Снимается кино [Сергей Василич] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Сергей Василич Снимается кино

Всё-таки верно говорят, что удача – дама очень капризная и своенравная. Причём во всех областях деятельности – будь то бизнес, спорт или там наука какая-нибудь. А особенно в сфере искусства, например, в кино. Да, в кино, пожалуй, более всего успех зависит от капризов мадам Удачи. Вот, бывает, иной актер или актриса пыжится-пыжится, на пробах из кожи вон лезет, а всё никак не получает хотя бы малюсенькой роли. А какой-нибудь заморыш бесталанный неожиданно оказывается счастливым избранником судьбы, и всё потому лишь, что случайно попался на глаза режиссёру, который что-то там, ему одному понятное, в нём разглядел. И вот уже на роль, которая, казалось бы, написана для актера рангом не ниже заслуженного артиста, утвержден черт знает кто, зачастую даже не актер, а какой-нибудь курьер, принесший режиссёру на подпись акт списания испорченной киноплёнки. И нате вам – всенародная известность, премии, овации…

Вот так однажды Феде Душкину, ладно скроенному гражданину лет тридцати пяти – сорока, весьма повезло. Шёл он себе, шёл по улице в сторону магазина, представляя, как купит сейчас пивка, дома поставит его в холодильник на полчасика, а затем под селёдочку, да с лучком, да с горячей картошечкой…

И вдруг:

– Молодой человек! Молодой человек! Я к Вам обращаюсь! – к Феде решительным шагом приближалась крашеная брюнетка неопределённого возраста с повязанным вокруг шеи ярким платком.

"Это я, что ли, молодой?" – удивился про себя Федя, но остановился и, изобразив любезный вид, стал ждать, что же последует дальше.

– Меня зовут Юлия, – подойдя к Феде на расстояние вытянутой руки, представилась брюнетка. – Я помощник режиссёра Бердыкулаева, мы снимаем короткометражный фильм о хорошей работе полиции и предлагаем Вам принять участие в съемках в роли случайного прохожего.

– Ч-чего? – ошарашенно переспросил Федя. – Какого прохожего?

– Случайного, – повторила Юлия. – Сейчас мы Вам всё объясним. Давайте подойдем к Руджибеку Муртазаиловичу.

– Какому ещё Жибеку Музакиловичу? – К нашему режиссёру. Вы что, не слышали о Бердыкулаеве? – удивилась брюнетка. – Надо же! Это же известнейший наш режиссёр и продюсер, лауреат премий и фестивалей. Он и в Голливуде работал. Вы что, телевизор не смотрите?

– Вообще-то смотрю, ну, там футбол, бокс, концерты некоторые иногда, – несколько смущённо ответил Федя.

– Футбол, бокс, – передразнила брюнетка. – Повышать свой культурный уровень нужно, молодой человек! Впрочем, как раз сейчас этим и займемся.

Тут Федя, приглядевшись, обнаружил, что тихая обычно улица была сплошь заставлена какими-то странными автобусами, фургонами, из которых тянулись провода к огромным прожекторам. Около одного из автобусов стоял стол, за которым расположилась компания, поедавшая бутерброды и запивавшая их "Пепси-колой". Федя уж было решил, что дама ведёт его к этому столу, но ошибся – Юлия провела его мимо.

– Руджибек Муртазаилович, я нашла замену этим козлам! – четким голосом доложила Юлия сидящему в складном кресле невзрачному типу, одетому в заношенный свитер и обутому в потёртые кроссовки разного цвета.

– Введите его в курс дела! – осипшим голосом приказал тип. – И поскорее!

– Что, собственно, происходит? – начиная волноваться, спросил Федя.

– Сейчас объясню, – сказала брюнетка. – Мы снимаем, как я уже Вам говорила, фильм о работе полиции.

– А-а, об оборотнях в погонах, что ли? – спросил иногда смотрящий НТВ Федя.

