Не закопай свои таланты. Как раскрыть и реализовать свой потенциал [Валерия Волкова] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Валерия Волкова Не закопай свои таланты. Как раскрыть и реализовать свой потенциал

С чего все началось

В каждом из нас достаточно таланта, чтобы стать лучшим хотя бы в чем-то одном. Проблема лишь в том, как его в себе откопать. Тот, кто не понимает как, годами мечется туда-сюда и лишь закапывает себя еще глубже. Поэтому лучшими становятся не все. Очень многие просто хоронят себя при жизни и остаются ни с чем.

Харуки Мураками

Началось все с того, что я в тысячный раз сказала себе: «С меня хватит!», и наконец сделала этот решающий шаг, который полностью изменил мою жизнь и привел к моим талантам. Как это получилось, расскажу подробнее.

Причинами того фаталистического утреннего взрыва могло быть все что угодно: полнолуние или выключенный будильник, из-за которого я не успела сделать укладку – и пришлось убрать волосы в пучок (а он ой как сильно не вписывался в деловой стиль).

– Ну вот, – ворчала я, на бегу запихивая себя в деловой костюм, который ненавидела. При этом вздохнула, когда увидела грустно висевшие на стуле любимые джинсы и тунику с бахромой. – Простите, дорогие, но сегодня мне еще проводить собеседование с руководителем отдела снабжения и потом к директору его вести.

Решила, что накрашусь уже на работе, потому что времени было впритык. Но сделать это нормально у меня тоже не вышло: я застряла в жуткой пробке. Кто-то, видимо, так же сильно торопился на работу, что не стал уступать дорогу автомобилю, который имел полное право ехать первым.

Кое-как накрасившись в машине, я осталась недовольна своим отражением. Но иначе я не успела бы на утреннюю оперативку к директору, что принесло бы мне большие неприятности.

Пока я суетливо собирала со стола документы, блокнот и ручку, не заметила, как что-то маленькое и острое рисовало красивую стрелку на моих колготках. Это стало предпоследней каплей в чаше моего терпения. Я же говорила, что ненавижу весь этот офисный дресс-код!

А когда на оперативке меня опять отчитали ни за что (честное слово!), я не выдержала…

И понеслось.

У меня бывает такое состояние, когда я больше не могу затыкать крышкой бурлящий котел. Рано или поздно он взрывается, и мне становится все равно: кто передо мной и какие это будет иметь последствия. Я начинаю говорить все, что думаю.

Обычно это тот самый волшебный толчок, благодаря которому жизнь меняется резко, но в лучшую сторону. А то, наверное, так бы и ходила на эти оперативки каждое утро лет двадцать, как начальница отдела труда и заработной платы Ольга Владимировна. Хотя видно, что ей это и правда нравится, в отличие от меня.

И конечно же, после того скандала я не могла больше оставаться в компании, пришлось писать заявление об уходе.

– Валерия, с вами все в порядке? – тихонечко спросила меня Надежда Васильевна, мой руководитель, когда я принесла ей заявление на подпись. – Может, вам взять небольшой отпуск или выходной?

Но я была категорична. Очевидно, что истинная причина была не в будильнике, пробке, колготках и упреках руководства.

Правда надоело: пять лет после университета я сижу на заводе в отделе персонала, но ни дня не чувствовала себя здесь счастливой. То у меня выгорание, что я не могу подняться утром с кровати, чтобы пойти на работу. Ноги сами отказываются туда идти. Каждый раз приходится подгонять себя «морковкой» в виде утреннего чая с шоколадным печеньем. Набрала уже несколько лишних килограммов.

То сижу месяцами на успокоительных и зачеркиваю деньки до отпуска. Так ведь не должно быть! Мне до пенсии еще как минимум лет тридцать. Что, так и пройдет моя жизнь?

«Какой ужас!» – вспыхнуло в моей голове. Нет, так дальше продолжаться не может. Надо что-то менять, и менять кардинально. Работу точно, а может, и саму профессию.

Да, это хорошая, перспективная работа, теплое местечко. Мне все говорят: «Не вздумай уходить!» И здесь действительно неплохо. Вон, Светка и Ленка работают дольше меня и выглядят вполне счастливыми. Их и палкой отсюда не прогонишь. И одежду офисную просто обожают – наряжаются, хвастаются обновками да на меня косятся, когда я прихожу не по дресс-коду. В общем, работа как работа, не хуже и не лучше других. Платят хорошо, стабильно, иногда даже бывает интересно. Но что-то все-таки не то.

Просто «не мое», как говорится. Я не чувствую, что реализую здесь свой потенциал. Делаю все через силу, а бумажная работа просто сводит меня с ума. Все те задачи, которые я решаю, мне неинтересны и не приносят никакого удовлетворения. Такое ощущение, что жизнь проходит зря. Видимо, мне никогда не достичь вершины пирамиды Маслоу и заветной самореализации. Здесь точно.

