На восходе солнца [Василий Владимирович Быков] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]





Василь БЫКОВ, лауреат Государственной премии СССР


НА ВОСХОДЕ СОЛНЦА


КИНОПОВЕСТЬ


Рисунок Валерия КАРАСЕВА


Тяжелейшая борьба нашего народа против немецко-фашистских захват­чиков породила массовый героизм советских воинов на всех фронтах Ве­ликой Отечественной войны. Примерами героических подвигов изобилу­ют все четыре года войны — от памятного воскресенья сорок первого года до ее последнего дня, когда немецкая военная машина вермахта была окончательно разгромлена. Но даже и вконец разгромленные гитлеровские части обычно сопротивлялись до последней возможности, продолжая уби­вать всех, кто попадался на пути их поспешного отхода на Запад, навст­речу наступающим армиям союзников.

История войны знает немало случаев, когда для многих солдат война не кончилась 9 мая, когда еще и после победного дня продолжались стычки с частями и подразделениями СС, унесшие немало жизней наших солдат и офицеров, воинский долг для которых, как и на протяжении всей войны, был в этот день дороже естественного желания выжить.

В основу данного сценария положен действительный случай, имевший место на Третьем Украинском фронте, когда несколько советских военно­служащих, случайно оказавшихся 9 мая 1945 года в стороне от располо­жения основной массы войск, приняли на себя удар отходящей на запад эсэсовской группировки. Связав ее боем у переправы, они на несколько часов задержали эту группировку, дав тем возможность нашим танки­стам настигнуть и разгромить ее у последней черты. Но этот их подвиг стоил большинству жизни, с которой они расстались в солнечный, радост­ный день нашей великой Победы.

Телефильм по данному сценарию снимается на студии «Беларусьфильм», режиссер-постановщик — Александр Карпов.

Автор


Отличное бетонированное шос­се с густым движением в оба конца: колонны автомашин с боеприпасами, бензозаправщи­ки, грузовики, между ними санитарные, автолетучки, спе­циальные — «студебеккеры», «доджи», «виллисы». Рядом идут солдаты, едут верховые, навстречу ползут грузовики с ранеными в кузовах. С неба пригревает солнце, распускаются деревья. Весна.

По обочине шоссе идут два бойца. Они в рас­пахнутых на груди шинелях, в зимних шапках, с тощими вещмешками, небрежно закинутыми за плечи. Одни из них Васюков.

— Однако пригревает,— говорит он и снима­ет шинель. На его гимнастерке две медали «За отвагу», на погонах нашивки младшего сержанта. Другой, пожилой усатый боец, в ботинках с обмотками, размеренно топает по обочине.

— Пригревает, да. Весна, матушка, землю па­хать надо.

— Скоро будем пахать. Вот доколотим гада...

— Должны доколотить. Вон какую силу со­брали! Слышал, вчера говорили, на Запад ки­нулся. К союзникам. Нашим в плен не хочет сдаваться.

— Ничего, догоним. Теперь уж никуда не де­нется. Теперь наша сила. Вот бы скорее до ча­сти дойти.

— Хуже нет, чем ждать и догонять,— гово­рит боец.— Пока до части дойдешь, сапоги стоп­чешь.

— Значит, хорошо часть идет. Ходко!

Они сторонятся проносящихся мимо машин с тяжелыми минометами на прицепе, потом, хло­пая вздувшимся брезентом, проходят несколько «катюш», и за ними появляется видавшая виды полуторка с несколькими случайными пасса­жирами в разбитом кузове. Из машины разно­сятся веселые звуки гармошки, и Васюков с бой­цом на обочине земедляют шаг.

— Старший лейтенант! Товарищ старший лей­тенант! — вдруг кричит Васюков и срывается вдогонку за машиной. Он машет рукой, кричит, и полуторка не сразу останавливается на до­роге.

Васюков, оставив своего попутчика, подбегает к ней, лицо его горит радостью встречи, гармо­нист, приглушив музыку, недоуменно глядит на младшего сержанта. Трое пассажиров в кузове поворачивают головы в его сторону.

— Товарищ старший лейтенант! — радостно говорит Васюков, и гармонист вскакивает с гар­монью в руках. Это Ананьев. Но он уже не старший лейтенант, на его защитных погонах по одной майорской звезде и на груди четыре ордена с золотой звездочкой героя.

— Васюков! Ядрена шиш! Живой? Васюков! Давай сюда лезь!

Васюков карабкается через борт, на него с любопытством поглядывает санинструкторша Зина, сидящая рядом с Ананьевым, снисходительно окидывает его взглядом разведчик-сер­жант с орденом Красного Знамени на груди и с автоматом между коленей.

— Товарищ старший... Виноват, товарищ май­ор! — смущается Васюков.— Гляжу, вы... Давай подъедем! — кричит он своему спутнику, но тот машет рукой: мол, езжайте, я дойду сам.

— Ну вот видишь! А ты говорил. Встрети­лись, значит. Ну как жизнь? — говорит Анань­ев.— Садись вот на скат. Куда топаешь?

— Да в