Всё будет хорошо [Галина Калинкина] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Галина Калинкина Всё будет хорошо


– Аккуратно, держись за поручни – женский голос говорит ребёнку под звук состава метроОсторожно, двери закрываются

– Отличная у тебя игрушка, сынок, правда?

– Давно хотел такой вагончик, со звуком и фарами. Как в настоящем метро! Мам, полежи со мной.

– Не спится? Завтра ты станешь совсем большим. Завтра твой первый школьный день. Засыпай.

– Я и так большой. Даже решил кем стану, когда вырасту.

– Дай, угадаю, сынок. Машинистом поезда метро?

– Да. Откуда ты знаешь, ма?!

– Я давно знаю, еще семь лет назад догадалась.

– Расскажи, почему.

– Меня тогда звали не мамой, а До-Ре-Ми…


До-Ре-Ми едва держалась на ногах после трудного дня, нескольких трудных дней, шатаясь в вагоне метро, словно в корабельной качке. Притихла среди таких же неприкаянных одиночек пассажиропотока, думающих о себе, о мире, о еде, которую надо купить, о цене на жильё, о работе, что съедает все время – время их жизни. Выдыхала, приходила в себя, мысленно прокручивала, как в фильмоскопе кадры из недавно произошедшего: беготня, суета, заклеенные лавочки, закрытые лица, глупые страхи. Но не эвакуация же, не катастрофа, не война. Стремилась быстрее обратно, на обломки «своей крепости» – домой, домой. Признавала, возвращается не со щитом, а на щите, но с новым знанием о Вселенной, о себе, прежде незнакомой, заглянув, кажется, до донышка… И плевать, что знакомые и родные её упрекают: чудачка и фантазерка. И не жаль, что мать снова ядовито припечатает: в семье не без перемётчицы, не живётся спокойно. А сестры тут же подхватят: выдумщица, перекати-поле. Да, родные умеют поддержать. Ну ничего, и это пройдёт, и это можно стерпеть. Главное, скорее туда, где раньше всё казалось неправильным – домой.

Под стук колес До-Ре-Ми растормаживалась, отвлекалась. Но мысли упрямо включали внутренний реверс. В который раз под их мельтешение фотовспышками возникала чехарда картинок: московские особняки, атланты, ленточные ограждения, маски, балаклавы, проблесковые маячки «скорых», скафандры, неон рекламы.

Иной раз, когда сам с собой не в ладах, нужно оказаться где-то далеко от себя привычного, от близких, которым не находишь сил противостоять, которые смирение твое перед ними принимают за слабость, за уязвимость, попытки сопротивления – за непримиримую враждебность, а отъезд и уединение – за бегство или предательство. Нужно оказаться далеко от происходящего в обыденной жизни, чтобы на расстоянии, совладав с противоречиями, вдруг заговорить точными, вескими словами и убедиться, что не изменила главному – истине, что поняла себя. Иногда отступить полезно. Так теперь складывалось у До-Ре-Ми и спасало ее то, что внутри теплилось, что жило, будто мельница: крутят жернова лопасти, не давая сползти к пропасти. А без того случилось бы совсем худое, о чем и думать страшно…

Отступила от общепринятого, понятного, но навязанного и раздражающего. Ослушалась, осталась в одиночестве, и теперь одиночество иссушало, ело поедом, обвиняло. Одиночеством стала она сама.

«Станция Проспект Мира, уважаемые пассажиры, побыстрее осуществляйте посадку и высадку из вагонов». Металлический голос диктора прервал накатывающую волнами муторную сонливость и вернул До-Ре-Ми к реальности. Возле мраморной, словно музейной, лавочки перрона, прямо напротив вагонных дверей оживленно разговаривали двое: парень в наполеоновской треуголке и девушка в кокошнике. О чем они говорили не услыхать сквозь поток снующих туда-сюда пассажиров, только что-то помимо необычных головных уборов заставляло обратить внимание на пару. Что именно казалось странным, До-Ре-Ми не успела сообразить. Поезд, набитый битком, предварительно предприняв несколько попыток, наконец-то сердито захлопнул двери и отправился от платформы. Одни люди отворачивались друг от друга, другие словно подсчитывали: кто перевесит: «масочники» или «отказники».

Снова в изнеможении закрыла глаза: домой, домой, какой трудный день, трудные дни… Твое невесомое, но, вероятно, веское мнение раздражает, задевает за живое, идет в разрез с мнением большинства, чем портит общую картину благополучия. Все только что разом, хором, дружно зажмурились, сделали вид, что всё кругом благополучно, а тут кто-то своей правдой в зажмуренные глаза тычет. Гвоздь под стелькой – твое неудобное мнение. Почему они с сестрами, вылупленные из одной скорлупы, птицы разного полета: перелетные и зимовки? И как объяснить самым близким людям, что ты не враг им, что у вас один дом, один город, одна страна, в которой проросли травою погостов нескольких поколений предков? Просто время наступило разъединяющее. Просто видеть мир можно по-разному.

Состав с грохотом, скрежетом несся темнотой тоннеля. Уже следующие пассажиры под скрипы и всхлипы металла продвигались ближе к выходу. Тесно и душно. Но физическое притеснение перенести гораздо проще морального. И снова стальной голос: «станция Рижская» и плавное торможение. Напротив До-Ре-Ми, уныло следившей за выходящими, у мраморной лавочки перрона о чем-то спорила та же парочка с «Проспекта Мира». Только теперь девушка в кокошнике сидела, а молодой человек в наполеоновской треуголке, стоя размахивал руками и яростно в чем-то переубеждал свою спутницу. Состав снова тронулся и через стеклянные двери с надписью «Не прислоняться» До-Ре-Ми отчетливо видела, как «кокошник» и «треуголка» поспешно ушли с перрона.

