Маленький театр [Ольга Евгеньевна Сквирская] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Маленький театр


Меня пригласили на спектакль в Маленький театр. Правда, я не совсем поняла, что это такое, но согласилась без раздумья. Я коллекционирую интересные «кукольные» истории, может, здесь для меня что-нибудь найдется.

Это было в Томске, в середине 90-х. Не сытное, трудное время, зато столько интересного варилось в веселом студенческом городке.

– Зайдешь в драмтеатр со служебного входа, скажешь вахтеру "в Маленький театр", – инструктировала приятельница.

– А билеты?

– Да это бесплатно. Завтра идет Достоевский, "Бедные люди". Только не опаздывай: после семи уже не впустят.


Мы с мужем Сашей, с мороза ввалившись в служебное помещение, только было приготовились объясняться с вахтершей с цепким взглядом, как вдруг услышали тихий голос со стороны:

– Вы в Маленький театр? – голос принадлежал невысокому юноше в черном, с русыми кудрями и большими ясными, немного грустными глазами.

– Да, – слегка удивились мы.

– Пойдемте со мной, – и паренек повел нас по каким-то лабиринтам, театральным задворкам, по лестницам, все выше и выше.

Наконец мы попали в огромный бутафорский цех, где царил страшный бардак: повсюду валялись грубо размалеванные фрагменты театральных декораций на стадии обновления, а также прочий реквизит, который лучше обозревать издали, чем вблизи, – шлемы, мечи, аляповатые плащи. На полу в беспорядке стояли банки с красками, разбросаны были инструменты с гвоздями и шурупами, густо воняло растворителем. Меж всем бродило, как по музею, несколько очкариков и бородачей. А еще на огромном столе в центре зала возвышалось нечто, прикрытое крупным куском материи.

– Раздевайтесь, – любезно предложил парень и указал на вешалку в углу.

– А где будет спектакль? – поинтересовались мы, расстегивая дубленки.

– Здесь, – юноша сунул нам программку и побежал встречать новеньких.


Пока ничего не предвещало ни маленьких, ни больших театров, ни Достоевского. Вконец заинтригованные, мы принялись изучать программку с небанальным и стильным дизайном. Вот действующие лица и исполнители.

Правда, у "исполнителей" были странные разнородные имена: Вареньку играла ни больше ни меньше "Юлия Борисова", а Макара Девушкина – некий Петр Алексеевич Самсонов. Звуковое оформление осуществлял Вячеслав Рязанов. Он же был "художником-оформителем", "рабочим сцены" и "главным режиссером". Что-то мне подсказывало, что это и есть тот юноша, который нас сюда привел.

И я не ошиблась: вот он появился с новой партией гостей и тут же по-хозяйски запер дверь на замок. Все на месте, никто больше сюда не попадет до конца спектакля.

А сам вытащил пару старомодных коробок, в каких раньше продавали детских кукол, и бережно вынул из них две игрушки.

Первая представляла собой обычную небольшую куклу с огромной головой, с соломенным гнездом из синтетических волос и открывающимися глазами. Все наше поколение выросло именно на таких уродцах без пола и возраста, никаких Барби.

– Это Юлия Борисова, – уважительно и очень серьезно представил игрушку странный "кукольник".

Мы молчали, с опаской глядя на не повзрослевшего "директора театра". Детский сад, штаны на лямках.

А он тем временем достал следующего "актера":

– Это Петр Алексеевич Самсонов.

"Петром Алексеевичем Самсоновым" оказался … резиновый ежик. Да-да, тот самый, с дырочкой в правом боку.

Я оглянулась на дверь и вдруг поняла, почему она заперта.

"И чего дома не сиделось в такой мороз", – пожалела я.

– Занимайте места, – пригласил хозяин и выключил верхний свет.


В цехе померкло, лишь один фонарь тускло освещал центральный загадочный предмет. "Господин оформитель" нажал кнопку магнитофона и под проникновенную музыку приподнял материю, словно занавес, и мы увидели … миниатюрную копию настоящей театральной сцены с профессионально выполненными уменьшенными декорациями. Интерьер дореволюционной гостиной так полно соответствовал нашим представлениям о мещанском питерском быте девятнадцатого века времен Достоевского, что мы приятно удивились. При помощи каких-то хитроумных механизмов сцена крутилась, и легким движением руки "кукольника" интерьер менялся.

