Экспедиция. Туда, но не обратно [Денис Старый] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Экспедиция. Туда, но не обратно

От автора

Археологический комплекс в деревне Мохов Лоевского района Республики Беларусь существует в действительности. Первые исследования городища и большого курганного могильника проводились в конце XIX века, после продолжились в 2003-м и далее до 2020-го года. Памятник датируется второй половиной X — серединой XI веков. Там жили торговцы (найденные весы), там жили воины (найденное многочисленное оружие в захоронениях), там были и ремесленники. Впрочем, эти люди могли быть и теми, и другими, занимаясь и торговлей и войной, контролируя и племена радимичей и дреговичей, будучи погостом для сбора дани. Но это не точно, ибо слишком много еще остается дискуссионных вопросов и об этом археологическом комплексе и в истории Древней Руси в целом.

Между тем, на протяжении семнадцати лет место собирало, там, у озера в подножии холмов, огромное количество увлекающихся стариной и наукой людей. Разные по своему социальному статусу, политическим взглядам, отношению к жизни, они были объединены общей идеей, смыслами, которые оказывались выше любых различий и мнимых предрассудков.

Описанная же в книге география, частью совпадает, меньшей долей, является фантазией автора. Есть и яблоневый сад, отдельно растущие вишни, березки и даже поле на месте средневекового поселения, болота и протоки от озера к Днепру. А с самой высокой точки на холме прекрасно видно место впадения реки Сож в Днепр. Дубрава так же некогда была у деревни, оставив после себя лишь несколько вековых дубов, хранящих, как и по-житейски мудрые пожилые моховцы, память предков. Отдается по кромке холмов эхом и Великая война, в виде траншей и окопов. Есть и магазин и его пристройки, с почти таким же описанием, как в книге, и с волейбольной площадкой за ним. Была и школа с гаражами и складами, ныне же от нее только память в виде небольшого пустыря. Есть и дома с огородами, на территории которых возвышаются несколько курганов. Места там душевно красивые и наполненные особой энергетикой положительных эмоций.

Герои, за очень редким исключением, вымышленные и совпадения случайны. Да, некоторые моховцы имеют имена реально живших людей, к сожалению, покинувших этот бренный мир. Но может они ушли туда, в туман прошлого? И строят свой город, изменяя историю?..

Пусть автора не винят некоторые ветераны моховского археологического движения за то, что он описал их образы, безусловно, достойнейших людей, в сатирической манере. Мы там все были немного сатирами.

Главным же мотиватором поднять околомоховскую тему, разбавленную попаданчеством, стала память о хорошем человеке и выдающемся ученом-археологе, докторе исторических наук, неизменном шефе экспедиции, Олеге Анатольевиче Макушникове.

Светлая память, УЧИТЕЛЬ!


«Приехав в Мохов, потеряешь ВСЕ!»

Слова Дмитрия Шимковича (Шимы) — ветерана-волонтера моховского археологического движения, приехавшего в Мохов в 2009 году, потерявшего там деньги, обручальное кольцо и совесть.

Глава 1

Город Гомель. Белорусская Советская Социалистическая Республика. 1990 год. Во дворе второго корпуса Гомельского государственного университета царила суета. Проходящие мимо люди с интересом, до хруста шейных позвонков, выкручивали свои головы по сторонам, где на газонах, асфальте, у крыльца старого здания университета, мило прозванного студентами «конюшня», творилась сущая вакханалия. До сотни палаток были разложены во всевозможных местах, не вникая в подробности — клумба это или асфальтированная дорожка. В разы больше было разбросанных по кучкам рюкзаков и новомодных спортивных сумок, которые могли себе позволить скорее студенты-юристы, или экономисты, но не историки, так как достать такие вещи можно было только у фарцы и за очень большие деньги.

Сильно разнились между собой и снующие вокруг молодые люди. Большинство студентов были одеты в советского производства спортивные штаны с обвисшей на коленях тканью. Обувь так же была разная вьетнамки, туфли, но преобладали, отличающиеся однообразием, кеды, разной степени изношенности, белорусского производства, обувной фабрики в Лиде. Были и те, кто, в более чем теплую и ясную погоду, мариновал свои ноги в резиновых сапогах.

Отдельно выделялась «группа в джинсе». Это была местечковая «золотая молодежь», надменно взирающая с вершины своего выдуманного Олимпа на остальных молодых людишек. Между тем, до столичных франтов им было очень далеко, а некоторые фасоны джинсов в высших кругах рождающейся советской буржуазии уже и не носили, в моду входили «трубы». Но пока что у дочурок и сыночков гомельских «хозяев жизни» неизменно преобладали «варенки», чаще всего сделанные кустарным способом из джинсов советской марки «Тверь». Однако, стоявшие в сторонке молодые люди держали носы поверху и всячески демонстрировали свое превосходство, не предполагая, что в Минске, тем более в Ленинграде и