Господи, наваждение какое-то, дежавю…Непосильный день, не по силам дни!.. Беспокойство, сумятица, неведение, неясность, морок. За что это людям?

Как скучно всё делать правильно, как трудно быть послушной и согласной! Как сложно подстраиваться под меняющуюся жизнь! Как неимоверно тяжело уступать новым порядкам и подчиняться нерациональному. Когда ты отчаиваешься, теряешь ориентиры, сбиваешься с курса, тогда ты бросаешься за пониманием домой, к маме, сёстрам, а там оказывается та же неизвестность: как встретят беглянку? Вдруг скажут, чуть поссорилась со своим, разошлась с общепринятым, не вписалась, тут и вспомнила малую родину – домой запросилась. Мама, мама, не упрекай… Как хочется домой, мама!

Гонит, гонит скорость, время гонит, страхи гонят. Так можно и вовсе потеряться в системе координат… Уступить или свое отстоять? Остаешься сама собою, и кажется тебе, будто мир вокруг обезумел, а в безумии обвиняют твою душу. Как бы убедить остальных, поменять угол зрения, чуть развернуться, вполоборота: глядишь, увидят уже иное. Но не хотят. Не думать – проще. Им подчиниться – проще. Ей подчиняться – не коня потерять, себя потерять.

Поезд несся, надрывался в черноте подземки. До-Ре-Ми опасливо ожидала приближения платформы, боясь, что может снова там увидеть необъяснимое.

Когда из громкоговорителя послышалось: «Станция Алексеевская», До-Ре-Ми разглядела напротив уже знакомую пару, изъяснявшуюся жестами. Парень в треуголке быстро-быстро перебирал руками у своего лица. Девушка в кокошнике внимательно следила за его пальцами и губами. До-Ре-Ми не на шутку испугалась, стала оглядываться по сторонам, искать объяснения или хотя бы такую же реакцию у кого-то еще рядом. Но пассажиры торопились по своим делам и не обращали внимания ни на лавочку, ни на оторопевшую в дверях До-Ре-Ми. Её толкали и безучастно проходили мимо.

Подъезжая к следующей остановке, уже твёрдо знала, что именно увидит. Понимала: трудные дни для нее не кончились. Какой же ужас её охватил, когда на перроне «ВДНХ» действительно увидела тех – уже знакомых. По жестам молодого человека и девушки разобрала вдруг, о чем они говорят. С каких это пор ей стал понятен язык глухонемых?!

Не столько от прочитанных на расстоянии слов парня: «не виновата будешь, верить надо… эпидемия еще не смерть», сколько от ошеломления, от непонимания происходящего у До-Ре-Ми началась паника: вот так, наверное, с ума и сходят… Как там это называется: раскодировка, расфокусировка, когнитивный диссонанс? Голова закружилась, в глазах потемнело, подступила дурнота, подумалось: должно быть, от голода. Перронные огни сначала расплылись огромными слепящими шарами, а потом вдруг сузились до крошечных солнечных зайчиков, пускаемых карманной пудреницей. Тут До-Ре-Ми почувствовала, что теряет почву под ногами. Последнее, что удержала в сознании под метроном в висках: воздуху мало, пол вагона кренится, будто палуба тонущего баркаса, и медленно ускользают из-под рук перила, за которые ухватилась, казалось, намертво. Главной мыслью было одно: только бы не упасть в дверях, выйти, выйти к тем на перрон.


– Не стой у края платформы – женский голос говорит ребёнку под звук состава метро


– Ой, мама, прости. Я случайно нажал. А что было с ней дальше?

– А дальше До-Ре-Ми ослабела, всё-таки отцепила руки от поручня и упала в дверях.

      —Ой, я боюсь за неё.

– Не бойся. Ей стали помогать пассажиры.

– Те, в треуголке и кокошнике?

– Нет, их не оказалось на перроне. Она их больше не видела.

– А куда же они делись?

– Да были ли они? До-Ре-Ми помогли другие. Машинист вовремя заметил, что-то происходит во втором вагоне. Он не закрыл двери.

– Он подбежал и спас тебя?

– Нет, что ты. Но он связался с дежурной по станции через специальную связь. До-Ре-Ми посадили на мраморную лавочку.

– Музейную?

– Да, почти как в музее. А машинист увёл свой состав дальше. Ему нужно было нагонять время, у него всего несколько секунд на остановку. Нельзя нарушать расписание и график. И к тому же много еще пассажиров спешило домой. Он только помахал рукой из своей кабины. Улыбнулся так, что сразу стало понятно: всё будет хорошо. И что-то крикнул.

– А что он крикнул?

– До-Ре-Ми приходила в себя и не расслышала. Но дежурная, такая добрая фея, тётя в кителе с металлическими пуговицами, дала воды, развернула карамельку. Она тоже заулыбалась и сказала: всё будет хорошо. Слышишь, сынок? Ты знай, всегда всё будет хорошо. Только держись за главное. Себе не изменяй. Иди прямо. Вот как метро прямо идёт. Слышишь?

– Я слышу, мама, слышу. А что же До-Ре-Ми?

– А ей помогла дежурная по станции. Она подвела к эскалатору…

– На лесенку-чудесенку?

– Да. К выходу на воздух. Со ступенек До-Ре-Ми вдруг оглянулась к дежурной и спросила, как ты сейчас: а что он крикнул?

– Мальчик. Мальчик будет, – ответила и снова заулыбалась фея с металлическими пуговицами на кителе.

Наверху До-Ре-Ми подхватили врачи из «скорой помощи». Ночью того же дня у нашей До-Ре-Ми родился мальчик, который теперь почему-то не хочет быть пожарным или полицейским, он собирается стать машинистом поезда метро.