Приглашение в социологию [Питер Бергер] (pdf) читать постранично
- Приглашение в социологию (пер. О. А. Оберемко) 14.32 Мб, 169с. скачать: (pdf) - (pdf+fbd) читать: (полностью) - (постранично) - Питер Бергер
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
ОТКРЫТАЯ КНИГА
ОТКРЫТОЕ СОЗНАНИЕ
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО
-
PETER L. BERGER
INVITATION
ТО SOCIOLOGY
А
HUMANISTIC PEASPECTIVE
PENGUIN BOOKS
ПИТЕР Л. БЕРГЕР
ПРИГЛАШЕИНЕ
в социологию
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Перевод с английского
под редакцией
профессора Г. С. Батыгина
-----·~АСПЕНТ
ПРЕСС
Москва
1996
ББК
Б
60
48
Учебная литература по гуманитарным и социальным
дисциплинам для высшей школы России готовится и изда
ется при содействии Института «Открытое общество» в
рамках программы «Высшее образование».
Редакциоmtый совет:
В.И. Бахмин
Я.М. Бергер
Е.Ю. Гениева
Г.Г. Дилиrенский
В.Д. Шадриков
Перевод с английского
О.А. Оберемко
Берrер П.Л.
Б
48
Приглашеине
в
социологию:
Гуманистическая
перспектива/Пер. с англ. под ред. Г.С. Батыгина.-М.:
Аспект Пресс, 1996. образование>>). - ISBN
168 с.- (Программа
5-7567-0058-7
«Высшее
Данная книга, написанная известным американским социологом
Питером Людвигом Бергером, является одной из самых популярных в
мире книг по социологии. В ней живым и досуrпным языком разъясняются
основные понятия социологической теории.
Книга обращена к студентам и преподавателям высших учебных
заведений, а также ко всем тем, кто интересуется социологическими
проблемами общества.
Б
0302010000-014 Без объявл.
06И(ОЗ)- 96
ББК
60
© Peter L. Berger, 1963
©
ISBN 5-7567-0058-7
Издание на русском языке,
, задает иную
оптику. Это взгляд на общество со стороны индивида, который всег
да воспринимает социальную реальность в контексте субъективных
значений и, собственно говоря, становится членом общества
-
со
циализируется, -понимая происходящее и самостоятельно выбирая
свою судьбу. Отсюда трактовка общества как части мира, творимого чело
веком.
Бесконечен ряд свидетельств, что история
-
не торжественное ше
ствие разума по этой земле, и следовательно, вопрос об ответственности
человека за последствия своих решений не устраняется из социологиче
ского знания, даже если оно стремится стать свободным от ценностей.
Иррациональные сочетания мелочной прагматики и высокой героики,
наивности и пророческого визионерства, благих намерений и негодных
средств часто определяют изменения в институциональной организации
общества. Именно «человеческая» перспектива в социологии дает воз
можность поставить в центр
внимания непреднамеренные последствия
кажущихся рациональными действий.
В одном из своих эссе Питер Бергер использует понятие интеллекту
ального озарения
(serendipity)
для интерпретации неожиданно открыва
ющихся взаимозависимостей меЖдУ различными измерениями общест
ва. Некто собирается в Индию, но открывает Америку, другой приходит
на деловую встречу и внезапно влюбляется, третий начинает заниматься
5
социологией и заканчивает философией*. Ирония, парадокс и игра прису
щи самой реальности, с которой имеет дело социолог. Но и социолог
должен обладать специфическим феноменологическим зрением
-
спо
собностью к иронии, парадоксу и игре для того, чтобы диалектически
преодолевать видимости в поиске сущности вещей и событий и воспри
нимать их аутентично
-
не как окончательно утраченные отчужденным
сознанием, а как результаты человеческой деятельности. >, который нам понадобится в дальнейшем изложении,
а именно, кажушуюся неизбежность институциональных импе
ративов. Обычный молодой человек в нашем обществе не только
отвергнет варианты полиандрии 79 и полигамии 80 , но, по крайней
мере для себя, найдет их буквально немыслимыми. Он верит,
что институционально заданный порядок действий является един
ственно возможным для него, т.е. единственным, на который он
способен онтологически. Если бы кот вдруг задумался о преследо
вании им мыши, он пришел бы точно к такому же выводу. Разница
заключалась бы в том, что кот оказался бы прав в своем выводе,
86
тогда как молодой человек- нет. Насколько мы знаем, кот, кото
рый отказался бы ловить мышей, выглядел бы уродом с биологи
ческой точки зрения и, возможно, бьm бы признан продуктом крайне
вредной мутации, безусловным предателем своей кошачьей суш
ности. Но нам очень хорошо известно, что иметь много жен и быть
одним из мужей не противоречит человеческой сушиости ни в био
логическом смысле, ни даже в смысле мужского достоинства. Если
для арабов биологически возможно одно, а для жителей Тибета
-
другое, то это значит, что и то, и другое биологически возможно и
для нашего молодого человека. В самом деле, мы знаем, что если
бы его похитили из колыбели и увезли в чужие страны, то он не
был бы типичным, несколько сентиментальным американским
юношей в нашей подлунной сцене, а превратился бы в
ОТКРЫТОЕ СОЗНАНИЕ
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО
-
PETER L. BERGER
INVITATION
ТО SOCIOLOGY
А
HUMANISTIC PEASPECTIVE
PENGUIN BOOKS
ПИТЕР Л. БЕРГЕР
ПРИГЛАШЕИНЕ
в социологию
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Перевод с английского
под редакцией
профессора Г. С. Батыгина
-----·~АСПЕНТ
ПРЕСС
Москва
1996
ББК
Б
60
48
Учебная литература по гуманитарным и социальным
дисциплинам для высшей школы России готовится и изда
ется при содействии Института «Открытое общество» в
рамках программы «Высшее образование».
