Аутентичность [Александр Александрович Маслеников] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

«Аутентичность».


      Это было еще до заварушки с участием, укушенной бешеным хорьком старушки в прошлом году на перекрестке Перпл-Стрит и Рокки Роуд.

Незадолго до.

Марти, который в общем-то, за исключением пары тройки вспыльчивых скандальных происшествий за весь год, обычно ничем примечательным не занимался: играл в виртуальный покер с роботами, курил ноу-хау прямиком с Кубы –кубинские электронные сигары и сигариллы, а в иные дни, когда настроение становилось совсем хмурым, мог долгими унылыми часами потягивать в местных барах «Ржавый гвоздь», «Багаму маму» и, конечно, излюбленный свой напиток «протез философии» – коктейль недавно приобрётший особую популярность в некоторых кругах, благодаря активному муссированию разными экранными звездами его неповторимых охлаждающе-опьяняющих качеств. На деле же, обыкновенный микс пары ликеров, которые держались в секрете ассоциацией барменов (при подаче коктейля, бутылки, в которых находились эти таинственные ингредиенты, облачались в специальные суррогаты шелковой ткани, так что нельзя было разобрать, что конкретно вам наливают), вишневой настойки, льда, а также обычного ликера «Блю Кюрасао», который придавал напитку характерный цвет. Украшалось это торжество пошлости и раболепства перед новой эпохой, в которую вступило отвратительное месиво добра и зла под названием человечество с помощью бионического краба, мало чем отличающегося от настоящего, как и многое другое вокруг. И если разобраться в названии более детально, понять почему «протез», вполне возможно, а вот где здесь философия, вопрос вполне себе философский.

Описываемые подробности, необходимы исключительно для того, чтоб вы могли оценить заурядность, полнейшую серость, обыденность до тошноты, рассматриваемого нами субъекта по имени Марти. Важно осознать, что он ничем никогда не отличался от большинства, а всякая индивидуальность его колебалась на шкале: «новая стрижка» – татуировка с мудрой цитатой – кроссовки известного бренда. Особенно важно это потому, чтоб в дальнейшем к вам пришло понимание, будь Марти хоть сколько-нибудь интересен, хоть немного примечателен, имей он стержень, которым без сомнения и без малейших намеков на пошлость должен обладать каждый мужчина, того, что произойдет с ним дальше, можно было бы избежать. Структура его мотивации, всех его устремлений, желаний и импульсов, будет тем отчетливее проявляться, чем дальше будет заходить повествование. И в силу отсутствия у него того, что называется «искра», вам будет очевидно, почему он поступал так, а не иначе.

ВЫРЕЗКА ИЗ СТАТЬИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ЖУРНАЛА «БРЫЗГИ БЕЗ ПРИКРАС» 12 октября 2153 года:

«…В силу огромного объема избыточной информации, который регрессивно сказывался уже в конце второго тысячелетия на интеллектуальной, психоэмоциональной, социальной и прочих сферах человеческой жизни, можно наблюдать ряд проблем, с которыми мы столкнулись и лишь победив их, мы сможем и дальше именоваться людьми и предстать перед потомками с должной степенью величия, а не подобием бездумных машин с наличием кода и отсутствием того, что делает человека человеком…»

Что мы имеем ввиду, когда говорим о вечности, о времени, о настоящем и ненастоящем? Вереница образов, картинка из отупелого телешоу и еда, сходная с ПСХЭ по своему составу. Марти – критик. Марти – затейник. Марти – подай то и это. Какой толк от всех подобных обозначений, когда на самом деле он всего лишь развлечение, для кого-то, стоящего чуть выше в интеллектуальной иерархической лестнице, дергающего его, и вас и меня за тонкие неосязаемые нити. Прошу расценить это не как попытку оскорбить чьи-то умственные способности, а как признание того факта, что всем нам есть к чему стремиться. Как осознание того, что если рассматривать наши знания на отрезке сходном с замершей на мгновение струей, вытекающей из писающего мальчика в Брюсселе, мы будем в самом её начале. Более того – это осознание и примирение с тем, что, скорее всего, мы там и останемся. Но стоит ли переживать из-за этого уж слишком серьезно?

Прошел один месяц, два дня и три брошенных окурка на Сайдботтомом-сквер, с того момента, как Марти, о котором я поверхностно вам рассказал, Марти – рубаха парень, Марти(в школе) – блевота, попал в автокатастрофу. Обычно при подобных сводках в новостях, нам сразу видятся разбросанные по автостраде конечности и переломанные тела, что если и станут снова дышать, то лишь в инвалидном кресле. Впрочем сейчас инвалидные кресла не в тренде. Заказывайте, новый сверхпрочный позвоночник, на сайте «rossomaha.сom» или по телефону 89536208706, прямо сейчас и получите искусственное трехкамерное сердце, для вашего земноводного домашнего питомца, абсолютно бесплатно.