А еще нас умилила кропотливая работа театрального художника по воссозданию правдоподобных обиходных мелочей: крохотные тарелки, вилки, ложки, горшки с цветами, витые ножки у кушетки, декоративные фрагменты у старинного комода, матерчатые занавесочки на окнах. Мы с восхищением разглядывали детали открывшейся перед нами миниатюрной сцены и все больше преклонялись перед талантом сценографа.

Это все цветочки, дальше началось поистине волшебство.

На сцене появились знакомые "актеры", одетые в специально сшитые для них одежды. "Варенька" оказалась в розовом длинном платье согласно фасону эпохи, а на Ежика был чудесным образом натянут сюртук, – и я вдруг заметила, что больше он не походит на зверька, а приобрел убедительный вид некрасивого, скорее смешного немолодого человечка, классического титулярного советника.

Проблему передвижения "кукольник" решал просто, как любой ребенок: переставлял персонажей руками. Однако секрет заключался в том, что он продуманно выстраивал мизансцену, – участники драмы то поочередно "выходили" на передний план, то "отступали", то "подсаживались" друг к другу на софу, то пили чай, "Варенька" совершенно убедительно "шила", "Макар Девушкин" переписывал документы крохотным гусиным перышком.

Но главное чудо одухотворения состояло вот в чем. Юный "Карабас" вещал за всех: за Макара, за Вареньку и за автора, и это были абсолютно разных три голоса. Варенька говорила не просто девичьим голоском, а голосом настоящей Юлии Борисовой, как если бы та играла Вареньку. Макар изъяснялся надтреснутым голосом привыкшего к унижениям чиновника, интонируя по-мхатовски правильно. Фокус состоял в том, что уже через три минуты от начала спектакля мы не вспоминали, что перед нами старые потрепанные игрушки. Драма поруганного человеческого достоинства, трагедия унизительной бедности и безнадежной любви предстали перед немногочисленными зрителями. Это был почти гипноз.

А как органично в действо вплеталась музыка! Как музыканты, мы сразу же отметили высокое профессиональное качество звуковой дорожки, но потом просто перестали ее замечать, как и нелепость кукол… Творец одной рукой прибавлял громкость на допотопном магнитофоне, другой передвигал "актера", при этом озвучивал его…


Но вот стих и замер последний звук, поставивший точку в спектакле, "сам себе режиссер" зажег свет, усталый, глупо и счастливо улыбающийся. А мы наградили его овациями, горячими и искренними.

– А теперь попьем чай, – по-простому пригласил Слава.

И мы уселись в углу за импровизированный столик, кто на что. Слава разлил чай в разнокалиберные кружки и стаканы, насыпал баранок, завсегдатаи достали припасенное печенье с вареньем.

Как же там было душевно! Зрителями оказались чьи-то друзья, знакомые, родственники, узнавшие о Маленьком театре через сарафанное радио, то биш все свои. Несколько студентов, один бородатый кандидат технических наук из Академгородка, джазовый теоретик, пара бардов, трое художников, поэтесса – в общем, обычный любознательный и креативный томский народец.

Там же мы узнали историю Славы Рязанова.


…С раннего детства он играл в студии при ТЮЗе, причем подавал большие надежды, его ценили и даже допускали до профессиональной сцены. В расчете на него режиссер взялся ставить "Маленького принца".

Уже вовсю шли репетиции, премьера намечалась на осень…

– А за лето я вырос, – Слава произнес слово "вырос" как "умер". – Режиссер увидел меня, чуть не заплакал, только рукой махнул и ушел. И ничего не было… Все кончилось, – Слава печально обвел нас своими огромными, в пушистых ресницах, глазами.

Но жить без театра он уже не мог, – пусть бутафором, но при театре. А потом придумал свой, маленький, театр, где он "сам себе режиссер".


– Слава, а почему именно Юлия Борисова? – задала я вопрос, который вот уже два часа теребил меня: вроде не самая попсовая артистка, да еще с такой странной манерой говорить.

