Вне времени и ужасов [Виктор Балдоржиев] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Виктор Балдоржиев

Вне времени и ужасов


На самом деле человеку неведомы понятия времени и ужасов, если он живёт и развивается со своим миром, не входя в реакцию с другими мирами, после чего у него появляются сравнения. Не имеющие сравнений ограничены своими границами.

Там, где убийство живых существ считается обычным делом, вряд ли кто-нибудь приходит в ужас. Но я много раз наблюдал за европейцами, которые становились совершенно безвольными и покорными существами, став невольными свидетелями хладнокровного убийства животных особым, монгольским способом.

Представьте, как делают надрез в районе солнечного сплетения и, мгновенно войдя в плоть и пробив диафрагму животного, жёсткий средний палец, пройдя под аортой, коснувшись позвоночника, рвёт её, и под рукой хлещет горячая кровь… Насколько убийца знает анатомию и строение живого организма? Ведь это у него должно быть на уровне генетической памяти.

Такое могло случаться и, наверное, случалось с людьми.

Эти случаи претендуют стать серьёзными кассовыми триллерами, ибо они взяты из реальной истории, а события, описанные в рассказах, происходили на самом деле с конкретными людьми. Да и писал я эти рассказы, стараясь приблизиться к сценариям, в надежде, что когда-нибудь на них обратят внимание оголодавшие режиссеры и актёры.

Несколько таких обыденных повествований, бытовавших до недавнего времени, я и переложил в литературные рассказы. Дочитайте до конца…


Автор.


,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Язычники

события V века


Ну и весна выдалась в этом году! Вот опять после полудня повалил хлопьями густой мягкий снег, повлажневшая и порыжевшая степь слилась с хмурым серым горизонтом, неистовый ветер налетел из-за горизонта. Началось! В сумерках вьюга завывала и подвывала на разные голоса, ураганный ветер неистово разлохмачивал и развеивал седые космы поземки и кошму ветхих юрт на окраине куреня… Проклиная свою жену и в тысячи раз грозясь проломить ей башку, Жирный Жаргал1 три раза выходил в буран и крепко затягивал все поперечные и продольные веревки своего жилища. А в юрте было тепло и уютно, в очаге приплясывало желтое пламя, в углу посапывал сынишка-бутуз, укутанный в меховое одеяло. Но вот открылся полог входа. А, жена заявилась, наконец-то!

‑ Ты где шляешься, паршивая овца, причина моих несчастий! ‑ заорал Жирный Жаргал, когда худющая, кожа да кости, женщина с провалившимися темными глазами кое-как вошла в юрту, отряхивая от снега грязный нагольный халат и островерхий малгай из ягнячьих шкур.

Но не успел хозяин наградить безропотную жену тумаками и пинками, как вслед за ней ворвались два здоровенных воина из ханской стражи в толстых меховых шубах и рысьих малахаях. Желтоглазые и раскосые, перебивая друг друга, они оглушительно заорали на опешившего Жирного Жаргала, вытаращившего от испуга глаза:

‑ Ты, жирная собака, где твой раб Туругай?

‑ Куда ты его подевал, мешок, набитый салом? Отвечай!

‑ Ту-тту-ругай? Он должен быть со всеми, в юрте ррра-бов, ‑ начал заикаться и пятиться Жирный Жаргал.

Худая и черная жена его уставилась темными недоумевающими глазницами на щекастых и усатых воинов с кривыми саблями.

‑ Ты врешь, дохлый и пузатый тарбаган! Там его нет! ‑ свирепо заорал один из воинов и так пнул Жирного Жаргала сапогом-гутулом, что тот охнул и оказался за очагом. ‑ Ищи его быстро, пока мы из тебя твои вонючие кишки не выпустили!

‑ Где он, Хара Хонин? – завизжал на жену хозяин и влепил ей затрещину, отчего черная голова женщины безучастно мотнулась и снова остановилась, но глазницы ожили.

‑ Тту-ттургай, целый дд-день выделывал шкуры, уу-устал и пп-попросился спать в юрте, где хранят шш-шерсть, ‑ пролепетала Хара Хонин, за что была награждена пинком мужа.

‑ Одевайся, бурдюк с мочой! ‑ яростно закричали воины на Жирного Жаргала. ‑ Веди своего толстого раба в большую юрту ханской стражи. Хан заболел. Быстрей!

Тут заголосил укутанный в меховые овчинные одеяла сынишка хозяина юрты, четырехлетний Толстый Туян, отличавшийся от отца только тем, что у него пока еще не было трех клочков жестких волосинок вместо усов под двумя дырочками на жирном лице вместо носа и пучочка волос на подбородке вместо бороды, но, скосив узкие глазенки, сын, как и его отец, мог замечательно видеть свои пухлые щеки. Воины начали посмеиваться, глядя на засюсюкавших отца и сына.

‑ Что стоишь, дохлая ведьма! ‑ вдруг завопил Жирный Жаргал на полоумную жену, оскаливая кривые желтые зубы. ‑ Не видишь ‑ мой сын хочет есть!

‑ Поторапливайся, дерьмо коровье! ‑ ткнул черным громадным кулаком хозяина один из воинов, и трое вышли в буран, где их сразу захлестнуло крутящимся со свистом снегом.

Жирного раба Туругуя они нашли спящим в большой черной юрте, где хранилась ханская шерсть, которую рабы скатывали в кошму. Он спал, неловко подогнув большую круглую голову, ему мешала колодка-канга, стягивающая шею. Год назад этого раба пригнал Жирному Жаргалу начальник ханской стражи, когда вернулся из набега в верховья Селенги, где воины захватили много людей и добра.

‑ Видишь какой большой ноен? Мы его для тебя из постели выковыряли! ‑ хохотал начальник стражи, выпивая пиалу за пиалой араку и поедая горячие колбасы с кровью, жиром и печенью. Пар клубился над застольем.

‑ Он еще не работал, смотри какой жирный! Ха-ха-ха! ‑ не мог нахохотаться начальник. – Ничего, успеет похудеть.

За год Туругай отупел, оскотинился, но почему-то не похудел…


В большой юрте ханской стражи было жарко и светло. Ярко пылал в очаге огонь, в медных плошках горели фитили. Пахло горелым жиром. Два воина азартно играли в кости и громко переругивались. Повсюду висели кривые сабли, луки, колчаны, щиты и кольчуги.

С Туругуя даже не сняли колодку: как только он вошел, опасливо озираясь, его ударили по затылку дубиной. Раб упал, оглушенный. Проворный воин в одной рубашке из тонкой продымленной шкуры, сел на него и, быстро сделав острым ножом надрез на его животе, сунул в хлюпнувшую дыру руку почти по локоть. Раб дернулся и затих, на губах его запенилась кровь, тело обмякло. Игравшие в кости даже не оглянулись.

‑ Готов! ‑ весело сказал проворный воин, вынимая из живота раба окровавленную руку. ‑ Этот подойдет. Жирный…

‑ Иди, вонючий тарбаган. Если хану не станет лучше, то зарежем и тебя. Ты тоже жирный! Ха-ха-ха! ‑ захохотали шутники-стражники, начиная быстро снимать с мертвого раба острыми ножами– хянгарами кожу, как шкуру с барана…

У Жирного Жаргала сразу ослабли ноги и челюсти, верхние зубы бились о нижние, обезумев от страха, он побежал сквозь снежный буран к своей юрте через весь ханский курень. Вьюга завывала предельно, будто ввинчивалась тысячами остриями в небо. Едва-едва виднелись контуры юрт, их будто крутило вихрем, не было ни души, казалось, что всех унесла вьюга к чертям и злым духам.

Облепленный снегом и обезумевший от страха, он ворвался в теплую юрту. Жена его тупо убаюкивала сына. Хозяин вмиг очухался и окреп. Он набросился на жену и бил ее до тех пор, пока не устал. Но это не утешало его. Утром, когда буран утих и начал таять снег, обнажая мягкую землю, Жирный Жаргал избил всех девятерых исхудавших рабов. Но ничто не помогло и не приносило облегчения.

Жирный Жаргал заскучал…


Отцвели подснежники, густо зазеленела степь. Воины не появлялись. Хан продолжал болеть. Жирный Жаргал сходил с ума и не знал что делать и как жить. Он хорошо знал шутников-стражников, которые никогда не бросали слов на ветер!

