Дэв, или Деяния в цветах [Амест Петунц] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Амест Петунц Дэв, или Деяния в цветах

Когда малы, «камни» понимаем мы,

Но что значит гора или скала -

Поймет не каждое дитя.

Понимая, задаем вопрос:

Кто и зачем их создал?

Этим вопросом задавались и мои армяне,

Живущие с давних времен

На высоком Армянском нагорье.

Но «о Скале» – это другая сказка…


Дэв или деяния в цветах


Когда-то время было другое:

Много тысячелетий тому назад

Зима была холоднее чем сейчас,

А Лето намного жарче.

И люди жили лишь своим трудом,

Все имеющее руками создавая.

А на полянах и на лугах

Росло большое количество цветов

И женщины собирали их для чая,

А мужчины уходили возделывать землю.

Цветы никто там не сажал,

Они были везде и повсюду.

Никто их просто так не срывал,

А любимой дарили целую поляну,

Говоря при этом:

– Здесь все для тебя:

И цветы, и небо, и я.

Хотя безумно влюбленные

Срывали тонкий голубенький цветок -

Тот, что Богиня оберегала.

Этим хотели любимой сказать:

–Ты прекрасна, как Лето!

Пусть тобой восхищается сама Природа!

Так жили в кои-то времена

Дети моего народа

И на свадьбах одинаково танцевали,

Что взрослые, что ребятня.

Женщины, труд обожая,

Создали армянский лаваш,

Кинзу и сыр в него заворачивая.

А мужчины их облегчали труд,

Они лаваш превратили

И в тарелку, и в крышку,

И в скатерть, и в полотенце, и в вилку…

Так люди потихоньку жили,

Всевозможным опытом делясь

И волки порою в поле выли,

Пытаясь тружеников напугать.

Но времена все-таки другие…

И там, средь гор, жили

Наши армянские дэвы,

Что означало – большой трудяга.

Там, на вершинах гор и скал,

Росли невероятно прекрасные цветы,

Которых называли Брабион,

Что означало – свет нашего имения.

Цвел цветок круглый год,

Цвел даже среди холодных снегов.

И дэвы каждый день

Преодолевали невероятный путь,

На вершину поднимаясь.

Летом цветы они поливали,

А зимой рядом разводили огонь



И Брабион согревали.

Еще дэвы и днем, и ночью -

Эти бесподобные цветочки охраняли,

Чтобы их с нагорья не украли.

Конечно же, всем хотелось

Такую красоту иметь,

Но их сторожили трудяги.

А цветок был прозрачный,

Края его блестели серебром,

В середине была

Маленькая желтая звезда

И свет ее по прозрачному цветку

Яркой радугой разливался,

Цвет природы отображая.

И счастье было для армянина

Такое чудо охранять -

Чудо, росшее в горах.

Цветок своим ароматом

Умел и жажду, и голод утолять.

А еще на его листочках,

Тоже прозрачных,

По утрам собиралась вода,

Вытекавшая из цветка.

Ее дэвы собирали:

В этой воде спрятана сила.

Именно благодаря ей

Древние армяне

И побеждали врага в битве.

Ведь все дэвы были

Очень-очень сильны

И с легкостью переносили камни,

Могли вырвать с корнем деревья.

Так поочередно они

Поднимались ввысь,

Чтобы волшебной росы попить,

Необыкновенный цветок стеречь

И принести в свою страну достаток.

Дэва было очень легко

От всех остальных отличить:

У дэва был большой горбатый нос.

Нос был, как термостат:

Поднимаясь наверх, он расширялся,

А спускаясь вниз, нос сужался -

Вот так и получилась горбинка.

Дэв носом своим гордился.

Он знал, что один из лучших:

Доблестью нельзя стесняться,

А лучшим был тот, кто много знал,

Даже во всех мелочах разбирался.

Ценился лишь блеск ума -

Сила была неважна,

На это у них есть вода.

Так жили в древности армяне,

Жили, не ведая страха.

Все хотели, как можно больше узнать

И любили друг с другом

Во всем совет держать.

Любили важно говорить,

О том, как хорошо,

Что Брабион у них растет.

Как появился у нас этот цветок?

Дело в том, что цветок этот подарили

Одному мудрому мужчине,

Он все языки мира знал,

Истории народов изучал,

Мало ел и мало спал -

Он Бытие познавал,

Задумывался о Любви и Дружбе,

Хотел не зря прожить на этом свете

И, умирая, всем велел:

– Никогда ни с кем не воевать,

Разве, что головы защищать.

Когда пришел к нему Ангел,

То сказал именно вот так:

– Учеба – колоссальный труд!

И трудом он всех превзошел!

Дарю вам, люди, цветок,

Храните, армяне, Брабион!

И не забывайте свой исток.

И там, на его могиле,

Вырос прекрасный цветок,

Как наследие от него.

Расстроились армяне

Смертью такого мудреца.

Но как после смерти голову склонить?!

Они за три дня построили ему могилу,

А могила была на самой вершине,

На вершине горы – на вершине Арарата.

Арарат означает – создавший единство!

Там храниться его могила,

Так люди возвысили его.

А Арарат с тех пор стал священным.

Так получилось, что человек

Этот стал единственным,

Перед кем все склонили головы

И камни вокруг него живые.

Умер он в шестьдесят пять -

Через год цветок

Дал именно столько ростков

И люди рассадили их

По всей вершине горы.

Имя этому человеку – Бахт.

С тех пор армяне часто говорят:

– Пусть Бахт будет всегда с тобой!

Этим именно разума желали.

Именно он был самым первым дэвом,

А за ним пошли и его дети,

Они стали Брабион охранять,

На вершине жить,

К людям спускаться, чтобы о жизни рассказать

И лучших в помощники выбирать,

Выполнять работу для цветка.

Они проделывали дорогу для воды,

Чтобы людям легче было жить,

Чтобы тяжести не носить -

На себе ведь много не унесешь,

Без воды погибает жизнь.

Вода нужна всем и повсюду -

Прожить без нее просто невозможно,

Поэтому-то и была плодородна была та земля

И ее с легкостью возделывали люди,

Бахта во всем благодари,

Разумных побольше желали.

– Поэтому не бросайте, люди,

В воду камни, ради ненужной забавы, -

Так жена Бахта говорила.