Марти пострадал в этой аварии незначительно, можно сказать счастливчик. Парочка, вылетевшая на встречную полосу, скончалась на месте, их и объявили виновниками происшествия. А бедный Март лишился голоса в результате травмы. Благо сегодня, эта проблема легко решаема с помощью синтезатора речи. Голос воспроизводимый им, отличается лишь немного от обычного. В среде богатых, тот, кто имеет какую-либо синтезированную часть тела, считается плебсом. Эта мода набрала ход в последние двадцать – двадцать пять лет. Но бедные, часто этим пользуются не брезгуя, искусственные глаза с редким цветом, или вообще не встречающимся в природе, пальцы на ногах, носы и даже голос, если уродился с писклявым или скрипуче-отталкивающим. В общем все, чтобы скрыть свою нищету множащимися один за другим комплексами. Для этого ныне не нужно даже подвергаться дорогостоящей болезненной хирургической операции, как то делали наши предки. И до чего согласитесь в корне глупа мысль, менять в себе какой-то физический изъян, который, возможно, вовсе и не является таковым, лишь ради того, чтобы подарить самим себе иллюзию «нужности». А раньше гордый Марти мог кричать на весь мир у предзакатного неба на утесе Флеминг: «Я могу прожить в одиночестве, мне не нужен другой человек, чтобы чувствовать себя целым». Но все мы знаем, что человек, тварь и без того ненасытная, существо – снежный ком, особенно страдает, когда нет того пятого элемента, той щепотки соли, той маленькой детали, которая делает нас совершенными и несовершенными. Эта часть каждого из нас, так называемая предками «вторая половинка», по сути неважная мелочь, но всё, как уверяют многие светлые умы, абсолютно всё в этом мире, совершается именно в поиске этого недостающего компонента. Теперь Марти не может кричать. Синтезатор речи не позволяет брать некоторые амплитуды, это еще один его недостаток, правда серьезен ли он, если сравнить его с тем, что имели люди каких-нибудь триста лет назад в ситуации сходной с его? Чтоб вы знали: искусственная часть тела, считалась теперь не просто признаком низшей касты. На окраинах городов создавались целые селенья, эти суррогатные инкубаторы, в которых плодилась нищета и уродство, столь мрачное, что описываемый Гюго старый Париж, посторонится, не изяществом описания, но тенью, которая нас окутала бы, если бы мы побывали и в том, и в другом месте. Таким образом, для Марти, путь к прошлой жизни был закрыт. Нет, он мог оставаться жить в городе, мог даже работать, но такое положение, такой статус, какими он располагал, навсегда потеряны. В конце концов у него осталась любящая и любимая им мать. Островок безопасности. Точка возврата. Возможность сохранится в компьютерной игре, для каждого, у кого есть мать в ортодоксальном смысле этого слова.

ВЫРЕЗКА ИЗ СТАТЬИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ЖУРНАЛА «БРЫЗГИ БЕЗ ПРИКРАС» 12 октября 2154 года:

«…Человечество разобщено на маленькие квазиобщины. Борьба элит с массами – извечное противоборство, в новом мире приобрело новый ракурс. Концептуальная власть, масоны можно называть их как угодно, всегда искали удобный вариант, при котором так называемые массы вели бы борьбу де юре с элитой, де факто – с самими собой. На рубеже веков, такая парадигма находилась с неизменной точностью, словно кто-то перезапускал этот процесс нажатием кнопки. Нам предстоит еще немало времени потратить на анализ этой ситуации, чтобы разобраться в работе этого механизма и по возможности, пусть не сейчас, но в будущем предотвратить возможные риски для общества, которые могут быть критическими…»

11 ЯНВАРЯ 2123 ГОДА.

«Марти исполнилось 4 года. Мать напекла ему оладьи, нарисовала на них лица черничным сиропом. Ей пришлось очень рано встать, чтоб порадовать сына в его день рождения, но тот лишь подметил, что не любит оладьи. Об этих своих словах Марти переживал всю свою жизнь.»

Хелен, так звали мать Марти. Умная, не без шарма, умудренная опытом и отношениями не с одним и даже не с двумя мужчинами, всегда любила своего сына. Всегда. При этом она не пыталась, да и до определенного момента не могла побаловать его, чем-то особенно дорогим. Не становилась, как зачастую ошибочно то делают другие родители, на сторону своего отпрыска, даже когда он откровенно неправ. Впрочем мы здесь не убиваем пересмешника, так что подобные сентенции вряд ли уместны. Просто зафиксируем: любовь матери к своему ребенку – самое сильное чувство на свете, выше гор, быстрее ветра и несомненно глубже любого океана. Стоит вспомнить, что в неизведанных глубинах порой водятся такие уродливые создания, которые неизбежно пробуждают в нас инстинкт страха, смежный с отвращением. Пытаюсь этим сказать, что такое сильное чувство, как любовь родителя к ребенку, тоже порой рождает чудовищ. И разве не прекрасно, когда дитя, в которое вы вложили всю душу, весь свой нереализованный потенциал (грамотными, конечно, порциями) разрождается к вам идентичным чувством?

