Книжное обозрение 1987 №43 (хххх) стр.15-16 [Газета «Книжное обозрение»] (pdf) читать онлайн

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

15

«КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» NS 43, 23 октября 1987 г.
ВЫПУСК ВОСЬМОЙ
До сих пор в выпусках заоч­
ной школы переплетного мастер­
ства речь шла о книгах, к внеш­
нему виду которых мы уже при­
выкли в результате повседневно­
го общения с ними: в бумажных
обложках, в картонных перепле­
тах, оклеенных специальными по­
кровными материалами. Однако
в некоторых собраниях встре­
чаются
КНИГИ В КОЖ АНЫ Х
ПЕРЕПЛЕТАХ.
Если в вашей библиотеке есть
книги в таких переплетах или с
кожаными корешками, они потре­
буют особого к себе отношения.
Чаще всего такие книги пред­
ставляют собой большую мате­
риальную и духовную ценность,
и их сохранность имеет часто
государственное значение.
Такие книги очень чувстви­
тельны к влажности воздуха и на­
личию в нем соединений серы
Так, при хранении в помещении
с влажностью воздуха ниже 40%
кожа становится жесткой, дефор­
мируется и рассыпается, а при
повышенной влажности плесне­
веет.
Кожа книжных переплетов тре­
бует особого ухода за собой. Ее
нужно промывать. Промывку ко­
жаных
элементов
переплетов
книг производят резиновой или
поролоновой губкой, смоченной
кипяченой (лучше дистиллирован­
ной) водой с небольшим количе­
ством белого мыла. Мыльную
пену снимают чистой мокрой
губкой и оставляют книгу для
просушки при комнатной темпе­
ратуре на несколько часов. Пос­
ле высыхания кожи ее протирают
губкой, смоченной 10-процент­
ным водным раствором молочно­
кислого калия и сушат в тех же
условиях. Обработанную таким
образом кожу переплета покры­
вают жировыми смазками, ре­
цептура которых приводится в
специальной литературе по ре­
ставрации книжных фондов. В
состав этих смазок входят нату­
ральные жиры и масла, не окис­
ляющиеся кислородом воздуха.
Смазки на минеральных маслах
непригодны, а особенно вредны
для кожи смазки, содержащие
скипидар. Покрытие кожи жиро­
выми смазками необходимо для
предупреждения осыпания лице­
вого слоя кожи и потери ею
эластичности, а также для дезин­
фицирования и придания ей бле­
ска.
Жировую смазку кожаного пе­
реплета можно осуществить и
нанесением на него шерстяной
тряпочкой тонкого слоя взбито­
го яичного желтка. Освежение
глянца кожи рекомендуется взби­
тым и отстоявшимся яичным бел­
ком (альбумином) при помощи
шерстяной тряпочки. Этот спо­
соб не только возвращает коже
глянец, но и устраняет мелкие
дефекты на ее поверхности.
Наиболее
распространенным
повреждением кожаных перепле­
тов является частичный или пол­
ный отрыв корешка и крышек,

полное отделение переплета от
книжного блока, истирание и ут­
рата кожи
углов переплетных
крышек, трещины и разного ро­
да отверстия на коже.
Если кожаный переплет пред­
ставляет собой единое целое, но
полностью оторван от блока, его
восстановление не отличается от
реставрации переплетов из лю­
бого другого материала. В слу­
чае, когда блок не входит в пе­
реплет, корешок надо расширить.
Простейший способ расширения
корешка — механическое удале­
ние отстава. Если эта операция
не дает нужного результата, рас­
ширение корешка производят за
счет уменьшения ширины кры­
шек переплета. Для этого осто­

стараемся
делать
аккуратно,
следя за тем, чтобы на книжный
блок не попала вода.
Если обложка выполнена из
коленкора, ее можно освежить ре­
зинкой для стирания чернил (ла­
стик с абразивным наполните­
лем), но лучше ее совсем не пач­
кать, точно так же, как и бумаж­
ную обложку. Освежение пос­
ледней возможно, если позволя­
ют типографские краски, которы­
ми она выполнена. Однако дл$г
этого обложку придется
отде­
лить от переплета, после чего ее
можно будет помыть в теплой
мыльной воде мягким флейцем.
После сушки бумажной обложки
поступим с нею так, как это
предлагалось в выпуске пятом