Ее все очень сильно любили,

Любили ее за то, что была ко всем добра

И считала, что в жизни

Чужих детей не бывает;

Всех угощала, чем могла

И даже последним делилась.

Всем говорила: -Ты моя детка!

А если ей в ответ: – Моя мать другая. -

Говорили, то слышали слова:

–Наверное, мы с ней в чем-то похожи!

И даже в старости с детьми

Поиграть очень любила она,

В доме ее всегда весело было,

Ведь, чем старше, тем больше детей,

Хотя и своих она не забывала.

Пока Бахт Бытие познавал,

Она берегла домашний очаг

И мужу чем могла, тем, и помогала.

В семье их царило лишь согласие,

Все вокруг их пахло Нежностью и Любовью.

После смерти Бахта

И жена его умерла,

Но тоже не бесследно:

На ее могиле выросло растение

С приятным вкусным ароматом

И древние армяне его ели,

Как отвар его варили

И подслащенным пили.

Лечит этот отвар от депрессий, стрессов,

Помогает успокоиться детям.

Выпьешь его, так и слышишь

Ласковые слова: -Ты моя детка!

Эта трава ей в подарок

И названа ее именем.

Ведь имя её означает -

«Буквы и слова смысл»,

Ну это конечно, на армянском.

Растение это на всех языках мира

Имеет звучание одно – Тархун.

С тех пор Бахт означает -

Смысл жизни,

А Тархун – полезный напиток,

В котором царит согласие и покой.

Этими именами не называют,

Ими свою жизнь продлевают.


Тогда еще с давних времен

В соседях у армян жили

Не менее доблестные грузины,

Но к сожалению,

Не жили у них дэвы.

В один год знойное лето настало,

Люди остались без воды

И даже в небе облака

Не обещали людям дождя.

И там в одной дерене

Пить просила старушка Гогуца.

Сейчас расскажу о ней немного.

Жила в небольшой деревушке семья:

Старик да старуха, сын и его жена.

Жили, горя не зная

И дружили с русским – с Игнатом.

В прохладную теплую ночь

Родилась у сына дочь,

На радостях решили устроить пир.

Старик, сын и невестка

Собрались рыбки наловить

Для стола, для друзей.

Послали письмо Игнату,

Чтобы приезжал поскорей -

Крестным решили его назначить

И дружбу верную увековечить.

Вот утро, вот рассвет…

Трое уплыли на лодке,

Взяв с собою невод,

Надеялись на удачу -

Угодить хотели друзьям,

Соседям и Игнату.

В доме осталась Гогуца и малышка,

Старушка девочку полюбила:

–Вот придет Игнат и имя тебе даст, -

Так она новорожденной говорила.

В их доме без Игната

Не проходило ни одно застолье,

Для него больше всех старались -

Друг он самый для них любимый!


А в это время трое рыбу ловили:

Отец, сын Петр и невестка Теона,

О веселом вечере мечтали,

Всем угодить хотели -

Только об этом и говорили.

Но это все не понравилось Рыбе- пиле,

Она сама невод бросать умела

И всех троих в плен взяла.

Старшим был отец,

Звали отца Вахтанг.

Он решил с Рыбой-пилой поговорить:

–Умоляю тебя, всесильная,

Отпусти ты нас, бессильных!

Выкуп мы тебе заплатим,

Все, что можем, отдадим!

–К чему мне ваши дары?

Даров ведь нет у вас, одно подаяние.

Все сама себе я добываю

И нечем вам удивить меня.

Лишь воду мутить умеете люди,

Рыбку мою хотите унести…

–Больше не будем мы невод бросать,

Будем лишь только на земле пахать,

Ягоды, грибы в лесу собирать,

Покой твой не будем мы нарушать!

–Нет, уже поздно, в плену вы у меня,

И будете мне песни петь,

Музыку мне будете играть…

О воле забудьте, вы в плену,

А не то на всю деревню нападу!

Делать нечего – пришлось им

Рыбе-пиле угождать,

Капризы все её исполнять.


А тем временем Гогуца

Не знала себе места:

Нет ни мужа, ни снохи, ни сына.

Мучилась она, понимая:

Что-то страшное случилось!

Одно лишь у нее успокоение – малышка,

Вся в бабушку с дедушкой:

Улыбалась широко, как настоящая грузинка.

А бабушка на руках ее качала,

Колыбельную на ночь пела,

Молоком коровьим дитя поила.

–Скоро придут мама, папа и дедушка,

И будет у нас застолье, будет веселье!

Так Гогуца говорила,

Себя и малышку успокаивая.

Но уже ночь на дворе

И старушка переживала:

–Ах! – думала она вот так, -

Скоро приедет Игнат,

Может, он мне поможет.

Так провела Гогуца ночь,

А утром Игнат приехал,

Старушку он крепко обнял,

Малышку в лоб поцеловал,

Все-таки друг сына.

Узнав про все, сказал:

–Я не оставлю вас, не бойтесь!

Все обязательно найдутся,

Сегодня же начнем поиски, -

Так Игнат сказал,

А он был человеком и слова, и дела.

Вся деревня искала

Вахтанга, Петра и Теону,

Но отыскать не сумели.

Но что же делать? – жизнь идет,

Никого не дожидаясь.

Девочке имя надо дать,

Крестным ее стал Игнат,

Малышку не знал он, как назвать.

И всей деревней решили,

Русико девочку назвать -

Так за отзывчивость

Игната отблагодарить.

Игнат Русико, как родную полюбил:

Дитя от невзгод оберегал.

А бабушка Гогуца к труду прививала

И музыке девочку обучала.

Прошло тринадцать лет,

Русико красавицей слыла,

Большая умница, толк в работе знала,

К тому же прекрасно пела,

Одним словом – загляденье!

В глазах радость,

В осанке скромность,

Походка легкая, как ветер,

Улыбка ослепительная, как солнце,

Украшение всей деревни!

В общем, настоящая грузинка.

Всем помогала, кому могла

И словом своим дорожила.

Такою была воспитанница

Бабушки Гогуцы и крестного Игната.

О папе, маме и дедушке

Расспросы вела,

Мечтала, что когда-нибудь

Все трое в их дверь войдут.

Никто тогда не знал

О том, что их захватила Рыба- пила.

Друг Игнат поиски не прекращал:

Он надеялся и верил,

Что однажды след отыщет

И домой вернет всех своих друзей.