Всю жизнь небо оберегало Жирного Жаргала. Он был поставлен над пятью сотнями ханских овец, десятью рабами, женой и сыном. Его первая жена умерла семь лет тому назад, прожив с ним всего два года. Он тогда пнул-то ее всего один раз, а она умерла. Вот нахалка! Но Жирный Жаргал шибко не горевал. Он знал, что за такого богатого и красивого человека, как он, любая выйдет. Он взял молодую жену из бедной семьи, одарив несчастных старой лошадью и бараньими кишками. Умел, если хотел, Жирный Жаргал осчастливить людей!

Теперь он смотрел на эту худую женщину в ссадинах и синяках, с головой похожей на череп, обтянутый черной кожей, и недоумевал. Как же так? Его обманули! Шесть лет назад это была крепкая и мясистая девушка по имени Цыцык. Но она пасла овец в дождь и простудилась, сильно заболела. Шаман, чтобы обмануть злых духов, дал ей это имя, Хара Хонин. Теперь ее нельзя было называть по-старому. А шаман попросил зарезать жирную овцу, и как только Жирный Жаргал вскрыл брюшину животного, шаман посадил нагую женщину в желудок овцы, долго держал ее в теплом и зеленом дерьме, потом обтер и завернул в свежую шкуру. Потом положил на тело больной внутренности овцы ‑ сердце к сердцу, печень на печень, легкие к легким… Цыцык, тьфу, теперь уже Хара Хонин, быстро выздоровела. Родила толстого ребенка.

Но во что она теперь превратилась? Правда, она работает с рассвета до поздней ночи. Но кто не работает? Не Жирный же Жаргал, начальник ханской отары, должен надрываться!.. Хара Хонин вставала задолго до рассвета, доила кобылиц, коров и овец, кормила Толстого Туяна и Жирного Жаргала. Потом бежала к рабам и работала с ними, пасла все время овец, потом снова кормила Толстого Туяна и Жирного Жаргала, в полдень опять доила коров, кобылиц и овец, затем снова кормила Толстого Туяна и Жирного Жаргала, потом снова доила, кормила, пасла. И так без конца. А еще она делала кумыс, айрак, тарак, арсу, айран, хоймог, зэгэй, араку, сметану, масло и много других молочных продуктов, ибо животных много, а с каждой животины особый продукт со своими тонкостями и особенностями, не говоря о желудках с кровью, колбасах, грудинках и другой пище, коей получается великое множество даже с одного барана. Было отчего удивляться Жирному Жаргалу ‑ так много мяса и молока, а жена у него, ходячий скелет!

Любая женщина должна работать и содержать юрту, иначе какая же она женщина! А мужчине надо готовиться к войне и ходить в походы со всеми, иначе какой же он мужчина! Но Жирного Жаргала на войну и в походы не брали. Он втайне подозревал, что из-за его непомерного и круглого живота, предмета зависти одногодков, но более всего был уверен, что его не берут из-за того, что он начальник ханской отары овец, которая должна быть в каждом курене. Но все же воином и мужчиной его никто не признавал, за что и доставалось Хара Хонин. Она могла признать Жирного Жаргала кем угодно, лишь бы он сказал ‑ кто он сегодня. Вот какую власть имел над бедной женщиной этот всемогущий и добрый человек!

И вот теперь из-за этой черной неблагодарной овцы могут зарезать его, Жирного Жаргала. Хан болеет. Ему не пристало, как простому человеку, лечить себя внутренностями и шкурой какой-то овцы. Конечно, любое животное хорошо излечивает болезни, об этом все в степи знают, но человек должен быть лучше животного. И вот зарезали хану раба Туругая, бывшего ноена. А потом могут зарезать и Жирного Жаргала. И все потому, что воины ханской стражи выше любого тысячника! Ведь они долго не могли найти раба, разозлились, потом развеселились, а эти шутники и ничего не забывают. А кто отправил этого вонючего раба из общей юрты отдыхать на шерсти, кто?

На сердце Жирного Жаргала становилось до того тоскливо, что, не вытерпев, он бежал к глинистому ручью, где вместе с рабами выделывала прокисшие овечьи шкуры Хара Хонин, и несколько раз злобно пинал ее в тощий зад, потом яростно начинал охаживать плетью рабов. Напрасно черная женщина и иссохшие существа в колодках кричали и ползали по камням и холодному желтоватому ручью, плеть настигала их повсюду. Вот какой вездесущий человек был Жирный Жаргал, когда хотел отыскать причины своих несчастий и бед!

Но прошел месяц, степь заголубела, воины не появлялись на краю куреня. Значит хану стало лучше, утешал себя Жирный Жаргал, хотя слухи гуляли очень не хорошие.


Земля смешалась с влажными серыми облаками, начались ливни! Но как только выглянуло солнце, заболел Толстый Туян, заметался в жару, заголосил беспрерывно, засучил пухлыми ножками. Беда! Ведь сын ‑ причина существования на земле мужчины.

‑ Недоглядела! Простудила! Ах ты, высохшая шкура! ‑ визжал Жирный Жаргал и одаривал жену затрещинами, отчего сухая и черная голова ее безучастно моталась в разные стороны, а глазницы были совершенно мертвы. Хозяин подозревал, что жена притворяется.

Пришлось звать шамана и резать овцу.

Раб уронил животное на спину и держал за задние ноги. Жирный Жаргал сделал быстрый надрез на брюхе овцы, сунул туда руку по локоть, мгновенно пробил пальцами диафрагму и дойдя до позвоночника, зацепил и дернул, порвав, артерию. Кровь забила фонтаном под рукой. Овца дернулась и затихла. Точно также зарезали раба Туругая! Вспомнив про это, Жирный Жаргал похолодел.

Шаман отпарил капризного толстячка-мясоеда в горячем зеленом дерьме, обтер, приложил к телу внутренности и обмотал шкурой. Они должны были высосать из тела человека болезнь. И высасывали так что внутренности животного чернели!

‑ Смотрите, малейшая простуда и он умрет! ‑ наказал старый шаман.

Жирный Жаргал днями и ночами подкладывал в очаг аргал и прутья сухого тальника. Сын был почти здоров, когда Хара Хонин опять не доглядела за ним, хотя все время пасла овец. И снова черная голова безучастно моталась в разные стороны, опять визжал Жирный Жаргал. Но все было бесполезно. Сын не поднимался.

В юрте поселилась тоска.

В один из унылых вечеров Хара Хонин привела маленького и худенького старичка в желтом малгае и рваном халате, под которым оказалась желтая одежда и красная материя, перекинутая через плечо.

‑ Он вылечил и поднял на ноги умирающего раба. Может быть, и нашего Туяна вылечит, ‑ осмелилась робко сказать жена, подавая старику пиалу молока.

Жирный Жаргал мудро промолчал, при людях он всегда становился важным и заботливым господином, потакающим людским слабостям.

На другое утро странный старик пощупал лоб и пульс ребенка, заставил его открыть рот, посмотрел в зрачки, потом начал разводить в деревянной чашке коричневые порошки.

‑ Ты кого, сучка, привела? Он отравит нас всех! ‑ шипел на улице хозяин, пытаясь хоть за что-то пребольно ущипнуть жену. Но зацепиться и ущипнуть было не за что.

‑ Он ходит по нашим куреням и айлам второй год, многих вылечил, ‑ шептала в ответ, осмелев, жена. Вот нахалка!

Толстый Туян две ночи сильно потел, а на третье утро проснулся совершенно здоровым и капризно потребовал самого жирного мяса. Старик смотрел на невзрачного бутуза, как на ожившего упыря. А потрясенный Жирный Жаргал не знал как и чем угодить волшебному старику в невзрачной одежде и с перекинутым через плечо сумой. Хара Хонин подавала старику пиалу арсы.

‑ Что ты, несчастная, подаешь человеку, который достоин четырехгодовалого и холощеного быка! ‑ взревел от негодования Жирный Жаргал, пнув жену.

Он кликнул рабов и зарезал самую большую из своих овец.

‑ Зачем вы это сделали, глупый человек? ‑ замахал сухонькими ручками старик, увидев освежеванную тушу овцы. ‑ Неужели вы убили ради меня живое существо, такое же живое, как вы и я?

‑ Да, я хочу угостить вас, великий шаман! ‑ широко заулыбался Жирный Жаргал, показывая кривые желтые зубы, и опять, скосив глаза, увидел свои щеки.

Но старик снова замахал руками и возмущенно закричал:

‑ Я не ем мяса, мне ничего не надо. Я не шаман, а вы, глупый человек, сделали меня причиной смерти живого существа! Вам не стыдно?

