Подросток и литература: сборник рецензий, эссе [Евгения Кретова] (fb2) читать онлайн
- Подросток и литература: сборник рецензий, эссе 1.3 Мб, 28с. скачать: (fb2) читать: (полностью) - (постранично) - Евгения Кретова - Варвара Кретова
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
[Оглавление]
Подросток и литература
В чём проблема подросткового чтения в наше время? Многие взрослые сейчас сравнивают наше поколение с безграмотными и не читающими дикарями. Так ли это? Считается, что наше поколение не читает. Не интересуется культурой. О какой литературе в данном случае идет речь? О классике, конечно, прежде всего. Считается, что мы не любим, не понимаем и не читаем классику, поэтому достойны порицания и осуждения. Из-за нас Россия перестала быть самой читающей державой. Проведём параллель с кино, ведь столько общего у фильмов и киг. «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Цирк» — классика кино 30-х годов. Веселые, музыкальные, с прекрасной актерской игрой, немного наивные, но добрые и морально «правильные». Часто ли вы смотрите эти фильмы? Может, иногда, чтоб насладиться добротой и простотой обрисованных миров. А если по одному каналу будут показывать современный блокбастер, а по другому — экранизацию Анны Карениной, вы точно останетесь смотреть экранизацию классики? Думаю, немногие захотят посвятить два часа жизни старому фильму — и это одна из причин римейков новых версий уже давно отснятых картин. Современные зрители, как и читатели, нуждаются в другой литературе. В кино- более развитые спецэффекты, динамичные сюжеты. Так же и с книгами. Современный читатель ждёт от книги впечатления, бурных и ярких эмоций. Как правило, того, что не может увидеть в жизни. Именно поэтому сейчас в таком ходу фантастика и фэнтези. По статистике, среднестатистический родитель проводит с ребенком 2–3 часа в день. До 6 часов в день — единицы. Начиная с 12-летнего возраста родители перестают интересоваться проблемами подростка в школе, с друзьями, во дворе. Ограничиваясь сухим: «как дела?» и ничего не значащим «нормально» в ответ. Поэтому читатель-подросток нуждается в совете. В некоей модели поведения. Понятной ему, высказанной в тех реалиях, в которых он живет. Нам нужна другая, новая литература. И она есть. Благодаря государственной поддержке чтения, включения поддержки чтения в программу национальной безопасности страны появилось много конкурсов, премий и грантов, направленных на выявление и поддержку авторов, пишущих для детей и подростков. Благодаря этому за последние несколько лет появилась целая плеяда современных российских авторов. Юлия Лавряшина, Тамара Крюкова, Лада Кузина, Дарья Доцук, НинаДашевская, Майя Лазаренская, Варя Еналь, Ая Эн и многие другие. Все это авторы — номинанты престижных конкурсов — Книгуру, Новой детской книги, премии им. Владислава Крапивина. И все это авторы, пишущие подростковый реализм. О проблемах одиночества и непонимания в семье, об отсутствии друзей, об увлеченности. Благодаря этим авторам подростки центральной части России теперь читают в среднем по 8-10 книжек в год (это данные статистики крупнейшего детского издательства России Росмэн за 2017 год). Для сравнения: дети в Европе читают по 5–6 книг в год, при наличии господдерки чтения, субсидирования книгоиздания и тд. В США — 3 книги в год. Но это в центральной России. В регионах, в которых книжные магазины расположены в шаговой доступности, библиотеки оснащены последними новинками книжного рынка, проводятся многочисленные книжные фестивали, на который читатели могут напрямую пообщаться с любимыми авторами. Сибирь и Дальний Восток в этом плане отстает. Полки с интересующей нас литературой полупустые. Современных книг, где рассматриваются современные проблемы, мало. Зато полно Гоголя, Достоевского, Тургенева, которых, несомненно, нужно читать для самообразования и культуры, но ведь не только этой высокой литературой современному читателю подпитывать свой разум! По причине отсутствия интересующих произведений в магазинах и библиотеках мы переходим на электронные носители. Планшеты, ноутбуки и, конечно, электронные книги. Нужную литературу скачивают через интернет, где, в основном, есть всё. Однако тем, ГДЕ можно взять книги, интересуются те, кто имеет на это время и желание. Кто знает, где смотреть и что искать. Структурированной информации о новинках на рынке литературы почти нет. Приходится искать на сайтах издательств, смотреть аннотации и только потом искать нужную книгу в интернет-магазине. В магазинах до сих пор отсутствуют отделы с подростковой литературой, так называемым янгэдалт (young adult). В нашем городе не представлены серии реалистичной прозы для подростков