А сейчас он уехал к своим,

(У него ведь тоже есть семья),

Но он обязательно скоро вернется -

Своих в беде бросать нельзя!


И вот беда: засуха наступила,

Вода из деревни исчезла.



Русико для бабушки

Воду искала, но найти не смогла.

–Придется идти вдаль, -

Тринадцатилетняя Русико сказала, -

Без воды нельзя возвращаться.

Крепко бабушку обняв,

На дорогу крепко поцеловав,

–Я вернусь с водой, – сказав,

Села на коня и поскакала.

Ей нечего бояться -

Она же едет за водой.

Везде повсюду слышен вой -

Звери идут на водопой,

Но воды нет.

У хищников охотиться

На травоядных запрет -

Время всемирного Мира.

Всех мучает только жажда

И не нужна никому еда.

Девочка проделала длинный путь,

Сама от жажды сильно устала

И, где воду искать, она не знала.

Вот решила собрать утреннюю росу.

Так провела Русико неделю в лесу,

Собирая по крупице воду

Осторожно, бережно с листочков.

Пока не встретила Сороку

И та ей за упоительную воду,

Рассказала о всесильной Рыбе-пиле,

О том, что трое у нее в плену,

Песни ей поют и играют музыку.

–Мама, папа и дедушка! -

Поняла все сразу Русико,

Взяв кувшин с водой,

Немедленно поехала домой.

Ах, как радовалась она.

–Нашлись, нашлись!

Громко Русико сказала,

Мчалась во весь опор

И говорила лошади так:

– Мы будем снова жить всей семьей!

Поездка удачной оказалась!

Скоро приедет дядюшка Игнат,

Про Рыбу – пилу ему расскажу,

Бабушку Гогуцу обрадую вестью,

Всем селом пойдем спасать

А потом всю ночь от радости плясать!

Так размышляла Русико.

Не знала, что из плена вернуть нелегко,

Хотя вера многое меняет -

Вера в себя, друзей, да и во всё село.

Вот уже виднеется дом

И старушка сидит у окна.

Русико с лошади поспешила,

Бабушке кувшин с водой подала

И про Рыбу- пилу рассказала.

–Ах! – кричала Гогуца, – нашлись!

И все в деревни собрались.

–Рыба-пила всем вредит,

Захватила наших в плен.

Давайте, люди, решать,

Как будем из плена вызволять.

Один из них сказал:

–С Рыбой-пилой сможет

Справится лишь медведь,

А его у нас нет.

Все расстроились,

Но Русико сказала:

–Скоро приедет дядюшка Игнат,

Его-то помочь и попросим.

На этом и остановились.

День за днем проходит,

Ждут Игната всем селом,

Письмо ему написали

И в письме все рассказали.

Ждать долго не пришлось:

Как узнал Игнат обо всем,

Сразу же в путь собрался -

С Рыбой-пилой надобно разобраться!

В прекрасную Грузию он едет,

Спасти Игнат хочет

Вахтанга, Петра и Теону.

Приехав, он подробно все расспросил,

Затем встретился с Сорокой.

Та стала у него парламентером

Всего-то за мешок с пшеном:

Ведь ей тоже надо кормить своих деток!

Сороки очень любят кашку варить

И детишек похлебкой кормить.

Итак, Сорока к рыбе полетела

И разговор с нею повела:

–Пришел к нам из другой страны

Мужчина русский по имени Игнат,

Просит он тебя, всесильная Рыба- пила,

Чтобы ты из плена отпустила

Теону, Вахтанга и Петра!

Рыба- пила рассердилась:

–Разве мне, владычице

Грузинской воды,

Смеет кто-то указ давать???

Ну что ж, надо и его в плен взять!

Сама я с ним переговоры поведу.

И невод взяв, поплыла к Игнату.

Но Игнат такого ожидал,

Любимые кусачки с собою взял.

И вдруг блеснуло что-то:

Рыба-пила закинула невод,

Но Игнат его кусачками порвал

И спокойно рыбе-пиле сказал:

– Знаешь, вся жизнь –борьба,

Всем чего- то не хватает

И мне нужны мои друзья,

Иначе силушку покажу и я.

Рыба-пила расстроилась немного,

Но все же ответила тихо:

–Тебя не боюсь я,

Здесь в воде я хозяйка,

Тебе меня не поймать.

Не знала она, что есть на свете медведь

И рыбу он очень любит на обед.

–Так значит, по-хорошему нельзя?

Задал последний вопрос Игнат.

–Между нами хорошему нет места!

Сказав, Рыба-пила уплыла.

Ну что же, Игнат вернулся в село.

Расспросы вела и бабушка Гогуца, и Русико.

Игнат ушел, но обещал вернуться с подмогой.

Он поехал к себе домой,

Там, в своих краях, к Медведю заехал,

Попросил его помочь.

Тот долго-долго не соглашался,

Но Игнат пошел с ним на уговор.

Что за уговор – это другая сказка,

Читайте ее – «Мужик и Медведь»

И вы поймете, что значит Ум.

Итак, Игнат с Медведем

В прекрасную Грузию едет,

Спасти он хочет

Вахтанга, Теону и Петра.

С собой везет Медведя,

А он очень разборчив:

Насквозь видит в рыбе икру!

Предстоит скоро битва

И друзья спасены будут,

На свободу скоро выйдут:

Вахтанг, Петр и Теона.

А пока Медведя и Игната

Ждала дальняя дорога.

Но вот пришли они к месту,

К Рыбе-пиле отправили Сороку:

– Игнат тебя на бой зовет! -

Сорока ей сказала.

–Бой не страшен мне,

Во мне много силы,

Ему меня не победить!

Я же хочу Игната в плен захватить!

Передай, что буду через два часа.

И Сорока к Игнату полетела.

Ну что же, в условленное время

Рыба-пила приплыла,

Медведь вышел ей навстречу

И битва немая началась:

Посреди реки бились

Рыба-пила и бурый Медведь.

Изрезал Медведь себе все лапы:

Рыба- пила оказалась сильнее,

Чем он того ожидал.

Незаметно, потихоньку

Медведь к берегу отступал,

Надеясь Рыбу-пилу повалить на землю;

Но Рыба-пила, скажу вам, мои друзья,

В отличии многих других,

В панику бросаться не любит.

Если у других рыб вода

Полностью не покрывает тело,

То они начинают биться о землю,

Хвостиком своим виляя.