– А мне она всегда очень нравилась, особенно как она произносит слова, ни с кем не спутаешь, – ответил Слава.

– А почему билеты не продаешь? Такие замечательные спектакли, – затронул бард животрепещущую тему хлеба насущного.

Славины глаза затуманились, он ничего не ответил, только покачал головой.

Я его поняла: за свои деньги люди получат право предъявлять ему претензии, типа, почему куклы такие стремные. А наш "Маленький Принц" не хотел других, это его родные с детства куклы, и он продолжал в них "играть". Это у него для души, а не на продажу.

Он всякий раз страшно волновался перед спектаклем, боялся, что никто не придет, потом нервничал, вдруг в спектакле возникнут накладки, но всякий раз все заканчивалось благодарными аплодисментами и новыми знакомствами.

Количество зрителей росло раз от разу.


Следующая пьеса, которую мы посетили, – ни больше ни меньше "Повесть о Сонечке" Марины Цветаевой.

Ну ладно еще Достоевский. Но как можно претворить такую сложную и тонкую материю с помощью истрепанных пупсиков?

И снова нас ожидало потрясение. Могучий и разносторонний талант Славы, человека театра, не признавал границ. Действо пронеслось на одном дыхании. К тому же мы открыли для себя и комедийную сторону актерского дарования Рязанова. Сонечку он сделал крайне потешной дамой, и почтеннейшая публика много раз покатывалась со смеха. Конечно, в главной роли снова "блистала" несравненная "Юлия Борисова".


Однако больше спектаклей не было.

Сорока на хвосте принесла, что Слава поругался с вредной вахтершей, и бабка настучала на него директору, а тот запретил Маленький театр навсегда.

А еще через год мы узнали, что Слава уехал из Томска. Куда? Конечно, в Петербург, куда же ему еще. Поближе к Достоевскому, Гоголю, Пушкину.

Но как же я благодарна судьбе за то, что в нашей жизни промелькнуло такое чудо, как Маленький театр.


Томск, 1994

Куклы смеются


Как же я разозлилась, когда в редакции получила задание написать про кукольный театр под названием «Куклы смеются»! Да никто там не смеется, ни куклы, ни зрители.


Вообще-то я обожаю кукольный театр. Это не обязательно зрелище для детей. Я считаю, что у кукольного театра гораздо выше креативный потенциал, чем у обычного театра, – правда, если кукольник талантливый, нестандартно мыслящий. Такие встречаются, честное слово.


Например, у нас в Томске в самый разгар перестройки пышным цветом расцвели уникальные зрелища, невесть откуда занесенные в нашу Сибирь. Казалось бы, людям не до того, однако в среде творческой интеллигенции завелась мода ходить в кукольный театр, недавно открывшийся в маленьком старинном здании на набережной Томи.

Мы с Сашей посетили все спектакли, которые шли в этом театре, и каждый был не похож на другой. В некоторых пьесах даже не было … кукол. Да-да, именно так.


Например, один спектакль целиком был построен на монологе служанки, якобы прибирающейся в гардеробной своего хозяина. Подробно описывая свои взаимоотношения с графом, та параллельно чистила его камзол на манекене. Чудесным образом костюм вдруг «ожил», рукавом «обняв» красотку за талию… Он «приставал» к служанке, ласкал, ревновал, негодовал, умолял. Зрители, затаив дыхание, следили за развитием любовного романа, забыв, что на сцене всего одна актриса, а не двое влюбленных с их сложными отношениями.


А в пьесе про Жанну д’Арк не было ни кукол, ни Жанны. Но какова идея! Известную историю излагали участники страшных событий – Королева, Дофин, Инквизитор, Палач. Каждый из них был представлен каким-то предметом.

Например, инфантильный глупый Дофин – игрушкой «бильбоке», такой шарик на палочке. Вместо куклы – огромный деревянный шар величиной с голову на веревке. Актер во время монолога постоянно ловил его в гигантскую деревянную рюмку, – все и так с ним ясно, без кукол.


А Королеве как нельзя лучше подошел другой предмет – грубая деревянная дощечка, где на паре ржавых гвоздей крутились два колеса. Актриса, произнося монолог от имени развратной Королевы, вращала эти колеса, порой пальчиком гладя шляпки гвоздиков. Невероятно эротичный образ!