издательств Росмэн, АквилегияМ, АстрельСпб, АСТ, ЭКСМО. В школе также зачастую даже уроки внеклассного чтения ориентированы не на современную прозу. Конечно, важный вопрос — дороговизна бумажной книги. Но, наверное, для этого нужно какое-то комплексное решение на госуровне. В других странах этот вопрос решен путем субсидирования аренды книжным магазинам и льготам в налогообложении. Наверное, что-то подобное надо бы применить и у нас. Так как не каждая семья может позволить себе ежемесячно тратить по 500-1000 рублей на книги, а именно такая средняя цена на бумажную книгу. Так называемый нон-фикшн или нехудожественная литература (направленная на популяризацию науки, научных достижений) в разы дороже. Отвечая на вопрос, какие авторы модные, я не могу сказать, что такие есть. Существуют популярные жанры литературы. Фэнтези, мистика, реализм. Ну, в этих жанрах есть определённые писатели, которые, пожалуй, известны всему миру. Например, вряд ли кто-то не знает Джона Рональда РуэлаТолкина, Стивена Кинга или Джоан Роулинг с её «Гарри Поттером», Наталью Щерба с «Часодеями». Это, своего рода, классика жанра. Ну, а так всем нравятся разные авторы, в зависимости от вкуса и характера. Я для себя открыла Варю Еналь благодаря ее серии «Живые». С одной стороны — это фэнтези, стимпанк, с другой, книга очень неоднозначная, пронизана стремлением любить, сострадать. Очень понравилась книга «У Джульетты нет проблем» о поисках выхода из одиночества, непонимания. В свое время потрясла книга Дарьи Доцук «Голос» о девочке-подростке, жертве теракта, о том, что если болит что-то в душе и этого никто не видит, то это и всерьез не воспринимают. Никто, даже самые близкие люди. И помощь можно найти там, где ее даже не ждешь. Поэтому литература на полке подростка должна быть разная. Не ограничивайте нас в выборе, рассказывайте о книгах, которые могут стать нашими спутниками, а иногда и советчиками. Но не навязывайте нам свое мнение. У нас на самом деле много писателей, стоящих внимания. Кто-то пишет детям, кого-то увлекает описание нашей воистину неповторимой природы. Вот список книг, которые мне понравились.Рецензия на книгу Ксении Беленковой «Зебра для переходного возраста»
Часто ли вы смеётесь, друзья? Я вот — да. Но всё же у каждого бывают дни, когда настроения никакого. Либо кто-то его похитил, либо оно само нагло не пришло. Что вы обычно делаете в такой ситуации? Замечательно, если можно остаться дома с чайком и печенькой. Но что, если времени в обрез? Телефон разрядился, даже любимую музыку не послушать. Мне в таких ситуациях обычно помогают именно книги. Есть множество простых и весёлых книг о дружбе, детстве, шутках. «Манюня» НаринэАбгарян, «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова и многие другие. Книгу «Зебра для переходного возраста» Ксении Беленковой можно отнести к таким книгам. Это своего рода «Денискины рассказы» для ребят постарше. Произведение написано легко и увлекательно. С юмором и по-доброму, современно и ярко. Книга легко в себя погружает, её просто понять, что часто важно для современного читателя. При этом книга не лишена основной проблемы. В данном случае это — проблема взросления. Как быстро меняешься ты и твоя жизнь в переходном возрасте! Ведь именно тогда происходит формирование личности, меняются взгляды на жизнь. В книге «Зебра для переходного возраста» показано и то, как порой близок и одновременно далёк подростковый возраст от детства. Ведь подростки — тоже дети, по-своему ожидающие чуда. Но не каждый способен его увидеть. Так же чуть менее глобально в книге рассматриваются такие проблемы, как проблемы дружбы, отношений в семье и в школе. Книга притягивает своей лёгкостью. Многие авторы современной прозы почему-то любят давить на жалость, делая главных героев больными, или сиротами, или что-то ещё. Здесь вы можете от этого отдохнуть. Главные персонажи — обычные дети и подростки. Со своими трудностями, характерами и взглядами на жизнь. Книга полезна и своей актуальностью. Читатель легко может перенести характер героя, ситуации, которые с ними произошли, на себя. Это даёт своеобразный совет, которому хочется следовать. Это также не может не притягивать.Рецензия на книгу Дарьи Доцук «Голос»