Начался период отшельничества, остракизма, бесцельного отчаяния Марти. Он не отличался до травмы особой разборчивостью, но теперь даже карлицы, хромые и убогие, сумасшедшие – все обходили его стороной. У него, как я уже упомянул выше, не было особых талантов, не было искры, неповторимых качеств, чтобы создать себе круг поклонников и поклонниц. Иными словами харизмы нет, внешне не красавчик, что уже срезает шансы прорвать оборону целомудрия, лицемерия и надуманных обществом морально сдерживающих правил, запрещающих девушкам то и это.

«Я – Марти. Вот теперь, действительно, Марти – блевота. Что со мной не так? Вроде потерял голос, а не ноги. Какое смешное недоразумение. Зеркало искривляет свою поверхность, когда я гляжу в него. Мой голос искривляет лица людей. Усмешки, хмыканья и ужимки. Если тыкать пальцем в карту мира, даже нашего континента, нашей страны, нашего города, в меня невозможно будет попасть. Правило с обезьянкой рано или поздно набравшей Гамлета тут не сработает. Я мистер неудача. Упал на самое дно и гниль съедает мою душу. Нет справедливости. Все отвернулись от меня, кроме матери. Завтра, вчера и сегодня, все одно. Лучше бы я родился бумагой для печати чеков, тогда бы еще можно было вернуть меня обратно.»

С такими мыслями, согласитесь, не слишком позитивными, Марти бродил по улицам. Подобных людей всегда очень много, если бы они действовали по принципу муравьев, то порой образовывались бы воронки смерти из людей. Один павший духом начинал бы свое движение по замкнутому кругу, за ним еще один и еще. Так рано или поздно соберется толпа, которая умрет от голода и жажды, лишь тогда движение остановится. Муравьи существа загадочные, о причине образования в их среде подобных воронок, нам мало что точно известно, а вот люди куда проще. Одиночество приводит и к более ужасным последствиям. Что тут лучше, судить не нам.

Справедливости ради отметим, что Марти не был одинок в полном смысле этого слова. У него были коллеги, пара-тройка взбалмошных приятелей. При желании он бы нашел себе подругу из «синтезированных», вот только от таких сам Марти воротил нос. Пришлось ему исправить информацию о себе в Instagram, в био профиля. Марти удалил экспрессивное: AUTHENTICITY ONLY!!!

Может быть натуральный обмен был, действительно, выходом. Он хотя бы был «натуральным». Сейчас всё не то. Говорят людей во все времена посещали подобные мысли. Некоторые историки даже приводят какие-то факты на этот счет. Скептики не верят, что было иное время, чем сейчас, параноики верят, что такая информация проплачивалась правительством, а во что верил Марти? В долбанное ничто. В то, что голос его звучит ненатурально. В маленький факт в районе гортани, который сводит его с ума. Найти девушку из натуральных, ему не помогала даже специальная походка «крутой», которую он выучил на видео-курсах на сайте Mahabharata.com. Даже фирменные очки мертвого, известного в прошлом актера кино, купленные за сумму, озвучивать которую вслух просто неприлично не спасли положение. Это была как раз та самая ситуация (заметим, отличная от большинства других когда мы клеймим себя и занимаемся самобичеванием), когда менять что-то Марти должен был в глубине своего крохотного, как кусочек тертого шоколада в мороженом, сознания. Эффект бы не замедлил сказаться, но напомните, как часто человек меняет свою жизнь, пусть даже под дамокловым мечом грядущей смертельной опасности? Если такие люди и есть, то они страдают очередной причудливой формой невроза, или улетели с нашей планеты, либо, что ближе к реальности – были убиты.

–Малыш, неужели воспоминания о твоем голосе, настоящем голосе, так греют тебе сердце, что ты не хочешь их отпускать?

–Они не греют, они – ранят.

Марти нехотя вынес прикосновение к его щеке от своей матери, нехотя улыбнулся и нехотя твердо решил, что больше не будет жаловаться на жизнь.

–Ты принимаешь все слишком серьезно, жить так нельзя. Да и я не могу смотреть, как ты убиваешься.

–Ма, я даже подружку себе найти не могу, что еще сказать на этот счет?

–Подружку найти для чего? Думаю для секса, ты можешь это сделать и с искусственным голосом. А для чего-то большего, действительно, важного, чего-то, ради чего как говорят стоит сражаться и терпеть боль, это и с реальным голосом получается не у всех. Так что не думаю, что проблема твоя кроется в этом.

Мать Марти расставила руки по бокам, одернула прядь волос, как луна свое отражение в воде после брошенного в нее камня и сделала лицо-претензию.

Сын знал, как права его мать и как неправ он. Знал, что винить себя можно сколько угодно, но это, как и жалость к себе, как и прочие подобные рефлексии – до добра не доведет. А потому, он как и все дети, пусть даже совсем взрослые, если рассматривать сугубо визуальный образ, повел себя упрямо, по меньшей мере незамедлительно упрямость эту провозгласил:

–Мне видится все не в самых радужных красках, ма. Я бы не хотел окончательно съехать с катушек, а сублимировать как ты отсутствие сексуальной жизни, а что, может даже важнее, эмпатичной составляющей отношений, я не могу.