Ну, а Палач был представлен топором. Минимум средств, но впечатление незабываемое.


А до чего классным был Маленький театр!

Его создал молодой театральный бутафор. Прямо в цеху, на построенной им самим миниатюрной сцене, паренек двумя детскими игрушками – кудрявым пупсиком да ежиком резиновым – гениально представлял все, что угодно, – от Достоевского до Цветаевой.


Совсем другой кукольный театр воссоздал бывший конструктор-роботостроитель.

Говорящие, движущиеся, моргающие куклы-роботы сопровождали зрителя, начиная с вешалки, адекватно реагируя на любой поворот ситуации. Даже в туалете, в укромном уголке, сидела кукольная старушка-смотрительница, всамделишно вяжущая носок. Бабулька неожиданно заговаривала с посетителем в самый интимный момент (хорошо, что тот в это время восседал на унитазе, а то от испуга всякое случается).


В общем, настоящий кукольный театр – больше, чем просто спектакль с куклами: это отдельная мистическая реальность. И все-таки приходится признать, что настоящий, качественный кукольный театр – скорее исключение из правила, чем правило.


…Помню, гуляли мы с Инной, моей пятилетней дочкой, в осеннем городском саду.

Только что переехав в Новосибирск из провинциального Томска, я возлагала на столичный город большие надежды в области культуры.

Услыхав по парковому радио приглашение на кукольный спектакль для малышей «Сказка про Ивашечку», мы с радостным нетерпением рванули в небольшой расписной домик у главных ворот парка.

Билеты, между прочим, оказались недешевыми для меня в тот переходный этап моей жизни. Кукольный театр требует жертв, рассудила я.

Велико же было мое разочарование, когда я осознала, что нас банально надули, как и пару десятков доверчивых мамаш с детишками.


…Перед закрытым занавесом нарисовался подвыпивший пожилой дядька с косой челкой на всю лысину. Манера вести речь у него была убаюкивающе-доброжелательной, как у профессиональной няни, укротителя хищных зверей, дистрибьютера косметики или только что принявшего на грудь пьяницы. Мужичок на ходу напялил блестящий синий пиджак и, поклонившись почтеннейшей публике, скрылся за ширмой.

На фоне декораций, весьма скупых и схематичных, вяло действовали полторы примитивных, морально устаревших и потрепанных куклы. Главный герой в общих чертах походил на Рыжего-Рыжего-Конопатого, и недостаток его обаяния компенсировался уменьшительно-ласкательным суффиксом в имени, – видимо, больше нечем.

Еще там двигались на проволочках какие-то скучные зооморфные существа, из которых Гусенок олицетворял непослушание, а Лиса являла средоточие зла. Все до единого озвучивались фальшиво-добреньким голосом нетрезвого Директора кукольного театра.

Сюжет сказки, в меру фольклорный, в меру воспитательный, был высосан из пальца какой-то бездари, без малейшего намека на вдохновение. Конец, как водится, был позитивным: порок наказан, Ивашечка торжествует. Правда, на сами приключения авторской фантазии не хватило.

Проблему отсутствия сюжетной разработки доморощенный Карабас решил довольно топорно и в какой-то мере нагло: он затеял интерактивную игру с юными зрителями.

– Ребята, если Гусенок захочет убежать, вы уж крикните ему: Куда пошел? Куда пошел? – а сам поволок Гусенка в правую кулису, затем наоборот.

Дети простодушно приняли этот оживляж за чистую монету, и мне их стало даже жалко.


…Шли месяцы, годы, а в репертуаре театра «Куклы смеются» по-прежнему, кроме этой глупой «Сказки про Ивашечку», ничего не появлялось. Что же, хозяин барин.

Однако старый алкаш имел наглость регулярно звонить в нашу газету и зазывать журналистов на спектакль, дабы устроить рекламу своему предприятию. А наша Валентина, редактор газеты «Семь дней в Новосибирске», обычно такая принципиальная, в этом случае почему-то доверчиво велась на приглашение. Она постоянно пыталась отправить нас с фотографом к этим несмешным куклам, и я отбрыкивалась, как могла.


