Галерея Айвазовского [Софья Александровна Барсамова] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Софья Александровна Барсамова
Галерея Айвазовского

Путеводитель



ГАЛЕРЕЯ АЙВАЗОВСКОГО



ПУТЕВОДИТЕЛЬ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «КРЫМ» СИМФЕРОПОЛЬ

1968

75С(069) Б-26


Феодосийская картинная галерея - один из самых популярных музеев живописи в нашей стране, наибольшее в мире собрание произведений великого русского художника-мариниста И. К. Айвазовского.

Автор путеводителя, главный хранитель фондов галереи С. А. Барсамова расскажет читателю о творческом пути замечательного художника, об истории галереи, поведет по ее залам, где представлены картины И. К. Айвазовского, а также феодосийских художников Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслера, К. Ф. Богаевского, М. А. Волошина, М. П. Латри, работы современных советских художников.


Под общей редакцией Н. С. БАРСАМОВА


8-1-2


29-6SM


ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ



Творчество И. К. Айвазовского уже более ста лет вызывает у людей глубокий интерес и чувство восхищения. Прославленный маринист был выдающимся мастером живописи второй половины прошлого века и остается одним из самых популярных и любимых народом художников.

Он родился на берегу моря, его детство протекало в близком общении с морской стихией, и вполне естественно, что основное место в его творчестве заняло изображение моря. Но это само по себе еще не определяло характер огромного, покоряющего искусства Айвазовского. В натуре художника, в самом складе его мышления, чувствования были заложены черты, сочетание которых влекло его к маринистической живописи и обусловило яркий расцвет его дарования.

Айвазовский начал свой путь в искусстве в пушкинскую эпоху. Гений великого русского поэта озарил творчество начинающего художника. Глинка, Крылов, Жуковский, Гоголь, А. Иванов, Брюллов направляли его первые шаги в искусстве. Позднее, живя постоянно в Феодосии и только в зимние месяцы приезжая в Петербург, Айвазовский не прерывал близкого общения со многими передовыми людьми своего времени.

Многие произведения Айвазовского привлекают необычностью и неожиданностью содержания. Грохот падающих в море скал, залпы орудий, яростный вой ветра, удары волн бушующей стихии, озаренные вспышками молний среди ночной мглы, а наряду с этим - поэтические лунные ночи на море, пламенеющие восходы и закаты солнца - все это были явления, которые сравнительно редко встречались тогда в живописи.

Айвазовского не привлекало обыденное состояние природы. Творческое воображение его было направлено на яркое отражение пафоса борьбы стихий, и в образном воплощении явлений грандиозных, захватывающих он не знал соперников. Искусство великого мариниста в основе своей патетично, оно почти всегда выражало сильные чувства и яркие переживания. Эта черта его дарования сообщала его картинам выразительность и покоряющую силу. В русском искусстве XIX века это было явлением новым и даже исключительным.

Яркие образы произведений Айвазовского, выразительность и блеск их воплощения захватывали настолько, что даже люди, которым чужда была такая форма выражения чувств, примирялись с ней, покоренные силой искусства замечательного мариниста.

Айвазовский родился в Феодосии 17(29) июля 1817 года в семье мелкого служащего. Благодаря счастливому стечению обстоятельств его дарование было замечено, и он был определен в Петербургскую

Академию художеств. Здесь он проявил настолько быстрые успехи, что совет академии сократил срок его обучения и послал Айвазовского на два года в Крым для самостоятельных работ. До этого он принял участие в учебных плаваниях военных кораблей Балтийского флота, а приехав в Крым, вскоре отправился с десантной группой кораблей Черноморского флота к берегам Кавказа. Во время этих плаваний он сблизился с выдающимися русскими флотоводцами и стал любимым художником на флоте.

Осенью 1840 года Айвазовский поехал в командировку за границу. Он работал в Риме, Неаполе, Сорренто, Венеции, выезжал с выставками своих картин в Париж, Лондон, Амстердам и вскоре приобрел европейскую славу. В Риме Айвазовский не замыкался в своей мастерской. Он был близок с Н. В. Гоголем, взгляды которого на искусство вдохновляли его и ярко отразились в творчестве. Художник Александр Андреевич Иванов очень одобрял живопись Ивана Константиновича, отметив, что «воду здесь никто не пишет так хорошо, как Айвазовский».

Выдающийся английский маринист Тернер посвятил Айвазовскому хвалебное стихотворение, в котором прославлял его творчество: «Искусство твое велико и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений…»

Несмотря на молодость, Айвазовский легко вошел в круг мастеров европейского искусства. В Венеции он был другом прославленной балерины Марии Тальони, в Париже в 1843 году встретился с любимыми им итальянскими