Психологическая методика «Шахматные расстановки» [Анатолий Ангас] (fb2) читать онлайн

Возрастное ограничение: 18+

ВНИМАНИЕ!

Эта страница может содержать материалы для людей старше 18 лет. Чтобы продолжить, подтвердите, что вам уже исполнилось 18 лет! В противном случае закройте эту страницу!

Да, мне есть 18 лет

Нет, мне нет 18 лет


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Анатолий Ангас Психологическая методика "Шахматные расстановки"

1. Определение Шахматной расстановки

Шахматная расстановка – вариативно-ситуативная аналитическая психологическая «игра», которая имеет проекцию на реальность.

Шахматная расстановка – это, в первую, очередь практика обыгрывания ситуаций, имеющая характер ролевой игры. В основе этой практики лежит всем известная логическая стратегическая игра шахматы. Шахматная расстановка, по сути, наложение реальных ситуативных моментов из жизни человека на игру. И совмещая реальные события из жизни с игрой, вкладывая некоторые психологические и духовные силы, мы можем обыгрывать ситуации, распутывать и влиять на них в положительном ключе.

Эта практика дает нам новый взгляд на вещи, на людей и ситуации в целом. И это ее главное достоинство – переключать внимание, показывать ходы и варианты, охватывать новым взглядом старые вещи.

1.1 Для чего используется шахматная расстановка

Практика шахматной расстановки позволяет рассмотреть практически любую ситуацию и имеет неограниченную свободу мысли. Можно выделить несколько наиболее часто применяемых направлений:

– Внутрисемейные ситуации

– Ситуации на работе, продвижение по карьере

– Конфликты в ином социальном окружении

Кроме этих трех направлений можно выделить еще несколько, а применив фантазию и творческое начало, шахматную расстановку можно применить практически во всех сферах жизни.

Внутрисемейные ситуации

Зачастую в семейных отношения могут возникнуть негативные моменты: ссоры, непонимание, взаимные упреки, некорректные действия некоторых членов семьи по отношению к другим, агрессия, разрозненность и т. д.

Оценивая и рассматривая семью с позиции шахматного поля, определяя роли каждого из членов семьи, мы можем анализировать. С помощью практики мы можем:

– по-другому взглянуть на свою семью и положение в ней,

– сгладить конфликты, направить негативную ситуацию в положительное русло,

– гармонизировать внутрисемейные отношения.

Ситуации на работе, продвижение по карьере

На любой работе, коллективе, а в особенности крупной структурированной организации возникают трудности и не совсем здоровые и приятные обстоятельства. Бывает так, что ответственный, трудолюбивый человек не может найти свое место в организации, или ему вставляют палки в колеса. На работе плетутся интриги, или находится человек, который мешает работе своим нравом и манерой поведения, сюда же можно отнести вредных боссов и несносных начальников.

Практика шахматной расстановки позволяет:

– вскрыть маски и понять кто в действительности диктует свои правила,

– нейтрализовать негативное влияние сотрудников, мешающих работе,

– по-другому взглянуть на отдел, фирму и их ключевые фигуры,

– продвинуться по карьерной лестнице

Конфликты в ином социальном окружении

Ситуаций в жизни может быть превеликое множество, некоторые разрешаются сами собой, некоторые решаются легко. И также бывают ситуации, которые по какой либо причине не могут разрешиться, тянутся, забирают наши силы, или просто негативно отражаются на нашей жизни и жизни наших близких.

Например, это могут быть:

– конфликты с педагогами, обучающие вашего ребенка,

– конфликты с государственными и частными организациями,

– конфликты с соседями,

– конфликты в сфере услуг и торговли,

– разбор затруднительной тупиковой жизненной ситуации,

– разбор взаимоотношений

Такие или сходные ситуации могут быть рассмотрены с точки зрения шахматной расстановки, проанализированы и промоделированы, что в конечном счете поможет вам более легко преодолевать жизненные преграды и ограждать себя от негативного влияния со стороны.

Порой нам кажется, что мы в тупике, но разложив ситуацию, «покрутив» ее с помощью практики, мы возможно обнаружим даже не один выход из трудного положения.

Альтернативное применение

Шахматная расстановка универсальна и многогранна. Кроме простых бытовых ситуаций, мы можем применить ее совершенно неожиданным способом. Например, можно разложить свою личность на качества и проанализировать, что мешает личному развитию, как двигаться более динамично вперед. Все зависит от нашей фантазии, и эта техника поистине многогранна.