У Х О Д

ЗА КНИГАМИ:
«ПЕРВАЯ
ПОМОЩЬ»
рожно поднимем кожу вдоль ко­
решка на крышках и аккуратно
обрежем их на необходимую ве­
личину. Иногда достаточно снять
фаски под углом 45° вдоль всей
высоты обеих переплетных кры­
шек в их прикорешковой части
или обработать кожу корешка
аэрозольным препаратом «Раз­
носка» и, вложив в переплет блок
книги, поместить на сутки всю
сборку под пресс.
Если кожа переплета испорче­
на разного рода отверстиями, их
следует заделать. Дефекты раз­
мером более 5 мм устраним сле­
дующим образом: наложим на
отверстие кусочек новой кожи
подходящего цвета и, надавив на
него, получим оттиск недостаю­
щего фрагмента. По контуру от­
печатка вырежем заплату, дове­
дем ее толщину до требуемой
(операция называется «шерфовка») и вклеим в нужное место.
Более мелкие отверстия и тре­
щины замажем кожаной пастой
из порошка кожи и клея (1:1).
Кожаный порошок можно полу­
чить, натерев на терке куски ко­
жи, предварительно просушен­
ные в течение 2— 3 часов при
35— 40°С.
В качестве клея для кожи ре­
ставраторы пользуются 29-про­
центным спиртовым раствором
метил ол полна мида
ПФЭ 2/10,
однако в любительских условиях
вполне пригодны клеи группы
БФ или водные суспензии типа
ПВА.
ЕСЛИ КНИГА СЛУЧАЙНО
ПРОМОКЛА,
ее необходимо сразу просу­
шить. Проложим между ее стра­
ницами фильтровальную бумагу
(или пересыпем их тальком ли­
бо мелом) и поместим в таком
У.

Этот скромный дом в Яро­
славле имеет любопытную ис­
торию. В XIX веке здесь раз­
мещалась типография Вольфа.
К ее хозяину как-то пришел
тогда еще молодой Константин
Бальмонт с просьбой напеча­
тать свои стихи. Владелец ти­
пографии отказал: заказ был,
по его мнению, невыгодный.
Тогда поэт предложил свои ус­
луги... наборщика, Вольф со­
гласился, и молодой поэт сам
стал набирать свои стихи.
После установления Совет­
ской власти в здании печата­
лись областные газеты. Но вот
типографии дали новый кор­
пус, а в старинном доме раз­
местилось Ярославское опытно­
экспериментальное
предприя­
тие ВОК занимающееся ремон­
том и переплетом книг. Это
предприятие существует уж е
более десяти лет. Ежегодно
здесь ремонтируется около два­
дцати тысяч томов.
В отличие , от обычных пере­
плетных
мастерских
здесь
«омолаживают» обложку. Для
этой интересной, но трудной
работы организована экспери­
ментальная группа по художе­
ственному оформлению книг,
изготавливаются новые шриф­

виде под груз. Если при про­
смотре намокшей книги были об­
наружены склеившиеся листы, то,
осторожно перегибая их то в од­
ну, то в другую сторону, поста­
раемся расклеить их. Если это
не удается сделать таким обра­
зом, следует подержать их над
паром, а иногда делу может по­
мочь пластмассовая или костя­
ная тонкая пластинка, которой
мы воспользуемся для отделения
листов друг от друга.
Когда фильтровальная бумага
(или гигроскопичный порошок)
впитает часть влаги, раскроем кни­
гу веерообразно и, поставив ее
на нижний обрез, досушим при
комнатной температуре.
Поста­
раемся позаботиться о том, что­



бы прямые солнечные лучи не
попали на листы книги. Нельзя
сушить книги и у отопительных
приборов.
Не пересушивая листов книги,
проложим их вновь фильтроваль­
ной бумагой, прогладим не очень
горячим утюгом до полного вы­
сыхания или поместим вновь кни­
гу под груз, чтобы избежать ее
деформации.
ЕСЛИ ЛИСТЫ КНИГИ
ДЕФОРМИРОВАЛИСЬ
и помялись, проложим их чис­
тыми листами не очень плотной
белой бумаги и каждый в отдель­
ности прогладим не очень горя­
чим утюгом
Если эта процеду­
ра не помогла, поступим следую­
щим образом. Два листа плот­
ной белой бумаги с одной сто­
роны увлажним смоченным во­
дой тампоном, а излишки воды
снимем сухой ватой. Несмоченными сторонами приложим эту
бумагу к деформированному ли­
сту книги и добавим к этому
«сэндвичу» с каждой стороны еще
по два места такой же, но не
влажной бумаги, после чего про­
гладим горячим утюгом до пол­
ного высыхания бумаги. Но при
этом следует соблюдать осторож­
ность: пересушенные листы кни­
ги могут стать хрупкими.
ЕСЛИ ЗАГРЯЗНИЛАСЬ
ОБЛОЖКА КНИГИ,
ее можно помыть (при условии,
что она покрыта водостойким пе­
реплетным материалом). Сделаем
это при помощи влажного тампо­
на, смоченного раствором мыла
или стирального порошка. Пос­
ле промывки удалим с поверхно­
сти обложки остатки мыльного
раствора влажной тряпочкой. Всю
влажную обработку обложки по­