Все, кроме Рыбы – пилы!

Она плавниками по земле крадется

И о землю никогда не бьется.

В те времена она была страшней акулы,

В ее водах был запрет на ловлю рыбы,

Люди боялись даже воды набрать -

Никто не мог с нею совладать,

Слишком сильною она была

И без воды Рыба-пила обходилась

Почти, что час.

Но Медведь всего этого не знал

И вот битва во имя дружбы шла,

А Медведь все отступал и отступал.

Рыба-пила его изрезанного выкинула

На берег и Игнату сказала:

–Ты думаешь, ты такой один?

Или ты первый, кто меня победить решил?

Охотников было много,

Но я сильнее из вас любого.

К воде никого не подпущу,

А непослушных в плен захвачу.

Сказав все это, уплыла,

Собою она довольна была.

Медведя Игнат в деревню повез -

Надо его подлечить немного,

А потом решать: что же делать?

Медведь всю дорогу рычал,

Рычал от того, что проиграл

Какой -то Рыбе – пиле,

О которой никогда не слышал!

И тут у него возникла мысль:

Он вспомнил слова старшего Медведя,

О чем и сказал Игнату:

–Рыба слаба, когда в ней есть икра.

Буду охотиться на них,

Так без еды останется Рыба-пила,

Поголодает, ослабеет

И тогда мы сможем её победить,

И всех из плена освободить!

– Мысль хороша, вот так мы и поступим!

Согласился Игнат,

А Медведь перестал рычать,

Стал доволен собой:

Он и рыбки сможет поесть,

И уговор мужик исполнит.

Через два дня Медведь

Вышел на задуманную охоту.

Он стал рыбок с икрой ловить

И там же на берегу реки есть.

Все это не понравилось Рыбе-пиле,

Приплыла, чтобы побороться,

А Медведь ушел, но через два часа вернулся

И снова начал охоту.

И так до конца дня!

Рыба-пила устала

Его то тут, то там дожидаться.

Медведь же не бился:

Уничтожит рыбу

И спрячется в лесу,

Ей же так далеко ходить нельзя.

Поняла она замысел Медведя.

Утром следующего дня

Решила с ним помириться:

Иначе он уничтожит всю ее еду,

Рыба-пила ведь тоже рыбок ест.

– Скажи мне, медведь,

Чего тебе от меня надо?

Неужели другом считаешь ты человека?

Послужи мне немного,

Я тебя щедро награжу!

–Мне ничего не надо!

И он свою охоту продолжал,

Так ему велел Игнат:

Не вступать ни с кем в беседы.

Расстроилась сильно Рыба-пила

И отправила Сороку за Игнатом,

Тот сразу же пришел,

И спросил: – Чего тебе надо?

– Ах, Игнат, – Рыба- пила начала, -

Твой Медведь погубит всю мою рыбу,

Останови его, прошу!

Я же твоих друзей отпущу!

– Э-э, нет, – сказал Игнат, -

А как же вода? Должна ты всех до нее допускать,

Никого больше в плен не брать,

Отпустить не только моих друзей,

А всех, кого в плен взяла,

А еще, чтобы ты из рек уплыла,

Чтобы желающие могли тут плавать

И рыбку для себя ловить.



Делать нечего– Рыба-пила согласилась:

– Хорошо, – она сказала, -

Я уплыву в глубокое море.

Вот тебе отросток березы:

Храню ее для себя

В ней спрятана смерть моя.

Если кто-то из моих потомков

Забудет мой наказ,

В пресную воду заплывет -

Побросай в эту воду

Березовую серьгу

И любая рыба- пила,

Про все вспомнит,

И назад в море поплывет.

Так договорились Рыба-пила и Игнат.

И появилась на Руси береза,

Встретить можно даже целые леса.

Так на свободу вышли

Петр, Теона и Вахтанг,

Крепко-крепко друг друга обнимали,

Медведя сильно благодарили

И домой в деревню поехали.

Их встречали все в деревне,

От счастья плакала и Русико, и Гогуца.

В тот же вечер устроили пир,

Слава, о котором прослыла на весь мир!

Радостью была для одних свобода,

Для других то, что от них Рыба-пила уплыла.

Ели, пили за здравие победителей,

Спасших своих друзей -

За Медведя и Игната.

Рыба-пила ведь покоя не давала,

В то время весила сто килограмм,

А там в море она потеряет свой вес,

Хозяйкой там не сможет быть.

Богиня моря уменьшит ей вес

Минимум в тридцать раз.

Это не пресная река:

В море охотников много,

Со всеми не совладать -

Придется мириться с тем, что есть,

Хотя мечтой ее будет,

Когда-нибудь снова вернуться.

Итак, прошло три года.

У Русико день рождение,

Ее поздравлять будут все

И даже дядюшка Игнат,

Который приедет издалека,

Разных самоцветов привезет,

И танец народный станцует он.

В то время в деревне остановились

Незнакомые никому люди,

Они приехали из далекой Японии,

Всем показывали свое мастерство -

Боевой танец под названием «сумо»,

Бились, не проливая крови.

И в тот день, оказавшись на празднике,

Им пришлось потанцевать.



Ах, японцы – ну просто загляденье!

Движения, как у лебедя, плавны;

Нет агрессии, одна сноровка;

И не понять: то ли игра, то ли битва.

Вся деревня смотрела затаив дыхание,

Как танцуют двое мужчин.

В деревне был один грузин,

Который решил с победителем

Силой помериться

И, попробовав, победил.

Нелегко ему было, но все же повезло!

Звали силача Манучари.

В награду он японцев попросил:

Один месяц у него погостить.

Делать нечего – японцы согласились.

Их было четверо, было две пары,

Собою они были прекрасны.

Женщины их, как лебеди чисты,

В глазах одна лишь благодарность,

За то, что их с радостью приняли.

А после принялись все вместе плясать,

Облака неистовством удивлять.

Среди них была и Гогуца,

И уже шестнадцатилетняя Русико.

Время весело прошло,

Японцев все полюбили,

Каждый их к себе в дом приглашал.

С радостью их встречали,

Чем могли, тем и угощали.

Больше всех старалась Гогуца,

Очень гостеприимной она была.

За это ее вся деревня любила.

В деревне говорили даже так:

– Я Гогуца и бабушка моя Гогуца -

«Гогуца» означает – угождение.

