 12-й раз встаёт заря с тех пор, как спорят боги, раз уж идёт речь о споре богов. Тогда зарю, которая была 29 дня до спора, считать не нужно. То есть, тут, вроде бы, нужно поступать так же, как в первой песне поэмы, когда шла речь о том, что Зевс отлучился к эфиопам на 12 дней:

425 «Но на двенадцатый день на Олимп он опять возвратится».

Иными словами, объяснение 31-32 стихов 24-й песни было такое: Аполлон пожалел тело Гектора, и боги стали спорить после зари 29-го дня. Поэтому 12-я заря взошла после того, как боги стали спорить, и тогда Аполлон выступил перед богами. В этом случае считать зарю, которая была до спора богов, нет смысла. При таком подсчёте получается уже не 51 день, а 52 дня, описанных в поэме. Правильно ли это? Увидим.

Ещё одна подсказка о днях есть в поэме ниже, где тоже упоминание о теле Гектора. Так, вестник богов говорит Приаму:

Так он с тех пор и лежит возле быстрых судов Ахиллеса,

Перед шатром, невредим. Уж двенадцатый день освещает

Мёртвое тело, но нет даже тления, и не тревожат

415 Быстрые черви его, те, что павших в бою пожирают.

Заметим, что говорится это ночью того же 12-го дня, когда взошла 12-я Заря, был спор богов, выступление Аполлона и решение Зевса. То есть, это был тот же день, который упоминается в 31-м стихе 24-й песни. Только от какого числа нужно считать этот 12-й день и каким числом должен быть обозначен он сам?

При варианте 51-го дня повествования, данный день значится как 40-й день повествования. Если от этого 40-го дня отсчитывать назад 12 дней включительно, то выйдет как раз тот 29-й день повествования, когда Ахиллес утром стал волочить тело Гектора и оно весь день лежало на солнце. При варианте 52-х дней повествования, данный день будет значится как 41-й день, если не включать в счёт 29-й день. Но ведь фактически тело лежало на солнце и в этот 29-й день. Тогда получится не 12, а 13 дней. А посланник ясно говорит, что тело лежало на солнце 12 дней. То есть, и 40-й день, и 29-й день как бы необходимо включать в счёт этих 12-ти дней. Тогда получается, что спор богов и разговор посланника с Приамом происходит именно на сороковой день повествования. При этих условиях мы видим, что вроде бы должен быть именно 51 день, описанный в поэме. Скорее всего, именно поэтому данная версия чаще всего упоминается в источниках.

В принципе, можно было бы согласиться с этой общепринятой версией, если бы не одно и весьма значительное «но». В поэме есть ещё одно указание на дни. Можно прочитать интересную информацию о том, что спор богов, оказывается, длится вовсе не 12 дней. И это удивляет, если соглашаться со стандартной трактовкой 51-го дня. Из стихов 107-108 той же 24-й песни мы видим, что Зевс в тот самый день 12-й зари говорит Фетиде следующее:

«Девять уж дней, как идёт распря между бессмертными из-за

Мёртвого Гектора и Ахиллеса царя, градоборца».

Как это понимать? Ведь выше мы читаем, что спор богов начался на 29-й день, в тот день, когда Ахиллес стал волочить тело Гектора. А на 12-й день, когда встала 12-я заря, перед богами выступил Аполлон, и Зевс обращается к Фетиде. В традиционных подсчётах этот день указывается как 40-й день повествования. Почему же тогда Зевс говорит Фетиде, что спор между богами за тело её сына идет всего лишь девятый день, а не двенадцать? С какого же дня тогда считать 12-ю зарю? Ни с 29-го, ни со следующего дня не получается. И сколько же дней идёт спор богов, 9 или 12 дней?

Однако и это ещё не всё. При традиционном подсчёте получается, что тело Гектора должно лежать возле шатра Пелида гораздо дольше. Ведь из подсчётов видно, что уже на 26 день повествования (песнь 22) Ахиллес умерщвляет Гектора и тащит в лагерь его тело. И все эти дни тело Гектора лежит возле шатра Ахиллеса на солнце. Если считать от этого числа включительно, и прибавить к нему 12 дней, то получается не 40-й день повествования, а 37-й. То есть, получается, что спор богов и разговор вестника с Приамом происходят на 37-й день повествования.

Давайте ещё раз проверим, что нам известно о днях? Нам точно известно, что Ахиллес убил Гектора на 26-й день, а на 29-й день стал волочить его тело вокруг погребального костра Патрокла. И в этот же 29-й день Аполлон пожалел тело Гектора и возник спор между богами о том, что делать с телом. Также нам известно, что решение Зевса по спору богов и разговор Приама с вестником происходят на 12-й день, после 12-й зари. Но от какого дня нужно отсчитывать этот 12-й день, от 26-го или от 29-го?