«Заочной школы переплетного
мастерства» (Ns 51, 19.12.86).
В процессе работы над книгой
на ее страницах могут остаться
СЛЕДЫ ОТ ПАЛЬЦЕВ
ИЛИ КАРАНДАШНЫЕ
ПОМЕТКИ,
а обрезы книг могут сильно за­
грязниться. Попробуем удалить
эти загрязнения, слегка проти­
рая бумагу в этих местах мяки­
шем свежего белого хлеба. Ку­
сочки хлеба надо почаще ме­
нять: тогда пятно исчезнет быст­
ро (так поступают при чистке
чертежей). Можно для этой же
цели применить мягкий ластик.
Если же такая обработка не
дала ощутимых результатов, вос­
пользуемся
другим
советом:
смоем при помощи тампона, смо­
ченного мыльным раствором или
раствором стирального порошка,
следы от пальцев, а потом уда­
лим раствор влажной тряпочкой
Не бойтесь многократной влаж­
ной обработки — бумага стер­
пит! Но под обрабатываемый лист
подложите водостойкую
про­
кладку. После мытья просушим
страницы книги между листами
фильтровальной бумаги, как бы­
ло рекомендовано выше.
Сильно загрязненным обрезам
можно придать первоначальный
вид, обработав их мелкозернис­
той наждачной бумагой, предва­
рительно зажав книжный блок
между двумя досками при помо­
щи струбцин. Обработку блока
в этом случае следует вести вдоль
кромок листов с легким нажи­
мом, а бумажную пыль регуляр­
но удалять флейцем или пылесо­
сом.
ЖИРОВЫ Е ПЯТНА
постараемся
вывести очищен­

В ПЕРЕПЛЕТНОЙ МАСТЕРСКОЙ
ты для тиснения, по фольге
воспроизводится любой нестан­
дартный рисунок на обложке.
Этой работой занимается ху­
дожник Н. Шадуров.
Я разговаривал с одним из
книголюбов-ветеранов М. Г. Китайнером. Он работает в прессцентре Ярославльавтотранса, а
в свободное время с удоволь­
ствием занимается реставраци­
ей книг.
— Посмотрите начертание
прежних шрифтов, — Михаил
Григорьевич поднял
старые
журналы. — Кажется, обыкно­
венный прописной шрифт, йо
насколько оригинален его ри­
сунок...
Я посмотрел на заголовок
журнала — буквы и в самом
деле напоминали летописные...
— Нам удалось найти ста­
рые шрифты, — продолжает
Михаил Григорьевич, — пятна­
дцать разновидностей. Конечно,
на изготовление таких медных
шрифтов и времени нужно за­
тратить больше, чем на обыч­
ный цинковый шрифт, но зато

они и проживут неизмеримо
дольше. К сожалению, совре­
менные шрифты, которыми мы
оформляем книги, однообразны
— они более подходят для де­
ловых бумаг и документов.
Поднимаюсь на второй этаж.
Везде множество книг: от стоп­
ки дореволюционного журнала
«Нива» до свежего издания ро­
мана «Угрюм-река» В. Шишко­
ва в мягкой обложке.
— Пока выходят книги в та­
ких обложках, — директор
предприятия Л. А. Малышева
кивнула на томики «Угрюмреки», — мы без работы не
останемся.
Просматриваю
«больные»
книги; страницы у многих в
полном порядке, а вот пере­
плеты никуда не годные.
— В нашей мастерской леде­
рин тканевый, один из самых
прочных в стране полиграфи­
ческих материалов, — с гордо­
стью говорит Л. Малышева, —
и заказчик сам решает, какой
ему бы хотелось видеть свою
книгу, выбирает материал по

вкусу. В мастерской их до пят­
надцати разновидностей. В по­
следнее время Москва нас по­
ставками не баловала.
— А чем вы объясните такой
факт: столетней давности изда­
ние требует лишь незначитель­
ного ремонта (я указал на ог­
ромный том в кожаном пере­
плете) и сможет еще долго лет
служить читателям, а совре­
менная книга, порой не менее
фундаментальная, так недолго­
вечна?
— Взгляните еще раз на эту
реликвию, — кивает Лидия
Александровна. — Мало того,
что она в тканевом переплете,
у нее кожаный корешок и даже
уголочки — кожаные; все те
места книги, которые больше
всего подвержены деформации,
сделаны из более прочных ма­
териалов. Поэтому износ рав­
номерен; к тому же какое ка­
чество бумаги — она плотная,
с особым покрытием.
Что и говорить: кожа сейчас
дефицит, да и с бумагой труд­
ности. Но все же иногда воз-

• ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
ПЕРЕПЛЕТНОГО
МАСТЕРСТВА

• 20. 000
«МОЛОДЕЮЩИХ,
КНИГ
ным бензином, четыреххлорис­
тым углеродом или различными
растворителями для масел и жи­
ров. Следует только убедиться
в том, что они не растворяют ти­
пографскую краску.
Но если жировое пятно све­
жее, можно попробовать такой
способ: прогладим несколько раз
пятно теплым утюгом через па­
пиросную или фильтровальную
бумагу, пока она не впитает весь
жир. Не поможет — присыпем
пятно мелом (зубным порошком)
или жженой магнезией, покроем
белой бумагой и прогреем утю­
гом.
Жировые пятна на полях стра­
ниц можно удалять при помощи
вышеназванных
растворителей
или кашицы из мела или магне­
зии и этих растворителей (1:1),
нанося ее на пятно. После пол­
ного высыхания кашицы осто
рожно очистим лист от порош­
ка, впитавшего жир. Иногда опе­
рацию эту приходится выполнять
многократно.
Снятие остатков
мела или магнезии можно произ­
водить флейцем или влажным
тампоном, но уже с последую­
щей сушкой.
Пятна от стеарина легко уда­
лить спиртом с последующим
разглаживанием
листов книги
утюгом через фильтровальную
бумагу.
Из современных средств быто­
вой химии для удаления жиро­
масляных загрязнений пригодны
«Пятновыводитель-2» (смесь рав­
ных объемов ацетона, этанола и
трихлорэтилена) или составы, со­
держащие поверхностноактивные
вещества («Ойлин», «ЗЖМ-1»,
«Эдамол», «Эвапол»), являющие­
ся препаратами группового дей­
ствия: они удаляют пятна от мас­
ляных красок, вара, дегтя, воска,
всевозможных масел, смазок, ас­
фальта, паст для шариковых ру­
чек, мастики, губной помады,
косметических средств, крема
для обуви, желтизны.
При работе с бензином и ор­
ганическими растворителями тре­
буется хорошая вентиляция и со­
блюдение правил противопожар­
ной безопасности.

Ю. ИРОШНИКОВ.
Предыдущие
публикации с
практическими советами о том,
как самому в домашних услови­
ях отремонтировать и переплес­
ти книгу, см. в №№ 42, 44, 47,
49, 51 за 1986 г. и в №№ 2 и 11
за 1987 г.

никает мысль: может быть,
уникальную книгу надо и сей­
час делать из редких материа­
лов? И, конечно же, досадно,
что у мастерской нет планово­
го снабжения и многое стро­
ится на личных отношениях.
Кроме основного своего заня­
тия, предприятие обучает пе­
реплетному делу школьников.
Раз в неделю в учебном ком­
бинате проходят занятия: тео­
ретические — по истории поли­
графии и практические — ре­
бята учатся переплетать книги,
изготовлять папки и бланки.
Кроме того, в июне у них
один месяц практики
— А начинают ребята с того,
что переплетают свои же учеб­
ники, — рассказывает мастер
производственного обучения С.
Ха барина. — В этом году у
меня были девятиклассницы,
девочки очень старательные,
особенно Надя Довлетина, Оля
Королева, Ира Давыдова, Таня
Макарова.
После двухлетнего обучения
выпускницы
средней школы
вместе с аттестатом зрелости
получат свидетельство о полу- .
чении разряда переплетчика.
А. ЛОМУНОВ.
Ярославль — Москва.

\6

«КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» № 43, 23 октября 1987 г.

• Узелки
на память
• РИСУЮТ
ЧИТАТЕЛИ

ОШИБКА
В ТЫСЯЧУ ЛЕТ
«Ч а сы п р о б и л и т р и !» — в о с ­
клицает
К ассий
в т р а ге д и и
Ш е к с п и р а «Ю лий
Ц е за р ь » . А
ч а с ы с боем п о я в и л и с ь т о л ь к о
л и ш ь че рез т ы с я ч у л е т
по сле
Ц е за р я .

СПРАВА НАЛЕВО
Л еонардо да В и н ч и ,
будучи
л е вш о й , с де тства усво и л п р и ­
в ы ч к у п и с а т ь не с л е в а н а п р а ­
в о , а с п р а в а н а л е в о , все б у к в ы
в е го з а п и с я х т а к и м о б разо м
перевернуты ,
и,
чтобы
они
п р е д с т а л и в о б ы ч н о м виде, р у ­
к о п и с ь пр и хо д и тся д ерж а ть пе­
ре д
зеркалом .

ЕДИН
В ДВУХ ЛИ Ц А Х

р а н и е с о ч и н е н и й А. С. П у ш к и ­
на в од ном
том е. Е го ф о р м а т
2 1 x 1 4 сан тим етр ов, а тол щ ин а
в с е го
5 сан тим етр ов,
О чень
т о н к а я б у м а га и м е л к и й ш р и ф т
п о з в о л и л и в м е с т и т ь все л и т е р а ­
т у р н о е на сл е д и е в е л и к о го п о э ­
та в о д н у к н и г у ,
на считы ваю ­
щ у ю 1524 с т р а н и ц ы .

