Церковь и государство в сфере образования [Александр Леонидович Побережный] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Побережный Церковь и государство в сфере образования

Введение

Наш народ многие века шел по благодатному пути взаимодействия Церкви и государства в сфере образования и культуры, который вел к усилению государства и возвышению глубоких моральных и духовных принципов каждого человека, не закрывающего двери своего сердца для восприятия учения, ведущего к добру и вечному блаженству.

Сразу после принятия в 988 году равноапостольным князем Владимиром христианства на Руси как государственной религии, началось активное формирование в народе культуры, которую сохраняли и бережно оберегали наши предки. До 1701 года на нашей Родине все образовательные учреждения функционировали только при Церкви, а позже, до 1917 года, под её тщательным духовным наставлением. Преподавание священниками Закона Божия и Православного вероучения было обязательно во всей Российской империи. Даже наш современный русский язык сохранил в себе высокую культурную основу, заложенную святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием в составленной ими славянской письменности.

Однако никогда не дремлющий враг нашего государства и народа прекрасно понимает, что разрушить Россию и поработить её народ можно лишь уничтожив в его сознании православную веру, на которой стоит не только вся её уникальная культура, но и на которой непрестанно укреплялась духовная сила, необходимая каждой стране для её благополучия и процветания.

В настоящее время, когда атеистическая пропаганда, ведшаяся чуть менее одного века как основа советского государства, показала свою полную несостоятельность, власти России прекрасно понимают, что единственный путь к созданию крепкого государства и высоконравственного общества – возрождение ранее разорванного единения Церкви и Государства, предпринимают ряд всевозможных попыток для восстановления этого единения. После того как со стороны Церкви и государства началось обоюдное движение объединения в сфере образования для возрождения правильного духовно-нравственного воспитания молодого поколения, сразу же стали проявляться некоторые проблемы, вызванные в первую очередь долгим разрывом дружественных церковно-государственных отношений в СССР.

Глава 1

Первой и наиболее значимой трудностью стала неподготовленность к этой сингормонии действующего законодательства. В соответствии со статьёй 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016), представителям государственных образовательных учреждений запрещается любая религиозная и антирелигиозная пропаганда, употребляемая для разжигания религиозной розни. В Федеральном законе «о свободе совести и о религиозных объединениях» фиксируется исключительно светский характер образования, который предусматривает, что «никакая религия не может устанавливаться и преподаваться в качестве господствующей или обязательной». Таким образом мы видим, что современное законодательство не имеет в себе фундамента для создания целостного взаимодействия Церкви и Государства, однако несмотря на ряд ограничений, нисколько не препятствует ему. Итак, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» запрещает лишь религиозную пропаганду, используемую для подрыва безопасности государства и общества. Стоит заметить, что здесь нет ни слова о запрете изучения какой-либо религии или участия представителей духовенства в образовательном процессе. Федеральный закон «о свободе совести и о религиозных объединениях» также не запрещает этого, а лишь запрещает утверждать представителем государственного образования что та или иная религия является лучшей и господствующей.

Второй проблемой является частичное или абсолютное непонимание и незнание светскими преподавателями православного вероучения. Воспитанные еще в советское время педагоги зачастую сами воспринимающие религию, как некую сказку, назначены для ее преподавания молодому поколению. Возникает справедливые вопросы: как можно преподавать то, что ты сам знаешь лишь поверхностно? Возможно ли ответить правильно на тот вопрос, который ты не знаешь, а имеешь лишь смутное представление, основанное на догадках? Может ли педагог, считающий бредом или сказкой веру в Бога, раскрыть ту высоту веры, которую в полноте не способны были передать многие богословы и верующие ученые? Думаю, ответы на эти вопросы вполне очевидны для всех! Таким образом мы видим, что представители светского образования собственными силами не в состоянии выполнить возложенной на них государством миссии духовно-нравственного возрождения путем взаимодействия с Церковью.

Третьим препятствием, и, наверное, самым сложным, является недовольство родителей участием Церкви в образовательной сфере. Так, не редко проведение религиозно-нравственных бесед священниками в школах заканчивается жалобами на это законных представителей учащихся, на что