Примеры использования шахматной расстановки нестандартным способом:

– анализ собственной личности, своих качеств, борьба с фобиями

– лечение, оценка своего положения, состояния здоровья, поиск методов лечения

– прорабатывание сложных планов, связанных с трудовой и творческой деятельностью

– выстраивание новых связей

1.2 Принцип изменения

Шахматная расстановка – это в большой степени психологическая практика, методика. Рассматривая с помощью нее ситуации, мы раскручиваем ситуацию, смотрим на нее под разными углами, выявляем роли и степени влияния. Мы используем глубокий аналитический инструмент, который нам помогает разобраться в сути вещах и правильно выстроить свою семейную жизнь, карьеру, социальную жизнь, поведение, рассмотреть себя и свои качества.

Однако, можно отметить еще один немаловажный момент. Вкладывая смысл в «игру» и проигрывая ситуацию в нужном нам положительном ключе, мы вкладываем посыл и импульс в систему. Отрабатывая и фиксируя результат на шахматах, мы имеем результат и в реальной жизни. И здесь присутствует и аспект психологии, так как мы рассматриваем ситуацию со скорректированного и правильного взгляда. И также присутствуют аспект некого «волшебства», так как был посыл и импульс, а реальность действительно преображается самым что ни на есть волшебным образом.

2. Основные элементы

Для начала мы рассмотрим основные элементы Шахматной расстановки. И рассматривать мы можем прямо на реальной шахматной доске с фигурами или же просто с листочком и ручкой для удобства. Я надеюсь, вы все прекрасно представляете шахматы. Есть клетчатое поле 8 на 8 и по 16 фигур с каждой стороны, черные и белые. И теперь рассмотрим элементы игры, и их проекцию на нашу практику.

2.1 Поле

Поле – это непосредственная среда, рамки, где происходит интересующий нас процесс или ситуация. Самый простой пример. Мы хотим разобрать конфликт в семье: наше поле действия – семья; хотим разобрать себя: наше поле – мы сами; разобрать ситуацию на работе – коллектив, отдел, фирма.

Хоть поле – это место разворачивания ситуации, но все же это тоже полноценный инструмент. Важно правильно определить зону действия, возможно сузить или расширить его при необходимости. Под полем мы всегда четко понимаем границы и область, в которой разворачивается событие.

2.2 Фигуры

Фигуры – это основные элементы, это проекция на людей, предметы и качества. Если поле или положение фигур на нем может быть в некоторых случаях довольно размытыми, то с фигурами нам нужно по мере анализирования четко сопоставить реальных людей, предметы, объекты или качества.

Фигуры могут быть белыми или черными, фигуры бывают разными по роли. В шахматной расстановке мы прежде всего определяем, к какой фигуре относится тот или иной человек или элемент, на чьей он стороне. И, по сути, от правильного распределении ролей и значимости зависит успех всей практики.

Фигуры – это основной инструмент управления и взаимодействия на тонком плане со сложившейся ситуацией. И в большинстве случаев при обыгрывании ситуации, касающихся отношений людей, фигуры – это люди. Фигурам можно приписывать, кроме реальных людей, также:

– материальные объекты (объекты спора, недвижимость, деньги)

– организации (фирмы, суды, банки и прочие учреждения)

– личные качества людей, обобщенную атмосферу и характер отношений (например, непонимание, агрессия с одной стороны, любовь, понимание – с другой)

– болезни, фобии

– прочие объекты психоэмоционального состояния, качественные характеристики, абстрактные модели, которые имеют отражение в жизни.

2.3 Положение фигур (ситуация)

Положение фигур – это более детальное представление ситуации, можно сказать, некие тонкости. Чем точнее мы определяем положение фигур, тем четче мы видим взаимосвязи и картину в целом. Положение фигур – это есть расстановка ситуации, взгляд со стороны на нее, полное осознание процессов и взаимосвязей.

Хоть и положение фигур – это абстрактный элемент шахматной расстановки, однако он играет довольно важную роль, а в некоторых партиях позволяет более тонко и правильно обыгрывать ситуацию.

3. Примеры использования

Нет ничего лучше наглядной практики. В этом разделе будут представлены реальные примеры использования шахматной расстановки в разных ситуациях. К каждому примеру будет пояснение тонкостей и разбор специфики партии для включения в понимание методики.