– Собственно, по какому-такому информационному поводу газета должна писать о спектакле, который сто лет идет в горсаду и всем до смерти надоел? – ехидно интересовалась я.


В очередной раз Карабас, учтя свою ошибку, снова пригласил нас… на пятисотое представление «Сказки про Ивашечку»…

Тут уж Валентина оказалась непреклонна: юбилейный спектакль, надо отписаться. Ольга, сходи.


… И вот я снова в этом жлобском театре.

Все, как в прошлый раз, за одним лишь исключением: Карабас сегодня явно перебрал и путал собственных кукол.


Выведя на длинной кривой проволоке Утку (она типа вылетела), он ошибочно озвучил ее «Ква-а, Ква-а»…

Тут же исправился:

– Ой, кря-кря!

Я чуть не зарыдала от счастья, прикрыв лицо руками.

Теперь я знала, как написать…


«Заболталась на проволоке Утка:

– Ква-ква… ой, кря-кря!»

Неудивительно, что Утка «оговорилась» голосом Директора кукольного театра. Шутка ли – пятисотое представление «Сказки об Ивашечке»!»

И все.


Новосибирск 1999

Мишка озвученный


Аленка родилась всем на радость.


Папин союз с новой женщиной долго не признавали ни бабушка, ни тетка. Мало ли у кого он обретается после развода с мамой.


Зато Аленку, которая родилась в результате, одобрили все.



Она была очень хорошеньким, веселым и круглым ребенком. Папа сажал ее на стол и под общее восхищение спрашивал:


– Куда знак качества ставить будем?



Ее рождение совпало с самой загнивающей фазой эпохи застоя, которая выражалась в дефиците абсолютно всего. В частности, в наших магазинах не было детских игрушек.


Игрушки для Аленки отец заказал моей маме, своей бывшей супруге. Из московских командировок мама возила огромные сумки с заказами по списку от приятелей и сослуживцев. Мама была безотказной, и ее не смутило, что заказ поступил из новой семьи отца.



Детские игрушки, которые она привезла, выглядели ужасно: несколько чахлых и совсем не звонких колокольчиков, выполненных в каких-то мрачных, депрессивных цветах.



– Представьте, других не было, – мама сама испытывала неловкость за внешний вид этих погремушек.


– У нас в Томске и таких нет, – успокаивал ее отец. – Все же лучше, чем ничего.



Но особенно потрясла нас игрушка, на этикетке которой было написано «Мишка озвученный».


Это была унылая и невзрачная фигурка из белого, почти прозрачного полиэтилена. Между задними лапами в самом интересном месте находилась дырочка, в которую был вставлен гудок. Когда Мишке нажимали на пузо, раздавался неприличный звук, впрочем, вполне соответствующий отверстию.


Вот таким нехитрым способом был «озвучен» этот Мишка…



– Как такое можно сделать для детей! – удивлялась я. – У них самих-то есть дети?


– Игрушки делают попутно – из отходов военной промышленности, – сказала мама. – Вряд ли они думали о детях.



                              * * *



Игрушки давно нет. Аленка живет далеко, в Нью-Йорке. Она сама уже мама. Но словосочетание «Мишка озвученный» навечно вошло в обиход нашей семьи.



Когда-то моя десятилетняя дочка Инна пробовала голосом брать низкие ноты. Выходили какие-то утробные звуки.


– Мама, я – контральто? – спросила она.


– Скорее, «Мишка озвученный», – ответила я.



                             * * *



– …Мама, ты будешь очень смеяться, но сказали, что у меня и правда контральто! – звонит она по Скайпу из Америки.

Она учится в Бостонской джазовой академии, выиграв грант на бесплатное обучение.


Вот тебе и «Мишка озвученный».

Новосибирск, 2009

Обережная кукла


Я проснулась ночью оттого, что мне прямо в лицо светила полная луна.

Саши рядом не было – муж накануне уехал в тайгу за орехами. Кот и кошка спали в ногах, свернувшись в один общий теплый клубочек. Пес ворочался в сенях.