‑ Почему мне должно быть стыдно? ‑ удивился Жирный Жаргал.

‑ Э, да вы ‑ больной человек! ‑ закручинился старик. ‑ Я гляжу тут никто не чувствует стыда. Неужели все больные?

‑ Я здоров, вредный старик! ‑ рассердился наконец хозяин.

‑ Да, больные! Жаль, что я не могу лечить эти болезни, жаль!

Пока они так препирались, внезапно из-за ближних юрт вышли два воина ханской стражи в железных шлемах и с кривыми саблями, чешуйчатые кольчуги блестели под лучами солнца. У Жирного Жаргала сразу ослабли ноги и челюсти, он закачался и заклацал зубами, как от великого холода, пронзившего все тело.

‑ Что с вами? ‑ вскричал изумленно старик, одевая свой старый халат и собираясь в дорогу.

‑ А, вот ты где, друг Жаргал! Здравствуй! ‑ заорали шутники стражники, ‑ ты не забыл нас? Тогда собирайся, хану с каждым днем хуже, а рабы все худые. Живо, друг Жаргал!

Огромные и грубые воины крепко и прочно схватили своего обмякшего друга за мягкие бока и потащили к большим нарядным юртам и шатрам в середине куреня.

‑ Что вы делаете, глупые люди? Остановитесь, он же больной человек! Остановитесь! ‑ маленький лысый старик проворно бегал вокруг воинов, тщетно пытаясь оттолкнуть хоть одного из них. Но железо не чувствовало плоти!

‑ Это что еще за букашка! ‑ рассмеялся усатый стражник, смотря сверху вниз на мелькавшую лысину.

‑ Я вылечу вашего глупого хана, только оставьте больного человека! ‑ вдруг упрямо закричал тоненьким голосом старик.

Воины остановились. Потом один из них крепко захватил в горсть халат старика и подтащил к себе.

‑ Вот теперь у нас два лекаря! ‑ засмеялся второй воин.

‑ Вы глупые и больные люди! ‑ кричал, извиваясь, упрямый старик.


‑ А, это ты, тибетский черт, ‑ проговорил хан, возвышавшийся на горе тюфяков. Шумно поднимался и опускался его громадный живот. временами он сипло и натужно пукал, и тогда волны вони гуляли по шатру. Он был укутан в шелковые одеяла и хрипло дышал.

‑ Зачем больного завернули в шелка? ‑ спросил удивленно старик, подходя к пышным тюфякам и зажимая пальцами нос.

‑ Вши не задерживаются! Хи-хи-хи! ‑ рассмеялся жирный хан с посиневшим и вспотевшим лицом, в глазах его жила злая мука.

‑ Во-первых, я не черт, а тибетский лама, а ты ‑ глупый человек, ‑ сказал вредный старик и спросил. ‑ Так ты хочешь вылечиться или нет?

‑ Хочу! ‑ прохрипел хан, беспокойно зашевелившись на тюфяках.

‑ Это уже хорошо! ‑ вздохнул старик, отходя от хана. ‑ Тьфу! Как от тебя скверно пахнет, но когда я выпущу из тебя воздух, задохнуться от вони может весь твой курень… Я вылечу тебя, но ты должен отпустить человека, который ждет своей участи в юрте стражников.

‑ А если не вылечишь? ‑ прохрипел, выпучив больные глаза, посиневший и отвратительно пахнувший хан.

‑ Тогда твои стражники отрубят мне голову! ‑ рассмеялся ехидно старик. ‑ Но ничего, я привычный… Раздевайся, приступим к лечению. Позови кого-нибудь на помощь.

‑ Эй, стража! ‑ хрипло и слабо позвал хан…


Через месяц хан выздоровел. Жирный Жаргал остался жив и поселил у себя старика-ламу, на которого теперь молился. Но однажды пришли знакомые шутники-стражники и снова повели маленького ламу и Жирного Жаргала к хану.

Летний шатер хана был полон коврами, тюфяками, угощениями и мухами. Вонь испарилась. Посвежевший и доброжелательный хан восседал на разноцветных тюфяках.

‑ Чем ты меня отпаивал? Здоров ли я совершенно? Зачем ты слушал мой пульс и разглядывал язык? ‑ весело спрашивал побелевший хан в черном атласном халате с круглыми алыми узорами, приглашая их садиться на мягкие тюфяки.

‑ Ты слишком любопытен и глуп! ‑ рассердился упрямый старик.

Шутники-стражники вздрогнули, но хан, привыкший к манерам старика, только улыбнулся, зная, что старик, сам того не зная, ответит на все вопросы. Старик отвечал:

‑ Человек ‑ сам причина своих счастий и несчастий. Все болезни в человеке, проявят они себя или нет, зависят от тебя самого. Это первое. Второе, вся сила от земли и неба… Небо посылает на землю дожди, растет трава, овца ест траву, овцу ест человек. Ты убивал человека и лечился, но не смог вылечиться. Так не лучше ли было бы сразу лечиться травой? Я отпаивал тебя травами и корнями.

Хан весело рассмеялся и, подавшись вперед, спросил:

‑ Много ли таких, как ты, в Тибете?

‑ Много! Я простой лекарь, который лечит только тело, а потому ‑ самый ничтожный из тех, кто идет дорогой познания, ‑ скорбно заметил старик.

‑ Все ли лекари считаются самыми ничтожными?

‑ Все, хан!

‑ Тогда каковы же остальные! Я приглашу тех, кто выше тебя, в свой улус… Чем тебя наградить?

‑ Мне ничего не надо! ‑ ответил старик. ‑ Но я прошу тебя, хан, освободить до конца жизни от тяжелой работы жену Жирного Жаргала, который тяжело болен, как и все в твоем улусе…

По знаку хана стражники набросились на Жирного Жаргала, но старик испуганно и раздраженно закричал:

‑ Освободить одного ‑ не значит убить второго! Убивая или даже просто обижая живое существо, вы убиваете самих себя. Все их проклятия посильнее любого вашего оружия или нашего лекарства.

И опять Жирный Жаргал остался жив.


Он умер через три года. После ухода старика все смешалось в ханском улусе: причины, следствия, виноватые, не виноватые…

Хара Хонин снова превратилась в Цыцык, располнела и расцвела, живет в одной из ханских юрт, единственная ее работа ‑ вышивание. Она украшает шелка, выделанные шкуры и кошму нарядными цветами и узорами, беспрерывно напевает веселые песенки, никого не узнает и ничего не помнит, даже не знает своих имен. Увидев хана, она игриво хихикает, стражникам грозит пальчиком, безудержно и безумно веселится, катается по траве и корчится от смеха, когда видит иногда Жирного Жаргала и Толстого Туяна. Хан стал молчалив и набожен, ему бывает стыдно перед гостями за эту непредсказуемую и веселую женщину, но он терпеливо выполняет просьбу своего спасителя.

Жирный Жаргал женился на толстой кривоногой вдове. Ходит она вперевалку, и ноги у нее как жирные и хищные клешни. Этот ходячий злой бурдюк жира забила и затиранила Жирного Жаргала за какой-то год! Его уже никто не узнавал в степи, от него осталась страшная тень, хваленный круглый живот обмяк, и складки пустым мешком повисли до колен, щек он своих он больше не видел. Да были ли щеки у этого черепа! Жирный Жаргал стал пуглив, молчалив, но бессовестно, всем своим видом, взывал о жалости.

Однажды почувствовав себя плохо, он вспомнил о ламе, насобирал и круто заварил разные травы и коренья. Он выпил бурлящий и пенистый отвар, глаза у него стали безумными, сердце колотилось так, что слышно было за стеной юрты. Бедняга закружил по белой лунной степи и, промучившись всю ночь, умер на рассвете, оставив драгоценного Толстого Туяна с хищной вдовой, которая проклинала Жирного Жаргала и после смерти.

Но она уже ясно видела, что теперь причины всех ее несчастий скопились в безобразно разжиревшем Толстом Туяне, которого родила безумная Цыцык, когда была Хара Хонин для Жирного Жаргала, начальника ханской отары овец и нескольких рабов.

Люди шепчутся, что дух убитого раба Туругая поселился в ханской юрте и ночами, когда луна заливает степь серебряным сиянием, витает над кочевьями и улусом.


Апрель 1998 года. Новая Заря.

Уодхэ

события XVII века.