Примеры будут из различных жизненных сфер.

3.1 Семья, сложная жизненная ситуация

История Равиля

Равиль пришел с печальной темой смерти отца и последующего дележа наследства. Отец Равиля Раис был человеком сложнейшим, имел пять детей от трех жен, причем каждая из жен обижалась на него даже после его кончины. Равиль был сыном первой жены, помнил отца плохо, пока отец не свалился на него как на врача с хронической болезнью почек. От этого он и умер, не оставив завещания И тогда оказалось, что у Раиса три квартиры, две дачи и три машины, о чем никто из детей и жен не догадывался, потому что вел себя Раис как обыкновенный российский пенсионер, едва сводя концы с концами.

Родственники высыпались из рога изобилия. В результате на все его имущество претендовали шесть человек, из которых 5 детей и одна жена, с которой Раис официально не развелся. Еще до похорон две вдовы поскандалили, а двое детей подрались. Равиль был самым вменяемым и интеллигентным из всех. Он попытался нанять хорошего адвоката для решения вопроса с наследством, но две агрессивные наследницы были категорически против, настоятельно предлагая своего адвоката – пьющего дальнего родственника. Ругань и крик, вплоть до взаимных обвинений и проклятий, дошли до абсурда.

Равиль с интересом воспринял основы шахматной расстановке и увлекся обозначением и расположением фигур. Себе он отвел роль белого ферзя, своей матери – роль короля. Ее следовало защищать всеми силами. Равиль поставил на поле и покойного отца в виде белой пешки. Он был лишен власти, но его незримое присутствие чувствовалось во всем. Белый цвет означал прощение, понимание и благодарность за наследство, ошибкой было бы записать его в стан врагов.

Примечание: из примера видим:

поле действия – семья, наследники и причастные к дележу люди;

король – обычно то, что(кого) мы оберегаем или цель;

мертвый человек – с фигурами можно сопоставлять даже ушедших людей.

Внебрачная дочь Раиса устранились от всех этих проблем с намерением выждать, что же получится. Ее Равиль определил как белую пешку, потому что тот, кто не мешает, не сможет повредить. Третья жена с совершенно неадекватной дочерью были черным ферзем и королем. Они действовали по принципу – всех наказать! Разумные доводы они не слышали. Вторая жена Раиса с двумя дочерями занимали агрессивно-ведомую позицию, с одной стороны, конфликтуя с третьей женой, с другой стороны, конкурируя с ней по наглости ходов. Их Равиль определил как черную ладью и две пешки.

Равиль расставил фигуры и загрустил. Очень просился белый слон – адвокат, но пути к нему перекрыты. Слишком воинственной показалась общая картина, без "кровопролития" не обойтись, а так хотелось все решить миром. Равиль понял, что как- то нужно расшатать стан врагов. Он начал фантазировать, кто бы мог ослабить черное воинство. В голову лезли всякие фантазии.

И тут Равиль вспомнил, что на общей встрече единственный человек, который был связан с черными фигурами, но вызывал симпатию, был Александр – молодой человек Гульнары, одной из дочерей второй вдовы. Они собирались пожениться. Александр по виду был четким военным человеком, впоследствии оказалось, что он служил в ФСБ. Мать Гульнары с придыханием относилась к нему, надеясь в конце концов удачно "пристроить" тридцатилетнюю дочь.

Равиль обозначил Александра как белого слона, а потом отдал ему роль ферзя. Сам стал белым слоном. И тут же был введен еще один белый слон – адвокат, а вторая вдова с дочерями стали белыми пешками. После нескольких ходов позиционной суеты черные сдались.

Примечание: из примера видно, что после осмысления ситуации и тщательного анализа, можно:

1) ввести новую фигуру в партию;

2) с учетом новой фигуры переосмыслить или передать свою роль, и взять на себя другую

3) переосмыслить врагов, а враги ли они?

Отличительная особенность шахматной расстановки в том, что разложив всю ситуацию и людей, мы видим картину более цельно и можем переопределить и понять некоторые фигуры с позиции кто действительно есть кто, а также найти и добавить не хватающий элемент.

Равилю чрезвычайно понравилась мысль отыскать Александра. Он нашел его через некоторое время. Александр спокойно пообщался, посетовал на обстоятельства с количеством наследников. Он сам предложил своего адвоката. Третья жена с дочерью спустя месяц уступили напористому адвокату Александра, и раздел имущества состоялся. Равиль изучил шахматную расстановку и неоднократно успешно применял ее для понимания своих личных и рабочих проблем.

