Благодатные чудотворцы-целители Глинской Рождество-Богородицкой пустыни [Н. В. Маслов] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Благодатные чудотворцы-целители Глинской Рождество-Богородицкой пустыни

Предисловие

Знаменитая Глинская Рождество-Богородицкая пустынь в течение почти пяти веков известна как могучий центр духовного просвещения.

«Пустынь возникла в первой половине XVI века на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы недалеко от г. Путивля1. Пустынь славилась строгостью истинно подвижнического устава, высотой духовной жизни своих насельников, особой силой религиозно-нравственного воздействия на народ, для которого всегда была идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига. Это отмечали многие иерархи Русской Православной Церкви, считая Глинскую пустынь истинной школой монашеского делания, “школой Христовой”2.

В отчетах Святейшему Синоду о Курской епархии правящие архиереи называли Глинскую пустынь лучшей обителью, а ее старцев – украшением монашества»3.

«В Глинской пустыни неукоснительно соблюдался строгий устав, составленный по образцу Афонского, что возводило ее насельников на особую высоту духовной жизни»4. Впоследствии Глинский устав был полностью или частично заимствован многими монастырями, как в России, так и за рубежом.

Глинская пустынь широко известна своей просветительской, благотворительной, патриотической и миссионерской деятельностью,

«В ряду православных монастырей Глинская пустынь занимала особое место по своему воздействию на духовную жизнь России. Своей подвижнической жизнью и деятельностью Глинские старцы оказывали огромное влияние не только на иноков, но и на все слои общества. Многочисленные паломники со всех концов России устремлялись к ним с целью укрепления своих духовных сил, за советом и наставлением. Обитель поистине была центром духовного просвещения.

Религиозно-воспитывающей духовной силой были и богослужения Глинской пустыни. Глинскую пустынь называли “духовной школой в которой постоянно получали духовное православное воспитание <...> слушатели разных слоев русского общества”<...>.

Но особенно выделялась Глинская пустынь среди других монастырей процветавшим в ней старчеством. Это была одна из тех редких на Руси обителей, в которой старческое окормление было утверждено уставом»5.

«В начале XX века архиереи Курской епархии свидетельствовали, что “старчество, как духовный институт, издавна существует в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблуждающихся. Благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении”6. В обители были не один-два, а много старцев, известных своей прозорливостью и святостью. Воспитанные ими иноки отличались духовной опытностью и строгостью жизни»7. Поэтому именно из Глинской пустыни очень часто направляли иеромонахов на начальствующие должности в другие обители для утверждения там истинной монашеской жизни.

Только в начале XX века более тридцати Глинских иноков8 были назначены настоятелями в другие обители, причем не только в центральных, но и в самых отдаленных уголках страны (в том числе в Московской, Курской, Орловской, Харьковской, Черниговской, Якутской, Иркутской, Астраханской, Самарской, Кишиневской и других епархиях).

Из Глинского братства вышли и известные миссионеры: преподобный Макарий (Глухарев) – просветитель Алтая, основатель Алтайской православной духовной миссии; иеромонах Иларион, впоследствии архимандрит, в 1861–1868 гг. – миссионер Квихпахской миссии в Америке; иеромонах Тихон (Ростовский) – подвижник Русской миссии в Иерусалиме; иеромонах Иродион – благочинный православных приходов во Франции; игумен Порфирий – настоятель Троицкой миссии Туркестанской епархии»9.

«Преподобномученники Серафим (Богословский, †1921), Феогност (†1921) и Анатолий (†1930) в начале XX столетия были приглашены из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии в Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь Туркестанской епархии, служили также в г. Верный (ныне г. Алматы). Ныне на месте мученической кончины преподобномученников Серафима и Феогноста – Серафимо-Феогностовская мужская пустынь, в 30 км от города Алматы, в Аксайском ущелье.

Причислены к лику святых Новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 г. Память – 29 июля / 11 августа и на Собор новомучеников и исповедников Российских»10.

Таким образом, влияние Глинской пустыни распространилось не только по всей России, но и далеко за ее пределами.

«Благодаря старческому окормлению в Глинской пустыни воспитался целый сонм