Не то, чтобы коня, но и узды-то своей у Уодхэ никогда не было. У него вообще ничего не было, сиротой рос, ел, что подадут, одевал, что дадут. Он обучал диких коней в табунах богатых степняков. Усмирит жеребца, погарцует с месяц, потом снова бродит пешком в рваном тэрлике2, грудь смуглая, нараспашку… Был он оборван и худ, как бродячая собака, но силен и жилист, роста высокого. Обритая голова его была похожа на булыжник, вся в шрамах и шишках, коса черная и жесткая, нос криво приплюснут к землистому булыжнику, глаза раскосые и диковатые.

Желудок сироты всегда пуст, и в поступках он не волен. Приоткрыв рот и наклонив свой бугристый булыжник, Уодхэ молча смотрел на людей стойбища, в основном, его родственников, никому не перечил, а если открывал рот, то оттуда вырывалось мычание. Но когда Уодхэ случалось выпить араки, он дрался со всеми встречными и поперечными. Тогда его били плетями и выгоняли из стойбища. Возвращался он еще больше по–худевшим, оборванным и молчаливым.

Никто не считал его равным себе.

Но неведома воля неба человеку, за год разбогател нищий Уодхэ! А теперь живет он с женой в белой юрте, на рассвете идет сквозь туманы по росистым травам к своим лошадям. И лук, и колчан, и чубук, и кресало – все у него украшено серебром и кораллами. Скачет Уодхэ по зеленой траве, где вспыхивают яркие красные пятна сараны, скачет на охоту на белоногом вороном и, кажется, даже не задумывается о том, что с ним случилось за год. Что за бесчувственный и беспечный человек! Никогда бы Уодхэ не разбогател, если бы год назад его не избили плетями на свадьбе в Хойто Хори родственники…

Стойбище, где живут богатые и бедные родственники Уодхэ, на самом берегу Онона. Год назад провожали из стойбища в Ара Халху, в место Хойто Хори, невесту. Отец девушки, богатый Амбагай, взял в дальнюю дорогу и Уодхэ.

– Оденьте его, как подобает, коня дайте. Пусть едет с нами, мало ли, что может случиться в пути. Чем больше мужчин, тем лучше. Ехать далеко, – сказал, вздохнув, своим людям жирный Амбагай.

Говорили, что на Синей Горе появились харшаны.3 Хотя дорога была в стороне от той горы, Амбагай опасался.

Тайга все скроет, там и зверя больше, а в степи не спрячешься. Не зря опасался богатый Амбагай, снаряжая свиту невесты: до Хойто Хори по степи, тайге, горам, через реки много конных переходов, не раз придется ночевать… И луки были у людей, и сабли, и кольчуги, только у Уодхэ за кушаком на спине – узкий нож в ножнах.

Ехали по степи – тарбаган стреляли, пробирались узкой дорогой по тайге – на коз и изюбрей охотились, на вершинах молились духам, угощали их и вымаливали удачу, реки и вброд, и вплавь переходили, малахаи и халаты у костров сушили. Много дней добирались, кони приморились, а людям весело в пути.

Все обошлось мирно, добрались до Хойто Хори. А там ждут их, не дождутся. Стойбище на опушке леса, войлоки в круг разложены, костры горят, вертела люди крутят, всюду мясо. Богато и жирно на стойбище Тумбиная свата Амбагая. Шаман, весь в меди и серебре, камлал, соболем кружился вокруг березы, увешанной шкурками и лоскутками, зайцем прыгал через костер, завыл и запел, задергался судорожно. Страшно и радостно было на сердце Уодхэ! А потом и свадьба грянула… И Уодхэ, как и всем, поднесли араки.

Вскоре все вокруг смешалось и загудело. Там песни поют, там бранятся, брызгая слюнями, там парни и девушки ехор-хоровод водят, где-то играют на лимбе4 и бьют в бубны, собаки вьюнами крутятся, грызутся из-за костей и жирных помоев, кони ржут у привязей. А солнце вовсю жарит зеленую землю с голубого полуденного неба. В юртах жара, на улице жара. Вдруг, как и всегда, вспыхнула и понеслась драка. Подоткнув полы тэрликов за кушаки, заработали кулаками мужчины. Кто, кого, за что и зачем? Ничего не понять! Шум, гам, суматоха страшная, уже у многих были выправлены в кровь носы, подправлены так и сяк брови и скулы, когда столкнулись местный силач Буга и Уодхэ.

Запахло серьезной битвой. Вцепившись друг в друга намертво, они покатились по земле, рвали одежды, рычали, как дикие звери, вскочив на ноги, пинали и хлестко угощали головы и бока увесистыми ударами. Все вокруг отлетало от них и ломалось.

Но никогда бы не разбогатеть нищему Уодхэ, если бы на шум не вышли из юрты сваты – Амбагай и Тумбинай в красивых и засаленных тэрликах. Пьяные и жирные хозяева оглядели мутными глазами беспорядок. Не понравилось им такое продолжение свадьбы.

– Всыпьте им плетей и гоните отсюда прочь! Пусть их харшаны съедят! – крикнули, перебивая друг друга, Амбагай и Тумбинай.

Родственники бросились на своих борцов, засвистели плети. Ах, как усердствовали родственники!

Очнулся Уодхэ, прислушался – недалеко люди гуляют, что-то весело кричит пьяный Амбагай. Место незнакомое. Вот этих берез и сосен Уодхэ никогда не видел, степью и Ононом не пахнет. Где он, что случилось? К плетям Уодхэ был привычен, шкура за много лет задубела… Замычал Уодхэ, ощупывая тяжелую голову и понял, что дрался, и его опять выгнали из стойбища. Нельзя ему к людям. Он поднялся и пошел все дальше и дальше в тайгу. В полдень он устал и уснул на мягком мху и проспал до рассвета. Никогда тело Уодхэ так мягко не спало на твердой земле у Онона или в степи.

Проснулся Уодхэ, протрезвел, огляделся – вокруг тайга, ничего не видно за деревьями. Что делать?

Если он будет все время идти туда, откуда выходит солнце, то ни за что не минует Онона, а там и стойбище найдет. Долго придется идти. Ничего, как-нибудь доберется, не впервой. Ощупал Уодхэ кушак – нет ножа. Худо, если зверь попадется. Камней много, всегда можно искру высечь и раздуть огонь, мох повсюду.

Двинулся неунывающий Уодхэ в путь. По ночам жутко рявкали гураны, ухали филины, сотрясая тишину. Уодхэ чутко дремал у тлеющего костра, прислушивался. Он смотрел на подрагивающие звезды, и в его булыжной голове роились смутные думы.

Уодхэ шел много дней, тэрлик, штаны и гутулы5 превратились в лохмотья. Амбагай-ахэ будет ругаться, ведь это он одел его в путь. Придется отрабатывать. Голода Уодхэ по привычке не чувствовал, ел корни сараны, смородину, бруснику. Отломив березовую жердь или с увесистым камнем, он несколько раз подкрадывался к диким козам, но чуткие козы стремительно убегали от него.

Одичал Уодхэ, оброс, стал осторожен и чуток, как лесной зверь, за версту чуял опасные запахи. Но однажды потянуло дымком, и возликовало сердце бедного Уодхэ!

Никогда бы не разбогател Уодхэ, если бы небо не вывело его к стойбищу в пять юрт. Он побежал на запах дыма, и за редеющими деревьями стала открываться ему степь. У самого подножия сопки, около стайки берез, стояли, как опрокинутые чаши, высокие белые юрты.

Сел Уодхэ в изнеможении на землю, замычал, затряс головой, и громко рассмеялся. Уодхэ сильный, он нашел людей!

Но почему люди выбегают из юрт и убегают от него? Почему они бросили коров и лошадей? Что кричит эта женщина на коне?

– Уходите, люди! Харшаны идут. Харшаны!

– Нет, это не харшан, он не похож на них.

– Где мой лук? Куда ты подевала колчан и лук?

– Он не похож ни на одного из них!

Смуглые люди собрались у берез и со страхом смотрели на приближающегося Уодхэ. Они пятились от него, лук в руках мужчины подрагивал. Чего они испугались? Это же он, Уодхэ, идет.

– Он не харшан! – вдруг облегченно крикнула женщина.

– Кк-кто тт-ты? – выговорил мужчина, когда Уодхэ до них остава–лось совсем немного. Он оскалился в добродушной улыбке и промычал:

– Я У-ууодхэ, иду домой.

Услышав это и увидев, что он без оружия, люди осмелели. Все с любопытством осматривали его, щупали, нюхали, кто-то потрогал жесткую косу Уодхэ.