– Да нет, о честных полицейских, не берущих взяток, чутко относящихся к проблемах граждан, всегда готовых прийти им на помощь, борющихся с коррупцией в своей среде, приписками и другими негативными явлениями, всё еще имеющими место в работе правоохранительных органов…

– Да где ж вы таких видели-то? Даже Глухарь, уж на что положительный мент и то, понимаешь, грешен…

– Мы снимаем фильм по заказу МВД, и наша задача показать работу полиции так, как от нас того требует заказчик! – отрезала брюнетка. – Сейчас помреж Вам объяснит, что нужно делать, потом Вами займется гримёр и будем снимать.

– А Вы не пробовали сперва спросить моего согласия? – придя в себя, осведомился Федя.

– Как, Вы не хотите сниматься в кино? – искренне удивилась брюнетка. – Да сейчас свистну, и набежит столько желающих…

– Ну так и свистите, а меня оставьте в покое, – ответил Федя и направился было своей дорогой.

– Погодите, ну куда же Вы? – переполошилась брюнетка. – Вы так подходите на ту роль, что мы Вам предлагаем… Ну, не уходите! Съемка займет не много времени, пару дублей отснимем, и свободны! Да ещё и заработаете…

Услышав волшебное слово "Заработаете", Федя смекнул, что у киношников что-то не срослось, и поэтому им срочно понадобился некто для спасения съемок. Но сразу согласиться – себя не уважать. Да и цену себе набить не мешает.

– Ну, и сколько вы там мне отстегнёте? – всё ещё недовольным тоном поинтересовался Федя. – Это что, как массовка пойдет?

– Какая массовка, это роль, небольшая, правда, но роль. Эпизод.

– Со словами?

– Ну-у, слов мало, но зато с конкретным действием. Экшн.

– И в титрах меня пропишут?

–Н-ну, не могу утверждать, но думаю, что Руджибек Муртазаилович Вас включит в титры. Ну, как, согласны?

– Нет, Вы не уходите от вопроса оплаты. Сколько мне причитается? И имейте в виду, деньги сразу, никаких там "Потом переведем на карточку". Понятно говорю? Или ищите кого посговорчивее.

– Две тысячи шестьсот рублей. Нормальные деньги за данную роль.

– Две тысячи? Шестьсот? Я пошёл.

– А что Вы хотите? У нас утвержденные расценки.

– А форс-мажорные обстоятельства? – любил-таки Федя ввернуть умное словцо.

– Какой ещё форс-мажор? – возмутилась брюнетка. – Сегодня плановый съемочный день, снимаем конкретный эпизод.

– Ага, плановый, я так и понял. А исполнителей ролей вы прямо во время съемки на улицах ловите.

– Видите ли, это такой метод работы у нашего режиссёра, – заюлила блондинка. – Чтобы, значит, реально всё выглядело…

– И про каких-то козлов вы там с вашим Жибеком разговаривали… В общем, так: либо тройная оплата, либо я пошёл.

– Ну, ладно, – вдруг сразу погрустнела брюнетка. – Ваша взяла. Действительно, эту роль должен был играть Иванзон, но он, морда такая, в последнюю минуту отказался, дескать, не его амплуа. Нашли было замену – Пеструшкин такой у нас есть, на подхвате держим так он, скотина, так вошел в образ, что нажрался и теперь лыка не вяжет. Так в Огородникова плюнул, что аккурат в объектив камеры попал, оператор ему уже морду чистить собрался, еле разняли.

– А зачем он в него плюнул? – поинтересовался Федя.

– А я разве не сказала, в чем роль заключается? – задала брюнетка встречный вопрос. – Ну, да, Вы же всё про форс-мажор мне тут лепили, когда уж было объяснять!

– Так это я что же, в роли верблюда, что ли, буду выступать? – С подозрением спросил Федя. – Тогда ещё бы накинуть не мешало! – нагло сообщил наш актёр растерявшейся Юлии. – За горб!

– Ну, что там у тебя? – в мегафон крикнул режиссёр. – Готов этот твой горе-актёр, туды-т его? Время идёт, патрульную машину заберут сейчас, снять не успеем!