–Может ты ищешь любовь не там, где следует? Какие искренние чувства в барах, да ночных клубах? Любовь вообще, говорят, склонна к самопоиску.

Марти вряд ли верил в любовь. Слово на слух, воспринималось для него то как что-то вязкое, то как нечто эфирное, но никак не отождествляемое с картиной мира, которая угнездилась в его представлении о нем. Но мать всегда права. И любовь таится за тем поворотом, который тысячу раз пройдешь и не заметишь, миллион раз увидишь в деталях простаивая на автобусной остановке все детали швов между кирпичной кладкой этого здания, все надписи, граффити, каждую щербинку и выбоинку, но не найдешь её. А она всегда была там, ждала и терпела, потому что только любовь способна быть, по-настоящему верной. Бог придумал её идеальной, как и многое другое, но человеческий закон –закон несовершенства. А потому те, кому принесли в дар эту частичку божественного зачастую пренебрегают ей и не справляются. А задумка-то была – супер.

ВЫРЕЗКА ИЗ СТАТЬИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ЖУРНАЛА «БРЫЗГИ БЕЗ ПРИКРАС» 12 октября 2154 года:

«…Мораль, этика, что говорят эти слова современному человеку? Многогранник добра и зла, сегодня начал вращаться с такой скоростью, что все смешалось в одну субстанцию и дифференцировать её на составляющие, а уж тем боле классифицировать, определить характер – не представляется возможным. Одно можно сказать с высокой долей вероятности если раньше конфликты межличностного типа главенствовали – сейчас их время прошло. Внутриличностные проблемы и их гегемония, связанные с тотальным одиночеством, равнодушием и всеобщей пассивностью – бич нашей эпохи. Разве мы желаем, чтоб таким видели её, а значит и наше лицо потомки? …»

Также очевидно, как то, что мальчики танцующие всей оравой с толстухой издеваются над ней, было стремление Марти обрести новое, сильное, захватывающее и изнуряющее чувство. Скорее даже подспудное интуитивное стремление взаимообладания с другим объектом. Это не правда, что только в сказках желаемое страстно и безапелляционно приходит рано или поздно к вам в руки. Но жизнь, как те мальчишки, что приглашают толстуху на медленный танец – насмехается и дает нам мечту, порой, слишком поздно, на стадии отчаяния.

Марти сидел в небольшом заведении, помесь паба и «кафе для подумать», мест казалось бы несовместимых. А мир любит парадоксы побольше, чем милосердие. Был субботний вечер и составляющая паба взяла верх, подумать решительно не получилось бы, разве мыслитель не обладал бы даром абстрагироваться от шума и праздного веселья. Все столы были под завязку, и тут появилась она. Внешность ангела скрещенная с черной, как ночь начинкой и взрывом звенящей, ясной до крайности простоты, пестрящей колючками сарказма, с тайной, делающей женщину женщиной. Такую всегда замечаешь, хочешь уловить её запах, увидеть её застенчивую наготу, провести пальцами по ореолу её губ. Она оглядывается по сторонам, рот у нее искривляется ухмылкой молодой ведьмы. Она направляется прямиком к столику Марти и небрежно бросает на подходе:

–Я тут плюхнусь, если вы не против?

Марти наблюдал за ней. Конечно, он не против.

–Чего вам надо, не видите я сижу здесь в одиночестве? У меня синтезатор речи, боюсь это вам не доставит удовольствия от общения.

–О, да у кого-то здесь проблемы. И что же, с таким сегодня уже и прожить жизнь нельзя?

–Можно, но в одиночестве.

–Чушь, глупость и спесивец с ранимой душонкой.

–Хамка и бестактная фурия.

–Я просто поинтересовалась можно ли присесть, а ты пол жизни рассказал и начал огрызаться.

Марти оглядел её с ног до головы. Подумал она ничего. Подумал, а вдруг?

–Садись уже, мешаешь смотреть шоу-программу.

И она села.

–Когда я вошла, она увлекала тебя не больше, чем меня вон тот тип за столиком в левом углу зала, с повадками ковбоя и строящий мне глазки в стиле «ты будешь моей, крошка». Поэтому отвечу ка ему соответствующим жестом.

И она показала ему характерный жест, после чего улыбка с лица «ковбоя» сползла, как мертвая устрица.

Марти нервно усмехнулся. Она украла улыбку у другого и подарила ему.

–Тебя как зовут, шутница?

–Сара, а тебя наверное Боб или что-нибудь в этом духе, уж очень ты сноб и зануда.

–Это может и обидеть. Я Марти.

–Мужчина обижающийся, это конечно, как человек разумный. Сегодня такое сплошь и рядом, видимо ты типичный представитель.

–Ты сама из себя, что представляешь?

Наверняка, внимательный читатель уже подметил, что их беседа, давно помогла дистанцироваться от окружающей обстановки, они создали свой мир, клочок земли для двоих. И все их попытки зацепить друг друга за живое, вызывают скорее улыбку, чем удивление.