Никогда так хорошо не было Уодхэ, как в этот день! Он ел много мяса, пил арсу,6 блаженный сон давил его к земле. Люди, обрадованные тем, что он не харшан, что-то наперебой говорили ему у очага юрты, но он только счастливо смеялся и мычал. Круглолицые мужчины, прикусывая кончики кос, задумчиво смотрели на него.

– Он не из наших мест, в Кижинге и Хойто Хори таких нет, – вдруг промолвил один из них. Остальные закивали головами.

– Говорят, что у Тумбиная была свадьба. Не от ононских ли людей он оторвался? – предположил низенький и кривоногий.

Услышав слова Тумбинай и Онон, Уодхэ открыл рот и оглядел людей, сидевших, как и он, поджав под себя ноги калачиками.

– Пусть живет у нас. Ему не надо ходить в тайгу, там харшаны. А у нас мужчин будет больше, – решил высокий, видимо, тут главный. И опять все закивали головами… Уодхэ не видел пожилых и старых, все были молодые и сильные.

Утром мужчины уговаривали Уодхэ остаться, но он показал на восток и заспешил. Тогда люди положили ему в кожаный мешок еду, дали нож и отпустили. Уодхэ надо идти. Амбагай-ахэ будет ругаться за порванную одежду и потерянный нож.

– Видишь высокую Синюю Гору. Возьми от нее на две ладони левее, прямо не ходи, беда будет, – сказал высокий, провожая Уодхэ.

Все люди вышли из юрт и с тревогой смотрели на странника.

Взял Уодхэ на два ладони левее от Синей Горы и пошел. Впереди была степь, дальше темнела тайга… Он понял, что далеко отошел от дороги, по которой ехал с Амбагаем и его людьми. Но солнце по-прежнему поднималось из-за Синей Горы, и Уодхэ не мог отвернуть от солнца, там его стойбище. Он прошел степь, вошел в тайгу, долго там блуждал, снова вышел в степь и увидел две низкие серые юрты.

Духи тайги и степи вели Уодхэ, иначе никогда бы ему не разбогатеть!

На стойбище жили пожилые люди, муж и жена. Они не испугались Уодхэ, как молодые, не расспрашивали его. Только хозяин, больной и немощный человек, спросил его:

– Ты никого не встречал в тайге?

– Я видел медведя, он мял кусты и ел ягоды, я его со скалы видел и обошел, – ответил Уодхэ, удивляясь своему многословию.

– У нас пропала корова. Харшаны, наверное, увели, – ни к кому не обращаясь, сказала худая черная женщина, внося хворост.

Ночевал Уодхэ во второй юрте. Хозяева сказали, что тут жили их родственники, но еще зимой поехали к сыну, кочующему у реки Телемба, и до сих пор не возвращаются. Не случилось ли беды? Сказав это, они тягостно и надолго замолчали.

На рассвете, когда Уодхэ собрался уходить, немощный хозяин напутствовал гостя:

– Обойди Синюю Гору, возьми от нее на три ладони левее и иди. Не ходи прямо. Когда харшаны поблизости, то человек сходит с ума и идет прямо к ним. Они шолмосы.7

И снова Уодхэ шагал по степи к синеющей кромке тайги. Уодхэ сильный, он никаких харшанов не боится! Ноги его окрепли, и он не чувствовал усталости. К осени Уодхэ доберется до Онона. Отработает Уодхэ за одежду, увидит Амбагай-ахэ какой сильный и работящий Уодхэ и снова даст ему штаны… Из-за Синей Горы выходит солнце, значит и надо идти прямо туда. Там – Онон, стойбище.

Он стоял на рассвете у каменистой речушки и смотрел на алый шар солнца, выползающий из-за сизой в тумане горы. Уодхэ фыркал и умывался холодной водой, и в голове у него что-то позванивало. То степь представала перед его глазами, то тучный Амбагай, то Онон. Уодхэ смеялся и окунал обросшую голову в чистые воды речушки, дно которой было усеяно гальками.

Гора уже не синела в тумане, когда он вышел к черной и дряхлой юрте. Оттуда на кривых ногах появились старик со старухой.

– Не Арсалан ли это идет к нам? – спросил старик, приложив ладонь ко лбу и опираясь на плечо покачивающейся старухи.

– Нет, это не Зан, не Арсалан и не Шоно. Может быть, Барас?8 Да нет, это совсем другой человек, ни на кого из братьев-харшанов не похож, – громко говорила старуха наклонившемуся к ней старику.

Уодхэ подошел, поздоровался, старуха откинула полог, приглашая его в юрту.

– Из Хойто Хори идешь? К Онону? Далеко, очень далеко идти до Онона. Люди давно обходят наши места. Уходить тебе надо побыстрей. Тут недалеко харшаны живут, – говорил старик, смотря на Уодхэ.

Голова старика все время подрагивала и качалась.

– Они шолмосы, – сказала старуха. И вздохнула, – никто тут не селится. Все молодые и сильные перекочевали далеко. У них лошади, телеги, а нам как кочевать. Иди назад, парень. Иди!

– Старые мы, жили и кости одни! – рассмеялся скрипучим смехом старик. – Они заходят к нам, нас не трогают. Когда человек встречается с харшаном, от страха он теряет ум и становится бараном…

– Много лет назад мы кочевали вместе с их родителями, потом старики умерли от черной болезни, а дети ушли в лес, выжили. Старший убил человека и накормил братьев. С тех пор они стали харшанами. Уходи, парень, уходи быстрей…

В юрте было темно, дымно, лица стариков сливались с прокопченными решетками стен, слова доносились как из тумана.

Вышел Уодхэ, расправил плечи, задышал полной грудью и зашагал прямо к Синей Горе. Ярко светило солнце, пахло ароматами смолы и хвои… Много раз видел Уодхэ, как безропотно умирают бараны. Люди боятся харшанов! Уодхэ не баран, он не боится шолмосов. Уодхэ заберется на Синюю Гору и оттуда увидит долину, а может быть, и Онон! Он наконец-то выйдет из тайги, где ничего не видно и больно глазам.

Но никогда бы не разбогател Уодхэ, если бы он не вошел в черную юрту, никогда у него не было бы таких коней и крепкого лука, если бы он обошел Синюю Гору, откуда выходило солнце!

Уодхэ шел по тропе, переплетенной корневищами деревьев. Сначала он уловил запах дыма, потом увидел обглоданные коровьи кости, дальше стали попадаться лошадиные кости. Уодхэ хотел было присесть и отдохнуть, как вдруг между деревьями увидел стойбище. Он направился прямо туда!

На поляне стояли три жилища-балагана, крытые потемневшей и задымленной берестой, рядом росли несколько берез и сосен с обглоданной корой, к ним были привязаны две лошади. Из среднего, большого, жилища курился дымок. Шолмосы не живут в таких жилищах, как люди. Подойдя ближе, Уодхэ увидел много седел, новых и старых, некоторые сгнили и вросли в землю, тут же валялись побелевшие под дождем туеса и деревянные чаши. Было тихо, только звенели и жужжали мухи над кучей костей.

Оглядел Уодхэ стойбище, вошел в среднее жилище. И столкнулся с женщиной. Она вскрикнула и отступила в темноту, где горел огонь в очаге из прокопченных камней.

– Кто ты? – изумленно и испуганно крикнула женщина.

– Я Уодхэ, иду домой, – ответил Уодхэ.

У женщины было круглое, как луна, лицо, тэрлик висел на ней лохмотьями, в грязных руках она держала черный от сажи таганок. В темноте светились белки ее испуганных глаз. Сумасшедшая что ли?

– Уходи, уходи, глупый человек, – вдруг быстро зашептала, оглядываясь, женщина, – тут живут харшаны, они сильнее диких зверей. Они убивают людей и едят их. Уходи, человек!

– А почему ты не уходишь? – удивленно спросил Уодхэ.

– Глупый человек! Если я уйду, они найдут и убьют всех моих родных. Они убили и съели моего мужа, – задрожала в страхе женщина, вглядываясь безумными глазами в Уодхэ.

Уодхэ раздумывал. Харшаны найдут его. Уодхэ сильный, он их победит. Где харшаны?

– Они придут! Они убивают все живое, они убьют тебя, глупый человек. Уходи! – говорила, трясясь и оглядываясь, женщина. Грязное и круглое лицо ее вспотело. Но Уодхэ обезумел!