ПОПУЛЯРНАЯ БУКВА
Е сли вы с п р о с и т е у б и б л и о ­
т е ч н ы х р а б о т н и к о в и л и у д ел о­
пр оизводителей, с ка ко й
бук­
вы ча щ е в с е го н а ч и н а ю т с я ф а ­
м илии п р и х о д я щ и х к ним лю ­
д ей , т о о н и ,
не з а д у м ы в а я с ь ,
о т в е т я т : с «к». Это вовсе
не
о з н а ч а е т, ч т о К о в а л е вы , К р а с ­
н о в ы , К у з ь м е н к о ^ — са м ы е ч и ­
т а ю щ и е и л и « са м ы е ж а л о б щ и ­
к и » . П р о с т о ф а м и л и й на «к» во
м н о го р а з б о л ь ш е , чем на л ю ­
бую д р у гу ю б укв у. З начит,
и
сло в больш е? К о н е ч н о ...
В о д н о то м н о й Б о л ь ш о м С овет­
ской
Э нциклопедии
из
1600
с т р а н и ц с т а т ь и на «к» з а н и м а ­
ю т 165 с т р а н и ц , т . е. д е с я т у ю
ч а с ть . Для с р а в н е н и я : на «л» —
57 с т р а н и ц , а ведь э т о т о ж е
«популярная»
буква.
В
БСЭ
(в то р о е и з д а н и е ) —
а н а л о ги ч ­
на я к а р т и н а : из 50 то м о в —
п я т ь п р и н а д л е ж а т сл о ва м
на
«к». В зял и « П о л и т и ч е с к и й с л о ­
варь»:
165 с т р а н и ц

под
с л о в а м и на «к» , 72 — на «л».
Е сли б ы
сущ ество вал
сло­
варь к о р н е в ы х слов, то уд ел ь­
н ы й вес с л о в на «к» п о д н я л с я
бы ещ е в ы ш е , п о т о м у ч т о все
они — именно корневы е.
Т о­
гд а к а к п е р в ы е б у к в ы сл о в и
ф ам илий,
начинаю щ ихся
на
«в», «с», « п р и » , «из»,

во
м н о ги х с л у ч а я х я в л я ю тся п р и ­
с т а в к а м и . Ф а м и л и и т о ж е ча щ е
в с е го о б р а з о в ы в а л и с ь
от кор­
н е в ы х слов. Т а к и по л учи л о сь ,
что К ольцовы ,
К о в а л е вы , К р у т и л и н ы и т. д. — са м ы е а к т и в ­
ны е читате ли.

НЕГРАМОТНЫЙ
ПОЭТ

СТИХОТВОРЕНИЕ
ДЛИНОЮ
В ДЕВЯТЬ ТОМОВ

Б р и т а н с к о е о б щ е с тв о
«Д ру­
зей
Ш експира»
опубликовало
с о о б щ е н и е о то м , ч т о на всем
с в е те п р и м е р н о 800 т ы с я ч че­
ловек
ж ивут
доходам и
от
Ш е к с п и р а . Э то — ш е к с п и р о в е д ы , п и с а т е л и , р а б о т а ю щ и е над
ва р иа нта м и
ш експировских
тем ,
ком позиторы ,
пиш ущ ие
д ля н и х м у з ы к у , а к т е р ы , к н и г о ­
т о р г о в ц ы , п е р е п л е т ч и к и и т . д.

Сам ое к о р о т к о е в м и р е п и с ь ­
мо было написано
В иктором
Г ю го . В м есте с р у к о п и с ь ю с в о ­
ей к н и г и
«О тверж енны е»
он
п о сл а л и з д а те л я м
п и с ь м о сле­
д ую щ е го сод ер ж ания:
О твет б ы л не м енее к р а т о к :

ПИСАТЬ
КИЛОГРАММАМИ...
С ам ы й о б ъ е м и с т ы й
роман в
м и р е созд ал я п о н е ц
К у и н г-т е
Б а к и н . Ром ан
с о с т о и т и з 106
т о м о в , в к а ж д о м по 1000 с т р а ­
н и ц . Вес
ка ж д о го
ком п л е кта
р о м а н а 56 к и л о г р а м м о в .
П иса­
т е л ь р а б о та л на д р о м а н о м с 1852
п о 1892 го д , т о е с т ь 40 лет. В р о ­
м а н е о к о л о 3180 т ы с я ч с т р о к , а
число
сл о в
п р е в ы ш а е т 32
м иллиона.

ПОД ОДНОЙ
ОБЛОЖКОЙ
В 1949 го д у в М о с к в е
(Г о с ­
л и ти зд ат)
вы ш ло
полное соб­

А м е р и ка н ски й писатель М аок
Т ве н п е р в ы м и з п и с а те л е й п р и ­
нес в и з д а те л ь с тв о
рукопись,
н а п е ч а т а н н у ю на п и ш у щ е й м а­
ш инке.