Терроризм… В наше время это ужасное движение. Люди, идущие на поводу у каких-то своих внутренних убеждений. Желающие изменить мир ценой жизни других или…своей. Они устраивают теракты, словно зомби, двигаясь навстречу смерти. Рядом с ними гибнут. Они сами становятся творцами и хозяевами чьих-то жизней, свободы, счастья… Имеют ли они право на это? Конечно, нет. Вот в чём чудовищность данного явления. Люди забывают о человечности, целиком отдаваясь внутреннему позыву. Будто роботы. Словно зомби. Что мы знаем о терроризме? О войнах, которые он разжигает? О людях, называющих себя террористами? Всё это мы видим по телевизору. Так далеко. Нам сложно оценить всю ту боль, что испытывают жертвы терроризма от потери близких, здоровья и спокойствия. Нам следует хотя бы попробовать понять это и прочувствовать, чтобы не уподобиться террористам. В этом нам сильно помогают книги и документы, описывающие события терактов и нападений со слов очевидцев. Например, книга Дарьи Доцук «Голос» — книга, рассказывающая о жизни подростка, выжившего после теракта. Зачастую мы думаем, если руки-ноги целы, значит, следов не осталось. А они ложатся страшными рубцами, коверкая души, память, лишая счастья и понимания близких. Представьте, что все ваши страхи нахлынули на вас резко, в один миг, все сразу. Представьте это жуткое чувство. В науке такие ощущения называются паническими атаками. Это резкие взрывы ужаса у человека. Иногда они ничем не объясняются, не ясно, чем провоцируются, возникают как бы на пустом месте. Никто не знает, когда начнется приступ, и сколько времени будет продолжаться, поэтому вы не знаете, застигнет ли он вас в автобусе, во время урока или важных переговоров. Есть лекарства, которые помогают смягчить действие приступа. Но нет лекарства, которое полностью излечит. Шестнадцатилетняя Саша живет такой жизнью с того самого момента, когда в метро, в самое обычное утро, прогремел взрыв, который разорвал жизнь на «до» и «после». Самое ужасное, что со своими страхами героине приходится бороться в одиночестве: ни родители, ни друзья не воспринимают его всерьез, начинают даже раздражаться. Вынуждая скрывать, замыкаться в себе ещё больше, скрывать. Поездка к бабушке стала для неё своего рода вторым шансом — здесь никто не знает о приступах. Как же избавиться от страха? Как найти точку опоры и силы жить дальше? Главной героине, к счастью, это удалось. Книга «Голос» — философское произведение, в котором рассматривается множество проблем, главная из которых — терроризм. Мы видим, как меняется жизнь человека после теракта. Обострение каких-то внутренних проблем. Преодоление и поиск себя. Но даже такие событиямогут перевернуть жизнь к лучшему. Рассказ Алексея Ладо «Мошка в янтаре» (Сборник рассказов «Непростые истории, современная проза») противоположен по своему настроению «Голосу». Главная героиня произведения — успешная женщина, многого добившаяся в жизни. Она знает цену себе и своим поступкам, любит свою работу, но…не видит и не понимает своего счастья, считая себя не понятой и не долюбленной. Иногда для того, чтоб научиться ценить жизнь, нужно побывать на волосок от смерти. Как это случилось с героиней рассказа «Мошка в янтаре». Она чувствовала, как рассыпается ее жизнь, вязнет, будто насекомое в смоле, в быту и непонимании близких. И не было бы этому предела, и, возможно, она и продолжала считать себя самой несчастной на свете женщиной или сделала бы другие ошибки. Но однажды она оказалась жертвой теракта в метро и едва выжила. Это помогло ей увидеть всё происходящее с ней под совершенно другим углом. Заметить, наконец, как она нужна своим близким. Найти и понять себя. В наше время угроза терроризма возрастает. Всё больше людей хотят присоединиться к потоку бездушных зомби. Что с нами? Может, человечество разучилось жить? Как случилось, что ценность жизни стала настолько незначительна, что находятся люди, готовые ею пожертвовать ради тех или иных убеждений? Но как может чудо, называемое жизнью, стать разменной монетой в достижении материальных целей. Давайте ценить жизнь такой, какая она есть. Наслаждаться самыми простыми вещами, обществом наших близких. Помогать, выслушивать, думать, чувствовать, сопереживать — делать то, что позволяет нам называть себя людьми.Рецензия на книгу Екатерины Горбуновой «У Джульетты нет проблем»
Что такое счастье? Здоровье людей, которые нам дороги, успехи в наших делах, возможность идти к своим целям. Так? Или это дорогая и стильная одежда, деньги, работа? У каждого свое счастье. Меня делают счастливой моя семья — люди, которые всегда проявят участие, помогут, поймут. Книга современной писательницы Екатерина Горбунова #У_Джульетты_нет_проблем — о таком же простом человеческом счастье. Персонажи книги — обычные подростки, каких много, со своими слабостями и проблемами. Они похожи на каждого из нас, и это подкупает с первых строк. Они учатся в школе, дружат, влюбляются. Они — не какие-то супер-герои. Они настоящие, живые. У главной героини, девочки Юльки, проблемы с родителями. Непонимание, тоска и безнадега подталкивают ее не к решению проблемы, а попытке спрятаться. За личиной успешной, открытой