– Я Уодхэ, иду домой. Вот высплюсь и пойду дальше. Я не боюсь харшанов, – повторил он привычно.

Потом прошел в соседний, маленький, балаган, прилег на ворох сена и старой одежды. Женщина вскрикнула и отошла от него…

Уодхэ проспал! Его мгновенно выдернули за ноги из балагана. Рас–свирепевший Уодхэ отпнул врагов и вскочил на ноги, но на нем тут же повисли четверо. Затрещал под ногами сухой хворост, взметнулась пыль, завизжало и зарычало все вокруг.

Расшвыряв вцепившихся в него шолмосов, Уодхэ, окровавленный и страшный, огляделся… Со всех сторон на него хищно смотрели полулюди-полузвери с длинными руками, обросшие волосами, как шерстью. Маленькие медвежьи глазки буравили пришельца и наливались кровью. Существа рычали, подрыгивали и придвигались к Уодхэ, готовые броситься на него.

Никогда, даже усмиряя самых свирепых коней Амбагая, Уодхэ не был таким сильным, как сейчас. Он убьет всех харшанов! Крепко держа нож, дико замычав, он ринулся вперед. И упал оглушенный.

Уодхэ сам шел на смерть, а смерть подкралась к нему. Один из харшанов обрушил сзади на Уодхэ толстую лесину… А когда Уодхэ очнулся и застонал, он увидел наклонившиеся над ним страшные, оскаленные рожи, с выступавшими вперед острыми зубами. Рожи смеялись, переглядывались и смотрели на связанного сыромятными веревками Уодхэ.

Они были людьми, они разговаривали!

– Привяжи гостя к березе, Шоно, – сказал громадный и сутулый харшан, как будто это было для них обыденным делом или работой.

Обезумевшего Уодхэ раздели догола, накинули на него какие-то лохмотья, кисти рук его были намертво связаны, конец длинной сыромятной веревки привязали к березе.

– Здесь будешь оправляться, а спать в балагане, – добродушно сказал низкорослый и мускулистый Шоно.

Так сильный Уодхэ оказался в плену у харшанов.

Два дня он лежал, тоскуя звериной тоской, у балагана.

– Накорми гостя! – кричал старший харшан.

Круглолицая женщина проворно ставила около Уодхэ деревянную чашу с похлебкой и убегала. Пришлось Уодхэ вставать на четвереньки и хлебать, как собака. Болели руки, кружилась голова, все качалось перед глазами.

Очнувшись, однажды утром, Уодхэ насчитал семь харшанов. Все они были похожи друг на друга. Старик со старухой были правы – братья. Они убивают людей, конных и пеших, вон сколько седел и узд валяется, превращаясь в муравейник. Убьют они и Уодхэ. Он сам пришел к ним!

Уодхэ лежал у балагана и смотрел в небо. Амбагай-ахэ сильно будет гневаться, если Уодхэ не вернет ему одежду и нож. Куда ушла сила Уодхэ, почему он не мог победить харшанов, живущих у Синей Горы, из-за которой выходит солнце?

– Что будем с гостем делать? – вдруг услышал Уодхэ.

– Зачем он нам такой худой? Откармливать будем, – хрипло рас–смеялся сутулый харшан. Его звали Зан, он был старшим.

Теперь Уодхэ всех харшанов знал по именам.

– Он высокий, большой, как медведь, костистый, к осени много мяса будет… Надо его хорошо кормить…

Шли дни. Женщина молча ставила перед Уодхэ чашу и уходила. Уодхэ стал похож на старую больную собаку. Отяжелев, он ковылял к березе и оправлялся. Вокруг него тучами роились мухи, комары, мошкара, страшно воняло. Уодхэ привык и не думал о смерти. Харшаны уезжали и приезжали, никто из них не подходил к Уодхэ.

По ночам стало холодать, дохнуло осенью. Все чаще пролетали над стойбищем харшанов гуси и утки, курлыкали журавли. Птицы летели в сторону Онона, а Уодхэ, как собака, был привязан к березе. В родном стойбище, наверное, давно забыли о нем…

Никогда так плохо не было Уодхэ!

Руки налились кровью и болели. Но в один из дней Уодхэ почувствовал облегчение, пальцы слабо шевельнулись, сыромять разошлась и под лучами солнца высыхала. Уодхэ задумался. И стал каждый день понемногу раздвигать кисти рук и шевелить пальцами. Ночью он пробовал перекусить или развязать узел зубами, но это было невозможно. Зубы расшатались и болели, но теперь он мог уже подносить ко рту руки.

Во второй раз зацвели цветы, до осени оставалось совсем немного. Однажды, подойдя к березе, чтобы оправиться, Уодхэ заметил, что дерево давно умирает: во многих местах ветви были высохшими, а на живых листья пожелтели и увяли. Все харшаны оправлялись под этой березой, раньше, видимо, привязывали здесь коней. Уодхэ снова задумался…

Как-то вечером харшаны приволокли убитого медведя. Самый маленький и проворный, Хулганан,9 нес длинную рогатину. Когда освежевали добычу и сварили мясо, Зан зычно крикнул:

– Арата,10 надо гостя медвежатиной угостить. Как он там? До осени поправится?

Быстрый Арата принес кусками мясо и бросил перед Уодхэ на землю. Теперь Уодхэ каждый день ел медвежатину и молился по ночам духам родной горы Батор, и чувствовал, что духи родины не оставили его и возвращают ему ушедшую силу…

Неужели от страха он потерял ум и стал бараном? Пока еще хар–шаны не убили человека.Где же люди? Молодые и сильные откочевали отсюда на много конных переходов, остались только старые и немощные. Они не молодые и не сильные, они не боятся смерти и харшанов. Уодхэ думал… Никогда он так не думал! Почему молодые и сильные, богатые и вооруженные убежали, разве они не могут собраться и убить харшанов? Это же не шолмосы, а обыкновенные, одичавшие люди, каждый их может убить! Сильный Уодхэ привязан, как собака, к умирающей березе, у него никогда ничего своего не было – ни коня, ни сабли, ни лука. Почему Амбагай и Тумбинай не могут собрать людей с луками и саблями и убить харшанов? Люди – не бараны. Если бы звери и бараны не боялись людей, то люди не могли бы их убивать. Тогда люди съели бы всю траву и землю. А где бы потом жили?

Амбагай-ахэ теперь никогда не получит от Уодхэ штаны, гутулы и нож. Одежда порвалась и сгнила. Нож Уодхэ потерял. А самого Уодхэ зарежет Тулай11 на зимний уцэн,12 хотя Уодхэ не баран и не боится харша–нов. Даже сейчас!

Много думал днями и ночами Уодхэ, смотря в небо и молясь духам. Круглолицая женщина показывалась редко, днем она варила еду, на ночь умирала. Харшаны спали в среднем, большом, балагане. Дотемна они ходили по стойбищу, точили ножи, делали рогатины. Длиннорукие, с ногтями, как звериные когти, и обросшие, они переругивались, оскаливались, смеялись, иногда дрались. Но по приказу Зана Арсалан с Барасом усмиряли всех.

Ночью таинственно дышала и спала огромная тайга. Уодхэ не спал, он смотрел на звезды и думал…

Однажды, подойдя к березе, Уодхэ начал чесать спину, покусанную комарами. И вдруг замер! Что-то внутри березы хрустнуло. Теперь Уодхэ чесал спину каждый день, раскачивал ствол с разных сторон. Он отъелся, окреп. Если бы не руки, Уодхэ мог бы вырвать или сломать березу. Он сидел у балагана, смотрел на березу, и сердце его плакало от бессилия. Уодхэ сильный, но руки у него связаны!

Женщина никогда не разговаривала с Уодхэ. Однажды, когда она принесла еду, он шепнул, даже не повернув к ней головы:

– Разрежь веревку. Уодхэ убьет харшанов и спасет тебя.

Она убежала, но на другой день Уодхэ увидел в траве камень с ост–рыми краями, и сердце его замерло от звонкой радости… Никогда еще Уодхэ не был умным, как сейчас! Уодхэ хитрый, он обманет харшанов и убьет их. Он будет ночами перетирать о камень веревки и освободит руки. Теперь Уодхэ не только сильный, он теперь умный, как Амбагай и Тумбинай.

И снова шепнул умный Уодхэ обезумевшей и безропотной женщине:

– Не находись в среднем балагане, когда харшаны собираются вместе. Уодхэ все равно убьет харшанов.

Губы женщины шевельнулись, но она ничего не сказала.