–А ты посмотри в оба глаза, а не куксись как девочка, тебе и станет все просто и понятно.

–Я тебя насквозь вижу, Сара. Ты обыкновенная прилипала.

–Сейчас ты получишь пинка, мистер Марти слюнтяй. Расскажи лучше, что ты тут делаешь?

–Коротаю дни своей не слишком красочной жизни.

–Какой же ты злюка.

–Какой есть.

–Рассуждал тут, наверное, о том, как тебя все достали, какой ты правильный и какие все вокруг тупицы. Пуп земли, Марти.

–Чего тебя вообще так заботят мои мысли?

–А почему бы и нет?

–Потому что мы с тобой едва знакомы.

–Синтезированных не любят. А ты на эту тему слишком заморочен. По мне так лучше интересный собеседник с искусственным голосом, чем задающийся «настоящий».

–Ничего интересного я тебе еще не рассказывал.

–Так расскажи. Удиви меня, Марти, докажи, что ты хотя бы живой, а не жир с живота толстого выпивохи.

И он рассказал ей. Про звезды, про путешествия, про свою замечательную мать и любимые стихи. Про новую теорию, о которой он читал в газете. Он пытался даже шутить. Не всегда выходило смешно, но само старание было приятным для Сары. Старание ощущалось в воздухе вокруг их стола. А потому, когда он провожал её до парадного входа в её дом, она прильнула к нему и поцеловала в щеку. Горячий поцелуй, еще долго приятно обжигал это место на лице Марти тысячей приятных воспоминаний.

11 января 2119 года:

«Хелен не без осложнений родила сына. Имя ему было Марти. Она ощущала себя, как солдат после марш-броска, пролежавший сутки под проливным дождем и получивший по спине ржавой арматурой. Пару-тройку раз. Новоиспеченная мать отдыхала в своей палате изнуренная и разбитая, уже помышляющая о том, что неплохо было бы хорошенько вздремнуть, когда ее телефон на шкафчике рядом с кроватью противно завибрировал:

–Алло, я слушаю.

–Как все прошло? – раздался сухой голос мужчины у которого вряд ли когда-нибудь будет семья.

–Неплохо, было бы лучше, если бы ты был рядом.

–Хелен, мы уже обсуждали это, этот ребенок, нам не справиться с ним. По крайней мере сейчас.

–Боюсь, ты не можешь справиться сам с собой, а я то прекрасно заменю любезно упомянутое тобой слово «ребенок» на Марти. Твой сын, которого ты увидишь, примерно никогда.

–Как ты себя чувствуешь? Бывало и лучше, да?

–Бывало намного лучше.

И Хелен бросила трубку. Больше они никогда не разговаривали.»

Прошло пять месяцев в отношениях Марти и Сары. Они узнали друг друга ближе, что редко идет кому-то на пользу. Но им очень даже шло. Красивая пара, правда у одного из них не настоящий голос. Какая досада. Пять месяцев беспричинной радости, по крайней мере для окружающих. Сами влюбленные окрестили эту радость именами друг друга. Марти задумывался о том, что это отдельный период его жизни, а другие её части – части матрешки, вкладывающиеся друг в друга. Матрешка, очень опасная игрушка, для людей с тонко чувствующей художественной натурой. Таким ли был Марти? Сара же задумывалась в эти моменты о более насущных проблемах, как и любая ответственная барышня, о том какой лак больше подойдет к её сегодняшнему наряду, какие туфли лучше надеть и сколько раз её возлюбленный позвонил за день, как индикатор чувств к ней. Это был редкий случай, когда любовь обоюдна, равна, не как демократия США в начале двадцать первого века, а как нечто, почти совершенное. Каждый человек на планете должен помнить, нет ничего совершенного и тогда, возможно, это спасет его от страданий. Но мало кто тренирует свою память, мало кто сражается за нее, все мы цепляемся за моменты, когда держим подругу за руку на скоростном аттракционе и еще не понять, кто больше боится она или вы. Это и приводит к невнимательности. Это чувство, когда вы выходите с аттракциона (не важно, какого вы пола), расправляете одежду, улыбаетесь и показываете всем, что вы король или королева мира, чувство, дающее иллюзию неуязвимости. Оно и есть червь, что подтачивает древо. Опытный зритель, конечно, заметит, чуть вспотевшие ладони, которые о многом ему расскажут. Смешные люди, которые боятся показать, что боятся. В этой паре таким был Марти. И это не мешало им быть счастливыми – неистово, слепо, всепоглощающе.

Сара делала для него больше, чем можно себе представить. Лечила его с похмелья, подбирала ему одежду (что было непростой задачей, после подобного сафари по нарядам для себя), не надоедала со своими проблемами. Как тяжело было женщинам прошлого, когда не было полностью автоматизированной системы ухода за домом.