Если учитывать, что тело Гектора лежало у шатра Ахиллеса и до 29-го дня, то нужно отсчитывать 12 дней не от 29-го, а от 26-го дня включительно. И тогда 12-я заря выпадает на 37-й день повествования. А если от 37-го дня отсчитать назад 9 дней, те самые 9 дней, о которых говорит Зевс Фетиде, то получаем как раз тот 29-й день, когда Ахиллес стал издеваться над телом Гектора и этим возмутил богов. И тут все указания Гомера в поэме сходятся в единую картину.

Выходит, что 26-го дня Ахиллес убивает Гектора, 29-го дня волочит его тело, оскверняя его. В этот же день его поступком возмущаются боги и возникает спор. Длится их спор 9 дней, о чём говорит сам Зевс. Это получается 37-й день повествования. На этот девятый день спора богов (а от 26-го – это на 12-й день, 12-я заря) Зевс посылает вестника к Приаму, и вестник говорит царю, что тело его сына уже 12 дней лежит под солнцем невредимо. То есть, как раз с 26-го числа. Всё встаёт на места. Только вот в поэме получается не 51 день повествования, а ровно 48 дней. Итак, в «Илиаде» описывается 48 дней последнего года войны. Но мы ещё пока не подсчитали остальные дни. Итак,

37-й день. Утро.

«Вестница утра, Заря, уж двенадцатый раз поднималась;

Тут среди сонма богов Феб поднялся, сказал он бессмертным…»

Пелид оплакивал Патрокла и ежедневно волочил тело Гектора вокруг могилы друга. На Олимпе между богами уже 9 дней идёт спор о том, что делать с телом Гектора.

«Девять уж дней, как идёт распря между бессмертными из-за

Мёртвого Гектора и Ахиллеса царя, градоборца».

Наконец, Зевс решает, что Приам должен выкупить тело сына. Этим же утром Фетида говорит сыну волю Зевса:

«Грустный он тяжно стонал. А друзья его милые тут же

В хлопотах возле него суетились, готовили завтрак,

125 Ими заколот лежал тут баран густорунный и крупный».

Тот же 37-й день. День. Вестница Ирида говорит Приаму волю Зевса. Приам с вестником Идеем собираются в лагерь ахейцев.

Тот же 37-й день. Вечер. Ночь.

«Ила могильный курган преогромный проехали старцы.

350 Мулов и резвых коней удержали здесь, чтоб напоить их

В светлой реке. А к земле уже сумрак спускался вечерний».

Приам встречает Гермеса.

«Гонишь куда ты, отец, этих мулов, коней и повозку

В час амброзийный, ночной, когда смертные все спят спокойно?»

Гермес провожает старцев к Ахиллесу. Гермес говорит Приаму:

«Так он с тех пор и лежит возле быстрых судов Ахиллеса,

Перед шатром, невредим. Уж двенадцатый день освещает

Мёртвое тело, но нет даже тления, и не тревожат

415 Быстрые черви его, те, что павших в бою пожирают».

Тот же 37-й день. Та же ночь. Приам говорит, указывая на следующий порядок дней:

«Я бы хотел девять дней в своём доме оплакивать сына;

665 А на десятый предать погребению, тризну устроить;

А на одиннадцатый мы воздвигнем курган над могилой;

А на двенадцатый день станем биться опять, если нужно».

Тот же 37-й день. Та же ночь.

«Боги бессмертные спят. Спят и коннодоспешные мужи

Целую ночь напролёт, усмирённые сном благодатным».

Далее Гермес будит Приама и велит ехать назад в город.

«Но лишь достигли они брода шумной реки светловодной,

Ксанфа пучинного, что был рождён от бессмертного Зевса,

Тут их покинул Гермес, на далёкий Олимп удалившись».

38-й день. Утро. Кассандра заметила их возвращение.

695 «В розовом платье Заря распростёрлась над всею землею.

К городу гнали коней со стенаньем и плачем два старца».

Всеобщий плач по всему Илиону над телом Гектором.

46-й день. В этот день говорится:

«Девять без отдыха дней в город множество леса свозили».

То есть, к 38-му дню включительно прибавляем 9 дней получаем 46-й день.

47-й день. Утро. В этот день происходят следующие события:

785 «И лишь с десятой зарёй, свет несущей, едва воссиявшей,

Вынесли, плача навзрыд, тело Гектора, храброго в битвах;

На погребальный костёр вознесли и огонь запалили».