Ночью упал иней. На рассвете, когда заалело за Синей Горой, продрогший Уодхэ подошел к березе и неожиданно услышал голос Зана. Старший харшан говорил:

– Арсалан, Шоно, готовьте ножи. Сегодня надо заколоть гостя, мясо у нас кончается.

Уодхэ замер только на мгновенье. Страшная сила заклокотала и забурлила внутри Уодхэ, растекаясь по жилам. Вне себя, он разорвал перетертые сыромятные веревки, руки стали свободными и были тверды, как железо! Умный и сильный Уодхэ не помнит – вырвал или сломал березу, показалось, что сама тайга охнула и качнулась.

Что-то успел крикнуть Арсалан, но Уодхэ уже поднял над собой ствол и со страшной силой опустил на балаган. Треснуло и рухнуло, за–визжало и зарычало, раздались дикие вопли, но комель березы все опус–кался и опускался на жилище харшанов. Земля сотрясалась. Уодхэ неистовствовал! Он рычал и грохотал безумным и победным смехом, по грязному и побуревшему лицу его катились не то слезы, не то пот.

Потом он отбросил комель, и все стихло. Балаган был расплющен всмятку, все было забрызгано алой и темной кровью. Но вдруг Уодхэ увидел, что на него идет сутулый и окровавленный Зан, он дико рычал и приволакивал ногу. Уодхэ хищным зверем бросился на страшного харшана, ударил его головой-булыжником и, вцепившись зубами в горло врага, вырвал ему гортань до шейного позвонка.

Он вскочил на ноги с окровавленным ртом и огляделся. Из-под смятого жилища ползли в разные стороны людоеды, оставляя на голубеющей рассветной траве кровавые полосы. Уодхэ не стал поднимать березу, он взял рогатину и прикончил раз за разом всех. Их было четверо, двое были убиты сразу. Уодхэ не потерял от страха ум и не стал бараном, он убил всех харшанов.

Вот как поступил Уодхэ!

Шар солнца выполз из-за горы и залил тайгу багровым сиянием. Было тепло и тихо. Женщина вышла из своего балагана и робко подошла к Уодхэ. Она смотрела на него преданно и со страхом, как смотрят побитые собаки. Из-под жилища торчали разбитые головы и руки, вокруг лежали трупы харшанов, некоторые еще издыхали, все было залито и забрызгано кровью. Уодхэ стоял посередине стойбища и, оглядываясь, говорил:

– Зан, Арсалан, Барас, Шоно, Арата, Тулай, Хулганан… Харшаны, Уодхэ не баран, он убил вас всех… Люди теперь не будут бояться харша–нов…


С тех пор, за год, он сказал всего несколько слов… Потом люди нашли у Синей Горы пещеру, куда харшаны выбрасывали человеческие кости. Оказалось, что круглолицая женщина была бедной племянницей Тумбиная. Однажды муж и родственники повезли ее в гости к родителям. С тех пор никто и ничего не слышал о них. Харшаны убили и съели всех мужчин, а женщину оставили себе прислуживать.

Она и Уодхэ дошли до Хойто Хори, и по дороге полупомешанная женщина говорила всем:

– Люди, Уодхэ умный и сильный. Он убил всех харшанов!

Весть понеслась от юрты к юрте, люди вздохнули свободно и снова стали селиться у Синей Горы. А когда Тумбинай спросил у Уодхэ чего бы он хотел, тот ответил:

– Я не вернул Амбагаю штаны, гутулы и нож. И еще – кушак.

Люди стали смеяться, а Тумбинай дал Уодхэ пять коней и приказал своим людям приготовить богатое приданое для своей бедной племянницы. Она долго думала и сказала гордо:

– Я буду жить с Уодхэ на Ононе. Уодхэ умный и сильный!

Уодхэ прожил осень и зиму в Хойто Хори у Тумбиная, а весной на Онон прибыл целый караван. Много людей сопровождали Уодхэ и его жену, у каждого были лук и сабля. Все называли Уодхэ батором, убившим харшанов. Каждый хотел поделиться с батором чем-нибудь. Амбагай простил ему долг и дал корову с теленком.

А теперь живет Уодхэ с женой в белой юрте у горы Батор, на рас–свете идет сквозь туманы по росистым травам к своим лошадям, поит их из Онона, узды у него нарядные и в серебре. И лук, и колчан, и чубук, и кресало – все у него украшено серебром и кораллами. Скачет Уодхэ по зеленой траве, где вспыхивают яркие красные пятна сараны, скачет на бе–лоногом вороном жеребце на охоту и, кажется, даже не задумывается о том, что с ним случилось за этот год, какое ему привалило счастье.

Никогда бы Уодхэ не разбогател, если бы год назад его не избили плетями на свадьбе в Хойто Хори родственники!


Март 1998 года. Новая Заря..

Везде и всегда


Он всегда верит, что человек существует везде и всегда. Проверено. Иногда ему кажется, что он германец. Вспышками высвечивается из темноты жаркий костёр в лесу, вокруг которого сидят воины, в накинутых на голые торсы шкурах. И среди них он. На этой опушке полыхает много таких костров и много воинов. Слышны речи, звон мечей. Почему это германцы? Нет ответа. Для него это германцы и германцы.

Ему трудно уяснить, что он живёт в своей среде, сегодня, в этот час и в эту минуту. Кажется, вот – степь, люди, дома, но он так далеко от них, что они об этом и представить никогда не смогут. Вероятно, он болен, как поэт Гумилев, если он и вправду болел. В отличии от него поэт был в дальних странах и, действительно, видел и озеро Чад, и жирафа, и ятаган, и, может быть, даже алмазы королей. Но был ли Гумилев косоглазым татарином, в чём он уверяет в своих видениях? Ахматова – возможно, но Гумилёв? Вот написал косоглазый и уже раскрылся: выдумал. Чисто из пальца высосал и за поэзию выдал.

Впрочем, так могут спорить писатели и прочая изострившая тупые мозги и ставшая гораздой на выдумки голь. А он знает, что каждый был и есть – всегда и везде. Гумилёв, конечно, не исключение. Мало ли что он придумывал в своём серебряном веке, ведь и серебряный век – плод здорового воображения. Настоящее – это то, что называется больным воображением. Как у поэта Николая Глазкова, который в июне 1941 года сказал, что Красная Армия победит в мае 1945 года. Это настоящее, остальное – выдумки.

Выдумки… Настоящее – вымысел… А сегодня, кажется, уже начали делать вымысел, собирая реальность в цифры, цифровые ячейки и звенья, узлы и блоки, подтверждая мою правоту: человек всегда и везде. И не только человек. Но это надо видеть. Или даже быть там.

Иногда он оказывается в таких местах, которые он почему-то не помнит. Там какая-то неземная почва, и в нём появляется неизвестная ему доселе сила, что он буквально взлетает и мягко опускается, не чувствуя расстояний. Но такие переходы случаются с ним редко.

Земля понятнее. Он видит, что по этой степи, где пасутся худые коровёнки его земляков, передвигаются огромные войска. На конях и пешим ходом. И он среди них. И ему всё время хочется пить, но никто даже не заикается о привале. Они догоняют племя, которое уходит вверх по реке, стекающей в это большое озеро.

В один момент его пронизывает страх, нижняя рубаха из продымленных овечьих шкур тяжелеет от пота, руки и ноги слабеют, Но тут зычно кричит начальник десятки, и страх улетучивается, уступая место дикому бесстрашию. Конь под ним нетерпеливо рвётся вперёд, но он сдерживает его. Он знает, что высоко-высоко в синем небе парящие орлы видят всю панораму степи, где к одной точке стекаются войска. Все воины знают об этом и видят одну и ту же картину, потому, охватывая противника полумесяцем, всё войско делает один жест, один вдох и выдох.

Его сотня мчится на правом фланге, и он, слившись с конем, уже не чувствует себя, только рука налитая страшной силой, готова разрубить любого, кто попадётся на пути. И ничто не может повернуть его назад…

Везде и всегда. Запись вторая


Он мчится вместе с другими на правом фланге. Вдруг на левом берегу реки Ульдзя в глаз ему, со свистом, вонзается татарская стрела и он падает, падает без сознания под копыта сотен мчащихся коней, обагряя горячей кровью пыльную траву, еще не зная, что теперь он свободен. Свободен! Он даже не успел испугаться и опечалиться, но почему-то увидел пустыню Алашань и лазурные волны озера Кукунор.