и общительной Джульетты. Под этим ником она регистрируется в популярной социальной сети. Там у нее — все просто, нет проблем, все легко и счастливо. И, конечно, там, в другой реальности, она находит своего Ромео — умный, тонкий и интересный человек. Юльке предстоит разобраться в себе, своих чувствах, узнать цену дружбы, встретить настоящую первую любовь. И главное — понять, что же для нее самой значит счастье. Ей предстоит повзрослеть. Не смотря на то, что в книге прослеживаются такие серьезные проблемы как проблемы счастья и познания себя, она совсем не заумна:) Написана простым, ярким, живым и понятным языком. Думаю, многие читатели увидят в ком-то из героев себя, как это случилось со мной. Многие ситуации, которые произошли с ребятами, заставляют задуматься — может, счастье совсем рядом, но ты его упорно не замечаешь? Может, непонимание близких — всего лишь невозможность услышать друг друга? Книгу советую прочитать всем. Меня она впечатлила.Рецензия на цикл Варвары Еналь «Живые»
Что для каждого из нас правда? Иногда она не играет в жизни человека существенной роли, а иногда — может сильно изменить вашу жизнь. И вот представьте себе, что ваша жизнь — сплошная ложь. Весь мир вокруг, все, что вам дорого и знакомо — все это лишь выдумка. Яркая картинка, скрывающая реальность. А что, если узнав правду, ты подписываешь себе смертный приговор? В книге писательницы Варвара Еналь «Живые» будущее уже наступило. Люди покинули Землю и перебрались на большие орбитальные станции-города. Их жизнь и благополучие полностью обеспечивают умные и добрые роботы, которые заботятся о них, и, кажется, даже любят. Дети ни в чём не нуждаются, живут сыто и обеспеченно. Странно, что все обитатели станции — дети, подростки до 15 лет. Говорят, взрослые работают на станции. Но отчего же никогда не навещают своих детей. Почему на станции есть места, куда детям запрещено ходить? Что там? И что за жуткий вой иногда слышно в пустынных переходах? Умные и послушные дети этим интересуются мало. Знают лишь о «детях подземелий», почему-то сбежавших от светлого будущего. Персонажи книги — подростки, узнавшие ужасную правду. Правду о том, что никаких взрослых на станции нет. Их убивает станция. Всех, кому исполняется пятнадцать лет. Мое первое предположение при прочтении — на станции завелся вредоносный вирус. Но все гораздо сложнее и интереснее. Итак. Главными героинями книги стали две девушки — Эмма и Таис. С одной стороны — абсолютные противоположности. Умная, законопослушная Эмма и вспыльчивая, колючая Таис. Что между ними общего? Пожалуй, то, что они обе когда-то верили в одну и ту же сказку. Сказку, разрушенную реальностью. Героям предстоит множество страшных, опасных испытаний. Смогут ли они пройти через них, разобраться в себе, полюбить и при этом остаться… людьми? «Живые» — не детская сказка. Жути там хватает. Яркой, правдоподобной, ужасающей. Откровенность, с которой написана книга, позволяет увидеть события и разглядеть персонажей четко и без прикрас. Серию «Живые», мы вряд ли сможем назвать обычным фэнтези. История гораздо глубже. Читая «Живых», вы сможете задуматься: а человек ли я? Ведь человек — не просто оболочка. Это, прежде всего, тот, кто умеет сочувствовать, сопереживать и, конечно, любить. Именно эти чувства отличают нас от равнодушных машин. Серия состоит из четырех книг: «Живые: мы можем жить среди людей», «Живые: мы остаемся свободными», «Живые: Земля будет принадлежать нам», «Живые: мы будем любить всегда». Приятным сюрпризом стала спинофф серия (предыстория) — «Живые, эра драконов». Вкоторой вышли уже две книги.Рецензия на книгу Тамары Крюковой «Телепат»
Легко ли быть Нострадамусом в 16 лет? Видеть то, что ещё не произошло. Знать, кто и что о тебе думает? Казалось бы, да, это — здорово. За счёт ясновидения можно даже заработать… Спаси жизни, стать героем и чуть ли не правителем мира. Так думает и ученик 10го класса Олег Воропаев. Всю жизнь он мечтает быть кем-то особенным, чтобы привлекать внимание людей, быть более успешным. Но мог ли Олег знать, что свалившийся на него, как снег на голову, дар ясновидения, может быть не только игрушкой и удобным приложением, но и нести опасность? Видеть будущее других, совершенно незнакомых тебе людей, знать, когда они умрут. Присутствовать в момент ужаса и смерти, пропускать через себя чужие страдания, страх, боль. Легко ли это? Тем более, если ты ничего не можешь сделать, никак это исправить, а окружающие тебе не верят. К тому же за тобой начинается охота. Всё это приходится узнать и пережить Олегу. Книга необычна своей проблематичностью, взрослостью и, вместе с тем, понятным и затягивающим сюжетом. В книге Тамары Крюковой