Тени извне [Ваня Милославский] (fb2) читать постранично
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
Ваня Милославский Тени извне
Вокруг произведений искусства всегда вращается множество слухов и домыслов. Что имел в виду художник, когда писал свой шедевр, какие мысли вложил в него? Преследовал ли какую-то определённую цель или просто слушал шёпот музы? Некоторые утверждают, что только им доступен глубинный смысл живописи. Есть любители оспорить их мнение, а также люди, оценивающие вещи по принципу: нравится, не нравится. Так и зарождается извечное противостояние критиков, ценителей искусства и простых обывателей. Подобные размышления посетили меня в процессе наблюдения жаркой полемики двух дам. Баталия развернулась в Третьяковской галерее возле картины Эдварда Мунка «Крик», что, в общем-то, вполне ожидаемо – столь неоднозначные произведения часто вызывают много вопросов. Выглядели дамы под стать культурным заведениям Столицы, словно собрались на конкурс красоты, и кабы неявная разница в возрасте, то их вполне можно было бы принять за близняшек. «Мать и дочь», – заключил я. Спор разгорался и неподдельный интерес к ярким эмоциям направил меня в их сторону. – Прошу прощения за вмешательство, я совершенно случайно услышал ваш спор и готов предложить услуги секунданта в этой словесной дуэли. Мадам, уже шагнувшая за бальзаковский возраст, бросила сомнительный взгляд на мою персону: – О, а вы, что знаток искусства? – Ещё какой, – я надел на себя самую обворожительную улыбку, – Альберт Высоцкий к вашим услугам. Мои произведения представлены в зале современного искусства, и как художнику хорошо знакомы другие направления. – Ага, стало быть, эти инсталляции из мусора, окружённые различной мазнёй, ваших рук дело? – Мама! – вмешалась девушка. – Я тебе сто раз говорила, что искусство не знает границ, – обернувшись ко мне, она продолжила. – Мама считает, что эта картина дурацкая, потому что так рисуют школьники… – Или под действием запрещённых веществ, – вставила вредная дамочка. – А вот я читала, что художника вдохновила какая-то мумия, увиденная им на выставке в Париже. Там и фото было – очень похоже. Эта картина – аллегория на трагичность одиночества, переданная через крик. – Маниакально-депрессивный психоз она передаёт, – не сдавалась мамаша. Пока угли спора вновь не заполыхали, я решил повернуть дискуссию в несколько иное русло: – Дамы, а вы когда-нибудь слышали про синестезию? Обе тут же замолчали, вопросительно посмотрев на меня. Довольный произведённым эффектом я продолжил: – Синестезия – это феномен особого восприятия окружающей среды, когда обычные чувства дополняются звуками, цветом или объёмом. Недоумевающие лица собеседниц потребовали более глубоких объяснений: – Например, вы… – я обратился к девушке. – Лиза, – подсказала она, – а мама – Бронислава Викторовна. «И броня наша крепка», – усмехнулся про себя я. – Рад познакомиться! Так вот, Елизавета, к примеру, вы, как и большинство людей, видите на бумаге просто буквы, а синестеты вдобавок к этому видят их истинный цвет и объём. Это как попробовать кофе на вкус, ощутив при этом его форму. – Психи, что ли? – Бронислава Викторовна брезгливо поморщилась. – Совсем нет, синестезия не является психическим отклонением – это лишь особенность восприятия. Знаете, есть мнение, что все люди рождаются такими, но с возрастом эта способность утрачивается. Во все времена многие деятели искусств готовы были отдать руку на отсечение, лишь бы обладать таким даром, только представьте, какие он даёт возможности для творчества! – Я всё же не очень понимаю, что значит истинный цвет и как это – видеть объём? – Лиза задумчиво посмотрела на меня. – И при чём тут наш спор с мамой? – Всё просто: существует мнение, что Эдвард Мунк написал картину, подражая синестетам. Здесь изображено то, как воспринимается в цвете человеческий вопль. – В смысле?! Они видят мир, как на этой картине? – ахнула девушка. – Точно шизики и наркоманы, – не преминула добавить Бронислава Викторовна. – Возможно, как на картине, а может, и по-другому, каждый синестет воспринимает мир по-своему. Я вот читаю чувства других людей в цвете и форме. – Вы? – глаза Лизы стали похожи на блюдца. Вдохновлённый искренним удивлением я, надув грудь, продолжил: – Моя синестезия своего рода светоцветовая эмпатия. Я могу чувствовать то же, что и мой собеседник, но при этом ещё и видеть цвета этих ощущений ореолом вокруг человека. – Как экстрасенс? – выразила свою догадку Лиза. – Не знаю, я не экстрасенс. Но вот сейчас вижу вокруг вас искрящуюся золотом ауру и переживаю такое же удивление и смущение. – Так к моей дочери ещё никто не подкатывал, – ехидно заметила Бронислава Викторовна. – Хоть вы мне и не верите, – я перевёл взгляд на мать Елизаветы, – но в вас также преобладает солнечный цвет, самую малость разбавленный сине-зелёными каплями сомнений. Ощущая мельчайшие изменения эмоций моих собеседниц, я наслаждался их чувствами. Лёгкое изумление,- 1
- 2
Последние комментарии
4 часов 8 минут назад
21 часов 28 минут назад
21 часов 52 минут назад
22 часов 6 минут назад
22 часов 7 минут назад
22 часов 8 минут назад