Редакциоmtый совет:
В.И. Бахмин
Я.М. Бергер
Е.Ю. Гениева
Г.Г. Дилиrенский
В.Д. Шадриков
Перевод с английского
О.А. Оберемко
Берrер П.Л.
Б
48
Приглашеине
в
социологию:
Гуманистическая
перспектива/Пер. с англ. под ред. Г.С. Батыгина.-М.:
Аспект Пресс, 1996. образование>>). - ISBN
168 с.- (Программа
5-7567-0058-7
«Высшее
Данная книга, написанная известным американским социологом
Питером Людвигом Бергером, является одной из самых популярных в
мире книг по социологии. В ней живым и досуrпным языком разъясняются
основные понятия социологической теории.
Книга обращена к студентам и преподавателям высших учебных
заведений, а также ко всем тем, кто интересуется социологическими
проблемами общества.
Б
0302010000-014 Без объявл.
06И(ОЗ)- 96
ББК
60
© Peter L. Berger, 1963
©
ISBN 5-7567-0058-7
Издание на русском языке,
, задает иную
оптику. Это взгляд на общество со стороны индивида, который всег
да воспринимает социальную реальность в контексте субъективных
значений и, собственно говоря, становится членом общества
-
со
циализируется, -понимая происходящее и самостоятельно выбирая
свою судьбу. Отсюда трактовка общества как части мира, творимого чело
веком.
Бесконечен ряд свидетельств, что история
-
не торжественное ше
ствие разума по этой земле, и следовательно, вопрос об ответственности
человека за последствия своих решений не устраняется из социологиче
ского знания, даже если оно стремится стать свободным от ценностей.
Иррациональные сочетания мелочной прагматики и высокой героики,
наивности и пророческого визионерства, благих намерений и негодных
средств часто определяют изменения в институциональной организации
общества. Именно «человеческая» перспектива в социологии дает воз
можность поставить в центр
внимания непреднамеренные последствия
кажущихся рациональными действий.
В одном из своих эссе Питер Бергер использует понятие интеллекту
ального озарения
(serendipity)
для интерпретации неожиданно открыва
ющихся взаимозависимостей меЖдУ различными измерениями общест
ва. Некто собирается в Индию, но открывает Америку, другой приходит
на деловую встречу и внезапно влюбляется, третий начинает заниматься
5
социологией и заканчивает философией*. Ирония, парадокс и игра прису
щи самой реальности, с которой имеет дело социолог. Но и социолог
должен обладать специфическим феноменологическим зрением
-
спо
собностью к иронии, парадоксу и игре для того, чтобы диалектически
преодолевать видимости в поиске сущности вещей и событий и воспри
нимать их аутентично
-
не как окончательно утраченные отчужденным
сознанием, а как результаты человеческой деятельности. >, который нам понадобится в дальнейшем изложении,
а именно, кажушуюся неизбежность институциональных импе
ративов. Обычный молодой человек в нашем обществе не только
отвергнет варианты полиандрии 79 и полигамии 80 , но, по крайней
мере для себя, найдет их буквально немыслимыми. Он верит,
что институционально заданный порядок действий является един
ственно возможным для него, т.е. единственным, на который он
способен онтологически. Если бы кот вдруг задумался о преследо
вании им мыши, он пришел бы точно к такому же выводу. Разница
заключалась бы в том, что кот оказался бы прав в своем выводе,
86
тогда как молодой человек- нет. Насколько мы знаем, кот, кото
рый отказался бы ловить мышей, выглядел бы уродом с биологи
ческой точки зрения и, возможно, бьm бы признан продуктом крайне
вредной мутации, безусловным предателем своей кошачьей суш
ности. Но нам очень хорошо известно, что иметь много жен и быть
одним из мужей не противоречит человеческой сушиости ни в био
логическом смысле, ни даже в смысле мужского достоинства. Если
для арабов биологически возможно одно, а для жителей Тибета
-
другое, то это значит, что и то, и другое биологически возможно и
для нашего молодого человека. В самом деле, мы знаем, что если
бы его похитили из колыбели и увезли в чужие страны, то он не
был бы типичным, несколько сентиментальным американским
юношей в нашей подлунной сцене, а превратился бы в
Последние комментарии
1 минута 2 секунд назад
7 минут 11 секунд назад
9 минут 17 секунд назад
12 минут 23 секунд назад
14 минут 33 секунд назад
36 минут 23 секунд назад