КАРТОТЕКА
ПИСАТЕЛЯ
Ж ю л ь В ерн им ел
кар тотеку
ф а к т о в об ъ е м ом 20 т ы с я ч к а р ­
т о ч е к . П р и это м п и с а т е л ь м н о ­
го в р е м е н и е ж е д н е в н о
тратил
на и з у ч е н и е н о в и н о к
научной
л и т е р а т у р ы , чем и о б ъ я с н я е т с я
уд ивл явш а я совр ем енн ико в ос­
в е д о м л е н н о сть р о м а н и с т а в с а ­
м ы х разнообразны х
областях
соврем енны х знаний.
С о с т а в л е н н о й ж е им к а р т о ­
т е к е м о гл о бы п о з а в и д о в а т ь и
у ч е н о е о б щ е с тв о .

БЕЗ ПРОМЕЖУТКОВ
В д р е в н и х с л а в я н с к и х , в том
числе и в д р е в н е р у с с к и х р у к о ­
п и с я х д о X V I века сл о ва п и с а ­
л и с ь без п р о м е ж у т к о в
м ежду
н и м и . Д еление
ж е т е к с т а на
сл о ва с в я з а н о с к н и г о п е ч а т а н и ­
ем.
В оспроизведение
пром еж ут­
к о в м е ж д у сл о ва м и
впервы е
п р е д с та в л е н о в п е ч а т н ы х
кни­
г а х к о н ц а X V с т о л е т и я (Ф и о л ь
в К р а ко в е ) и в п е р в о й п о л о в и н е
X V I ве ка
(С к о р и н а
в П р а ге ).
П равд а , в
э ти х изданиях сл у­
ж е б н ы е ч а с ти
речи
пиш утся
ещ е с л и т н о с со се д н и м и с л о в а ­
м и, н а п р и м е р ,
« и д о се го
д ня »,
« п и см а и н а у к у » .

ДОЛГОЖИТЕЛЬ
А в т о р о м всем и з в е с т н о г о с т и ­
х о т в о р е н и я «Р аз, д ва, т р и , че ­
ты р е , п ять! В ы ш ел за й ч и к по­
гу л я т ь ...» б ы л п о э т Ф . М и л л е р ,
которы й опубликовал это с ти ­
х о т в о р е н и е в 1851 го д у . Н е м уд ­
р е н ы е сл о в а — а вот, по д и ж
т ы , ж и в у т в т о р о й в е к.

ВОПРОС — ОТВЕТ

ДВОЙНАЯ
ИЗВЕСТНОСТЬ

В ы даю щ ийся
ш отландский
п о э т Д у гл а с
И нтайр
(1 7 2 4 —
1813
г г .) не ум ел н и п и с а т ь ,
н и ч и т а т ь . С в ои с т и х о т в о р е н и я
он д е к л а м и р о в а л , а д р у з ь я за ­
писы вали.

Ф р а н ц у з с к и й р о м а н и с т и пе ­
ч а тн и к Н икола
Р е ти ф
де ля
Б р е т о н и (1 7 4 3 — 1806) б ы л а в т о ­
р о м 203 р о м а н о в .
152 и з н и х
н и к о гд а
не б ы л и
написаны .
З вучит
парадоксально,
н о не
расходится
с и сти но й.
А втор
созд ава л
свои
произведе­
н ия в ти п о гр а ф и и , сра зу
же
«записы вая»
свои м ы сли т и ­
п о гр а ф с к и м и л и т е р а м и .

О но н а п и с а н о п е р с и д с к и м п о ­
это м Ф и р д о у с и
и заклю чает в
себе 1.200.000 с т р о к . А н г л и й с к и й
п е р е в о д э т о г о с т и х о т в о р е н и я за­
н и м а е т д е в я ть то м о в .

В 1858
го д у
А лександр
II,
в с т р е т и в сл о во в од ном и з д о ­
кл а д о в , с р а з д р а ж е н и е м
нало­
жил
следую щ ую
резолю цию :
«Ч то за п р о г р е с с !!! П р о ш у с л о ­
ва э т о го не у п о т р е б л я т ь в о ф и ­
ц и а л ь н ы х б у м а га х » . Но з а п р е ­
щ е н н о е с л о во п р о ч н о в о ш л о а
русский язы к.

ШЕКСПИР —
РАБОТОДАТЕЛЬ

ГЕНЫ...
М ало к т о з н а е т,
ч т о Э тель
Л илиан В ойнич, автор ром ана
«Овод» и д р у г и х п р о и з в е д е н и й ,
была
дочерью
в ы д а ю щ е го с я
а н гл и й с к о го м атем атика Д ж ор­
д ж а Б у л я — а в т о р а « А л ге б р ы
л о ги к и » .

К А К А Я ПРОФЕССИЯ
У ДАНТЕ?
Д олгое вре м я не б ы л о и з в е с т ­
но, ч т о з н а м е н и т ы й
и та льян­
с к и й п о э т Д анте б ы л
аптека­
ре м . В н е д а в н о н а й д е н н о й р у ­
к о п и с и X II! с т о л е т и я и м я Д анте
б ы л о з а п и с а н о в и ю л е 1282 г о ­
да м е ж д у и м е н а м и м о р я к о в и
а п тека рей.