ставятся такие проблемы как отношения в семье и в обществе, поиск себя в мире. Проблема взросления, правильности выбора. А главное — проблема счастья. Зависит ли оно от уникальности человека, его способностей. Когда и почему оно появляется и исчезает. Или может, оно с нами всегда? Просто мы так заняты своими проблемами, будничными и незначительными делами, что не успеваем его заметить. Не можем понять, что счастье — в простом. В улыбке близкого человека. В возможности любить и быть любимым. Да даже просто — в тёплом улыбчивомдне. Мы суетимся, занятые какими-то насущными проблемами, жалобами на что-то глупое незначительное, и совершенно не понимаем, что в любой момент всего этого может не стать. Совсем. В книге большое внимание уделяется психологии персонажа, его истории. Объяснение, почему он поступает именно так, и не иначе. Это приближение к герою, к любому, даже второстепенному персонажу, позволяет читателю лучше понять его и привязаться. Ведь у каждого человека внутри свой мир, полный загадок и тайн, ужасов и комедий. У каждого есть Светлая и Темная сторона. Не бывает полностью плохих или абсолютно идеальных людей. В данной книге это показано как нельзя лучше. Замечу, что произведение читается довольно долго и непотомучто неинтересно или не затягивает, а только из-за того, что заставляет задуматься. Хоть это и фэнтези, вымысел. Но уж очень ясно и точно тут описаны такие актуальные сейчас темы как отношения в семье, со сверстниками, дружба, любовь. Книга #Телепат относится к тем немногим произведением данного жанра, которыt можно перечитывать и всё время находить что-то новое, чего не заметил раньше. Спасибо автору за такую литературу!Рецензия на роман Дианы Сеттерфилд «Пока течёт река»
Нас бьют, мы летаем От боли всё выше, Крыло расправляя Над собственной крышей… (Отрывок из песни Наргиз «Нас бьют, мы летаем…») Мы часто пытаемся продумать нашу жизнь. Первым делом — окончить школу если не с отличием и на красный диплом, то хотя бы нормально, чтоб не стыдно было показать в мало-мальски престижном вузе. Затем нужно освоиться в институте, потихоньку найти друзей и устроиться на работу, чтоб не сидеть на кошельке родителей. Дальше нужно завести семью и жить себе размеренно и без происшествий. Потом внуки и тихая старость в кругу семьи. Вот, вроде бы, и всё. Но мы ли пишем сценарий нашей судьбы? Часто ли всё выходит так, как мы задумывали? Нет, с гораздо большей частотой события происходят внезапно как снег на голову. Жизнь меняется так быстро и неожиданно, что мы зачастую успеваем лишь диву даваться. Наша судьба — как река. И мы плывём по ней в крохотной лодочке в сопровождении таких же гребцов. Мы можем двигаться по течению, полностью доверяясь реке. А можем управлять лодкой сами. Лишь бы не вывалиться в холодную воду на резком и сложном повороте. Но что же делать, если тонешь? Тогда нужно научиться плавать. Герои романа Диана Сеттерфилд «Пока течёт река» на себе испытали, что значит идти ко дну. Когда не хватает простого желания жить. И неважно, что заставляет разлюбить их этот мир: потерянная дочь, обман близких или ощущение собственной вины. Всё это одинаково больно. Хочется, чтоб всё случившееся ранее оказалось дурацким сном, призрачным ведением. Хочется какого-то глотка кислорода, чтоб выбиться из этой водной мути, забивающей лёгкие. И вдруг судьба даёт такой шанс в лице маленькой девочки, которую принёс в людный паб израненный мужчина. На общий взгляд бедняжка была мертва. Но по загадочным обстоятельствам она оживает! Кто же она? Давно утерянная дочь мистера и миссис Воган? Или её место не ферме Армстронгов, потерявших внучку, с которой так и не успели познакомиться? Малышка, к тому же молчит. Про этот роман нельзя сказать, что он рассматривает какую-то отдельную проблему. Его изюминка в том, что рассматривается там в целом — жизнь. Через необыкновенных живых героев автор передаёт отношение к миру с разной точки зрения. Мы видим жизни многих людей, связанных между собой одной нитью. Каждый из них успел познать тёмную сторону жизни. И сложно, забыв о себе, подумать о ком-то другом, пусть даже его страдания не меньше твоих. Кажется, что твоего счастья будет достаточно. Таким образом роман «Пока течёт река» учит состраданию и осмыслению. С другой стороны мы видим разные отношения в разных семьях. Смотрим как бы со стороны на то, как горе разрушает или же сплочает людей. Книга произвела на меня очень сильное впечатление. Автор пишет детально, ясно, красиво. Так, что ты будто ныряешь в книгу, как в ту самую реку, и не можешь вынырнуть, пока не дочитаешь всё от начала до конца. Мне очень понравилась проработка героев. Нет ни одного персонажа, напоминающего