Разве сделать приятное не радость?!

Когда настал черед гостей принимать,

Гогуца думала, как им угодить.

В доме была курица и были орехи,

Вот она и приготовила сациви -

Курицу в ореховом соусе.

Так появилось новое блюдо.

Японцам очень понравилось оно,

Они тоже все ценить умели:

– Примите от нас вот этот дар.

И японцы подарили грузинам тюльпан.

Говорят, этот цветок

Японцам Ангелы подарили.

Тюльпан вокруг деревни рассадили

И японцев благодари,

Взамен хлебосольные грузины

Отдали им в дар сациви,

И про это блюдо говорят так:

– Оно коронное блюдо у грузин,

Но по праву принадлежит японцам.

Но История порой вредной бывает

И на сегодняшний день

Не приняла этот факт,

Сказав: – Дары раздаривать

Может каждый, но создать

Сможет лишь очень мудрый.

Хотя японцы совсем не в обиде.

Все четверо – две пары -

Придумают и суши, и роллы….

Японцы уж точно знают,

Как важно в жизни поделиться.

История на самом деле

Зависит только от нас:

Как решим, так и будет.

Вот настала пора расставаний.

Японцы поехали домой,

Взяв море эмоций с собой.

Нет, они друг друга не забудут.

Больше всех тосковал Манучари:

Кто еще с ним сможет побороться?!

На следующий день он тоже

Из деревни родной ушел,

Наверное, в поисках приключений:

На других посмотреть

И себя, конечно, показать.

Он вернется через год,

Чтобы рассказать про

Необычный цветок Брабион:

– И все же словами не описать, -

Угрюмо сказал Манучари,

–Вот нам бы такое чудо достать,

Жили бы мы вдоволь и всласть.

Вся деревня слушала его,

А больше всех прекрасная Русико,

Той ночью цветок даже снился.

Сказала она сама себе:

–Цветок чужой, придется смириться!

У каждого свое на этом свете,

На самом деле – и у нас не хуже:

Вон посмотри на тюльпан,

Он греет душу, как солнце.

И действительно, цветы

Красным ковром расцвели

И этим радость подарили.

Про японцев все вспоминали,

В гости их снова ждали.



Когда приехал дядюшка Игнат,

То Русико ему рассказала

Про прекрасный цветок Брабион:

–Вот бы его увидеть краешком глаза, -

Сказала она еле слышно.

–Ничего, увидишь, мне тоже интересно

Взглянуть и красоте порадоваться.

Через три дня поехали в дорогу,

Взяв с собою Манучари.

Ах, как интересно в чужих краях!

И еда, и природа, и нрав, и говор -

Удивительным все оказалось!

Гостеприимство через край лилось,

Все хотели путникам угодить!

Так медленным шагом,

Но все же вперед продвигались.

И вот они у подножия горы.

Русико, Игнат и Манучари

Остановились и решили,

Лошадей внизу оставить

У добрых людей на хранение.

Армяне, живущие вблизи,

Конечно, согласились,

Но просили их не идти наверх -

Это опасный и нелегкий путь.

Но путники твердо решили

На Брабион взглянуть

И все уговоры были напрасны…

В те времена среди дэвов,

Жил один молодой дэв,

Его звали Ара.

Для одних «Ара» означает:

Делай, твори, создавай;

Для других «Ара» означает

На армянском: будь главным,

Возьми первенство в свои руки -

Такому каждый доверял свои мысли.

К тому времени, что наши путники

Поднимались наверх, в горы,

Там, на высоте,

Собрались на совет армяне:

– Пора Ару отпустить на поиски невесты, -

Сказал самый старший на совете,

С ним согласились и остальные.

–Через три дня в дорогу!

Сказали армяне молодому.

Низко повесив голову,

Тот нехотя пошел собирать сумку:

Жениться ему не хотелось,

А вот побольше узнать всего -

Даже по ночам ему снилось.

Хотел он знать,

Как другие народы живут,

Пекут ли они пахлаву,

Как разговаривают между собой…

Хотя он знал восемь языков,

Но недостаточно было ему:

Горел он жаждой ученья!

Выше всего было образование -

Женитьба совсем не по душе.

Он считал, что счастье лишь в уме.

Все это знали армянские дэвы

И торопили его с женитьбой:

Красавица-жена и дети

Уничтожают все его сомненья,

Лишь только в любви

Создается гармония.

Без любви, также, как и без ума,

Жизнь напрасна!

Ценить нужно все чувства,

Ими прикрывается и тело, и душа!

Всего этого не понимал Ара,

Мечтал он миру подарить себя,

Мечтал о служение Богу.

Но что поделать: все решает Судьба!

Не знал он о предстоящей встрече.

Ара вниз спускался

И вдруг заметил путников трех.

Там, в низине, они поднимались наверх,

Трудностей не боясь.

–Здравствуйте, люди добрые!

Кто вы такие? Куда идете? -

Спросил Ара у Игната.

Путники поздоровались в ответ:

–Идем мы повидать цветок

Прекрасный, с именем Брабион, -

Сказал отважный Манучари.

–Слухов много о нем ходит,-

Добавил Игнат, -

Вот показать крестнице обещал…

Любопытным ничего не мешает!

И только тут Ара понял:

Среди путников девушка

Настолько прекрасная собой,

Что лишь сравнивать можно

Её с самой Природой.

Девушку звали Русико,

Ее представил дядюшка Игнат,

Который встрече был очень рад.

Юноша понравился ему:

Может, тот покажет

Дорогу к прекрасному цветку?

Ара, конечно же, согласился,

Ему очень-очень захотелось

С Русико не расставаться.

И вместе путники продолжили

Свой путь наверх,

К вершине священного Арарата.

По дороге Ара рассказывал

О жизни своих армян,

О том, как берегут цветок.

– Брабион всегда смотрит на восток, -

Сказал Ара и замолчал.

Он очень робко

Взглянул на прекрасную Русико,

Ведь именно ей хотел угодить.

А девушка впервые испытала

Чувство с названием «Любовь».

От взгляда Ары она краснела

Даже тогда, когда ночь наступала.

Впервые в жизни она поняла,

В чем счастье, в чем судьба.