ПРОГРЕСС
ЕСТЬ ПРОГРЕСС
В к о н ц е 30-х го д о в X IX с т о ­
л е ти я В. Г. Б е л и н с к и й в с в о и х
статьях, печатавш ихся в ж у р ­
нале « О т е ч е с тв е н н ы е з а п и с к и » ,
с та л у п о т р е б л я т ь с л о во
«про­
гр е с с » . О но в ы з в а л о о ж е с т о ч е н ­
ные нападки р е а кц ио нной
пе­
ч а ти .

С егод ня
по лоса
оф орм лена
рисункам и
худож ников
О. К у з о в к о в а
(г. М о с к в а ),
A. П яткова
(г. С в е р д л о в ск),
B. Н ен а ш е в а
(г. С та в р о п о л ь ),
М. В а л и а х м е то в а
(г. М о с к в а ).

«КНИЖ НОЕ ОБОЗРЕНИЕ»
129272 МОСКВА, СУЩ ЕВСКИЙ ВАЛ, 64
ТЕЛЕФ О НЫ : приемная — 281-62-66; отделы; обще­
ственно-политической литературы — 281-47-47; ху­
дожественной литературы и искусства ~~ 281-84-69;
книговедения— 281-57-49; проблем отрасли— 971-3327; писем — 281-51-45; библиографии — 200-58-92.

ИСТОРИЯ
ВОПРОСИТЕЛЬНОГО
ЗН АКА
Это с л у ч и л о с ь в X V веке в г о ­
роде
В ене ци я.
К н и го т о р го в е ц
А льдус М ануций, которы й
бы л
владельцем т и п о г р а ф и и
и на­
борщ иком , однаж ды
реш ил пе­
ред в о п р о с и т е л ь н ы м п р е д л о ж е ­
н и ем п о с т а в и т ь б у к в у Q, п о т о ­
м у ч т о э т о п е р ва я
б уква ла­
т и н с к о г о сл о ва « к в е с ц и с »

« в о п р о с» . Эта б у к в а ста л а р о д о ­
н а ч а л ь н и ц е й н о в о го з н а к а п р е ­
п и н а н и я . В к о н ц е X V I ве ка и з
нее в о з н и к х о р о ш о нам и з в е с т ­
н ы й воп р о си те л ьн ы й зн а к.
Он
о б р а зо в а л ся и з к р ю ч к а
в пра­
вом у г л у б у к в ы ,
внизу появи­
л а сь и т о ч к а .
К сож алению ,
н и к т о не з а ф и к с и р о в а л , к о гд а и
где о н а п о я в и л а с ь в п е р в ы е .
К с та ти , в и с п а н с к о м я з ы к е и
д оны не воп роси те л ьны й
знак
с т о и т не т о л ь к о в к о н ц е
ф ра­
зы , ко и в ее на чале .

ИНТУИЦИЯ?
Р у с с к о е сл о во « с п у т н и к » с т а ­
ло
и н т е р н а ц и о н а л ь н ы м . О но
п о н я т н о на все х я з ы к а х н а ш е й
п л а н е т ы . А к о гд а э т о сл о во в
своем
косм ическом
значении
впервы е появилось в л и те р а ту­
ре?
В ч е тв е р то й ч а с ти « Б р а тье в
К арамазовы х»
Ф . М. Д остоев­
с к о г о И ван К а р а м а зо в го в о р и т :
« Ч то с т а н е т с я в п р о с т р а н с т в е с
то п о р о м ? Е сли
куда
попадет

п о д а л ь ш е , то п р и м е т с я , я д у ­
м аю , л е та т ь в о к р у г Зем ли...
в
виде с п у т н и к а » .
А а н гл и й с к и й писатель Д ж о­
н а та н
С виф т
(1 6 6 7 — -1745 гг.)
подробно
описал
спутники
М а рса — Ф о бо с и Д ейм ос

за... 150 л е т до и х о т к р ы т и я .
П р и это м о п и с а н и е С ви ф та с о ­
ответствует
д ей стви те л ьн о сти .
К а к е м у у д а л о с ь э т о сд ел а ть,
о с т а е т с я з а га д к о й .

