Загадка Иисуса [Поль Кушу] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

П. КУШУ ЗАГАДКА ИИСУСА

От редакции „Атеиста”

В письме Гете к Гердеру от 4-го сентября 1788 года мы находим следующие строки: «Из-за мифа об Иисусе мир может пребывать в застое еще 10 тысяч лет, и никто не будет мыслить как следует, ибо столько энергии, столько знаний, столько ума и остроумия приходится тратить на защиту этого мифа». Много энергии, много усилий, ума и красноречия было потрачено богословами и проповедниками разных эпох для того, чтобы утвердить в человеческих головах миф об Иисусе. Без всякого преувеличения можно сказать, что во всей идеологии христианства миф об Иисусе является одновременно и самым важным и самым уязвимым пунктом, что вся история христианства с первых его шагов была борьбой за миф об Иисусе. Без Иисуса нет христа, т. е. без исторического, реально существовавшего назаретского плотника Иисуса нет лучезарного, благодатного и гарантирующего своим верным блаженство бога-христа. Самой сердцевиной исторического христианства, краеугольным камнем той религиозной системы, которая в течение двух тысяч тег пытается тянуть назад человечество Запада, является вера в спасительный и искупительный подвиг богочеловека, добровольно пролившего свою кровь на голгофском кресте за 70 лет до разрушения иерусалимского храма. Все свои претензии на власть, на право «вязать и решать» христианская церковь строит на непосредственной преемственности, которая будто бы существует между ней и самим Иисусом через апостолов и его учеников. Вот почему церковникам, независимо от масти и толка, дозарезу необходим исторический Иисус. Вот почему они с пеной у рта, с неистовой яростью набрасываются на всякого, кто смеет усомниться в историчности Иисуса. Вот почему они в тысячах проповедей, в бесчисленных богословских фолиантах и духовно-назидательных руководствах настойчиво подчеркивают человеческие стороны в своем спасителе, расписывая, обсасывая и раздувая те скупые и тощие намеки, которые имеются на этот счет в евангелиях. Неудивительно также, что противники и критики христианства, к какой бы эпохе, к какому бы социальному и идейному лагерю они не принадлежали, устремлялись именно на этот самый уязвимый пункт в цитадели христианства. Еще в первом веке, когда, если выразиться словами блаж. Иеронима, «кровь Иисуса не успела еще высохнуть в Иудее», находились люди, которые сомневались в реальном существовании Иисуса. Именно для их посрамления был сочинен рассказ о неверии Фомы, вставленный в четвертое евангелие (XX, 24). В своем полемическом диалоге с иудеем Трифоном отец церкви Юстин (ок. 150 г.) вкладывает в уста своему противнику такие слова: «Вы доверяетесь пустой басне и сами выдумываете себе своего христа. Если он где-нибудь и родился, если он где-либо и пребывает, то он все же совершенно неизвестен». А языческий философ Цельс (род. около 120 по р.х.). в такие годы, когда еще должны были быть в живых люди, знавшие будто бы непосредственных спутников Иисуса, упрекал христиан: «Вы. кормите нас баснями и не умеете даже придать им правдоподобие, хотя некоторые ив вас, подобно пьяным, налагающим на себя руки, трижды, четырежды, а то и больше, переработали тексты Ваших евангелий для того, чтобы отвести раздающиеся по вашему адресу возражения». Уже в первые века своего существования христианской церкви приходилось прибегать It самым грубым фальсификациям и-подделкам, к потокам елейных слов, и шарлатанских аргументов для того, чтобы подпереть миф об Иисусе.

Легко понять, почему и в атеистической пропаганде вопрос об историчности Иисуca занимает очень видное место. Проблема эта имеет для нас двоякой значение, и чисто научное и практическое. Вопрос о существовании… Иисуса из Назарета это, прежде всего, часть более общего и очень важного исторического вопроса об истоках христианства. Вопрос о том, кто стоял у колыбели христианства, это не просто интригующий, дразнящий любопытство, третьестепенный, «вульгарный», как думают некоторые оторвавшиеся от живой общественной действительности, историки, вопрос, на разрешение которого, де, не стоит тратить много времени и сил. Христианский миф об Иисусе это своего рода дымовая завеса, которою церковь окутала подлинную историческую правду о своем происхождений. Для того, чтобы установить эту правду, для того чтобы выяснить, какие интересы руководили людьми, две тысячи лет тому назад выступившими с проповедью распятого и воскресшего бога, откуда они черпали веру в своего спасителя, в какой реальной социально-исторической обстановке небольшие отколовшиеся от иудейства секты могли вырасти в мировую религию, совершенно необходимо рассеять туман, окутывающий личность мнимого основателя христианства, галилеянина Иисуса. Может ли для научного выяснения истоков и социальной подоплеки христианства быть безразлично, как возникло христианство, — как крохотная галилейская или иерусалимская секта, основанная претендовавшим на роль мессии проповедником из