И меня все эти годы волновал вопрос – а вдруг во мне есть таланты, о которых я не знаю, которые не замечаю? Ведь в каждом человеке наверняка есть что-то особенное.

После утреннего события мне стало страшно, что моя жизнь так и пройдет впустую, и я окончательно решила, что не могу этого допустить и во что бы то ни стало я должна найти свои таланты. Но пока я торчу на этом заводе, у меня совсем не остается сил, чтобы хорошо осмыслить свою жизнь и то, чего я хочу. Поэтому я захотела устроить себе творческий отпуск. На два-три месяца.

Пока подруга-коллега Верочка успокаивала меня травяным чаем и моей любимой кокосовой шоколадкой, я накидала в блокноте план: уйти с работы, сократить расходы, использовать свою финансовую подушку (вот и наступил тот черный день, на который она копилась), восстановить психологические ресурсы и заняться поисками того, что мне на самом деле нужно. Выяснить, какие у меня есть таланты, и начать их развивать.

И я пошла подписывать заявление об увольнении.

Сложно передать ту гамму чувств, которую я испытывала, когда забирала свою трудовую книжку. Скажу одно: грусти и печали там точно не было. Меня мучил только один вопрос: почему я не сделала это еще три года назад, когда уже поняла, что не хочу здесь больше работать?

Через неделю я выяснила, что спать до десяти утра, гулять по паркам со стаканчиком кофе, читать книги и смотреть сериалы целыми вечерами, – это здорово, но хочется уже какой-то деятельности. Значит, я отдохнула, и пора приниматься за дело. Но я понятия не имела, с чего начать поиск моих «сокровищ». Мне нужна была хоть какая-то карта.

Пока я искала ее на просторах интернета, мне попался рекламный баннер с приглашением на онлайн-курс «Раскопай свои таланты за восемь недель». Что это? Контекстная реклама или знак судьбы? Я догадывалась, что скорее первое, потому что запрос про таланты я набирала в поисковике уже не первый месяц. Курс меня заинтересовал.

Красивая женщина восточной внешности с загадочной улыбкой смотрела мне прямо в душу. Она так и манила нажать на баннер, что я и сделала.

За это я не раз благодарила судьбу. Ну и себя, конечно.

Женщина с баннера, Илона, оказалась мотивационным тренером. Она обещала, что после ее курса моя жизнь изменится, потому что я пойму свои таланты и узнаю, как добраться до вершины этой злосчастной пирамиды Маслоу, которая так привлекала меня сладкими словами «самореализация» и «самоактуализация».

Я купила курс. Подумала, что пусть он будет отправной точкой в путешествии к моим талантам. Денег и времени у меня сейчас достаточно. Я как раз и планировала отдохнуть пару месяцев. Может, это все-таки знак судьбы?


Вводный эфир

Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта – любопытство, навязчивость и упорная выносливость в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям.

Альберт Эйнштейн

Вечером меня ждал первый прямой эфир с Илоной. Перед тренингом я весь день мучилась разными вопросами. Да что там, эти мысли не давали мне покоя всю жизнь. Интересно, найду ли я сегодня ответы?

Вот говорят же, что талантливый человек талантлив во всем. Но кто такой этот талантливый человек, в чем его талант? И почему у одного он есть, а у другого нет? И правда ли, что кому-то все, а кому-то ничего? Почему так несправедливо?

В библейской притче про таланты говорится, что, когда господин уезжал, он дал одному рабу пять талантов, другому – два, а третьему – только один. Каждому по силе, чтобы те, пустив их в оборот, вернули ему с прибылью.

И когда господин вернулся, стал спрашивать с них, исходя из того количества, которое дал. Значит, кому больше дается, с того и спрашивается больше. Может, человек это чувствует? Потом же он сам будет отвечать за свой талант: как он его использовал и как послужил с его помощью миру.

В притче два раба вернули таланты с прибылью, а третий не использовал его, закопал в землю и отдал обратно ровно столько, сколько получил. Господин разгневался и бросил его в темницу. Не делаю ли я то же самое? Не закопала ли я свой талант в землю?

Притча, правда, была про монеты, которые раньше назывались «талантами». Но может, не зря они так назывались?

Всем дано разное количество талантов, наверное, так же как и красоты. Но любой человек может стать более привлекательным, если постарается. Просто кому-то нужно больше усилий и времени, а кому-то ничего делать не надо: он сам по себе такой. А человек не очень симпатичный может сказать себе: «Я некрасивый, зачем я буду напрягаться?»