Мир устроен очень просто, а тот кто скажет вам, что это не так, скорее всего плохо схватывал налету всякие там правила грамматики в школе. Мужчины говорят женщинам то, что те хотят слышать, женщины слушают и делают вид, что это очень приятно и неожиданно – формула взаимного успеха перед вами. Но стоит заглянуть за эту ширму чайных церемоний, стоит проделать дыру в этом каркасе надуманной этики, стоит из этой плеяды слов извлечь окровавленное новорожденное дитя, тело которого вопит от боли в этом суровом неприглядном мире, дитя имя которому истина – все тут же становится на свои места. Мужчины козлы, а женщины феи. И ничего не попишешь. И такой стереотип (если, конечно, забыть, о подлинном значении слова фея, о тех поступках, на которые они способны), прочно закрепился в мироздании, как догматы церквей прошлого.

Когда ничто не предвещает беды – беда обязательно случится. А когда для этого есть явные предпосылки, лучше посторонитесь.

Марти и Сара, после очередной вечеринки, ехали по шоссе, немного превышая скорость. Вел Марти, а вы не могли забыть о том, что у него уже бывали проблемы за рулем. Окна мелькали, как насекомые по весне, а дорожное покрытие раскрывало феерию щербатых лиц, спрессованных в монолит – полотно скорости, жизни и смерти. Дома и их окна, разинутые как рты, мелькают все реже, пока наконец совсем не пропадают из виду. Внимание ослаблено, одна рука Марти ласкает гладкие изящные колени Сары, она улыбается. Они мчатся на крыльях любви, а любовь в том или ином своем обличии, всегда несет собой смерть. Контроль над управлением потерян: блеск, скрип, лязг, звук сдувающегося баллона с гелием, искры и скрежет. Марти спрашивает Сару все ли в порядке, та глотая слезы, окидывает себя и возлюбленного взглядом, кивает. Он выходит из своей машины, на которой нет ни царапины.

–Твою мать, откуда хоть на этой дороге взялась долбанная машина!

Бросив это, он окидывает взглядом окрестность, вокруг ни души. Уже стемнело, в глазах у него застыла пелена, поэтому он протирает их. И еще раз. Он подходит к машине и от неожиданности встает на одно колено, а лицо его искажает боль. От автомобиля, с которым произошло столкновение толком ничего не осталось, ему прямая дорога на свалку, а человек внутри, просто не мог выжить. Но не это заботит Марти. Это автомобиль Хелен. Его матери. Даже сейчас, искореженный и разбитый, как старая больная собака, которую завернули в булку для хот-догов, его нельзя не узнать. Усилием воли Марти поднимается и подходит к нему. За рулем, действительно, была его мать. Сейчас это фарш, смазанный чем-то желтым и Марти выворачивает наизнанку. И теперь, ему приходится действовать, он встает и идет к своей машине, доходит до дверцы своей девушки:

–Сара?

Но её       там нет. Он негромко зовет её еще шестьдесят семь секунд. Это на семнадцать больше, чем пятьдесят. На семнадцать дольше, чем ему было нужно.1 Бунт по всем фронтам, не повод сдаваться.

Он виновник этой автокатастрофы, как и в тот раз, когда лишился своего голоса. Но он чертовски везучий парень. Опять нет ни единого свидетеля и он изображает из себя жертву. В прошлый раз все было так разбросано по дороге, что невозможно было провести объективную экспертизу, а лишившийся голоса Марти, не мог вызывать иных чувств, кроме жалости и его объявили невиновным. В этот раз будет сложнее. Он столкнулся со своей матерью, у которой неплохое состояние. Мало кто поверит, что это случайность. Но и у Марти есть несколько козырей. Например его голос, который не дрогнет, как мог бы дать слабину настоящий, не синтезированный. С Сарой и её бегством, он разберется позже. Теперь надо подстроить все так будто он не виноват. На дороге до сих пор ни одной машины. Точно кто-то заблокировал её с обоих концов. Но дело скорее в другом, этот рудиментарный клочок связан с тем, что она, достаточно, стара, ей пользуются скорее парочки вроде Марти и Сары, которые едут на край обрыва Глоссуэри, чтоб полюбоваться видом природы, или что в столь темное время логичнее предположить – видом нагих тел друг друга. Вопрос в том, что здесь делала его мать. Об этом думать после, сейчас – спастись. До обрыва метров пятьсот и Марти на своем автомобиле преодолевает это расстояние очень быстро и окончательно протрезвев. Располагает его под откос, и ставит на ручник. Выходит и снимает его, небольшое усилие и автомобиль уже вряд ли когда-то обретет привычные очертания, высота весьма солидна. Бегом обратно, что есть мочи. Марти пытается пролезть в то, что скорее груда металла, нежели машина, на пассажирское сиденье, рядом с массой, которой еще недавно была его мать. В бедро, в грудь, всюду в его тело давит металл. Давит так, что он чувствует его кислый привкус на губах. Уже достаточно холодно и пар невнятными клубами вырывается из него при каждом выдохе. Марти пристегивается и разбивает себе голову, об выступающее железо, для создания хоть какой-то реалистичности, должно сработать. Звонок в скорую помощь. Внизу обрыва, достаточно глубокая река, чтоб скрыть его машину, но недостаточно – чтоб смыть кровь с его рук. И он понимает это, но если его мать, его Хелен не спасти, то надо спастись самому.