Выводы

Этот пример наглядно демонстрирует разбор довольно непростой внутрисемейной ситуации и как просто жизненного момента героя. Часто мы в некоторых членах семьи видим врагов, а себя ставим в неправильной позиции. Раскладывая семью на шахматах часто, можно увидеть, что мы становимся не в правильной позиции, что иногда нужно уйти в тень, а иногда наоборот взять все в свои руки. Также зачастую черные фигуры, отравляющие внутрисемейную обстановку, оказываются на поверку всего лишь пешками в чей-то игре.

3.2 Работа

История Артема

Артем – молодой активный майор полиции из районного центра. Он из редких неравнодушных людей, замечательных своим рвением. Когда он пришел в первый раз с желанием разобраться во взаимоотношениях со сводным братом, Шахматная расстановка оказалась эффективной. И теперь Артема озадачила всерьез ситуация на работе. Будучи замом у начальника, он отслеживал всех своих подчиненных. И недавно выяснилось, что в полицейские ряды затесался предатель. Погибло двое полицейских, и наркотические поставки приобрели широкомасштабный размах. Расследованием занимались другие, но Артем не мог ни есть, ни спать. Это очень поганое чувство – ждать удара в спину.


Артем хотел бы разложить на шахматном поле все свое подразделение, даже с секретарем и другим вспомогательным персоналом, но их было более 50 человек. Пришлось включить первый фильтр. Артем сузил круг до 15. Он, скрепя сердце, признал себя ферзем, а начальника отделения – королем. Рядом стали крепкие бойцы и друзья. Картинка стала более-менее понятной. А вот когда потребовалось составить противоположную сторону, Артем откровенно застопорился. Он обозначил местных воротил криминалитета, а дальше никак. Тогда мы пошли по другому пути. Мы определили, что предатель должен быть конем, и аккуратно взвесили белых коней. И тут Артем чуть не расплакался, потому что черным конем оказался один из друзей. Артему было чрезвычайно больно.

Расследование подтвердило вину "черного коня", но к решающему моменту Артем уже переболел и перенес это почти спокойно.

Выводы

Очень простой и наглядный пример. И тут есть два момента, которые часто встречаются при разборе рабочих моментов. Первое – это определение размера поля. На работе наша сфера влияния и круг общения ограничен, или же как в примере, нужно выбрать только самых необходимых персонажей.

Второе – это сопоставление и выявление теневых персонажей. Зачастую, рассматривая ситуацию на работе, может так оказаться, что начальник – пешка в руках подчиненного, а верный соратник может оказаться подлецом. Рассматривая ситуацию и фигуры в целом, понимая, что что-то в партии не клеится, всегда пересматривайте не только сами фигуры, но и на какой стороне они могут оказаться.

3.3 Проблема выбора и самоанализ

История Евгении

Женя необычайно хорошенькая. Последний курс журналистики. Веселый, легкий, душевный характер. И тема, с которой она пришла, под стать ее характеру и коммуникабельности. Два парня, каждый со своими плюсами и минусами, и не выбрать. Вроде бы влюблена в Дениса, но позвонит Никита, и "будто волна накрывает". Решила сделать над собой усилие, выбрать и выйти замуж, чтобы потом не искушаться. Но не получается.

Ставим на шахматную доску ее, ферзя, потому что она чувствует себя главной в этой ситуации, ставим слона Дениса и коня Никиту, ладью -маму, второго слона – папу. Белый король – бабушка, властная, царственная, всегда незримо присутствующая во всех отношениях, ратующая за ценность семьи. Стали и белые пешки – подружи и двоюродная сестра, и вторая ладья – любимая крестная.

С моей подачи ставим черного короля – Макса. На самом деле это Женина первая любовь, которой она с шестнадцати до девятнадцати лет тяжело переболела. Обязательно нужно победить его, чтобы никогда назад не оглядываться и не сравнивать. И черный ферзь – сама Женя в свои наихудшие моменты, когда практически всё равно, с кем встречаться, кому выливать все свои нестроения души, или наоборот, когда лезут мысли о недвижимости у родителей Дениса или о фирме папы Никиты. Себя в такие моменты Женя называет колоритным словом "дурында". Тут же вылезли черный слон – ее бывшая подружка-сплетница, ладья – еще одна бывшая подружка, и еще один слон – предыдущая девушка Дениса, откровенно вредящая уже пару лет, а также пара пешек.

