Метро – больше, чем метро [Александр Валерьевич Пинежанинов] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Пинежанинов Метро – больше, чем метро

Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Сокольники». Уважаемые пассажиры, при выходе из поезда не забывайте свои вещи.

Девушка зашла в вагон метро в конце состава, мельком осмотрелась вокруг и переместилась в середину, там было наиболее просторно. Она сняла свой персикового цвета берет, поправила волосы и немного расстегнула плащ. Обратив внимание на свою обувь, было замечено, что они испачкались, пока она добиралась по дождливой мостовой до метро. Девушка достала влажные салфетки из сумки и протерла свои темно-фиолетовые ботинки челси. После этого они заблестели как новые. Девушку звали София или просто Соня.

В Москву пришла осень. Деревья потихоньку меняли яркую зелень на золото. Солнце все позже выходило из-за горизонта, словно ленивый школьник. Чаще чем обычно начал моросить дождь, но днем было по-летнему тепло, хотя ночью температура могла опуститься и до нуля градусов. Прекрасный период, чтобы совершать прогулки, доставать из шкафов пальто и укутываться в красивые шарфы, прятаться на террасах кафе в пледах, попивая горячий какао с плавающим зефиром и круассанами. Время встреч и прекрасных знакомств со шлейфом грусти по ушедшему лету.

Поезд слегка дернулся и отправился дальше.

В это вечернее время обычного сентябрьского дня было не так много народа. Час пик уже прошел, поэтому в вагонах было достаточно свободно, и присутствовали незанятые места. Было свежо.

Героиня много времени проводила в подземке. Девушка возвращалась с занятия из художественной школы. В последнее время проводила там большое количество свободного времени. Нужно было готовиться к очередному международному конкурсу, поэтому она очень переживала за результат.

До этого девушка участвовала и в других мероприятиях такого рода и довольно часто выигрывала. Но здесь было по-другому. Ставки были выше. Преподавательница сказала, что будут оценивать самые известные художники их направления. Этот конкур мог стать хорошим стартом для карьеры и развития в сфере искусства. Кроме этого, лучшим участникам предлагалось участие в выставке, а победителю – индивидуальная выставка в одном из крупнейших арт-пространств на территории России. Такими шансами не разбрасываются, поэтому героиня решила максимально ответственно подойти к этому вызову судьбы.

Состав двигался, а Соня, как всегда, делала свои зарисовки. Тема у будущего мероприятия была – «Свобода жизни».

Скетчбук наполняли всё новые эскизы, которые в последствии ей предстояло перенести на большой формат. Здесь были отважные викинги, штурмующие поселения англосаксов на острове Великобритания, то индейцы, которые борются за свою свободу в Южной Америке. В других летчики совершали перелет через Атлантику или путешественники покоряли Эверест. А где-то Фернан Магеллан и Христофор Колумб покоряли неизвестные доселе материки и острова, встречаясь с туземцами, либо сражались с пиратами, которые с удовольствием поживились золотом и серебром с их галеонов.

Карандаш скользил по белоснежной, плотной бумаге альбома, создавая всё новые и новые рисунки.

Девушка любила рисовать, она просто обожала это дело. Сколько себя помнит, Соня не выпускала карандаш и ластик из рук, и занимала ими любую свободную минуту. Она выводила линии и мазки на всём, на чём можно было писать. Поэтому нижняя часть ладони и мизинец были постоянно запачканы черным грифелем.

Однажды, родители очень удивились, придя с работы. Дочка часто оставалась одна в течение дня, поэтому была достаточно самостоятельным ребенком. Тогда Соне было лет девять. Все стены в большой комнате, где недавно был ремонт в скандинавском стиле и однотонные, спокойного цвета обои, были усыпаны цветочками, бабочками и птичками собственного исполнения. Так девочка решила сделать квартиру более нарядной и оригинальной.

Родители, конечно, сделали ремонт, но чтобы не делать его слишком часто, стали думать, как жить дальше.

Чтобы пустить энергию в мирное русло, на семейном совете было принято решение записать её в детскую художественную школу. И даже когда они переехали из района «Преображенское» в другой район Москвы – «Хамовники», ближе к центру, она продолжала в неё ходить. Просто так совпало и ей повезло, в том самом учреждении попались люди, влюбленные в свою работу, которые со всем уважением относились и к своим ученикам, передавая то, что умели сами до последней капли.

Поэтому четыре раза в неделю, а иногда и чаще, девочка после школы быстро стремилась домой, чтобы перекусить, добраться до метро, сесть на красную ветку и отправиться в район станции «Преображенская площадь», где её ждала любимая художественная школа и такие родные преподаватели.

Соне нравилось ездить на метро, даже несмотря на то, что это было далеко от её дома. Ей нравился любой рельсовый транспорт: метро, трамвай или электрички с поездами. Стук колес, либо романтика пейзажей – в этом была какая-то магия.

В детстве девочка много перемещалась по нашей стране на поездах: то в Вологду к бабушке, то в Екатеринбург к старшему брату, то – на отдых на побережье Черного моря. Эти путешествия были для Сони целыми приключениями. После них наполнялась эмоциями не только её душа, в альбоме для рисования появлялись местные сюжеты. Например, как стадо коров переходит дорогу, либо рыбак неспешно ловит рыбу рано утром, либо подростки катаются на скейтах на центральной площади города Екатеринбурга. В Москве таких поездок был минимум, поэтому метро стало такой альтернативой. За час в пути можно было побыть наедине с собой, невзирая на людей, обдумать те мысли, которым мешал посторонний шум в других местах.

