Государственный Русский Музей [Виталий Александрович Суслов] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]


Виталий Александрович Суслов
Государственный Русский Музей


По залам музея

Альбом, 4-е издание

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РУССКИЙ МУЗЕЙ

ПО ЗАЛАМ МУЗЕЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО "СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК" ЛЕНИНГРАД.


Русский музей. Главный фасад. Архитектор К. И. Росси.


В центре Ленинграда на площади Искусств находится величественное здание с классическим восьмиколонным портиком - бывший Михайловский дворец, построенный в 1819 - 1825 годах по проекту выдающегося русского зодчего К. И. Росси. После незначительной перестройки внутренних помещений здесь в 1898 году был открыт музей русского искусства. Его первые небольшие коллекции состояли преимущественно из живописных произведений, переданных из Академии художеств, Эрмитажа, Аничкова, Александровского и других дворцов, и носили случайный характер. Великий Октябрь положил начало подлинно научному и систематическому созданию коллекций. За первые же послереволюционные годы собрание музея возросло в несколько раз и затем непрерывно увеличивалось за счет первоклассных памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Особенно интенсивно пополнялись коллекции современного отечественного искусства, лучшие произведения которого заняли достойное место в залах музея.

В настоящее время Государственный Русский музей, наряду с Третьяковской галереей, - крупнейший в СССР художественный музей русского дореволюционного и советского искусства, хранилище прославленных произведений живописи, скульптуры, графики, а также декоративно-прикладного искусства, созданных за период с XI века до наших дней. Коллекции музея известны далеко за пределами Советского Союза.

Почти в ста тридцати залах выставлены многочисленные экспонаты музея, который ныне занимает целый комплекс зданий - Михайловский дворец, флигель Росси; так называемый корпус Бенуа, построенный в 1912 - 1916 годах по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, и открытое в 1962 году специальное выставочное помещение, где ежегодно организуются временные выставки русского и советского искусства. Анфилада прекрасных залов экспозиции последовательно открывает перед посетителями музея историю русского искусства, знакомит со всеми этапами его развития, с различными видами и жанрами.


В залах древнерусского искусства экспонируются произведения живописи XIII - XVII веков. Эти памятники вошли неотъемлемой частью в сокровищницу мировой художественной культуры; в их лучших образцах выражены эстетические идеалы, многообразный мир чувств и мыслей людей той далекой эпохи.

Живопись древней Руси и сейчас волнует нас, доставляя огромное эстетическое наслаждение выразительностью образов, смелой обобщенностью и простотой изобразительного языка, монументальной мощью и классической ясностью композиций. Здесь представлены памятники крупнейших художественных школ: Киевской, Владимиро-Суздальской, Новгородской, Псковской, Московской, а также других. Гордостью музея являются произведения виднейших из известных нам художников древней Руси - Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова.

Вершина развития древнерусской живописи и одна из замечательных вех в истории мирового искусства - творчество Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV - XV веков, в период образования Московского централизованного государства. Общественный подъем, идеи общенационального единения, гармонического развития личности нашли своеобразное художественное воплощение в монументальных образах, созданных Рублевым. Высокий гуманизм, ясная гармония мыслей и чувств, совершенство формы - характерные черты его искусства.



Зал искусства древней Руси

В конце XV - начале XVI века работал другой прославленный художник - Дионисий, мастер не только станковых композиций, но и монументальных фресковых росписей. Его произведения отмечены изяществом рисунка, изысканной тонкостью живописи, торжественной праздничностью, величавостью образов.

Удивительно разнообразным было творчество Симона Ушакова (XVII век) - живописца, рисовальщика, гравера и автора теоретических работ по искусству. Для этого талантливого художника, внимательно наблюдавшего и изучавшего современников, характерно стремление преодолеть в своем творчестве каноны иконописного изображения, передать как можно правдоподобнее человеческое лицо.



Георгий.
Новгородская школа. XIV в.


Ангел Златые власы. XII в.


Андрей Рублев Апостол Павел. 1408 г.

Глубочайшие преобразования в экономической, общественной и культурной жизни России XVIII века принципиально меняют характер искусства. Оно отказывается от