Когда все фигуры выстроились, Женя несколько раз попробовала разыграть партию. Она начинала и так, и этак, а что-то совершенно не складывалось. Почему, спросили мы? Она сомневалась в себе, а не в опасности черного воинства. И тут что-то будто встряхнуло ее. Женя помедлила и сказала: "Хочу быть ладьей. Буду ждать ферзя".

Она отказала обоим своим претендентам. Уже работая на радио, Женя встретила своего "ферзя". Их малышу уже четыре года.


Выводы

В этой партии есть один нюанс. Чтобы разобраться лучше в себе и своих желаниях была введена фигура, эдакий антипод себя. В шахматной расстановке фигуры могут обозначать практически все что угодно, а в случае с самоанализом это могут быть как некие качества человека, так и плохая сторона личности.

Еще один выразительный момент в этой партии в том, что она осталась не сыграна. Зачастую расстановки сил будет достаточно, и после того как на ситуацию откроется новый взгляд, не всегда хочется ее отыгрывать.

3.4 Лечение

История Бориса

Борису всего 48 лет, но впечатление о нем как о глубоком старике. И говорит он с неимоверной усталостью в голосе, и ногами шаркает, и вздыхает несколько раз в минуту. У него недавно умерла от рака младшая сестра, и теперь далеко не здоровый Борис ждет конца. Его "построила" на визит к нам его жена, которой мы были весьма полезны пару лет назад. И теперь она уже никак не могла смотреть на Бориса, так тяжело, хоть разводись. Под давлением жены Борис пришел, всячески демонстрируя свое недовольство.

Говорить с ним было трудно. И тут Шахматная расстановка отлично помогла. Вроде бы игра, не чисто разговор, в руках что-то предметное, ощутимое, не абстракция. Многим, особенно мужчинам технического склада ума, такой подход к анализу наиболее приемлем.

И вот состоялась удивительная шахматная партия Бориса с самим собой и со своими болезнями. Эта история показательна еще и тем, что Шахматная расстановка оказалась полезна для медицинского состояния пациента. Болезни Бориса по черным шахматным фигурам разложились так: рак, вернее страх рака – ферзь, артрит – слон, грыжа в позвоночнике – конь, из-за внезапности обострений, хроническое воспаление в почках – ладья, гипертония – еще одна ладья, а дальше пешки – тонзиллит, панкреатит, гастрит.

Борис, увидев всю картину, расстроился. И тут мы начали собирать белое воинство. Оказалось, что он не один на один со своими болезнями. Его группа поддержки – жена, сын, мама, хороший остеопат, хороший санаторий, после которого снимается обострение, работа, вдохновляющая и любимая. И мы предложили Борису его воинство пополнить. Только пополнять нужно было не количеством, а серьезными фигурами с правильной функцией. Мы посмотрели заново на стан "врагов". Дали возможность Борису подержать каждую черную фигуру в руках, взвесить ее. Борис сам обратил внимание, что роли черных фигур выбраны только по симптомам, по мере того, насколько беспокоит его та или иная проблема. А если настроиться и посмотреть в корень, то все фигуры раскладываются по-другому.

Рак превратился в коня, а ферзем внезапно стал тонзиллит. Борис не поверил, пришлось ему рассказать, насколько вредны инфекции ЛОР-органов для почек, суставов, сердца, в принципе для иммунитета. Ситуация на шахматном поле выровнялась, когда среди белых фигур стали психолог и ЛОР-врач. И только тогда Борис поставил двух королей: белого – жизнь и черного – смерть. И партия стала выигрышной. Спустя полгода к нам зашел совсем другой человек, ведь он выиграл свою жизнь у самого себя.

Выводы

Этот пример хотелось показать, так как он особенный. Он показывает, как с помощью шахматной расстановке можно воодушевить человека и расставить все по полочкам, сделать правильную расстановку приоритетов, показать, что есть надуманное, а что есть важное. Так же здесь показано, как вроде бы из ниоткуда собрались и нашлись поддержка, ресурсы и средства для решения проблем. Зачастую их просто не видят.

Заметьте, в партии фигуры олицетворяли, как и людей, так и болезни, работу, санаторий, абстрактных врачей и даже жизнь и смерть. И опять же короли играют конечную точку, что мы защищаем или побеждаем.