И тут раздался громкий стук…

Я подскочила в холодном поту, кошки бросились врассыпную. Примерно так стучат в стену разгневанные соседи, когда после одиннадцати часов играешь на пианино. Только все дело в том, что у нас нет соседей – двухэтажный дом стоит особняком, обнесенный забором… Неужели кто-то залез во двор?..

Первая мысль, которая посетила меня, – входная дверь-то не заперта! Мы только ворота закрываем, надеясь на то, что при наличии такой большой собаки этого достаточно.

Прямо в пижаме я кубарем скатилась по лестнице на первый этаж и в прихожей трясущимися руками достала ключ из сумки. Ворвавшись в сени и переступив через лежащего Флешку, я лихорадочно замкнула дверь на замок и перевела дух.

– Ты почему не лаял? – отругала я пса. – Защитник, тоже мне!

Я поочередно выглянула во все окна на все четыре стороны, даже на балкон вышла, невзирая на осенний холод.

Во всем частном секторе царили пустота и безмолвие. Никого.

"Почему пес молчал? На него это не похоже…" – недоумевала я, снова забившись под одеяло.

И вообще – куда стучали? Не в дверь, не в окно… Кажется, звук шел на уровне второго этажа… Тогда вообще непонятно…

А кошки почему подорвались? Значит, они тоже слышали? Таинственная история…

Вот именно – таинственная!

"Зайчик!.." – догадалась я.


***


…Как я попала на презентацию так называемой "обережной куклы", сама не пойму.

Вообще-то я пришла на изостудию. Я уже было разложила кисти, выдавила из тюбиков краски на палитру, установила мольберт и нацелилась на грузинскую постановку, – бутылка вина, разломленный гранат, – как вдруг в помещение вошла эта дама.

До чего она была нарядная – аж глазам больно, оперно-фольклорная, вся такая славянская. В одежде преобладали кроваво-красные оттенки, везде, где можно, позвякивали серебряные ожерелья с каменьями, серьги, пришитые монетки.


– Ого, вас хочется нарисовать! – восхитился наш художник, затем представил нам колоритную соседку.

Та сразу же пригласила всех на беседу в студию напротив. Красотка там мастерила кукол. Заинтригованные, художницы решили сходить, посмотреть. И я за компанию.

– Мы на минутку, Виктор Кузьмич, – предупредив преподавателя, все поднялись из подвала на первый этаж.


Куклы, которых демонстрировала славянская дама, были тряпичные, нарочито примитивные, безликие.

– Кукла на Руси существовала не для детской игры, как это себе представляют, – объяснила она. – Каждая кукла играла в жизни свою роль. Например, вот Зерновушка! – и она поставила на стол плотно набитый мешочек зерна в виде толстенькой женской фигурки в платке. – Всю зиму это зерно стояло в доме и пропитывалось энергией семьи, а по весне его высевали на поле. У этой куклы обычно просили достатка. Наши предки заботились о том, чтобы жить именно "в достатке" – от слова "достаточно", в том смысле, что не стремились к излишкам. Иностранцы даже удивлялись, что славяне постоянно что-то празднуют – в году было аж сто сорок восемь праздников: когда же они работают? А тем вполне хватало того, что вырастет!

И эта кукла тоже для плодородия, – красавица поставила рядом толстенькую фигурку с двумя круглыми большими грудями, каждая почти с кукольную голову.

Кстати, эта голова была замотана красным платком, – так одевались замужние женщины.

– Плодородие наши предки понимали очень сексуально. Например, когда мужики в поле сеяли пшеницу, они снимали штаны, представляете!


Мы сидели, раскрыв рты. С исторической точки зрения – невероятно занимательно. Мастерица тем временем достала стройную куколку в вышитом сарафане с толстой косой из пакли. Коса была длиннее самой куклы.


– Коса – не просто девичья прическа. "Коса" и "космос" происходят от одного корня. Коса связано с космосом. Через женские волосы проходит энергия, сила. Не зря женские волосы называли космы, а мужские – лохмы. Девица получала силу из космоса только на одну себя, а будучи замужем – на себя и на детей. Поэтому прямо на свадьбе косу расплетали и заплетали две косы. Вот такую куклу специально делали, чтобы девица замуж вышла. И эта пара красных петухов на переднике не случайна, а символична – видите, головки повернуты друг к другу – все говорит о том, что девица хочет выйти замуж, поэтому и носит передник с такой вышивкой.

