Евпатория. Древний мир. Средние века. Новое время [Вадим Александрович Кутайсов] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Кутайсов Вадим Александрович, Кутайсова Марина Владимировна Евпатория. Древний мир. Средние века. Новое время


Киев. Издательский дом «Стилос»

© В.А. Кутайсов, М.В. Кутайсова, 2007 © Издательский дом «Стилос»

Вступление

Да, господа, вместе с Вами я люблю Евпаторию, люблю так горячо, как только можно любить родину. Люблю еще и потому, что на долю мою досталось редкое счастье внести и свою лепту для ее роста и развития. Я верю и в светлое будущее Евпатории, и твердо уповаю, что будущее это не за горами, ибо зерна, брошенные на евпаторийскую почву, попадают на почву благоприятную.

С.Э. Дуван 19 июня 1911 г.
Подъезжая к Евпатории солнечным утром, удивляешься открывающейся картине: среди бескрайней степи, как мираж в прозрачной дымке, появляются белоснежные многоэтажные кварталы города, будто бы висящие над морем. Город встречает с любовью всех приезжающих в любое время года: и в тихую бесснежную зиму с бушующим свинцовым морем, и весной, когда он благоухает цветущими акациями, и в знойное лето, когда даже асфальт плавится под ногами, и осенью, наполненной щедрым урожаем фруктов и овощей.

Теперешний город Евпатория[1], расположенный в западной части Крымского полуострова и возникший 25 веков назад на берегу Каламитского залива, на протяжении своего существования имел несколько названий, связанных с различными периодами его жизни. История города начинается с середины VI в. до н. э., когда греческие переселенцы (в основном это были молодые люди, которые искали лучшую жизнь) с ионийского побережья Малой Азии высадились в районе нынешнего города. Археологические находки этого времени — обломки ионийских киликов и осколки так называемых клазоменских амфор с чешуйчатым орнаментом — археологи относят к середине — третьей четверти VI в. до н. э. Самыми же ранними являются осколки крышки аттической чернофигурной леканы (женского сосуда для туалетных принадлежностей) середины VI в. до н. э. с изображением сирены и пантеры в геральдической позе, которые расположены между человеческими фигурами. О существовании города с названием «Каркинитида» упоминается в первом «Землеописании» эллинской ойкумены, составленном около 500 г. до н. э. Гекатеем Милетским, а также в четвертой книге «Истории» Геродота — «Мельпомена», относящейся к середине V в. до н. э. Поскольку каждый грамотный грек читал произведения этих авторов (а древние эллины в основной массе своей были образованными людьми), то о Каркинитиде знал любой читающий человек — от Иберии до Колхиды, то есть почти в любом уголке античного мира.

Первопоселенцы начинали свою жизнь в трудных условиях. Первыми их жилищами были землянки, врытые в песок, да и климат, по сравнению с малоазийским, казался суровым. С течением времени город расширялся, его население увеличивалось за счет смешения с аборигенами, и приблизительно в 70—60-е гг. V в. н. э., то есть через 70 лет после основания, территория Керкинитиды была обнесена мощными крепостными стенами и разбита на внутригородские кварталы.

IV в. до н. э. — время наивысшего расцвета Керкинитиды. Ее жители занимались выращиванием и экспортом пшеницы. О развитии виноградарства в городе свидетельствуют многие археологические данные, полученные во время раскопок Керкинитиды и ее окрестностей (керамическая тара для хранения и перевозки вина, тарапаны-винодавильни, виноградные ножи, виноградные косточки). В районе города в соляных озерах местное население добывало соль, шедшую затем на продажу и засолку рыбы. Керкинитида чеканила свою монету, а после вхождения в состав Херсонесского государства на ее рынке появляются херсонесские монеты. Экономический расцвет Херсонеса — вторая половина IV в. до н. э. — заканчивается с появлением в Причерноморье сарматов в конце первой трети III в. до н. э. и возросшей активностью скифов. В конце III в. до н. э. в районе современного Симферополя возникает позднескифское государство со столицей Неаполь Скифский. Постоянная угроза скифских нашествий объединила всех эллинов для общего отпора варварам. Об этих событиях упоминается в декрете в честь Диофанта — полководца понтийского царя Митридата VI Евпатора, неоднократно выступавшего в защиту греческих полисов. Диофантом же и был основан город Евпаторий, названный в честь понтийского царя. Это имя город получил после присоединения Крыма к России Екатериной II в 1783 г. Во время второго похода Диофанта в конце II в. до н. э., при приближении войск к Керкинитиде, обитатели покинули город и больше туда не вернулись.

Несколько столетий крымские земли разоряли постоянные набеги кочевников: готы (готоаланы) сменяются гуннами, затем хазарами. В 950 г. в Крыму появляются печенеги, а в середине XI в. их сменяют половцы, укрепившиеся на полуострове до XIII в. — до нашествия татар.

В XVI в. город фигурирует под