Приглашение в социологию [Питер Бергер] (doc) читать постранично
- Приглашение в социологию 385 Кб скачать: (doc) - (doc+fbd) читать: (полностью) - (постранично) - Питер Бергер
Книга в формате doc! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (79) »
Интерпретативная социология
Питера Бергера
Социологическая наука — не просто абстрактный проект, система конструктов и переменных, позволяющих объяснить состояние и динамику общественных отношений. Это и определенного рода оптика — интеллектуальная и этическая позиция, избранная социологом, профессиональная обязанность которого во всех случаях состоит в том, чтобы разъяснять людям смысл происходящего.
Одна из распространенных точек зрения, коренящаяся в просветительском рационализме, возносит социолога над суетой повседневности и позволяет ему взирать на общество как бы сверху и мыслить «объективными» категориями, диктующими людям траектории судеб.
Внимание к тому, что происходит «здесь и теперь», задает иную оптику. Это взгляд на общество со стороны индивида, который всегда воспринимает социальную реальность в контексте субъективных значений и, собственно говоря, становится членом общества — социализируется, — понимая происходящее и самостоятельно выбирая свою судьбу. Отсюда трактовка общества как части мира, творимого человеком.
Бесконечен ряд свидетельств, что история — не торжественное шествие разума по этой земле, и следовательно, вопрос об ответственности человека за последствия своих решений не устраняется из социологического знания, даже если оно стремится стать свободным от ценностей. Иррациональные сочетания мелочной прагматики и высокой героики, наивности и пророческого визионерства, благих намерений и негодных средств часто определяют изменения в институциональной организации общества. Именно «человеческая» перспектива в социологии дает возможность поставить в центр внимания непреднамеренные последствия кажущихся рациональными действий.
В одном из своих эссе Питер Бергер использует понятие интеллектуального озарения (serendipity) для интерпретации неожиданно открывающихся взаимозависимостей между различными измерениями общества. Некто собирается в Индию, но открывает Америку, другой приходит на деловую встречу и внезапно влюбляется, третий начинает заниматься социологией и заканчивает философией1. Ирония, парадокс и игра присущи самой реальности, с которой имеет дело социолог. Но и социолог должен обладать специфическим феноменологическим зрением — способностью к иронии, парадоксу и игре для того, чтобы диалектически преодолевать видимости в поиске сущности вещей и событий и воспринимать их аутентично — не как окончательно утраченные отчужденным сознанием, а как результаты человеческой деятельности. «Социология позволяет осознать силу последствий, в том числе силу (вероятных) непреднамеренных последствий, — пишет Бергер в монографии «Реинтерпретированная социология». — И наоборот, тот, кто возводит в абсолют мораль, не замечает или по меньшей мере не придает серьезного значения последствиям... С восхитительным постоянством морализаторы воспроизводят последствия, диаметрально противоположные их собственным намерениям. Пацифист дает начало войне, бунтовщик — тирании, пуританин — распущенности»2. Именно интеллектуальное озарение, помогающее увидеть необычное за обычным, составляет ту черту творческого стиля Бергера, которая сделала его работы известными во всем мире.
Питер Людвиг Бергер родился в 1929 г. в Австрии. Он завершил образование в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, в которой еще в 30-е годы сложилось блестящее сообщество интеллектуалов — эмигрантов из нацистской Германии и других европейских стран. Хорошо зная классические труды К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Бергер воспринял методологическую установку феноменологической философии и этнометодологии Альфреда Шютца на изучение «жизненного мира» и влияния повседневности на формирование социальных структур. Книга «Приглашение в социологию», впервые вышедшая в свет в 1963 г., стала одним из самых популярных в мире учебников социологии. В ней с удивительной простотой объясняются основные понятия социологической теории, но главное открытие «Приглашения» — гуманистическая перспектива. С тех пор книга постоянно переиздается.
Как совместить свободу человека с властью институциональных социальных порядков? Этот вопрос, сформулированный в «Приглашении», стал центральным для «интерпретативной социологии» Бергера. В 1966 г. вместе со своим коллегой и другом Томасом Лукманом он написал книгу «Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания», которая тоже стала настольной книгой нескольких поколений социологов3. «Священный занавес» (1967) — монография по социологии религии, создала Бергеру репутацию одного из самых влиятельных религиеведов. Фундаментальные труды Бергера по истории социологии, социологии религии, социологии знания, проблемам политики, антропологии, культуры, морали, семьи, многочисленные статьи и выступления могут составить солидную коллекцию, достаточную для того, чтобы имя их автора заняло место рядом с
Интерпретативная социология
Питера Бергера
Социологическая наука — не просто абстрактный проект, система конструктов и переменных, позволяющих объяснить состояние и динамику общественных отношений. Это и определенного рода оптика — интеллектуальная и этическая позиция, избранная социологом, профессиональная обязанность которого во всех случаях состоит в том, чтобы разъяснять людям смысл происходящего.