Ей не хотелось уходить:

Ни даль, ни цветок уже не манил,

Хотелось слушать голос

И тайком ловить взгляд,

Хотелось чувствовать,

Как бьется его сердце,

И согреться его улыбкой…

Но время шло и очень скоро,

Добрались они до жилища дэвов,

Встретили их дружелюбно,

Усадили всех за стол,

Накормили, напоили,

Брабион им показали.

Все дэвы сразу заметили

Влюбленность Ары в Русико.

– Ну вот, твоя суженная нашлась, -

Сказал самый мудрый, -

И незачем идти вдаль,

Коль она тебя сама нашла.

Любовь к обоим к вам пришла -

Ну что же, это к свадьбе пора.

Радовались все:

Игнат, Манучари и мои армяне,

Лишь влюбленные чего-то боялись.

Но, несмотря на все страхи,

Они поняли – чувства их взаимны.

Ара поехал с путниками в путь,

Спросить благословления

У своих и у Русико родных.

У подножия горы Ара расстался с ними,

Обещал приехать через неделю.

Переговоры вел крёстный,

Русский мужик по имени Игнат.

Обрадовались этой вести все в деревне,

Кроме бабушки Гогуцы,

Не хотела она отдать

Русико замуж в такую даль:

–И в нашей деревне

Есть женихи, незачем

Тосковать тебе на чужбине!

Русико проливала слезы.

– Неужели любовь ее напрасна???

Никто её сердцу так не мил,

Как выбранный ею жених, -

Так Игнат Гогуце говорил.

На удивление всем

Гогуца не соглашалась.

– Вот придет, тогда посмотрим, -

Сказал дедушка Вахтанг, -

А сейчас все разговоры просто так.

Ара, как и обещал,

Через неделю приехал в село.

Радушно встречали его,

Но увидев печальный взгляд Русико

И сам расстроился немного,

Но все же рук не опустил,

Начал петь и танцевать.

Всем хотел он угодить.

Даже бабушке Гогуце

Пришлось сказать:

– Юноша просто загляденье!

Петр и Теона сказали так:

– Дочь далеко мы не отдадим!

Хочешь жениться -

Переезжай к нам жить.

Такого Ара не ожидал:

У него же на родине дела,

Он дэв, он большой трудяга,

Как же ему оставить свой народ!?

Разум такого не позволял.

А сердце!? На сердце рана:

Жить не мог без Русико!

Как же им не понять его!

Сказал он тихо свой ответ:

– Будет так, как решит Совет!

И утром уехал в путь,

А сердце плакало, сердце ныло

От раставания с Русико.

Вот он добрался до своих,

Все рассказал, все как есть.

Ему дали на все добро:

– Справимся и без одного,

Красавица стоит того,

Чтобы один из дэвов

Служил другому народу,

Собирайся в путь дорогу!

Через месяц все едем на свадьбу.

Письмо с согласием написали

И с гонцом письмо послали.

Письму рады были все:

И Русико, и вся деревня.

Через месяц праздновали свадьбу:

Праздновали широко и пышно

Три прекрасных народа:

Русские, грузины и армяне -

Красиво песни всякие пели

И неистовые танцы плясали.

Праздновали три дня подряд,

А после разъехались по домам


Жизнь текла своею чередой.

Дэв Ара к новой жизни привыкал,

Работал, вспахивал поля,

Всех до единого в деревне уважал,

Тюльпаны по вечерам сажал.

Через год у него родился сын.

Собрались все: и близкие, и друзья.

Приехал дядюшка Игнат

И дали малышу имя Бидзина,

Малыш весь в маму с папой,

Помощник им в жизни хороший.

Так мальчик потихоньку подрастал,

А папа тем временем

Дорогу реки решил изменить.

Вода всем необходима.

Так он и вся деревня

Трудились не покладая рук,

Чтобы рядом протекала река Кура.

Порою зимой дэв уходил,

Чтобы попить нектар цветка,

А после к семье своей приходил

И вместе со всей деревней работал.

Ара многое сделал:

Дома помог построить.

Численность деревни росло,

Туда многие стали съезжаться -

Одним словом, завидовали

Живущие рядом соседи,

Хотя и вместе меняли русло реки.

Недаром дэв – большой трудяга

И сын его тоже был такой:

Шел по папиным стопам,

Все, что мог он в жизни узнавал.


Однажды Ару попросили

Помочь новую дорогу для реки создать.

Тот, конечно, согласился.

Ара взял с собою сына.

Все грузины собрались,

А вместе с ними и Ара, и его сын,

Провели они новый путь для реки

И назвали ее «Арагва»,

Что означает -

«Сделали, но с большим трудом»

Или же «труд того стоит».

Впервые в работе

Бидзина участие принимал.

Десять лет ушло

На проведение водной дороги.

Все глаза просмотрела Русико,

Тоскуя по мужу и сыне.

Соскучилась и вся семья.

Бидзина же был любимцем.

Вот воротились отец и сын,

Вся деревня в этот день пировала,

Были все и крестный Игнат.

Он привез Бидзине гармонь

И подучил его немного:

В жизни надо не только трудиться,

Телу отдых обязательно нужен.

Бидзине было уже восемнадцать.

В тот вечер пела песню

Девушка, с именем Нануля.

– Какой очаровательный голос! -

Сказал про себя юноша,

Он слушал ее, очарованный пением,

А после всю ночь не мог уснуть,

Повсюду Бидзина слышал ее голос:

– Что со мной? – сказал он, -

Нет сна и нет покоя,

Что за восхитительная девушка:

Голос, как у соловья;

Как кипарис она стройна;

Блещет ум в глазах,

Волосы у нее густые,

На щеках румянец -

Невероятно собой мила.

Бидзина ждал восхода солнца,

Он знал: за водой пойдет Нануля.

И действительно,

Каждое утро девушка ходила за водой,

И по дороге песни разные пела.

Бидзина обрадовался ей сильно,

Она виновница боли сердца.

Так встречал и провожал

Наш Бидзина прекрасную Нанулю.

Все заметили поведение Бидзины,

Стало ясно: юноша влюбился!

Бидзина решил жениться.

В то время в городе,

Не далеко от их деревни,

Жиль один король

И была у него единственная дочь.

Наслышавшись об Аре и Бидзине,

Он решил с ними породниться,

Дочь свою замуж выдать за Бидзину.

С письмом отправил он гонца

И томился в ожидании ответа.

Получив письмо дэв Ара

Собрал деревню на совет,

Прочитал вслух письмо

И сказал вот такие слова:

– У каждого есть в сердце любовь!