Так и с талантом. Кто-то скажет: «У меня нет таланта, вот и не буду ничего делать. Моему другу все легко дается, он одаренный – пусть и старается». Хотя мог бы приложить чуточку больше усилий, и у него бы тоже все получилось.

С этими вопросами и чашечкой кофе я пришла на первый эфир Илоны.

Первая часть

– Думаю, что вы все знаете притчу про таланты, и наверняка кто-то вспоминал ее перед тренингом, – сказала в начале эфира Илона. И мне показалось, что она хитро посмотрела прямо на меня! Хотя, конечно же, мне просто показалось.

– И начать наш первый эфир я хочу также с притчи, но не с библейской, а с восточной, – судя по азиатскому разрезу глаз и гладким черным волосам, культура Востока была ей близка. Илона мне сразу понравилась, приятно было на нее смотреть и слушать ее.

– Может быть, я сразу разобью вдребезги многие ваши представления о талантах. Но сейчас важно – избавиться от этих стереотипов. Если вы будете продолжать верить в них, мы не сможем двигаться дальше к открытию своего потенциала, я бы даже сказала: к раскрытию раковин с нашими жемчужинами. В общем, дальше вы все поймете сами.

Илона была похожа на Шахерезаду, рассказывающую восточные сказки. Она изящно поправила волосы и продолжила мягким голосом:

– Один фокусник показывал свое искусство султану и его придворным. Все зрители и султан были в восторге.

«Боже мой, какое чудо, какой гений!» – сказал султан.

Его же визирь возразил: «Ваше величество, ведь не боги горшки обжигают. Искусство фокусника – это результат его прилежания и неустанных упражнений».

Султан нахмурился: «Ах ты неблагодарный, как ты смеешь утверждать, что такого мастерства можно достигнуть упражнением? Раз я сказал: либо у тебя есть талант, либо у тебя его нет, значит, так оно и есть».

С презрением взглянув на своего визиря, он гневно воскликнул: «У тебя его, по крайней мере, нет, ступай в темницу! Там ты сможешь подумать о моих словах. Но чтобы ты не чувствовал себя одиноким и чтобы рядом с тобой был тебе подобный, компанию тебе составит теленок».

С первого дня своего заточения визирь стал упражняться: он поднимал теленка и носил его по ступенькам тюремной башни. Проходили месяцы, теленок превратился в могучего быка, а силы визиря возрастали с каждым разом благодаря упражнениям. В один прекрасный день султан вспомнил о своем узнике и велел привести визиря к себе.

При виде его султан изумился: «Боже мой! Что за чудо, что за гений!»

А визирь, несший на вытянутых руках быка, ответил теми же словами, как и раньше: «Ваше величество, не боги горшки обжигают. Это животное вы дали мне из милости. Моя сила – это результат моего прилежания и упражнений».

– Это древняя притча, – продолжила Илона после небольшой паузы. – Но и наш современник Майкл Джексон, очень талантливый человек, говорил: «У тебя может быть величайший в мире талант, но если не будешь готовиться и работать по плану, все пойдет прахом».

Дальше она начала рассказывать о себе. Оказывается, когда-то ей плохо давались монологи и у нее была не самая лучшая дикция, но ей безумно хотелось выступать перед людьми. Тогда она начала усердно работать над собой и сейчас считается превосходным оратором.

Никогда бы не подумала, что у Илоны были проблемы с речью! Я была уверена, что у нее дар говорить от рождения. Ее голос звучал так мелодично, а мягкий тембр обволакивал и завораживал. Ее хотелось слушать снова и снова.

Также Илона напомнила нам про лучшего оратора всех времен – знаменитого афинянина Демосфена. Это тот, который набивал полный рот камней, чтобы улучшить дикцию и сделать речь красивой. До этого он жевал слова, картавил и заикался.

– Найти свой талант – это как откопать драгоценный камень. Но для камня обязательно нужна огранка, – Илона заправила волосы за уши, продемонстрировав крохотные серьги с бриллиантами. – Чтобы раскрыть всю красоту самоцвета, нужно применить настоящее мастерство и прилежно потрудиться. Правильно выбранная форма и обработка подчеркнут его достоинства и усилят сияние. А натуральный камень не всегда выглядят так привлекательно. Так же и с талантами.

Илона говорила, а я смотрела на ее кольцо с драгоценным камнем. Видимо, она любила камни и многое о них знала.

– Не всех ученых, спортсменов, актеров и писателей сразу считали талантливыми. Они немало потрудились над своей огранкой прежде, чем их признали таковыми. Да вы и сами можете вспомнить много подобных историй.

Когда камень начинает сверкать, другие замечают его и признают драгоценным. Но никто не знает, каким он был раньше и сколько было затрачено трудов, чтобы сделать его таким. Многие до сих пор думают, что драгоценные камни находят в готовом для продажи виде, – улыбнулась Илона. – И про таланты думают то же самое. Например, они считают, что великий писатель родился и сразу стал писать выдающиеся романы. Но никто не догадывается, сколько паршивеньких рассказов и пьес он мог сочинить до своего бестселлера.