      И он в очередной раз спасается, потому что теперь его самоназвание Марти-слизень. Парочка вызовов в участок от фараонов с важными лицами и дельце обстряпано. Какой-то пьяный врезался в машину, где ехал Март, с Хелен. Сын и мать, возвращавшиеся с отдыха на природе. А преступник скрылся с места преступления.

Правда, это вовсе не значит, что чувство вины стекло с совести, Марти, как капли дождя по крыше. Он видел свою мать во сне с развороченными внутренностями и наяву, вместо моделей на рекламных стендах и вывесках магазинов, она звала его, все вокруг кричало о ее присутствии, а реальность навязчиво шептала Марти, увы, о её отсутствии. Окончательным.

Усугубляла ситуацию пропажа Сары. Прошло три недели, а он так и не видел её. Он заходил в её квартиру, но его экземпляр ключей, который она подарила ему после трех месяцев отношений не подошел. После продолжительных звонков, дверь наконец распахнула какая-то женщина, назвалась Карлой. Никакая Сара, как выяснилось никогда не жила в этой квартире, более того, Карла живет здесь всю свою жизнь и не знает никакой другой Сары, кроме одиннадцатилетней девочки семьи Морганов во всем доме. Клара интересуется, уж не ее ли он ищет?

Неслабо досталось парню, а?

Вернемся к началу нашего рассказа, когда Марти слонялся по улицам: одинокий, потерянный, разбитый. Тогда он находил отдушину в своей матери, позднее в Саре, но как быть теперь? Куда отправиться, когда все вокруг одинаково противно? Есть много рек, которые могут излечить вас омовением своих вод, но никогда не знаешь, какая из них в итоге вынесет вас на берег, а какая затянет в свой пучинистый водоворот и никогда не отпустит. Марти выбрал второй вариант. Некоторым по слухам, все-таки удавалось вырываться и оттуда, но это лишь в порядке исключения. Алкоголь не отпускает тех, кто попался. А Марти, вовсю – попался, который кусался.

Он порос бородой – не такой холеной, за которой следят двадцатилетние щеголи, считая это своим превосходством (весьма сомнительным и порой единственным) над своими безбородыми сверстниками, а неровной, местами слипшейся, сальной, с кусками пищи по краям губ.

Марти бродил по улицам в надежде увидеть Сару, а порой и просто бесцельно, а иногда лежал под куском картона и на него гадили местные крысы. Это состояние: туман, дереализация, конец его безрадостного бытия.

Или не конец?

Опустившийся или жалкий? То и другое одновременно или нечто третье?

Марти идет вдоль улицы, он вроде бы не забрел в трущобы на окраине, но предчувствие, пусть притупленное алкогольным предшественником комы – дурное.

Кто-то кидает в него пустую бутылку. Он делает еще пару шагов, пошатывается и падает, перед тем как два горизонта смыкаются в его закатывающихся глазах, его взору предстает Сара, он тянет к ней руки, но слишком поздно, и Марти слишком пьян, сознание убирается из его головы наружу: на асфальт и дальше, дальше, куда не добраться взгляду.

Глаза закрытые имеют свойство открываться, если, конечно, вы не покинули бренную землю, в поисках жилища получше. Марти – не исключение. Левой рукой он трет висок, правой опирается на кровать, в которой только что сел. Комната непримечательна ничем, кроме стула в середине и женщины в строгом костюме, сидящей на нем. Она помахивает документами Марти и говорит:

–Здравствуйте, Марти. Можно я буду называть вас так?

–Доброго времени суток, валяйте, только дайте что-нибудь выпить.

–Чуть позже, нам нужно о многом побеседовать.

–Я вас не знаю, где я вообще, черт возьми?

–Вы в борделе.

–Где?

–В борделе. Ну тут продают тело и различные услуги.

–Я знаю, что такое бордель! Какого рожна я тут делаю?

–Дело вот какое, вы потеряли сознание, какой-то из посетителей, хотя, поверьте, это строго запрещено, пронес с собой спиртное и выкинул в окно. Вам повезло не слишком пострадать в результате этого акта кощунственного вандализма.

–И почему бы вам не вызвать скорую, коль все так счастливо сложилось?

–Поверьте, мы бы так и поступили, кстати, я директор заведения, забыла представиться, меня зовут мамочка Аутентичность.

–Вы мне не мамочка, моя мамочка умерла!

–Это нам известно.

–Откуда это вам известно?

–Видите ли, девушка, которую вы узнали, прямо перед тем, как потерять сознание, её, кстати, зовут вовсе не Сара, да и девушка она лишь отчасти, так вот, на её записи, мы видели вас, но никак не могли найти вас, ваша мать не успела оставить никаких записей.

Марти делает «ничего не понимаю» лицо. Возможно, даже вполне искренне. И занимает выжидающую позицию. Женщина продолжает:

–Господи, вы же ничего не знаете.

–Вы же ничего не знаете, – передразнивает её Марти.

–Наш бордель, не типичное заведение подобного характера. Сейчас в тренде новая услуга, робо-проституции. Ваша мать пришла к нам со специфической просьбой и внушительными аргументами.

