Владимир Суслов [Анна Владимировна Суслова] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]


Анна Владимировна Суслова, Татьяна Андреевна Славина
Владимир Суслов


А. В. Суслова, Т. А. Славина


Владимир СУСЛОВ


УДК 72 (47 + 57) (092) Суслов


Научный редактор - панд, искусствоведения Т. М. Сытина


А. В. Суслова, Т. А. Славина. Владимир Суслов. Л., Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1978. 88 с. с ил. (Мастера архитектуры).



В. В. Суслов - крупный исследователь древнерусского зодчества, знаток и пропагандист русского искусства, архитектор-реставратор, один из инициаторов охраны памятников истории и культуры в нашей стране.

В книге рассмотрены взгляды В. В. Суслова на основные вопросы архитектурной теории, сохраняющие актуальность и в наши дни (значение художественного наследия, форма и конструкция, проблемы стиля, архитектура и общество); оценивается роль ученого в становлении отечественной историко-архитектурной науки и создании методов научной реставрации памятников зодчества.

В книге использованы архивные материалы Центрального Государственного Исторического архива в Ленинграде, Института археологии АН СССР, Государственного Исторического музея, Музея Академии художеств (большая часть их публикуется впервые), а также автобиография В. В. Суслова, рукопись которой хранится в семейном архиве Сусловых. Все чертежи и фотографии, приведенные в книге, выполнены В. В. Сусловым.

Книга рассчитана на архитекторов-реставраторов и искусствоведов.


30202 - 19

С ____________________ 48 - 78

047101) - 78


© Стройиздат, Ленинградское отделение, 1978


Предшественники и современники В. В. Суслова


«Суслов принадлежит к тому весьма небольшому кругу деятелей, которые, заявив себя еще так недавно, своими совершенно самостоятельными исследованиями выдвинули русское искусство из неизвестности и тем обратили на него общее внимание».

А.М. Павлинов


Древнее русское зодчество занимало в начале прошлого века сравнительно малое место в системе духовных ценностей русского общества. Интерес к народным истокам в архитектуре возник значительно позже, чем в литературе, музыке или живописи. Архитектурное творчество первых трех десятилетий XIX века целиком протекало в русле классицизма.

Кризис самодержавно-крепостнического строя обусловил отказ от стилевой системы классицизма; в становлении новой архитектуры видное место заняла идея использования древних отечественных традиций. Она удивительным образом отразила противоречивые интересы различных общественных сил, определявших жизнь России последующих десятилетий и, следовательно, формировавших социальное содержание архитектуры. С одной стороны, появление национальных мотивов поощрялось правительством, а затем - капиталистами-предпринимателями, видевшими в них своеобразный способ самоутверждения; с другой, - оно соответствовало демократическим и народническим идеалам, распространившимся в обществе.

В процессе развития и трансформации «русских» стилей можно выделить несколько этапов, качественное различие которых обусловлено спецификой общественно-политической и культурной жизни, уровнем знаний об архитектурном наследии прошлого.

В 1840 - 1850-е годы правительственные круги в поисках выхода из социального кризиса выдвинули известную формулу «православие, самодержавие, народность», утверждавшую незыблемость вековых устоев самодержавия и его единение с народом. В архитектуре эта концепция выразилась в использовании некоторых формальных признаков древнерусского и византийского храмового зодчества. Начало новому направлению, получившему название «русско-византийский стиль», было положено сооружением храма Христа-Спасителя в Москве по проекту архитектора К. А. Тона; этот храм долго служил официально признанным образцом архитектурного творчества.

Поверхностный, эклектический характер «русско-византийского» стиля был в большой степени предрешен отсутствием серьезных сведений об архитектурном наследии. Русская историко-архитек-турная наука начала века ограничивалась беглым знакомством с некоторыми древними памятниками, которым было посвящено несколько изданий, носивших «пейзажный характер» и содержавших более или менее документальные зарисовки и краткие описания зданий. Но интерес к народному зодчеству постепенно растет. Его изучение началось с археологии; возникает ряд профессионально-любительских обществ, члены которых, наряду с собственно археологией и археографией, занимаются исследованием древних архитектурных памятников и отчасти их охраной. «Озабочиваться изучением отечественной старины» [13] начинает и крупнейшее научно-художественное учреждение России - Академия художеств, предпринявшая сбор графических материалов по русскому искусству и архитектуре.

Второй этап освоения национального архитектурного наследия относится к 1860 - 1890 годам, когда сложился «русский стиль», основанный на использовании декоративных