КРОССВОРД ПО ФРАГМЕНТАМ
ПО ГО Р И З О Н ТА Л И : 5« «Ночью при фонаре буду пахать, а
вспашу десятину с четвертью, иначе нельзя. Позор всему ра­
бочем у классу...» — П (персонаж). 6. «...босой простоволосый
мальчик как нельзя больше походил на пастушонка...» — П.
7. «Мы... нашли его на дворе, сажающего пулю на пулю в
туза, приклеенного к воротам». — Нз (произведение). 10. «...но,
к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо
носа
совершенно гладкое место!» — П. 11. «С этих пор, до самого
моего выздоровления... Пелагея ежедневно рассказывала мне
какую-нибудь из своих многочисленных сказок». А (автор).
16. «Хорошо, — сказал Сайрес Смит. — Каким же способом вы
предлагаете мне бежать? — На этом дурацком шаре, который
болтается здесь без всякого проку. Он как будто только нас
с вами и ждет...» — П. 17. «Ещ е измаильский товарищ. —
сказал он. — Храбрый офицер! Ты доволен им?» — П. 18. «До
чего дожились... вчера весь город обегал, плашек три восьмых
дюйма достать не мог... А трамвай собираются пускать». — П.
19. «Ты маска умная, а тратишь много слов! Коль знаешь ты
меня, скажи, кто я таков?» — П. 20. «Любите книгу — источник
знания». — А.
ПО В Е Р Т И К А Л И : 1. «Нельзя ли для прогулок Подальше вы­
брать закоулок?» — П. 2L «Матуш ка маргаритка, полевая ро­
машка, мудрейшая из цветов!.. Укажите же мне мою суже­
ную!» — Нз. 3. «Бы ла у Александра Ивановича удивительная
особенность. Он мгновенно умножал и делил в уме большие
трехзначные и четырехзначные числа». — ’ П. 4. «Я как будто
предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две
необыкновенные крысы». — Нз. 8. «П о дачной платформе взад
и вперед прогуливалась парочка недавно поженившихся су­
пругов... Поезд идет! — сказала Варя. — Как хорош о!» — Нз.
9. «...лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине
завладеть хотя бы кончиком пальца». — П. 12. «Впрочем, она
хотела быть и Чапаевым, именно Чапаевым, а не Анкой-пулеметчицей...» — П. 13. «Вот это так королева! — повторял он...
— Вот это так по-нашему!.. Ну, кто из вас, мазурики, такую шту­
ку сделает...» — П. 14. «Р а з так стряслось, что женщина не
любит. Ты с дружбой лишь натерпишься стыда, И счастлив
тот. кто разом все обрубит, Уйдет, чтоб не вернуться нико­
гда». — А. 15. «Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом —
на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая».— А.

сколько
ВЕСИТ ТОЧКА?
З а п я та я ,
введ ен ная
такж е
А л ь д у с о м М а н у ц и е м на р у б е ж е
X V и X V I с т о л е т и й , в д в а д ц а ть
п я ть раз тяж елее то ч к и . А то ч ка
в е си т восем ь т ы с я ч н ы х
м и л и гра м м а . Это б ы л о
установлено
не т а к д а в н о п уте м
взвеш ива­
н и я в од но м и з н а у ч н о -и с с л е д о ­
вательских
и нституто в
точки ,
нанесенной карандаш ом .
•»

Собрал Н. Ш АХО ВН И Н.

Ответы на кроссворд, опубликованный в № 42
ПО ГО Р И З О Н ТА Л И : 7. Д ж у з е п п е . 8. Т в е р с к а я . 10. « С а н а то р и й » .
11. « Ш е р л и » . 12. С а н ч о . 13. С а н и н . 15. П ьеса. 17. Р ом ан.
19.
П а р а ш а . 20. « К а р ье р » . 24. В а н а г. 26. Г ал а н. 27. «В есна». 28. Ж авер. 29. С то р и . 30. « М ол од ость». 33. « В с а д н и к и » . 34. В о р о б ье в.
ПО В Е Р Т И К А Л И : 1. «О ж ерел ье». 2. Л е к с и к а . 3. Ш п о н . 4. «Д вор».
5. «К р е й се р » . 6. З а р е ч н а я . 9. Ч те н и е . 13. С ве ш н е в. 14. Н еча ева.
16. «С лава». 18. О леш а. 21. « Ф а та л и ст» . 22. «С оседи». 23. Л а в ­
ренев. 25. Г ерм ан . 26. Г у с ь к о в . 31. Л у к а . 32. «С лон».

Индекс 50051.

Главный редактор Е. АВЕРИН

Редакционная коллегия: А. АРНОЛЬДОВ, Е. БАХАНОВ (отв се­
кретарь), Я. БЕЙЛИНСОН, А. ВАШЛАЕВ, В. ВОДОЛАГИН, Г. ГАРИН,
Б. ЗАВЬЯЛОВ (зам, главного редактора), М. ЗОТОВ, А. ЛЕБЕДЕВ,
А.
МАХОВ,
Л.
ОЗЕРОВ,
Е. ОСЕТРОВ, В. ПОГРЕБНОЙ,
П.
ПРОСКУРИН,
Р.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ,
Н.
СИКОРСКИЙ,
В. ЧЕРЕДНИЧЕНКО.

Л — 19668

Заказ J№ 3502

Объем 4 печатных листа. Орде­
на «Знак Почета» типографа»
Издательства «Московская прав­
да». Газета выходит 52 раза
в год.
1

2

*

4

5

6

7

8

9

10