Итог

Надеюсь, эти четыре небольших примера внесли некое понимание, как работает данная методика. Были подмечены важные нюансы, которые в большей степени дают пользователю практики свободу мысли и фантазии. Данных примеров уже достаточно, чтобы начать пробовать данную практику, но все же есть некоторые моменты, с которыми следует ознакомиться, прежде чем начинать.

4. Комплексное восприятие

Основной момент в Шахматной расстановке заключается в правильном ассоциативном определении и сопоставление фигур с объектами и людьми. Очень важно понимать, какой фигурой может быть тот или иной объект. И чтобы правильно сопоставить объект, участвующий в ситуации, и фигуру, нужно комплексно представить этот объект.

Допустим, нам надо представить некого человека и определить для него фигуру. Что мы делаем? Мы не просто представляем человека, а представляем во всем спектре чувств, эмоций и ощущений.

1) Представили человека полностью: его внешний вид, походку, ужимки, телодвижение, пластичность, манеры, одежду и т.д.

2) Представили, как от него пахнет, какой шлейф воздуха за ним идет, возможно парфюм, возможно даже неприятные нотки дыхания или пота.

3) Представили его тембр голоса, интонации, звуки шарканья ног и т. д.

4) Возможно, представили еще детальней, например, осязаемое от прикосновения к руке. Или даже, если говорить о чувстве вкуса, то да так можно вспомнить любимого человека в поцелуе.

5) Вспоминаем этого человека не в одних обстоятельствах, например, начальник на работе, но вспоминаем, какой он на корпоративе, наедине с вами, пытаемся представить, какой он дома. И затем комплексно собираем этого человека в своей голове и пытаемся ощущениями наложить на ту или иную фигуру.

Представили? В итоге у нас должен получиться комплексный образ человека(или объекта) с полным набором ощущений. И чем лучше мы представим его, тем точнее мы определим для него фигуру, тем лучше мы будем понимать партию.

5. Партия

Партия – это сыгранная игра или смоделированное развитие ситуации. Чтобы сыграть партию (разобрать ситуацию) нужно:

1) Определить поле игры

2) Определить, сколько и какие фигуры участвуют в партии. Сопоставить эти фигуры с объектами анализа.

3) Определить расстановку фигур.

4) Проанализировать результат и, возможно, сыграть партию.

Партия, может быть, не сыграна и быть просто проанализирована. В партию могут быть внесены коррективы, и её можно переиграть заново с учетом правок.

5.1 Определение поля

Чтобы начать разыгрывать партию какой-либо ситуации мы должны определить её границы. Где разворачиваются события? Какой круг людей участвует в данной ситуации?

1) Напоминаем, что мы сопоставляем поле с пространством ситуации. Например, если разбираем ситуацию в семье, то поле – и есть семья, если работа, то поле – это организация, в которой работает человек.

2) Определяем границы, например, под семьей мы можем понимать как всю родню, так и очень тесный круг лиц, проживающих под одной крышей. Тоже самое с работой, где можно разделить её по отделам и вашей сферой влияния или сферой влияния определённых начальников.

3) Шахматы имеют 32 фигуры. И естественно, мы можем разложить ситуацию максимум на 32 составляющих. Но и это довольно много, поэтому оптимальное количество это 15-20 фигур на доске. Исходя из этого количества, мы должны рассматривать поле – ситуацию. То есть при необходимости можно сузить границы влияния, отфильтровать людей и объекты, которые менее значимы.

Важно понимать:

Когда мы определили поле и его границы, и видим, что при всех расстановках мы являемся пешкой, мы должны так сузить поле ситуации (например, рассмотреть не весь коллектив на работе, а один отдел или кусочек коллектива), чтобы мы были более весомой фигурой.

5.2 Характеристика фигур

Король – знаковая фигура, которая является показателем успеха или провала ситуации.

Обычно король – это цель или тот объект, который нужно охранять всеми силами. Также король имеет очень большое влияние и власть над ситуацией на своей стороне, но может казаться незначительным относительно противоположной.

Ферзь – главная активная фигура. Задача других фигур – в том числе, освобождать место ферзю для действий. Он стратег и военачальник.

Присутствует всегда на доске. Центральная фигура, имеющая огромное влияние, силу и власть – как со своей стороны, так и с противоположной. В практике, можно сказать, играет обычно и роль короля. Например, победили ферзя – выиграли партию.

