Древнерусская скульптура [Екатерина Александровна Козлова] (fb2) читать постранично
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (5) »
Екатерина Александровна Козлова
Древнерусская скульптура
(Сокровища музеев Московского Кремля - 3)
Сокровища музеев Московского Кремля
Е. Козлова
Древнерусская скульптура
Московский рабочий 1979
85. 101 С 59
С 59
Козлова Е. А. Древнерусская скульптура. - М.: Моск. рабочий, 1979. - 24 с, ил.
_60803-169 C ___________ 157-79. 4901000000 _М172(03)-79
ББК 85.101 7
Издательство «Московский рабочий», 1979 г.
Особое место в древнерусском искусстве занимает деревянная скульптура. Трудно точно определить время возникновения на Руси резьбы по дереву. Судя по дошедшим до нас письменным источникам, монументальная деревянная скульптура была широко распространена в последние века существования язычества. Так, арабский путешественник Ибн-Фадлан, описывая жертвоприношения русских купцов на берегу Волги в 922 г., рассказывал, что они совершали этот обряд перед высокой, воткнутой в землю «деревяшкой», «у которой имеется лицо, похожее на лицо человека, а вокруг нее маленькие изображения». По другим летописным данным, на земле вятичей в X веке существовало много капищ (святилищ) с деревянными, каменными и бронзовыми «истуканами». Эти письменные свидетельства подтверждаются и археологическими находками. Хотя каменных и металлических изваяний находят значительно больше, чем деревянных, несомненно, однако, что им предшествовали деревянные прототипы. Недаром после принятия христианства на Руси одним из упреков в адрес язычников было: «Боги ваши дерево есть». К сожалению, почти все произведения древнеславянских резчиков по дереву исчезли бесследно, как, впрочем, и деревянные скульптуры более позднего времени. Объясняется это непрочностью самого материала, многочисленными пожарами, опустошительными войнами. Исчезновение деревянной скульптуры связано также и с политикой православной церкви, всячески преследовавшей и уничтожавшей проявления языческих культов. В первые века существования на Руси христианства в нем причудливо переплетались языческие и христианские представления, что нашло свое отражение и в искусстве. Новая христианская тематика постепенно вытесняла старую, языческую, частично заменив ее, частично слившись с нею. Отрицательно относившееся к языческим «болванам» православие задерживало развитие на Руси объемной скульптуры. В то же время не только сохранилось, но и возросло значение горельефной резьбы. Возникает новый вид искусства - мелкая деревянная пластика: резьба иконок, крестов и т. п. В том случае, когда церкви не удавалось вытеснить языческие представления христианскими, она отождествляла их. Так, на месте языческих святилищ и храмов строились христианские церкви, языческие изваяния заменялись деревянными изображениями святых, охранительные талисманы на домах и воротах дворов - резными иконами, а прежние амулеты-обереги на груди - резными крестами.
Гибель древнеславянских изваяний от руки ревнителей новой веры не остановила дальнейшего развития деревянной скульптуры. Традиции резьбы по дереву, заложенные еще в дохристианский период, жили в народе, передавались из поколения в поколение. Многие письменные источники свидетельствуют о том, что и в Киеве, и во Владимире было много превосходных «древоделов». Не угасал интерес и к объемной скульптуре. В летописи упоминается факт установки в Киеве античной конпой статуи, вывезенной князем Владимиром из Корсуни. О высоком мастерстве резьбы по дереву в Древней Руси свидетельствуют и замечательные каменные рельефы владимирских церквей. Характеризуя искусство древнерусских каменотесов, известный советский искусствовед В. Н. Лазарев пишет: «Привыкнув к резьбе по дереву, они выработали особые технические навыки, перенесенные ими позднее в камень…» Некоторые образцы деревянной скульптуры и мелкой пластики представлены на выставке резьбы по дереву, размещенной в галерее церкви Ризоположения Московского Кремля. В начале XIII века па Русь обрушилось страшное бедствие - монголо-татарское нашествие. В центре внимания русского искусства того времени - отражение главных идей, господствовавших среди народа: верность родине, призыв к борьбе против завоевателей, прославление воинского мужества, силы, отваги. Очевидно, в это время широко распространяются изображения «святых воинов», покровителей и вдохновителей русского войска в его борьбе против врага.
Прекрасный образец скульптуры конца XIV - начала XV века - изображение «святого воина» Дмитрия Солунского (ил. 1). Скульптура эта, сделанная, очевидно, вскоре после Куликовской битвы, должна была напоминать о замечательной победе, одержанной объединенным русским войском под предводительством князя Дмитрия Донского. Статуя дошла до нас со значительными
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (5) »
Последние комментарии
1 час 27 минут назад
1 час 31 минут назад
1 час 30 минут назад
1 час 40 минут назад
1 час 43 минут назад
1 час 53 минут назад