Речь про моего сына.

Породниться с нами хочет

Могущественный царь Тамаз,

Но мой сын влюблен в другую.

Я думаю написать ему отказ:

Нам царь не указ,

Бидзина невесту уже выбрал!

Послышался из толпы ропот:

– А, вдруг царь пойдет войной?

Кто-то громко закричал.

–Нет! Любовь нельзя предавать! -

Другой ему отвечал.

Деревня поделилась на две части:

Одни могуществу угождали,

Другие же были на стороне Любви.

Так спорили они три дня,

Пока не приехал дядюшка Игнат.

Узнав про все, он сказал:

– Послушай, Ара, молодым

Надо отсюда убежать,

Найдут приют в другом месте,

Зато узнают влюбленные счастье,

Им будет в радость их любовь;

Тот, кто их поймет,

Будет Судьбой вознагражден.

– Подумать надо, -

Тихо сказал дэв Ара,

Глядя на расстроенного сына.

Да и вся в слезах Нануля.

Любовь – это вера в человека,

Вера в ближнего, в того кто рядом!

Дэв всё это понимал

И больше всех за сына переживал.

А тем временем в деревне раскол:

Люди стали рыть рвы и пропасти,

Так отделись, кто – за, кто – против.

Больше всех трудились те, кто за Любовь.

Ведь Тамаз мог пойти войной,

Они себя рвом защищали.

Дэв Ара войны боялся,

Боялся от того, что не хотел,

Братскую кровь проливать.

Тамаз, получив отказ,

Действительно решил силой покорить,

Но дэв его опередил.

С сыном переговорив,

Бидзина и Нануля решились на побег.

Они выбрали самый глубокий ров,

Внутри которого отец и сын

Вырыли глубокую пещеру.

В один прекрасный день

На виду всей деревни

Бидзина и Нануля, взявшись за руки,

Бросились вниз.

Там их поджидал Ара дэв,

Схватив их на лету,

Держа в объятиях двоих,

Он отнес их в пещеру,

Велел им побыть там немного.

Бросив на дно похожие одежды,

Он незаметно поднялся наверх.

А в деревне уже решили,

Что молодых в живых уже нет.

Кто-то горевал,

А кто-то считал, что так и надо.

Узнал об этом и царь Тамаз:

– Все равно война нужна,

Мне посмели отказать -

Не прощу этого никогда.

А той ночью дэв не спал.

Была у сына свадьба,

Венчал молодых дядюшка Игнат.

А утром следующего дня

Ара в темной пещере

С сыном прощался.

Там были и Русико, и дядя Игнат.

– Дети мои, жизнь трудна,

Но отпускаю вас без сожаления!

Пусть Любовь будет с вами всегда!

Прошу об одном:

Берегите друг друга!

Так сказал напоследок папа.

Все вместе поднялись наверх,

Дали молодым двух коней.

Бидзина и Нануля не сдерживали слез,

Но что делать – распрощались и в путь!

Русико, Ара и Игнат

Целый день молчали,

Боль расставаний не прошла.

Когда еще увидятся – не знали,

Детей своих они жалели,

Но все же твердо знали:

Бидзина и Нануля на подвиги способны.

А тем временем царь Тамаз

Войско собирал,

Решил обидчиков наказать,

Мол, нечего с царем шутить!

Должно быть так, как он велел!

Пол деревни перешло

На сторону грузинского царя,

Но со сторонниками любви

Был могучий силач Манучари.

Он один десятерых мог завалить,

Ведь в нем сила Доброты.

К тому же он тоже шутить не умеет

И в битве всегда побеждает.

Царь Тамаз мечтал

Дэва Ару в плен взять,

Чтобы тот в услужение у него был,

Но Ара по-своему упрям

И никаких царей не признавал.

Полководцем он стал,

Недаром в деревню стекался люд:

Важно знать, кто победит

Могущество или Любовь.

И вот битва началась!



Сторонники Любви бились, как львы,

Ну и конечно, победили,

И царя Тамаза прогнали

Вместе с теми, кто Любви был против.

Так объединились город с деревней

И назвались они одним именем – Тбилиси.

Жили там лишь сторонники любви,

Жителями были грузины

И многие другие.

Все одинаково носили

Украшения с голубеньким камнем

Что означало

«Любовь – это, как воздух и вода».

И строили дороги, рвы объезжая.

Тамаз с поражением не согласился,

Решил он дэва убить,

В связи с чем тайком

К его дому пробрался,

Увидел в окне Ары силуэт.

Тамаз натянул титеву,

Прицелился прямо в сердце,

Но большая тень заслонила маленькую:

Спиной к окну стоял не дэв,

А стояла прекрасная Русико.

Стрела Тамаза вонзилась в ее сердце.

– А-а-а! – воскликнул дэв

И вынес Русико на воздух, в сад.



На крик собрались все.

На руках мужа умирала жена,

Яд стрелы отравил ей сердце.

Но Ара не дал ей умереть.

Дэв оторвал от своего сердца половину

И отдал своей жене.

Так ожила прекрасная Русико.

Ангел Смерти ушел,

Проиграв всемогущей Любви,

Но взамен забрав с собой

Злобного царя Тамаза.

На том месте, где упали

Капли крови сердца дэва,

Выросла прекрасная мимоза.

Выросла за то, что никогда

Никому не желал зла Ара.

Он же понял, что это царская стрела,

Но не загорелся жаждой отмщенья.

Он желал лишь вразумлять

И зло в этом мире искоренять.

Мимоза цвета солнца!

Сравнится может лишь Бессмертник,

Который дарят любимым

Бабушкам, тетям и мамам.

С тех пор грузины

Ранней весной

Мимозу собирают для продажи,

Везут ее к соседям,

Продают не в погоне за деньгами,

А чтобы каждый мужчина

Мог любить свою жену,

Как дев Ара ценил Русико,

Мог любимой подарить мимозу.

А после от соседей они,

Возвращаются домой,

Но уже совсем другие.

Грузины любят ездить

В русские просторы Игната,

Туда везут ярко-желтую мимозу.

Но вернемся к нашим героям.

Ара со временем залечил свою рану,

Но все же тосковал по сыну.

Но где ему его найти?

Он же сам его отпустил.

– Давай съездим на родину мою,

Прогуляться мне хочется по Арарату, -

Сказал однажды дэв.