кого-то другого. В каждом своя изюминка. Своя судьба, свой характер, свои трудности и меры борьбы с ними. У каждого героя есть что-то, что меня зацепило и не оставило равнодушной. Значение для сюжета так или иначе имел каждый новый человек. Насчёт каждого у меня сложились определённые догадки, часть из которых была подтверждена или опровергнута в конце. К однозначным плюсам произведения нужно отнести и особую атмосферу, которая позволит не спутать эту книгу с какой-нибудь другой. Мне запомнился запах трактира, гомон историй. И всё это приправлено мистическим шёпотом теней и духов прошлого. Но мистики в данном случае ровно столько, сколько нужно для того, что встревожить и заинтересовать, но при этом не перебить ощущение того, что всё происходящее в книге — реальность. Эта книга научит дышать под водой. Расскажет, как видеть сквозь слёзы. Ведь главное, что все мы живы, пока течёт река нашей жизни.Рецензия на роман Донны Вулфолк Кросс «Иоанна»
Казалось ли вам когда-нибудь, что судьба к вам несправедлива? Мне да, и не раз. Поводы для негодования бывали разные: ребята на улице обозвали мелкой и не приняли в игру; заболела перед самым днём рождения; получила плохую оценку по контрольной, хотя готовилась все выходные. Случается и такое, что мы зовём обычно законом подлости. Происходит именно то, что не нужно. И не понятно, когда нам повезёт. Иногда препятствия на пути ждут нас в самый ответственный момент. Мы заболеваем перед важной поездкой, или судьба подсовывает такой выбор, какой, как нам кажется, мы сделать не в состоянии. В таком случае нужно лишь бороться и решить, что для нас действительно важно. Мне кажется, препятствиями жизнь пытается заставить нас доказать, что мы по-настоящему нуждаемся в том, за чем идём. Наша жизнь — как конкур у лошадей. Бег с препятствиями на разные расстояния. Чтоб достичь цели, нужно перепрыгнуть планку, преодолеть самого себя. Но что, если цель заранее задвинута на самую дальнюю полку и будто вообще не предназначена вам? Иоанна — главная героиня романа Донны Вулфолк Кросс — простая девочка, дочь каноника. Природа одарила её незаурядным умом, желанием учиться, познавать новое. Но вот незадача — девочка родилась во времена, когда девушку не ставили ни во что. В домах своих мужей они становились практически рабынями, не имеющими права ни на что, кроме уборки комнат, рождения детей и бесприкасловного подчинения главе семейства. К слову сказать, в Великобритании права женщин были занижены аж до середины двадцатого века! При двух старших братьях и отце, упорно считающем её божьим наказанием, у Иоанны немного шансов делать то, что она хочет — учиться и стать учёной дамой. Однако благодаря целеустремлённости, изобретательности и уму девочке удаётся сбежать из дома, обучиться грамоте под именем своего брата и даже стать Папой Римским. Должна признаться, раньше мне не приходилось рицензировать похожие книги. Дело в том, что этот роман — исторический. Иоанна и правда существовала в своё время, её история реальна. Её жизнь представлена в виде художественной книге, что очень интересно. Мы можем увидеть происходящие события глазами самой Папессы. Автор очень детально прорисовывает то, что происходило с девочкой, какие эмоции она испытывала и какие стороны её характера изменялись и проявлялись во время пути становления её как женщины на паском престоле. Много трудностей испытала Иоанна на этом пути, много боли потерпела. Её препятствовали даже самые близкие люди, в неё не верили и предавали. Мне кажется, самое сложное — это удержать в себе женскую сущность. Преодолеть желание влюбиться и иметь детей. Ведь это будет означать конец её обучения. Меня восхищало поведение самой Иоанны. На протяжении всей книги она проявляла мужество. С детства она была вынуждена вести себя по-взрослому. Принимать сложные решения, бороться с недоверием, презрением. Мне очень понравилось, с каким мастерством написана книга, работа над которой шла семь лет. Автор прописывает именно то, что интересно и важно для читателя. Логично строит сюжет, в котором всё цепляется одно за другое. Книга взрослая. Она насыщена сложными мыслями. Этот роман нужно понимать. Не получится прочитать его урывками и на скорость. Для меня, как для человека, отчаянно не любящего голые даты и события, такая книга стала большим облегчением. Без учебника можно узнать историю одного великого человека, причём запомнить её намного лучше, чем если просто учить события в хронологическом порядке.Рецензия на триллер Евгении Кретовой «Соль» (ожидается в Storytel весной-летом 2020 года)