Одна из распространенных точек зрения, коренящаяся в просветительском рационализме, возносит социолога над суетой повседневности и позволяет ему взирать на общество как бы сверху и мыслить «объективными» категориями, диктующими людям траектории судеб.
Внимание к тому, что происходит «здесь и теперь», задает иную оптику. Это взгляд на общество со стороны индивида, который всегда воспринимает социальную реальность в контексте субъективных значений и, собственно говоря, становится членом общества — социализируется, — понимая происходящее и самостоятельно выбирая свою судьбу. Отсюда трактовка общества как части мира, творимого человеком.
Бесконечен ряд свидетельств, что история — не торжественное шествие разума по этой земле, и следовательно, вопрос об ответственности человека за последствия своих решений не устраняется из социологического знания, даже если оно стремится стать свободным от ценностей. Иррациональные сочетания мелочной прагматики и высокой героики, наивности и пророческого визионерства, благих намерений и негодных средств часто определяют изменения в институциональной организации общества. Именно «человеческая» перспектива в социологии дает возможность поставить в центр внимания непреднамеренные последствия кажущихся рациональными действий.
В одном из своих эссе Питер Бергер использует понятие интеллектуального озарения (serendipity) для интерпретации неожиданно открывающихся взаимозависимостей между различными измерениями общества. Некто собирается в Индию, но открывает Америку, другой приходит на деловую встречу и внезапно влюбляется, третий начинает заниматься социологией и заканчивает философией1. Ирония, парадокс и игра присущи самой реальности, с которой имеет дело социолог. Но и социолог должен обладать специфическим феноменологическим зрением — способностью к иронии, парадоксу и игре для того, чтобы диалектически преодолевать видимости в поиске сущности вещей и событий и воспринимать их аутентично — не как окончательно утраченные отчужденным сознанием, а как результаты человеческой деятельности. «Социология позволяет осознать силу последствий, в том числе силу (вероятных) непреднамеренных последствий, — пишет Бергер в монографии «Реинтерпретированная социология». — И наоборот, тот, кто возводит в абсолют мораль, не замечает или по меньшей мере не придает серьезного значения последствиям... С восхитительным постоянством морализаторы воспроизводят последствия, диаметрально противоположные их собственным намерениям. Пацифист дает начало войне, бунтовщик — тирании, пуританин — распущенности»2. Именно интеллектуальное озарение, помогающее увидеть необычное за обычным, составляет ту черту творческого стиля Бергера, которая сделала его работы известными во всем мире.
Питер Людвиг Бергер родился в 1929 г. в Австрии. Он завершил образование в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, в которой еще в 30-е годы сложилось блестящее сообщество интеллектуалов — эмигрантов из нацистской Германии и других европейских стран. Хорошо зная классические труды К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Бергер воспринял методологическую установку феноменологической философии и этнометодологии Альфреда Шютца на изучение «жизненного мира» и влияния повседневности на формирование социальных структур. Книга «Приглашение в социологию», впервые вышедшая в свет в 1963 г., стала одним из самых популярных в мире учебников социологии. В ней с удивительной простотой объясняются основные понятия социологической теории, но главное открытие «Приглашения» — гуманистическая перспектива. С тех пор книга постоянно переиздается.
Как совместить свободу человека с властью институциональных социальных порядков? Этот вопрос, сформулированный в «Приглашении», стал центральным для «интерпретативной социологии» Бергера. В 1966 г. вместе со своим коллегой и другом Томасом Лукманом он написал книгу «Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания», которая тоже стала настольной книгой нескольких поколений социологов3. «Священный занавес» (1967) — монография по социологии религии, создала Бергеру репутацию одного из самых влиятельных религиеведов. Фундаментальные труды Бергера по истории социологии, социологии религии, социологии знания, проблемам политики, антропологии, культуры, морали, семьи, многочисленные статьи и выступления могут составить солидную коллекцию, достаточную для того, чтобы имя их автора заняло место рядом с
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (79) »
Последние комментарии
2 часов 15 минут назад
3 часов 22 минут назад
4 часов 19 минут назад
4 часов 34 минут назад
13 часов 44 минут назад
13 часов 46 минут назад