Философский словарь [Дидье Жюлиа] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Дидье Жюлиа Философский словарь

Предисловие

Этот философский словарь адресован не только специалистам, студентам, изучающим философию, он адресован всем. Его цель — показать, что основные философские понятия смыкаются с теми конкретными проблемами, которые человек ставит перед собой в течение своей жизни.

Подобная задача требует специфического метода.

Философские словари для специалистов, первый и лучший из которых во Франции — словарь Лаланда, всегда ставили перед собой весьма похвальную задачу: уточнения и разграничения философских понятий; однако в результате возникает тенденция к аналитической усложненности, приемлемая лишь для специалистов в их поисках строгости, деталей, критики; в итоге, поскольку философия отворачивалась от повседневности, повседневность сама отвернулась от философии.

Суть нашего метода — не столько анализ понятий, сколько попытка сделать их доступными, проиллюстрировать конкретными примерами. Возьмем такие важные понятия, как «история» или «диалектика»: мы постарались проанализировать их не просто исходя из них самих и различных их значений, но так, чтобы все эти значения выстроились вокруг какой-то реальной проблемы, которая интересует нас именно сегодня, в нашей исторической жизни. Короче говоря, речь идет о синтетическом философском словаре.

Этот метод предполагает определенное содержание, и мы сознательно ограничили терминологию словаря теми понятиями, которые могут встретиться современному человеку в ходе его повседневного чтения, в том числе и в научно-популярной литературе. Зато для отобранных понятий не просто даются дефиниции, но они объясняются и иллюстрируются так, чтобы каждый мог составить себе четкое представление о заинтересовавшем его вопросе или вытекающей из него проблеме. Следуя данной схеме, наибольшее внимание мы уделяли тем понятиям, которые обычно или вообще не упоминаются в философских словарях, или же им уделяется недостаточное внимание, но которые находятся в центре наших повседневных забот: таковы понятия человека, истории, психоанализа, жизни, смерти, свободы, политики и... философии.

Наш метод имеет еще одно оправдание: он соответствует природе философии. Философский дискурс имеет право на существование, лишь будучи адресованным не философам; он выполняет свою функцию только тогда, когда ему свойственны четкость и ясность, т.е. лишь тогда, когда он действительно способен рассказать человеку о нем самом. История философии задолго до марксизма учила нас тому, что философские доктрины напрямую соприкасаются с действительностью и могут стать значительными историческими силами: так, Платон написал «Государство» с целью реформировать греческое общество; считается, что именно «Общественный договор» Руссо вызвал Французскую революцию. Декарт писал по-французски (т.е. на «вульгарном» языке), чтобы быть понятным всем, а «мораль Канта — это мораль сапожника» (Ален). Короче говоря, великие философы всегда хотели сказать что-то реальное, чтобы своими мыслями оказать влияние на людей. Показать это — одна из главных задач нашего словаря.

Призвание философии состоит не в накоплении абстрактного знания, но в проникновении в жизнь людей, в формировании их суждений, объяснении их решений. Данный словарь — это реестр вечных проблем и перечень их возможных решений. Его задача — продемонстрировать актуальность вечных истин и внести ясность и простоту в дискуссии сегодняшнего дня.

Данное издание Философского словаря Ларусса — переиздание версии 1964 г., пересмотренное, дополненное новыми, современными материалами.

За последние 25 лет возобновились исследования по античной философии. Заря западной философии понятна нам сегодня лучше, причем как ее история, так и ее собственно философское значение. Поэтому, открыв словарь на букву А, не удивляйтесь, видя на небосклоне философии такие звезды, как Анаксагор, Анаксимандр, Анаксимен и др.

С другой стороны, начиная с 60-х гг. XX в. новые философские движения и методы обогатили как французскую, так и мировую философию: это, во-первых — структурализм, во-вторых, — логический позитивизм. Вслед за Гербертом Маркузе и Клодом Леви-Стро-сом возникли движения, продолжающие эволюцию их мысли, причем мысль Жоржа Кангильхема, Мишеля Фуко, Жана Ипполита, Этьена Жильсона, Владимира Янкелевича, Жана Туссена Дезанти и Луи Альтюссера развивалась естественно, а не как дань моде, впрочем, как и мысль многих других философов, менее современных, но чье наследие образует основу современной философской культуры.

Наконец, состояние науки той или иной эпохи всегда вдохновляло философию. Самый яркий научный феномен современности — без сомнения, прогресс информатики, развитие способности автоматической мобилизации всей памяти человечества. Размышления о формах, смысле и границах человеческой информации (язык, выраженный смысл, знаки и т.д.) обогатили наше философское