Конечно, Русико согласилась.

Стали они собираться в дорогу.

Провожал их весь Тбилиси

– Будем ждать вас обратно, -

Жители им в след сказали.

И вот родные просторы,

И затмевают глаза слезы -

Как соскучился дэв по своей земле!

Радости сердца нет предела!

Придя в себя немного,

Он взглянул на одежды,

Остановив прохожего, спросил:

–Все в черном! Зачем и почему??? -

Ара с лошади сошел.

Ах! – ответил ему человек, -

Случилась у нас беда:

Напали на дэвов неизвестные

Нам существа – динозавры,

Решили у нас Брабиньон отобрать.

Битва неравная была,

Погибли все наши дэвы,

А куда исчез Брабиньон,

Никто теперь не знает.

Слёзы у Ары текли рекой -

Такого известия он не ожидал.

Он голову руками обхватил

И горько-горько плакал,

Не сумел он беды предотвратить,

Соплеменников и цветок сохранить.

Долго он горевал.

Горевала над бедой

И прекрасная Русико.

Но делать нечего -

Они направились к Арарату,

Чтобы почтить хотя бы память.

Долгий путь им предстоял,

Поднимаясь по горам,

Они видели следы битвы,

Дэв искал цветка следы,

Но так и не нашел,

Пока не добрался

До могилы Бахта,

Там вокруг рос Тархун.

И там же на коленях он заплакал.

Услышав боль и плач,

Заговорила с дэвом Скала:

– Не печалься так, Ара,

Динозавры наказаны

Ангелом Жизни.

Они унесли с собой Брабиньон,

Не все, а только один.

Все остальные цветы

Ушли во внутрь горы,

Динозавры на родине своей

Умерли и превратились в нефть:

Тело превратилось в удобрение,

Так случилось с динозавром-хищником,

За ними последуют и другие.

Нельзя ничего отбирать:

Отобрать не сложно -

Сложно вернуть, сложно отдать обратно.

Тот унесенный один цветок

Видоизменился, его

Не легко сейчас узнать,

Хотя имя тоже Брабион,

А может и назовется по-другому.

– Но что нам делать без цветка?

Сказал тихо дэв Ара, -

– Цветок возродится снова,

Если армяне станут жизнь

Познавать, как дэвы.

Тогда-то и позабудутся невзгоды,

Откроется истории новая страница.

Остался Ара на родине своей,

Не вернулся он в Тбилиси,

Обучал детей до конца своей жизни.

С ним была его жена Русико,

Которая во всем ему помогала.

Так одного выжившего дэва

Почитали в Армении, как Бога.

Отсюда пошло новое имя – Араик,

Что означает «творящего душа»,

Но всё же появятся и другие имена,

Начинаясь также на Ар и Ара.

Но не забудем о их сыне.

Вернемся к Бидзине и Нануле.

Много они повидали в жизни,

Много дорог исколесили,

Но всегда были верны своей любви.

На пропитание себе

Музыкой и песней зарабатывали.



Сейчас расскажу вам,

Что увидели на своем пути.

Вначале они остановились

В прекрасной Абхазии.

Люди там очень гостеприимны,

Скромны, милы, разумны.

В подарок дали влюбленным

Очень вкусные мандарины.

Взамен Бидзина и Нануля

Оставили им свои

Музыкальные инструменты.

Поехали они дальше,

Попали в прекрасную Осетию,

Но вот беда:

Поссорились там два брата,

И поделилась страна,

На независимый Юг и Север,

Сказав друг другу:

– Да кто они такие?

Но у этих братьев были жены,

Они жили, как две сестры.

Многое они сделали,

Чтоб братьев воссоединить,

Но братья были все же упрямы.

Тогда две женщины создали

Вкусные осетинские пироги,

Их продают в уважающей себя кулинарии,

Хотя, скажу вам посекрету,

Жены своих мужей помирят.

Однажды воссоединится Север с Югом

И о распрях позабудут,

Зато останется пирог -

Двух женщин дружбы залог,

Они не экономили на пирог продуктов.

Нануля и Бидзина,

Отведав вкусные пироги,

Спев для них любимые песни,

Пожелав дружбы и любви

Всем на свете осетинам,

Отправятся в путь- дорогу.

Они побывают во многих местах,

Но однажды примут решение:

Поехать в гости к армянам.

В общем, они останутся там.

Бидзина будет очень рад

Сородичей повидать.

К их великому изумлению,

Встретят они отца и мать.

На их большой праздник,

Приедет дядюшка Игнат -

Радости не будет конца,

Рад будет посланник

И Неба, и Земли,

Который скажет так:

– Живите в большой и крепкой

Дружбе, мои дорогие друзья!

Есть цветок для тех,

Кто в жизни истинно дружил.

На месте могилы друзей

Всегда вырастает Нарцисс!

Так будет у Русико и Ары, у

Вахтанга и Гогуцы, у Петра и Теоны!

У всей семьи Игната!

Ну и конечно, у Бидзины и Нанули!


Скажу вам напоследок так:

Пусть всегда в желанный час

Будет на столе у вас

Прекрасный, вкусный виноград,

Из сока которого можно

Сделать вкусное вино,

Какое в Грузии бывает оно!

Которое, выпьем мы за процветании

Прекрасной, доброй Абхазии!

Ведь с ноября по январь

Я ем только абхазский мандарин,

Чтобы в Абхазии вновь

Отстроились прекрасные курорты.

Съедим мы вкусный осетинский пирог

За воссоединение Севера с Югом,

Чтобы братья всегда во всем

Понимали: дружба превыше всего.

Чтобы ничто не омрачало их покой!

Все это под русскую гармонь,

Я пожелаю грузинам счастья

Чтобы у них росли прекрасные цветы!

А русским пусть привезут мимозу,

Чтобы муж крепче любил жену!

А другу верному моему

Я подарю саму Стойкость,

Подарю саму Крепость -

Лучшую в мире валюту.

Ее не используют залпом,

Напиток этот ценится по глотку,

Это наш армянский бренди!

Дружите меж собою, люди!


_____________________________________


P.S

Если тебе захотелось дружить,

Обязательно пой песни.

Если тебе хочется любить,

Читай без разбору любые сказки.

Если ты ищешь правду,

То вспомни сказку о «Золотой рыбке»

И о «Дюймовочке» прекрасной.