Илона рассказала нам несколько историй людей, которых все считают особо талантливыми. Мы узнали, как Дэвид Бекхэм совершенствовал свои особенные передачи тем, что всегда оставался после тренировок отрабатывать удары. Его приходилось уводить силой с футбольного поля, но по возвращении домой он продолжал тренироваться. А писатель Харуки Мураками считал себя совершенно бесталанным и в 29 лет думал, что до конца жизни будет просто читать книги, слушать музыку и кормить кошку.

– Большинство гениев считают себя обычными людьми, – продолжала Илона, – потому что знают, чего им стоило прийти к тем результатам, которые они имеют. Те же Эйнштейн и Дарвин говорили, что они не так умны, но в них много энтузиазма, любопытства и страсти. Вспомните своих знакомых, которых вы считаете талантливыми, насколько легко им далось то, что есть у них сейчас?

Я задумалась и вспомнила девчонку, которая ходила со мной в детстве на цирковую гимнастику. Вначале у нее получалось не очень хорошо, и многие смеялись над ней, называли «корягой». Зато потом эти многие бросили гимнастику, а «коряга» благодаря упорству и труду уже много лет работает в цирке и объездила с гастролями полмира.

Мой знакомый парикмахер рассказывала, что на курсах она стригла медленнее всех. Преподаватель говорил ей, что она никогда не станет профессионалом в этом деле, у нее нет к этому таланта. Но ей нравилось стричь, и она пообещала ему, что откроет свой салон красоты. Так и вышло. Спустя несколько лет она открыла салон, а в придачу еще и школу для парикмахеров.

Мы часто думаем, что раз у человека талант, то ему все легко дается. Но мы не догадываемся, что еще несколько лет назад ему говорили: «Бросай это дело, у тебя нет к нему способностей». В чем тогда секрет? В силе воли? Получается, можно развивать в себе все что угодно?

– Разница в том, – Илона будто читала мои мысли, – что не так сложно приложить усилия к тому, что тебе нравится. Это сказал Харуки Мураками. Я же хочу добавить, что всех этих людей, которые упорно стремились к цели и которых считают талантливыми, объединяет то, что они когда-то нашли такое дело, в котором они на самом деле захотели оттачивать свое мастерство. Тот драгоценный камень, если хотите, в своем диком, первоначальном состоянии, над которым они решили поработать и превратить его в настоящее сокровище.

Их всех объединяет одно – страсть к делу, ради которого они были готовы трудиться часами, не замечая времени. Они когда-то попробовали, и у них получилось. Получилось пусть и не так хорошо, как, наверное, хотелось, но им понравился результат, и они захотели совершенствоваться в этом дальше.

Они, возможно, на доли секунды увидели свой талант, как будто блеснул камень под слоем пыли. Талант показал им, что да, это он и есть, и поманил за собой. Потому что если у нас есть способность к чему-то, то мы обязательно должны иметь и тягу к этому. Нам должно нравиться это дело. И несмотря на трудности, нам не захочется свернуть с намеченного пути. Да, будет сложно, будут встречаться препятствия, например, в виде заикания и картавости, как у того оратора. Но мы способны с ними справиться, если это именно то, чего мы на самом деле хотим. И можем сделать хорошо.

Вот что такое талант. Он не так прост и однозначен, как кажется с первого раза. Но все талантливые люди, которым повезло вовремя раскрыть свой дар и продолжать развивать его, хорошо знают об этом.

Мастерство спортсменов, например, это большая работа. Постоянная отработка навыков, ежедневные многочасовые тренировки, накопление опыта, огромная сила воли, а не только талант. Или выдающаяся деятельность преподавателей – та же ежедневная работа, отработка навыков и накопление опыта.

Вторая часть

Илона сделала небольшой глоток воды и начала зачитывать вопросы, которыми ее буквально закидали в чате.

В это время я набросала небольшие заметки в блокноте, который завела специально для этого тренинга. У меня всегда было много блокнотов по разным темам, я страшно люблю записывать всякие мысли. По странному совпадению на этом блокноте было изображение древней карты с намеком на сокровища. Я назвала его «Активатор талантов».

Первой записью в нем стало то, что талант – это двусторонний процесс. С одной стороны, должен быть некий дар, так называемые способности, а с другой стороны, – усилия человека для их развития. Эти два процесса неотделимы друг от друга. В их взаимосвязи и кроется успех.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

(обратно)

Оглавление

  • С чего все началось
  • Вводный эфир
  •   Первая часть
  •   Вторая часть
  • Конец ознакомительного фрагмента.