– И что, оно работает? – засмеялись мы.

– Если бы не работало, то не продержалось столько веков, – пожала полными плечами красная женщина.

(Я вдруг поняла, на кого она похожа – на Солоху! Энергичная, улыбчивая, белозубая чаровница зрелого возраста).

– Похоже на магию, – заметила я.

– Магия – от слова «могет», а ведьма – от слова «ведает», – парировала она. – Ничего плохого. Наши предки были куда умнее нас. Это мы подрастеряли знания о том, как жить. Но ничего, все возвращается на круги своя, – и Солоха достала очередную куклу.

– А вот и Сонница-Бессонница! – куколка оказалась полностью тряпичной, мягкой. – Такой давали деткам перед сном поиграть, приговаривая: "Сонница-Бессонница, с моим деткой поиграй и отдай!". Ребенок поиграет с куклой – и уснет.

– А когда дочка замуж выходила в чужой дом, ей давали куклу с собой. Если ее там обижали, то она потихоньку жаловалась свой кукле. Когда мать ее навещала на новом месте, то не спрашивала, как ей живется, а просто просила: "Покажи куклу!" Если кукла истрепанная, значит, та часто ей плакалась, а если новенькая, нетронутая, то все нормально.

И вообще – жаловаться было не принято, скандалить тоже. Покой в доме охраняла Хозяйка, – и Солоха достала небольшую куклу в красной юбке. – Если мужу захотелось пирогов, а жена что-то ленится стряпать, он подходит к Хозяйке и говорит ей во всеуслышание: Что же это, Хозяюшка, жена пирогов мне не печет? Уж так хочется! А жена все слышит… Или жене захотелось новый сарафан, а муж жмотничает. Тогда она тоже громко говорит кукле: Что-то давно муженек мне ничего нового не покупал! Ты уж разберись, Хозяюшка! И тот на ус мотает. И вроде бы друг с другом не ругаются, и имеют возможность все высказать, и Хозяйку стараются не прогневить!

– Как мудро! – восхитились мы.


– Раньше сор из избы не выносили – его сжигали в печи целиком, ведь не было ни пластика, ни стеклотары. А если ссоры, склоки или зависть шли от гостей, то доставали вот что, – и Солоха продемонстрировала соломенную куклу с плоским веником вместо юбки. – Надо пройтись по дому и из углов "вымести" весь энергетический "сор", – и она сделала по воздуху несколько "выметающих" движений.


– Есть и такие куклы, – и Солоха достала небольшую куклу, изготовленную из деревянной чурки: тряпичная юбочка была словно надета на твердый стержень, по форме и по размеру напоминающий фаллос.

– Ну да, так и есть: это мужчина, – и Солоха задрала кукле юбочку и обхватила рукой чурку. – Девочкам так и объясняли: это мужчина, он в тебя входит, – и никакой пошлости!

– А почему почти у всех кукол какая-нибудь деталь одежды да обязательно красная? – заинтересовалась я. (Дело в том, что я только что зачем-то купила в киоске метро трусики красного цвета, сама себе удивившись).

– Все очень просто: красный цвет защищает. В деревнях от дурного глаза на окнах до сих пор ставят красную герань, а лошадям прикрепляют красный помпон, – из этих же соображений. Видели?

– Ну да, каждой из нас знакомо желание купить красные трусы, – вдруг сказала Лида, – словно подслушала мои мысли.

Мистика какая-то…

– Но красные трусы-то не видно – это же не помпон, – возразила я. – Как они могут защитить!

– А как же вибрация цвета? Это же энергетики, физика, – ответила умная Солоха с высшим образованием.

Да-а-а… Ну и дела…

– А вот, наконец, и Зайчик! – Солоха представила крохотную тряпичную куколку. – Видите, он помещается в кулачок, только ушки торчат. Надо вышептать ему все свои беды, и он обязательно в жизни наведет порядок!

– Неужели? – засмеялись мы. – Такой всемогущий?

