Как возделывать почву в саду знаний [Евгений Иванович Мищенко] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Евгений Мищенко Как возделывать почву в саду знаний

Оговорки


Авторские права

© Мищенко Е. И., 2021

Все права защищены. Никакая часть этой книги (электронной или напечатанной) не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного или личного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Электронная и печатная версии этой книги подготовлены компанией ЛитРес (www.litres.ru) под неисключительной лицензией.


Коротко об авторе

По профессии – учёный без определённого места специализации (сокращённо «БОМС») или «data scientist», как сейчас принято говорить (не самое удачное название – попробуйте найти учёного или аналитика, который не имеет дело с данными практически ежедневно; это всё равно, что сказать «водный моряк» или «воздушный лётчик»).

Работает в сфере предсказательной аналитики, но даром ясновидения не обладает, поэтому вынужден использовать научный метод, статистические методики и машинное обучение в профессиональной деятельности.

Материалист по мировоззрению.

Введение

Почему в наши дни, когда уже всерьёз обсуждаются пилотируемые полёты на Марс и когда существование гравитационных волн доказано уже на практике, многие не просто верят в то, что Земля плоская, а гордо верят в эту чушь и пытаются убедить в этом остальных?

Почему с ослаблением советской власти, проповедницей научного атеизма (не путать с обычным, «примитивным» атеизмом), значительная часть населения побежала к телевизорам «заряжать» воду у экранов с помощью Чумака и Кашпировского?

Почему около трети населения в некоторых развитых странах искренне верит в одномоментное «магическое» появление всего сущего в нашей огромной вселенной, при этом фактически отрицая почти весь научный прогресс и фактически очерняя репутацию почти всех учёных, трудящихся в самых различных отраслях естествознания?

Может быть, помимо недостаточного общего уровня образования и изъянов образовательных систем, есть какие-то другие объективные причины устойчивости подобных убеждений? Если да, то как они связаны с внутренними потребностями и личными ценностями людей?

Как дать нашим детям по-настоящему хорошее научное образование и таким образом, с очень высокой долей вероятности, лишить их мистических и эсхатологических взглядов (о конце истории, искуплении, загробной жизни и т. д.), но при этом снабдить их запасом спокойствия и моральными ценностями?


Цель этой работы двойственная:

1. Выяснить что происходит в умах людей и в современном обществе с балансом материализма (научного подхода к восприятию реальности, в общем говоря) и идеализма (веры в сверхъестественное и т. д.), причём с точки зрения сразу нескольких дисциплин – нейробиологии, психологии, философии, истории, социологии и так далее. Иными словами, данное произведение является воплощением широкого подхода к теме.

2. Смоделировать «прогрессивное научное мышление», которое может являться целью прогрессивной воспитательно-образовательной программы для детей школьного возраста, а также целью «личного роста» для уже окончательно сформировавшихся материалистов. При этом чрезвычайно важно отметить, что полная совместимость с современным научным миропониманием не является единственным критерием. Также очень важным, обязательным критерием является возможность поддержания устойчивой этичной системы личных ценностей и внутреннего спокойствия на протяжении всей жизни человека.


Следовательно, эта работа может быть актуальна для:

1) читателя, который ищет относительно широкого понимания ныне сложившейся «патовой» ситуации на «доске мировоззрений»;

2) читателя, который, с одной стороны, хочет успеха и интеллектуального процветания для своего потомства, но, с другой стороны, хочет, чтобы его дети обладали твёрдой системой внутренних ценностей и «миром в душе»;

3) читателя, который, во-первых, обладает прочно устоявшимся материалистическим мировоззрением и, во-вторых, ищет светскую систему ориентиров, содержащую хотя бы приблизительные ответы на вопросы о человеческом бытии и соответствующие этические, психологические и социальные установки.


Предметы исследования: философские основы знания и веры, материальная сторона мышления (нейробиология), современная информационная среда, совместимость материалистических и идеалистических взглядов, структура мышления с философской точки зрения, эволюция человеческого мышления и, наконец, предлагаемый тип мышления как потенциальная цель воспитательно-образовательной программы.

План работы

1. Обсудим сами понятия «знание» и «верование», чтобы был возможен конструктивный подход к предмету.

2. Окунёмся в нейрофизиологию (и немного – в антропологию и психологию), чтобы определить, к каким методам