Что вы сделаете, если вам скажут, что вы сумасшедший? Я бы, наверное, не поверила и отшутилась: все мы не без тараканов в голове. Каждый человек по-своему сумасшедший, у каждого есть что-то, что отличает его от других. Например, перфекционист — человек, следящий за порядком и симметричностью всего, что видит. Или чистюля. Выйдет на улицу и начнёт возмущаться, в каком грязном городе мы живём, а на каждую пылинку дома выльет столько чистящего средства, сколько это возможно и безопасно. Пройдёшь мимо таких и скажешь — сумасшедший. Да, и правда, в какой-то мере. При этом они оба верят, что абсолютно нормальные. Но это и отличает человечество от полностью идентичных друг другу роботов. Но что делать, если вы сами начинаете верить в то, что сходите с ума, ощущаете, что не принадлежите себе? Евгения Кретова — мастер психологического триллера — посвятила этому свою новую книгу под названием «Соль». Главная героиня романа — юная рок-звезда Аня Скворцова, пробивающая себе и своим друзьям путь в музыкальной карьере. Им подвернулась хорошая возможность — участие в рейтинговом и перспективном шоу «Активация». Но для работы с профессионалами нужна отличная студия, инструменты, запись — а где взять денег? Для этого Аня отправляется помогать своему отцу-археологу на раскопках. Надо сказать, что тема взаимоотношений с родителями — ключевая в романе. Учёные исследовали затонувший много лет назад корабль. Там с Аней и случается первый приступ — боль, страх, сумасшествие… А в ореоле всех этих жутких чувств — прекрасная седовласая девушка, шепчущая проклятия кому-то. Кому? За что она и хочет отомстить? Кто она и какое отношение имеет к Анне Скворцовой? В этом девушке предстоит разобраться. Конечно, будут помогать друзья, но от этого история не становится менее пугающей! Я люблю писать о книгах, которые меня поразили. «Соль» — одна из них. У автора очень много фишек, от которых произведение становится более затягивающим. Например, историческая подоплека: Тмутараканское княжество, становление христианства — дано тонкой нитью, заставляющей заглянуть в исторические документы. Глубоководные погружения, романтика жизни археологов — еще одна «фишка». Тонкая грань между мистикой и безумием, реальностью и фантазией приправляется хитроумными происками злодеев. Красной линией проходят отношения главной героини с отцом, натянутые, настороженно-враждебные в начале, они постепенно дают ростки доверия, которые отражаются, подхватываются заботой главного героя о сестре, страхом матери главной героини. Нельзя не отметить и такую важную деталь, как песня, которую сочиняла главная героиня на протяжении всего повествования. Она сопровождает события в книге, развиваясь вместе с сюжетом и подводя читателя к финалу, слово за словом, строчка за строчкой она открывает суть древнего проклятия.Рецензия на сборник рассказов Джона Конноли «Музыка ночи»
С чего начинается ужас? С темной подворотни, которую вы проходите в пути из школы или работы. Может быть, с пробежавшей мимо чёрной кошки. Или с тёмного чердака в вашем дачном домике. Мне кажется, ужас начинается с человека и зависит только от него самого. Большинство людей боится того, что увидели когда-то в детстве, возможно, забыли, а что-то, книга или место, например, заставляет их вспомнить это. Вот, когда человек испытывает настоящий ужас. Есть много писателей, пишущих произведения, целью которых является напугать читателя, вызвать тот самый сильный страх. Получается это с переменным успехом. Да, есть люди, которые боятся и не смотрят на подробности происходящего в эпизоде. Например, на то, откуда появился монстр или убийца. Хоть он с потолка упал! Мне сложно чего-то бояться, если это начинает походить на абсурд. Потому я часто предпочитаю хоррру мистику, триллер и фентези. Недавно мне в руки попал сборник рассказов Джона Конноли «Музыка ночи». Это собрание отдельных друг от друга страшных историй. У каждой из них свой сюжет и читать можно не по порядку. Герои не похожи друг на друга, к тому же их сложно назвать стандартными для их жанра. Вместо гробовщиков и расхитителей кладбищ мы видим мародёров или же простых библиотекарей. В рассказах могут описываться и люди в нестандартных ситуациях. Джон Конноли очень чутко ощущает человеческую душу. Я смело могу сказать, что этот писатель чётко знает, что может заставить читателя испугаться, какая ситуация вызовет у него сострадание и максимальный душевный отклик. Особое внимание в своей рецензии я уделяю так же и художественному языку автора. Не везде это простые предложения, но каждая фраза очень точна. Слова Джона Конноли затягивают в плотный кокон, цепляясь одно за другое и становясь пугающей историей. Вместе с автором я будто шла по тёмным лабиринтам страха, оступаясь и переживая всё вместе с героями. Но, читая эти рассказы, нужно быть готовым к необычным концовкам. Каждую историю можно сравнить с умирающим существом, рассказывающим свою грустную повесть. Вот ещё мы слышим его голос — хрипящий, напряжённый, пламенный — а вот он резко затихает, не успев закончить начатый рассказ. Существо лежит, медленно холодея, а читатель додумывает сам, добавляя в сюжет новые подробности и окрашивая историю в цвета своего собственного восприятия. «Музыка ночи» — лишь первый сборник рассказов автора. В книжных магазинах уже можно найти и вторую часть серии. В неё так же включены истории, погружающие нас в страшный мир Джона Конноли.Рецензия на трилогию Мариам Петросян «Дом, в котором…»