– А то! Проверено. Зайчик помогает во всем. Он всегда должен быть под рукой. Его только надо иногда покормить. Кстати, это самая простая кукла. Давайте сейчас с вами сделаем по "зайчику"!

Мы обрадовались: что плохого – иметь такого карманного волшебника! Достал, пошептал – и снял проблему.


В комнату зашел Виктор Кузьмич – узнать, куда это мы запропастились.

– Сказали, на минутку!

Вся группа увлеченно мастерила кукол из синего ситца в мелкий цветочек.

– Виктор Кузьмич, мы тут зайчиков делаем!.. – все наперебой восторженно затараторили.

– Если бы мне полчаса назад сказали, что я буду заниматься такой ерундой, я бы не поверила, – произнесла Лида.

– Да-а-а, – недовольно прокомментировал ситуацию художник и вышел.

Еще бы, пришла ведьма с глазами конокрада и свела к себе всю группу.


Пока мастерили "зайчиков", болтали о том, о сем.

А домовые есть? Ну конечно! С ними надо жить мирно, прикармливать, чтобы не рассердились, – а то как начнут вещи ломать!

И мы, взрослые тетки, под низкий бархатный голос Солохи все глубже погружались в сказочную атмосферу детства, когда так легко было верить в небылицы и чудеса.

Вроде бы несложное это дело – скатать лоскуточек валиком, закрепить ниточками крест-накрест в нужном месте, но без помощи Солохи мы бы не справились. Да и то наши "зайчики" вышли кривые, косые – не то, что у нее. Но чтоб ему "пожаловаться" – вполне достаточно.


А дальше все развивалась в рамках обычного сетевого маркетинга: один урок в группе стоит столько-то (между прочим, недешево), объявила Солоха, приведешь товарища – получишь скидку, пройдешь курс – сможешь сам учить делать кукол.

– Я хочу! – вызвалась Лида. – Эх, наставлю дома по всем углам! надарю всем подругам по кукле!


***


Я шла по улице с Зайчиком в кармане. До чего же все это интересно!

Как здорово, что у меня появился шанс покончить со всеми проблемами: только вытащи Зайчика, пошепчи ему на ушко – и все наладится! Так легко и просто…

Но что-то мешало мне всерьез общаться с Зайчиком. Я же каждое воскресенье хожу в церковь с той же целью – поменять свою жизнь к лучшему. После этого "шептаться" с какой-то лоскутной куколкой – как-то уж очень дешево… Иисус ведь посильнее будет всяких языческих "зайчиков", не так ли?

Вот только проблемы из жизни не уходят… Вернее, уходят, но не сразу, не сиюминутно. Бывало, уже забудешь, о чем попросила Иисуса, пока что-то сдвинется с места… А надо-то сразу!

Может, все-таки Зайчика попросить? А пусть будут оба – и Иисус, и Зайчик! Но что-то подсказывало мне, что так не выйдет.

Опять же с этим Домовым… Обычно только кошки наши замечали некое незримое присутствие: сидят, бывало, и глазами водят по потолку, синхронно так. Видимо, наблюдают за какой-то "объективной реальностью". А мы – никогда, ничего такого.

В общем, уже по дороге домой меня охватили сомнения, а к вечеру я и вовсе перестала думать об этой загадочной встрече…

Но ночью…


***


…"Вот тебе и привет от Домового! – сообразила я, трясясь от страха. – С этим своим Зайчиком напустила в дом всякую нечисть…"

Ну ничего: в следующее воскресенье принесу из церкви святой водички, освящу свое жилище, зажгу свечку из Иерусалима и пройду по всему дому… Надо же что-то делать. Вон на столе статуя Богородицы стоит – поди, посильнее будет "обережной куклы".

Выкинуть Зайчика?

А вот не буду: зря я, что ли, его старалась, катала? И не боюсь я его: это всего лишь кукла. Хотя святой водичкой его надо бы побрызгать…


Так я поняла две вещи: все, что связано с язычеством, работает. Но не на тебя… И лучше держаться от этого подальше. А с житейскими проблемами мы с Иисусом как-нибудь сами разберемся.


Новосибирск, 2009


Оглавление

  • Маленький театр
  • Куклы смеются
  • Мишка озвученный
  • Обережная кукла