Слон, ладья – боевые единицы, зачастую мужское и женское начало

Весомые фигуры. Слон, зачастую, ассоциируется с прямолинейными или импульсивными людьми. Ладья больше ассоциируется с пробивными, тяжелыми или весомыми людьми, близкими к ферзю. Однако это описание неоднозначно, и многое зависит от ситуации.

Конь – единственный, кто способен перепрыгивать через фигуры, на вашей стороне может быть неожиданным тактиком, склонным к неординарным решениям, или интриганом, который готов пожертвовать людьми.

Кроме того, ассоциативно может стыковаться именно со сторонами характера человека такими как: непредсказуемость, неопределенность, ветреность, гиперактивность, инициативность, сплетник. Часто белый конь на проверку может оказаться черным.

Пешка – неясно, какую роль может сыграть, даже если кажется не важной фигурой

Если вы пешка, то ситуацию надо смотреть в сторону сужения. Пешка хоть и не влияет на ситуацию, но является помехой и препятствием, имеющим кумулятивный эффект.

5.3 Определение фигур

Определить фигуру объекта ситуации – одна из самых важных задач. Для этого мы сначала комплексно представляем объект (смотрите 4 раздел). Удерживаем его сознанием и затем берем фигуру (можно реально взять в руку фигурку) наиболее подходящую к объекту. Представляем, что на левой ладони у нас образ объекта, а в правой фигура. Совмещаем ладони и прислушиваемся к себе. Совмещается – значит, фигура та, если есть отторжение – берем следующую фигуру. Итак, пока не находим нужную.

Начинать следует всегда с себя, если мы участвуем в ситуации, и с белых фигур. По мере того как на поле будут появляться все новые и новые фигуры, мы можем внезапно пересмотреть и поменять уже поставленные. Так происходит потому, что мы уже начинаем потихоньку включаться в ситуацию, и нам приходит понимание кто есть кто. Мы начинаем определять фигуру не только исходя из ощущений объекта, а здесь добавляется ощущение взаимосвязей фигур.

После того как мы расставили все фигуры, участвующие в ситуации, мы еще раз смотрим на все стороны и вносим коррективы.

5.4 Расположение фигур

Расстановка фигур на поле, пожалуй самая трудная и тонкая задача. Но необходимость ее сводится к минимуму. Чтобы сыграть партию необходимы только фигуры, а доской может послужить листочек бумаги. Когда мы вносим на поле фигуры, то мы интуитивно ставим их, не привязываясь конкретно к клеткам.

Когда все фигуры расставлены и к ним прикреплены четкие образы, можно более глубоко поработать над расстановкой. Целостный взгляд на все элементы игры дает уже минимальное понимание кто где стоит и прикрывает.

Более четкое понимание и интуиция по расстановке фигур приходит с опытом использования практики.

5.5 Схлопывание партии

Когда мы сыграли партию, следует закрепить результат и понять, правильно ли мы все сделали. У нас есть ситуация до и после обыгрывания. И ситуация после – это то ощущение и понимание того, как должны разворачиваться события.

Чтобы понять возможно ли разворачивание ситуации, так как мы ее обыграли, мы символически помещаем все «до» в одну ладонь и сыгранную партию («после») в другую. Затем совмещаем ладони, делаем ровно то же, что и с определением фигур. Если нет ощущений противоречия, значит, все удалось. Иначе пересматриваем фигуры и партию в целом, переигрываем.

Послесловие

Практика зарегистрирована как интеллектуальная собственность.

Практика предназначена для психологов и личного использования. Использование свободное как в профессиональной деятельности, так и в личной.

Любое массовое публичное коммерческое использование (типа треннингов) по согласованию с авторами практики. А также упоминание в рекламных целях без указания авторов запрещается.


Оглавление

  • 1. Определение Шахматной расстановки
  •   1.1 Для чего используется шахматная расстановка
  •   1.2 Принцип изменения
  • 2. Основные элементы
  •   2.1 Поле
  •   2.2 Фигуры
  •   2.3 Положение фигур (ситуация)
  • 3. Примеры использования
  •   3.1 Семья, сложная жизненная ситуация
  •   3.2 Работа
  •   3.4 Лечение
  •   Итог
  • 4. Комплексное восприятие
  • 5. Партия
  •   5.1 Определение поля
  •   5.2 Характеристика фигур
  •   5.3 Определение фигур
  •   5.4 Расположение фигур
  •   5.5 Схлопывание партии
  • Послесловие