– Оскорбление личности! – констатировал Федя. – Требую компенсации морального ущерба!

Но, бросив взгляд на злое, не предвещавшее ничего хорошего лицо брюнетки, Федя немного стушевался.

– Шучу, шучу! Какие могут быть разногласия между нами, актёрами! – примирительно сказал он. – Валяйте, рассказывайте, что делать-то надо, в кого плюнуть?

– Значит, так! – вновь обретя командный голос, начала брюнетка. Ваша роль заключается в следующем. Вы идете по тротуару, слегка покачиваясь после вчерашнего, думая о чем-то своем, ну, например, о том, что неплохо бы выпить пивка…

– Так я как раз об этом и думал, когда Вы меня окликнули! – встрепенулся Федя.

– Не перебивайте! Идёте себе, значит, а тут сзади тихонько подъезжает патрульная машина, из которой выходит полица… капитан – тот самый Огородников – и вежливо обращается к Вам с просьбой проехать в отделение.

– Вежливо, говорите? – недоверчиво уточнил Федя. – Где ж вы таких ментов-то видели? Зритель же не поверит!

– Зритель всему поверит! Ему, зрителю, по правде говоря, до фени, что там на экране делается, телевизор нынче больше для фона работает, так, чтоб не скучно было, доверительно сообщила брюнетка. – Не отвлекайте! – вдруг резко сменила она тон. – На чём мы остановились? Ах, да, просит, значит, мент…, тьфу, чёрт, полицейский проехать в отделение. А у Вас отношения с полицией, мягко говоря, весьма натянутые. Поэтому Ваша первая реакция – плюнуть в рожу… в лицо полицейскому, что Вы и делаете. Подождите! – оборвала брюнетка открывшего было рот Федю, – потом будете свои мысли излагать, дайте договорю. Капитан, никак не ожидавший такого хамства, естественно, хватается за дубинку и даже начинает замахиваться, но тут из машины выходит его напарник, лейтенант, и подробно объясняет капитану, как тот не прав, что прохожий ни в чем не виноват. Потом, пристально посмотрев на Вашего героя, вежливо извиняется за доставленное неудобство (ошибочка вышла!) и желает хорошего вечера, после чего оба садятся в машину и уезжают. Вот, в общем, и вся Ваша роль.

– Бред! – Федина реакция на только что услышанное была краткой. – Менты, если привяжутся, так уж не отстанут, а после плевка мне обезьянник точно обеспечен! Да ещё пару-тройку раз офигачат дубинкой. А у вас тут прощения-извинения. А почему, кстати, отпустили-то меня? – вдруг что-то сообразив, спросил Федя?

– Потому что поняли, что ошиблись! А каждый воспитанный человек обязательно извиняется за свои ошибки.

– Да Вы в каком мире живёте, Юля? – воскликнул Федя.

– Меня зовут Юлия, я с Вами детей не крестила! – голосом, полным металла, уточнила брюнетка. – И попрошу не учить меня жизни! Данный сценарий утвержден на уровне министра МВД и профинансирован под четкую его реализацию. Ну, будете сниматься?

– Да я даже не знаю, как-то необычно всё, – пролепетал Федя. – Да и об оплате мы, вроде бы, ещё не договорились…

– В общем, снимаем два дубля, если сыграете убедительно, получите восемь с половиной тысяч.

– А если не убедительно? Или вообще откажусь?

Брюнетка Юлия как-то нехорошо посмотрела на горе-актёра и медленно, с некоторым злорадством ответила:

– А тогда, дружище, Вы ни хрена не получите. А будете возбухать, то я позову ментов, на сей раз настоящих, и уж тогда Вам, любезный, как Вы и говорили, точно будет обеспечен обезьянник со всеми предварительными воспитательными процедурами! Ну как? Жду ответа, время пошло!