Костёр горел всю ночь. Далее наступает следующее утро и другие действия.

48-й день. Утро.

«Рано рождённая, вновь свет зажгла розопёрстая Эос.

Люди со скорбью в сердцах окружили костёр погребальный

790 Славного Гектора, и, лишь собрались все (топлы и толпы),

Сруб загасили они, всё багряным вином поливая…»

Тот же 48-й день. День. Троянцы собрали кости Гектора, захоронили. Возвели курган.

Тот же 48-й день. Вечер. Троянцы устроили пир в память о славном Гекторе. Конец поэмы.

Итак, подсчёт дней показывает, что в «Илиаде» Гомера рассказывается не о 51-ти одном, а о 48-ми днях Троянской войны. Конечно, тут многое зависит от того, как считать дни, брать для подсчёта дни включительно, или начинать со следующих дней. Но, в любом случае, повествование не дотягивает до 51-го дня.

Напомню, что это не последние дни войны, это дни, которые можно назвать периодом яркой вспышки на военном поприще главного героя Трои и всей поэмы храброго и справедливого Гектора, а также его ужасной гибели, и дни губительного гнева Ахиллеса.

В заключение можно рассказать ещё об одном варианте подсчёта дней. На сайте Челябинской Государственной Академии Культуры и Искусств мне попался материал: «Мифы о Троянской войне. Анализ поэм Гомера "Илиада"», в котором говорится следующее:

«Время действия "Илиады" охватывает 51 день. Но из этого числа надо вычесть те дни, в которые события не отображаются, о них только упоминается (чума в стане ахейцев, пир олимпийцев у эфиопов, погребение героев, надругательство Ахилла над Гектором, приготовление дров для костра Гектора). Таким образом, в "Илиаде" изображаются главным образом только 9 дней из последнего года троянской войны».

Всего 9 дней! С этим можно согласиться, но с некоторыми оговорками. Во-первых, нельзя называть мор чумой. Последствия эпидемии чумы довольно известны. Если бы в то время в войске началась чума, то погибло бы всё войско, а возможно, и троянцы. Тогда ещё не умели защищаться от чумы. Поэтому правильнее называть это мором. Какой это был мор, неизвестно. Скорее всего, нечто похожее на дизентерию. Но это лишь поверхностное предположение.

Во-вторых, этот мор в стане ахейцев не только «упоминается», а именно изображается и довольно впечатляюще. Он играет важную роль, являясь отправной точкой повествования. Описывается и почему он начался, и чем закончился. Это как бы завязка поэмы. Невозможно сказать, что он «только упоминается». Ведь первые сцены поэмы: собрание ахейцев и ссора Ахиллеса с Агамемноном тоже происходят во время мора. Мор закончился только тогда, когда жрецу Хрису была возвращена его дочь. Вот пир Зевса у эфиопов действительно только упоминается. Также только упоминаются события девяти предыдущих лет войны и даже некоторые будущие события по разрушению Трои.

В-третьих, тут есть нюанс восприятия. Например, вспомним о 12-ти днях, когда Ахиллес волочит тело Гектора вокруг могилы Патрокла. По нашему подсчёту в поэме это действие показано только на примере 29-го дня повествования. Описан всего один день. Но если задать вопрос: о скольких днях этого действия повествуется в данном рассказе? И тут уже невозможно ответить, что об одном дне, т.к. Ахиллес повторял это действие 12 дней и на это указывается в поэме. Понятно, что глупо было бы повествователю описывать одно и то же действие двенадцать раз подряд. Вполне достаточно одного дня описания и уточнения о том, что так повторялось 12 дней. И это говорит именно о 12-ти днях повествования, а вовсе не об одном.

Поэтому, если иметь ввиду только непосредственно описанные действия героев поэмы, то с большой натяжкой можно согласиться и на 9 дней. Но по сути это не верное число дней, описанных в поэме. Нас же интересовал весь промежуток времени, о котором повествуется в «Илиаде» от её начала до конца, то есть, от начала действий до погребения Гектора. Именно тот промежуток, который многие указывают как 51 день, что не соответствует тексту поэмы. Теперь мы знаем, почему. Дней должно быть 48.

Ну и последнее. Кроме дней, описанных в «Илиаде», любопытному читателю, возможно, было бы интересно узнать и о времени года, которое описывается в поэме. Это ещё более загадочная история, потому что это задачка более сложная, чем просто посчитать дни в поэме. Дело в том, что Гомер не указывает прямо на время года. Но всё-таки у него есть немного подсказок, которые позволяют вычислить время года. Подробнее об этом можно прочитать в другом моём комментарии, который так и называется: «Время года, описанное в «Илиаде»».