Но мысль, его тоскуя, ещё долго не может найти покой и оболочку, которая могла бы принять её.

А куда он идёт через восемь веков?

Учитель велел ему отправиться в Тибет, и он теперь спешит по зеленой степи, как красный движущийся цветок, к туманному горизонту, за которым надеется увидеть море. Но горизонт имеет свойство отодвигаться от человека. Иначе он бы и не открыл ничего…

Когда китайские солдаты бьют бамбуковыми палками, больно только при первых ударах, но ведь можно приказать сознанию покинуть тело, не дожидаясь боли. Он учил этому своих учеников. А теперь он сам попал к этим истязателям.

И вот он приказывает и облегченно видит с высоты своё распластанное и привязанное к доскам тело, которое истязают китайские солдаты. Пытка длится долго. Потом офицер отрывисто и резко приказывает солдатам бросить этого монаха в яму, где сидят еще шестеро узников.

Поднявшись ещё выше, он видит полупустыню Алашань, вдали сверкают лазурные волны озера Кукунор. До Лхасы отсюда совсем недалеко. Но его бросили в яму на долгих три года. За это время можно о многом подумать. Зачем зря терять время…

В нас и вне нас – только знания. Мы живём в знаниях и дышим знаниями, которые бесконечны, но и сами мы – бесконечность и неизведанность. А потому – везде и всегда.

Но то, что для нас знания, которые мы должны непрерывно изучать, узнавать, применять для кого-то, возможно, просто что-то типа пищи, воздуха, какого-то вещества, которым насыщаются ради обновления или каких-то действий.

Он рассказывает мне свою историю так, как будто и я знаю то же самое что и он. То есть он будто бы я, а я – это он. Совсем запутался. Наверное, даже и записывать не надо. Ведь люди потом могут сравнить их с «Записками сумасшедшего», которые набросал этот невменяемый, но чертовский хитрый и талантливый человек из Сорочинцев. Он знал толк о местопребывании человека, сознании и знаниях лучше, чем кучерявый абиссинец, которого застрелили из-за какой-то глупости. Но его и должны были застрелить. Иначе как бы он вернулся в Абиссинию? Всё, что взято, сдвинуто и передвинуто должно когда-нибудь вернуться на своё место… Сколько не сжимай и не оттягивай пружину, но она всё равно обретёт своё положение.

Так вот, пока его били китайские солдаты, а потом бросили в яму, он отправлял сознание так далеко, что иногда опасался, что может не вернуться из таких путешествий.

Для того, чтобы делать открытия надо быть всё время в процессе. А процессы не происходят сами по себе, просто так. В любом случае их создаёт и развивает сознание. Называйте его как хотите. Каким бы оно ни было. Это означает, что кодами и шифрами пронизано все мироздание вплоть до мельчайших частиц, хотя конечного варианта такой частицы просто не может быть. Кстати, почему вы думаете, что сознание обязательно должно быть биологическим?

Человек находится всегда и везде. Если бы он пребывал только в одном конкретном месте, то ничего и не создал бы, даже искусственного интеллекта, который он начал создавать давным-давно, не зная об этом.

Знакам не обязательно иметь начертание или формы…

Он говорит что-то ещё, ещё. Но где же он? Куда вернулся и чем сейчас занимается?

Продолжаем одомашниваться?


Если есть неизвестный нам разум, который следит за эволюцией жизни на Земле, то в числе одомашненных животных он должен считать и человека. Ведь в наших генах имеются такие же особенности, как и у животных, которые раз за разом появлялись с течением одомашнивания.

Мы думаем, что человек одомашнивал животных в расчёте иметь больше пищи. Ведь другие предположения в силу своего рационального воспитания нам трудно вывести. Человеку всегда были и будут нужны – мясо, молоко, яйца, шерсть, шкура, рога, копыта, кости, сухожилия, какие-то органы для лечебных надобностей. Значит, всё это и пробовал добыть наш предок, одомашнивая диких животных.

Но любой организм на уровне глубинных процессов, происходящих в нём, «сканирует» другие организмы на предмет – опасен или не опасен, угроза это или не угроза? И только после ответа на этот вопрос возможен контакт соответствующего уровня.

А как быть с вопросами коммуникации, более того – приязни и дружелюбия. Кому и с кем легче найти общий язык, договориться? Любая хозяйка скажет, что смирная корова лучше агрессивной, а понимающая и отвечающая на возникающие эмоции – своя, помощница и кормилица.

Наверное, на каком-то этапе наш предок почувствовал возникающую приязнь, а потом и привязанность некоторых видов животных.

Исследования показали, что в процессе одомашнивания животных разных видов и классификаций организмы изменялись одинаково: крупные становились меньше, мелкие – больше, короче становились нижние конечности, оставались признаки созревания, половые различия становились незаметными. При этом исчезала и становилась другой окраска, предназначенная для защиты.

Изменения происходили в нервной системе: приручаемые виды животных со временем становились послушными, понимающими, готовыми контактировать с другими существами.

Но ведь признаки вполне одомашненных животных иногда заметны также в дикой среде. Автор одной из статей на эту тему отмечает мирного шимпанзе, известного как бонобо. Этот вид резко отличается по «одомашненности» от всех других шимпанзе, хотя его никто не делал домашним.

Но и человека никто не приручал и не одомашнивал. А ведь люди более, чем все остальные животные, имеют ярко выраженные свойства одомашнивания и приручения. Они самые контактируемые и коммуникационные, у них особенно развиты социальные контакты, общение друг с другом, с другим животным миром.

По сравнению с нашими древними предками мы не настолько массивны, наши лица и фигуры намного изящнее и грациознее.

В результате исследований, учёные приходят к выводу, что в процессе эволюции люди сами себя одомашнили. Человек воспитывал себя! Выделение и чтение ДНК древнейших людей даёт ясное представление о генах двух видах эволюционировавших людей – неандертальцах и «денисовцах» (денисовский вид людей), оставшихся в прошлом эволюции.

Наряду с этим были созданы каталог, где показаны различия генетики собаки и волка, коровы и бизона. После этого выяснилось, что генетические изменения у современного человека и одомашненных видов животных похожи.

Но это могло быть случайностью, совпадением. Тогда гены прирученных животных попробовали сопоставить с генами орангутангов, горилл, обыкновенных шимпанзе. Как и ожидалось, изменения не были одинаковыми. Отсюда вывод: человек и прирученные им животные одомашнивались вместе, в них происходили одинаковые процессы.

Пока это только гипотеза. Перерастет ли такое предположение в полноценную теорию, покажет время. Дополнительные исследования только проводятся.

Но наше ежедневное общение друг с другом и животным миром говорит о том, что мы всё еще продолжаем одомашниваться. Не так ли?

Завершится ли этот процесс или он бесконечен неизвестно?

Об авторе:


Родился в 1954 году у самой монгольской границы Забайкалья.

Утвердившееся общепринятое и литературное имя – Виктор Борисович Балдоржиев. После прощания с эпохой, с 2010 года, часто выступает под именем Виктор Азаровский. Настоящее имя Балдоржиев Цырен-Ханда.

Член Союза Журналистов СССР, член Союза писателей России, член Международной ассоциации блогеров, автор 15 книг и многих материалов в периодике. Активно участвует в работе социальных сетей, блогер, ставящий целью – результат.

В 2008 году Указом Президента РФ награждён медалью А. С. Пушкина.

Примечания

1

Жаргал ‑ счастье. Имена встречающиеся в рассказе: Туян ‑ луч, сияние, Цыцык ‑ цветок, Хара Хонин ‑ черная овца.

(обратно)

2

Тэрлик – летний халат.

(обратно)

3

Харшаны – людоеды.

(обратно)

4

Лимба – флейта.

(обратно)

5

Гутулы – сапоги с загнутыми вверх носками.

(обратно)

6

Арса – крепкий, утоляющий жажду, напиток из переработанного молока.

(обратно)

7

Шолмосы – оборотни.

(обратно)

8

Зан, Арсалан, Барас, Шоно – слон, лев, барс, волк.

(обратно)

9

Хулганан – мышь.

(обратно)

10

Арата – лиса.

(обратно)

11

Тулай – заяц

(обратно)

12

Уцэн – запасы мяса на зиму.

(обратно)

Оглавление

  • Вне времени и ужасов
  • Язычники
  • Уодхэ
  • Везде и всегда
  • Везде и всегда. Запись вторая
  • Продолжаем одомашниваться?
  • Об авторе:
  • *** Примечания ***