Федя понял, что влип, пивко под селёдочку с лучком отодвигалось на неопределенное время, а перспектива оказаться в отделении Федю как-то не грела.

Делать нечего, пришлось поддаться шантажу. А пока Федю подготавливали к съемке гримёры (тьфу, блин, противно-то как! Мужика подкрашивать!), он, вживаясь в образ, освежал в памяти опыт общения с представителями правоохранительных органов.

Наконец, приготовления были закончены. Федю поставили на исходную позицию, прозвучала команда режиссёра, щёлкнула хлопушка и Федя не спеша, как и было велено, слегка покачиваясь думая про пивко (всё же немного вжился в образ!) двинулся вдоль улицы.

Тут же сзади подъехала патрульная машина, из которой вышел полицейский и вежливо (по утвержденному сценарию!) попросил Федю пройти в машину, чтобы проехать в отделение. Дальше рассказывать не стоит, всё происходило согласно сценарию – плевок, замах дубинкой, извинения…

– Стоп!

– Где вы откопали этого (ч)удака? – нервно заорал режиссёр. – Он что, в институте благородных девиц воспитывался? До него докапываются менты, а он что? Улыбается? И чего-то невнятно бормочет? А кто так плюёт? Тебе хоть раз в рожу плевали? Ах, ни разу… Только били, да? А ты, дура крашеная (это брюнетке), что пасть раззявила? Объяснить по-человечески этому лопуху не могла? А вы (Огородникову-капитану и другому, чьей фамилии Федя не расслышал)? Резче надо дубинкой замахиваться, резче! Что? Вдруг не успеет увернуться? Ну и хрен с ним, замажем синяк гримом, делов-то! Так, все по местам! Дубль второй, и попробуйте только мне схалтурить!

– Руджибек Муртазаилович, – с обидой в голосе обратилась к режиссёру Юлия, – Я же не привыкла работать с чёрт-те кем, что я, виновата, что ли, что он тупой!

Тут бы Феде обидеться, но он внутренне понимал, что начисто запорол эпизод. Тут и Станиславского не надо с его знаменитым "Не верю!". Федя и сам себе не верил, так что стоически принял критику в свой адрес. Немного успокаивало, что и другим участникам съемочного процесса тоже досталось.

Удручённый неудачей, Федя поплёлся на исходную позицию.

– Да не расстраивайтесь так! Ну, бывает, – с неожиданной теплотой в голосе стала успокаивать незадачливого актера Юлия. – Ну, вспомните, приходилось ли Вам общаться с полицией, представьте себе, что это не Огородников вышел из машины, а настоящее хамло, и Вы, находясь в состоянии аффекта, харкнули в рожу… в лицо капитану. И пару слов соответствующих добавили. Ну же, входите в образ!

– А что ему сказать-то надо, капитану этому? Что он мент поганый? Или сразу матом?

– Нет, только не матом! – решительно ответила брюнетка. – И про мента поганого забудьте. У нас фильм категории 6+, так что его могут смотреть дети, сами понимаете, нельзя при них такое! Ну, что-нибудь раздраженно скажите, но исключительно в рамках приличия.

Федя покорно слушал, судорожно пытаясь при этом вспомнить, когда и чем конкретно его обижали менты. И вдруг вспомнил! Ну да, аккурат в прошлом году его чуть было не забрали в ментовку прямо с детской площадки, где он с соседом отдыхал после трудового дня, расслабляясь "Тремя семерками". Спасло Федю только то, что сосед, будучи оппозиционно настроенным к представителям власти, плюнул в поганую ментовскую харю (это он сам так сказал для протокола), после чего доблестные защитники общественного порядка переключили свое внимание и дубинки исключительно на него, начисто позабыв про Федино существование. Вроде бы пронесло, но осадочек, как говорится, остался…

Вот оно, актёрское озарение! Федя понял, как надо сыграть этот эпизод. Тем более, что Огородников очень был похож на одного из тех полицейских. Решено! Теперь уж Федя не подведёт съемочную группу.