Душа моя! Странная, серая птица. Тебе невдомёк, что свобода — лишь сон. Лишь сказка! И стоит о прутья так биться? А может, смириться и жить в унисон?!.. (О. Лукьянов)Какого человека можно назвать свободным? Наверное, того, у кого нет долгов, кто живёт один и ни от кого не зависит. Но даже такой человек будет знать нужду в чём-то — будь то деньги или простое человеческое общение. Возможно, он будет бояться заговорить с девушкой, которую любит, или помириться с другом, с которым провёл детство. Сомнение и страх — главные враги свободы. Все люди боятся или сомневаются в самых разных вещах. Но ведь и если бы не было страха, человек не смог бы существовать — прыгнул ради интереса в пропасть — и пропал. Получается, что полная свобода для нас опасна. Мы — узники своей же души, своих сомнений. Мы привыкли ко всему обыденному, что нас окружает и стали рабами привычек. Что, если убрать то, что мы видим и чувствуем каждый день? Мне кажется, тогда мир наш полетит в тартарары, человечество охватит паника. Ко всему можно привыкнуть настолько, что без этого жизнь будет казаться неполной и воистину пугающей. Для меня открытием стала трилогия Мариам Петросян «Дом, в котором…». Книга погружает читателя в мир абсолютно новый и не похожий на что-то другое. Эта трилогия о ребятах — инвалидах, живущих в интернате. Там они учатся, находят друзей и врагов, взрослеют. Интересно, что Дом в этих книгах практически представлен как живое существо. Он пленит, отторгает, скрывает… Дом находится на «территории между двумя мирами». Подростки, живущие там, дают друг другу клички, забывая данные им при рождении имена. Их сверстники становятся им семьёй. Дом учит принимать себя таким, какой ты есть, создавая вокруг ребят свою обстановку, в которой они живут до совершеннолетия…а что потом? Как выйти и больше не вернуться туда, где прожил всю сознательную жизнь? Этому ребят не научил никто. Последний день в Доме — последний день в Жизни. А дальше — лишь страшная, отторгающая и уродующая душу. В Доме есть смельчаки, посетившие как-то Наружность, но никто из них не остался прежним… Дом стал уютной клеткой для всех своих обитателей. Интересной антитезой ребятам, живущим в Доме всю жизнь, стал Курильщик, пришедший в интернат недавно. Этот мальчик как бы показывает нам Дом глазами Наружности. «Склеенные» лица и странные законы, непонятные прозвища и запертые в собственном мире люди. Курильщик ощущает себя лишним в Доме, так и остаётся для всех его обитателей странным, не таким, как все, отпугивающим и «пахнущим Наружностью». Меня книга поразила своей психологией, необычным миром. Мариам петросян умудрилась создать целую реальность на ограниченном пространстве и даже обитателей придумала своих, будто новый народ. Мне очень понравилось читать трилогию, это было похоже на хождение по лабиринту тайн. Идёшь — и натыкаешься на что-то новое, угадываешь и предугадываешь то, что может произойти, натыкаешься на россыпь подсказок, оставленных автором, а при прочтении вспоминаешь каждую из них. В книге очень детально и постепенно показаны образы как главных персонажей, так и второстепенных. Трилогия очень проблематична, помимо главной проблемы там рассматривается проблема семьи, взаимоотношений в обществе, проблема чести, проблема одиночества и многие другие. Потому, прочитав книгу один раз, многое не увидишь, не заметишь. Читая, я каждый раз узнаю что-то новое из мира Дома. К минусам трилогии можно отнести возрастную группу, указанную как целевая аудитория. 12+. Мне кажется, для ребят этого возраста будут непонятны многие авторские ходы и такая уникальная книга покажется просто скучной и затянутой. Книгу можно посоветовать тем, кто сдаёт экзамены. Она довольно объёмная, но затягивает, а для экзаменаторов станет приятным сюрпризом какое-то исключение из многочисленной «Капитанской дочки» и «Войны и Мира».
Последние комментарии
3 часов 21 минут назад
4 часов 28 минут назад
5 часов 26 минут назад
5 часов 40 минут назад
14 часов 50 минут назад
14 часов 52 минут назад