Здесь же было проще: Соня, наушники с любимой подборкой музыкальных произведений и скетчбук с хорошо заточенным карандашом.

И движение… Вагоны метро, будто по венам и артериям, развозили эти группы человечков, словно это молекулы кислорода или питательных веществ для такого большого и постоянно развивающегося организма, как Москва. Какое же огромное количество жителей оно перевозит, чтобы город правильно функционировал. Тем более, что метро – сложный отлаженный механизм, в котором нельзя допустить сбоев и нестыковок. От этого зависит очень много. Чем больше становится мегаполис, тем больше людей спускаются под землю каждый день, а значит растет и количество станций метро и веток, километров тоннелей, инфраструктуры и сопутствующих объектов.

При поездках всегда хочется творить. Поэтому после каждой поездки на листах своего мини-альбома оставались всё новые и новые зарисовки.

Обычно, Соня всегда очень увлеченно занимается рисованием, но в этот раз она отвлеклась и стала наблюдать за пассажирами.

Свет был матовым и слегка приглушенным, но можно было рассмотреть, что же происходит в вагоне метро.

Все, кто находился в нём, были очень разными. С другой стороны от выхода сидела пожилая женщина. Что необычного может быть в этом? А то, что одежда не соответствовала нашему обычному образу для людей того поколения. Модная стрижка, лимонного цвета пальто, трендовые брюки и высокие ботинки. Но самое главное – это улыбка. Её бордового цвета губы на морщинистом от возраста лице излучали флюиды тепла и поднимали настроение.

В конце вагона компания молодых рокеров в кожаных куртках играли «Что такое осень?» ДДТ, а также песни групп «Кино» и «Чайф», получая при этом огромное удовольствие. Это было лампово, как будто ты перенесся лет на пятнадцать назад в любой из старых дворов. Внутри себя Соня им даже подпевала, так как хорошо знала эти песни.

Рядом какая-то школьница лет шестнадцати с бирюзовыми волосами, клетчатой юбке, высоких кедах на шнуровке и куртке-дутыше снимала для тик-тока очередное видео. Она так естественно это делала, не стеснялась и была максимально естественной. Чтобы получить хорошую картинку она сделала несколько попыток, потратив на них около десяти минут.

Еще одна пара мужчин, в возрасте около пятидесяти лет, сидели на одном из сидений, при этом играя в классические шахматы, принесенные с собой. Достаточно неожиданно для такого места и одновременно приятно.

Белокурый парень с красивыми голубыми глазами в тренчкоте и с огромным вязанным шарфом, но подвернутых узких джинсах, рядом записывал в тетрадку свои стихи, слегка ссутулившись. Соня хотела было подглядеть и попробовать прочитать хотя бы пару строк, но почерк был хоть и красивым, но достаточно мелким.

Чтобы оставить этот момент в памяти, девушка достала свой несколько потертый смартфон и незаметно сделала несколько фотографий, чтобы никого не смущать. После этого включила онлайн-радио через приложение и продолжила творить.

Прошло еще двадцать минут. По громкой связи прозвучала запись диктора о том, что следующая станция «Парк культуры». Учитывая наличие свободного времени, и чтобы проветрить голову, Соня решила выйти на ней, хотя удобнее было бы выйти на следующей. В парке Горького девушка не была же несколько месяцев, поэтому с удовольствием прогулялась домой через него.

По пути она встретила группу бегунов, которые несмотря на прохладную погоду бежали, шутили и смеялись. Дальше были люди с собакой, которые резвились с ней как малые дети. Немножко в стороне был вечер танцев. Пожилой дедушка в кепке-шестиклинке играл на гармони, под которую кружилась группа бабушек.

Всех их она тоже запечатлела на свой телефон.

Придя домой, Соня налила себе свежезаваренного чая, подогрела пару круассанов в микроволновке и снова села за творческий процесс. Но он не шел.

Все её персонажи не казались уже такими свободными, ведь у них была цель, которую поставили другие. Это было не только их решение.

И вдруг её осенило. За сегодняшний день она увидела больше свободных людей в своем окружении, нежели пыталась найти далеко вокруг, в книгах или исторических источниках.

Все эти бабушки, подростки и мужчины показали, что нужно жить тем моментом, в котором ты находишься. Нужно получать эмоции и получать максимальное удовольствие от того, что ты делаешь: гуляешь с собакой, поешь песни или одеваешься, как тебе комфортно. Главное – не мешать другим. Это идеальный рецепт счастья.

Через неделю у Сони была готова подборка из картин с обычными людьми, которых она встретила в тот раз. Именно её она и подала на международный конкурс.

С этого случая прошло несколько месяцев.

Начало января. Санкт-Петербург. Выставка в музее современного искусства «Арт-муза». Соня оказалась среди финалистов. Жюри отметила её задумку и находку, поэтому именно она представляет свои картины здесь. На них – наши случайные знакомые, которых мы встретили с вами в метро: естественные, живые, получающие удовольствие от каждой минуты. Героиня поняла, что они, а не какие-то другие известные путешественники или известные люди больше подходят для неё. Ведь свобода жизни в нашем современном мире – это как раз, оставаться самим собой, не надевая масок и не мешая другим быть счастливыми.

Вместе с героями своих картин и сама Соня обрела свободу – свободу творить и получать от этого огромнейшее удовольствие.