Раздалась команда режиссёра и Федя, внутренне подтянувшись, так же не спеша, как и в первый раз, двинулся по тротуару.

Подъехала патрульная машина, из которой вылезла фигура в форме капитана полиции.

– Эй, ты, подойди-ка сюда! – грубо скомандовала фигура.

"Ага, – подумал Федя, – получили нагоняй, теперь наконец-то по-настоящему заиграли!"

– Оглох, что ли? – повторила фигура.

"И голос теперь по-другому звучит, по-ментовскому!" – отметил про себя Федя, готовя слюну для смачного плевка.

– Нет, ну это уже наглость! – злобно произнес капитан, подходя к Феде. – Слышь, ты, недоделанный! – и больно ткнул дубинкой Федину спину.

– Не порите отсебятину, придерживайтесь сценария! – прокричал режиссёр.

Федя понял, что настал его звёздный час. Сейчас Огородников подойдет вплотную, потребует документы и тогда… Только как бы поэффектней повернуться к нему для нанесения оскорбления действием…

В тот момент полицейские руки грубо схватили Федю за шиворот и пару раз встряхнули.

Этого Федя никак не ожидал. Ну, понятно, Огородников вошел в образ, но не до такой же степени! И, мгновенно позабыв, что это всего лишь кино, и мент не настоящий, Федя от всей души смачно харкнул в ненавистную рожу… Станиславский точно был бы доволен!

На мгновение опешив от такого хамства, капитан, размахнувшись, со всей дури вытянул Федю дубинкой, затем ещё раз, ещё… Подскочивший напарник также не остался в стороне от событий и добавил от себя пару раз в целях защиты чести и достоинства блюстителя порядка.

К месту сражения уже неслась вся съемочная бригада, но не успела – бедный Федя был мгновенно погружен в патрульный автомобиль и увезён в неизвестном направлении.

Пока длилась вся эта кутерьма, к месту съемки снова подъехала патрульная машина, из которой не спеша вышел капитан, точнее, игравший его Огородников.

– Вы что, совсем офигели? – завопила подскочившая к нему брюнетка Юлия. – Куда вы дели этого чмыря?

– Какого чмыря? – недоумённо спросил Огородников. – Мы только что подъехали, как в сценарии сказано, глядим, вместо твоего чудика толпа какая-то. А что, собственно, происходит?

– Издеваешься, да? – продолжала орать брюнетка. – За каким хреном вы отдубасили мужика? Обидно стало, что он тебе так смачно в харю харкнул?

– Да никого мы не дубасили, истеричка! Чего катишь на нас? – взорвался артист, игравший напарника. – На солнце, что ли, перегрелась? Совсем уже свихнулась – добавил он тише.

– Почему вы задержались с прибытием на место съемки? – вмешался в перепалку режиссёр. – Где вас черти носили?

– Да там какие-то менты из ППС встали на дороге, перегородили проезд, сказали, что нечего по чужому округу шарить, что это их земля, ну и всё такое. Потом увидели здесь движуху, нам велели убираться, сказали что сами стрясут деревянных с той толпы и поехали. Ну, мы подождали малость и тоже поехали, а тут на нас эта вот наезжает.

… Как мне потом рассказывала Юля (между прочим, вне служебных обязанностей весьма даже приятная особа), после этих слов режиссёра с инфарктом увезла "скорая". Фильм так и не вышел на экраны, потому что к тому времени министра МВД арестовали за взятки и нецелевое расходование бюджетных средств, и съемки прекратились. Правда, эпизод с плевком так понравился оператору, что он уговорил поправившегося Бердыкулаева включить его в новый бандитский фильм, с успехом показанный недавно на НТВ. Исполнителя роли "плевателя" так и не нашли, о чём, правда никто из съёмочной группы особенно не сокрушался.

…Говорят, Федя после той истории стал замкнутым, на улицу лишний раз старается не выходить, по телевизору смотрит только футбол и про НЛО, а пиво с селёдкой и киношную братию ненавидит всей душой.