Лучшие сочинения по литературе XIX и XX веков [Неизвестный автор] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ЛУЧШИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ XIX И XX ВЕКОВ


Экзаменационные темы 2005-2006 гг.

Подборка лучших сочинений

Авторские сочинения


МОСКВА • «ВАКО» • 2006


УДК 373.821.161.1

ББК 83.3 (2Рос-Рус)я721

Л87

Л87 Лучшие сочинения по литературе. XIX—XX вв. — М.: «ВАКО», 2006. - 320 с.

ISBN 5-94665-191-9

Пособие содержит подборку новых лучших авторских сочинений по литературе XIX—XX вв. Представлены все экзаменационные темы 2005—2006 гг. Сочинения соответствуют требованиям разного типа школ и специализированных классов. Содержание тем максимально полно раскрывается с использованием анализа литературоведческих терминов.

Данное пособие поможет школьникам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам, а абитуриентам — к вступительным.

УДК 373.821.161.1

ББК 83.3 (2Рос-Рус)я721

© Издательство «ВАКО», 2006

ISBN 5-94665-191-9

XIX ВЕК


ТВОРЧЕСТВО А.С. ГРИБОЕДОВА


«На всех московских есть особый отпечаток» 

(Старая Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Высказывания героев произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок. А.С. Грибоедов создавал «комедию нравов» в начале XIX века, но она не потеряла своего значения и в наши дни.

На примере фамусовского дома Грибоедов воссоздает картину московских нравов того времени. Создавая многогранные живые образы представителей русского дворянства, и раскрывая их характеры, автор дает читателю возможность самому ощутить и оценить дух прежней Москвы.

Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Грибоедовская Москва — это город, где отслужившие свое «тузы живут и умирают». Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого, первым делом осведомляется о его семейном положении и уезжает с бала озлобленная из-за отсутствия танцовщиков, упрекая Фамусова в том, что «умел же он гостей созвать — уродов с того света». Князья Тугоуховские также заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: «Князь, князь! Назад!», и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе. «А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин... имел душ сотни три».

Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Фамусов говорит Софье: «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених». Именно такие требования предъявляются к человеку в обществе, где все существование сводится «к обедам, ужинам и танцам». Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. «Все фрейлиной Екатерины Первой?» — спрашивает Чацкий у Софьи о ее тетушке. А новое ничуть не лучше старого. В нем мы видим тот же карьеризм, ту же беспринципность в лице Молчалина и Скалозуба.

Столкновение фамусовского общества и Чацкого — вольнолюбивого, умного представителя передовой дворянской молодежи — составляет суть общественного конфликта. Герой обличает устои старого общества, его низкопоклонство перед вышестоящими, стремление заискивать, угождать, преклоняться перед всем иностранным, полное невежество, отсутствие стремления к получению новых знаний.

«На всех московских есть особый отпечаток», — говорит Фамусов, умеющий давать людям меткие характеристики. Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов. В монологах Чацкого и Фамусова даются описания отдельных людей, выявляющие общие черты принадлежности к «московским».

Колоритную галерею обитателей Москвы разворачивает перед нами монолог Чацкого. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах высказывает Фамусов. Мы видим почтенных московских бар, которых молодежь должна считать образцом для подражания. Чацкий восклицает: «Нет, свет уж нынче не таков», — но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказывает обратное.

Блестящего изображения московских нравов и быта Грибоедов добился во многом благодаря переосмыслению принципа трех единств, лежащих в основе классицистической комедии, а также введению эпизодических и внесценических персонажей, которые дополняют сценические.

Внесценические персонажи так же, как и