Женщина трет пальцы правой руки друг об друга имитируя шелест банкнот.

–Моя мать заказала себе мужика робота проститутку?

Марти смеется, громко, бестактно, но мы простим ему это, состояние близко к истерике.

–Не совсем так. Она заказала робо-проститутку вам. Номер 11J-503. Очень дорогой экземпляр. Специально создана, по образу вашей молодой матери. Хелен не посвящала нас в подробности, наша задача лишь предоставить услугу. Проблема в том, что она не оставила никаких координат, для связи с вами в случае чего. Мы не говорим клиентам, но для непредвиденных обстоятельств, наши роботы записывают все происходящее с ними.

Марти стало не по себе.

–Двадцать четыре часа в сутки? Вы меня обманываете. Как же квартира, где жила Сара.

–Понимаете, наше агентство, одно из немногих в своем роде, поэтому мы стараемся идеально исполнять условия контракта. Ваша мать хотела, чтоб вы ничего не знали. Робот, который вас обслуживал, как только заказчик умер, получил сигнал об этом и покинул вас согласно условиям контракта. Обычно Хелен платила заблаговременно, но в этот раз, опять же, мы можем судить лишь по видеозаписи. Она собиралась вам все рассказать. Поэтому она была на той пустынной трассе, но все закончилось трагедией.

–Боже мой, вы все видели.

–Да. Но не волнуйтесь так, Марти, наше агентство не ввязывается в такие дела, которые могут приобрести с трудом прогнозируемый общественный резонанс. К тому же услуги полностью конфиденциальны. Наши роботы полностью аутентичны, их не отличить от настоящего человека, порой даже специалисту.

–Вы, вы психи здесь все, я же живой человек!

–Мы понимаем ваше удивление, не беспокойтесь, пожалуйста. Ваша мать не оставила информации о вас, но велела своему душеприказчику доставить это сюда, в случае её смерти. И это предназначалось вам, Марти. Мы бы нашли вас раньше, но из-за бюрократических особенностей, получили её послание только сегодня, за пару часов до того, как вы пришли в себя. Такая вот ирония. А сейчас я выйду из комнаты и оставлю вас наедине с вашей матерью.

Элизабет вышла из комнаты, а Марти посидев пару секунд в отупляющем недоумении запустил голографическое аудио-письмо. В комнате возникла голограмма его матери, она скромно улыбнулась и заговорила:

«Если ты сейчас меня видишь и слышишь, Марти, любимый сынок, значит меня уже нет среди живых. Стоит ли тебе беспокоиться из-за этого? Не так, чтоб податься в какой-нибудь совсем уж юношеский радикальный максимализм. Я знаю, ты всем сердцем любишь меня, а я всегда любила тебя. Поэтому надеюсь ты не делаешь ничего такого, о чем стал бы жалеть. Сначала, мне показалась забавной идея записать тебе много-много часов таких писем, но потом решила, что так я лишь убью воспоминания о себе. В конце концов, я придумала кое-что получше. Наткнулась на это агентство, прости за Сару. Но ты так страдал, а мать не может видеть, как страдает её дитя. Я не могла предложить тебе этого при жизни, и поверь, мне был бы предельно ясен твой отказ и это было бы абсолютно нормально. И все-таки выслушай. Элизабет рассказала мне о новой технологии. Она была много раз апробирована, прошла эксперименты с контролем и полностью безопасна. Моё сознание скопировали на специальный носитель и наука дошла до этапа, когда его можно внедрить в мою молодую робо-копию, Сару. Только представь себе, мы можем быть вместе и физически тоже. Её создали по моему образу и подобию и теперь она может дать мне новую жизнь. Денег, заработанных мной, хватит нам на две жизни и на оплату этих услуг. А когда ты умрешь, сможешь переместить в свою робо-копию сознание и мы будем вместе и после. Вечная жизнь. Мать и сын, муж и жена, альфа и омега. Я люблю тебя, Марти, хочу, чтоб мы были с тобой, как ты был с Сарой, ведь она по сути и была молодой копией меня. Надеюсь ты поймешь меня и сделаешь столь страстно желаемый мной выбор. Выберешь меня.»

ВЫРЕЗКА ИЗ СТАТЬИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ЖУРНАЛА «БРЫЗГИ БЕЗ ПРИКРАС» 12 октября 2155 года:

«Но дело не только в потомках. Что сказали бы наши предки? Пусть мы сегодня и считаем их дикарями, традиции, которые они нам завещали, некоторые из них – незыблемы никакими законами нового времени. Робо-проституция, предмет нашего исследования, а также трансфер сознания, нарушает все возможные устои. Порочит честь и уродует лицо нашего общества, уничтожает его мораль. Да, есть субъекты, не только среди тех, кто пользуется подобными услугами, но и среди обычных граждан, считающих, что это новый шаг в развитии науки. Что так можно оградить жертв педофилии, скотоложества и прочих сексуальных девиаций, от реальной физической и психологической угрозы. Но кто даст гарантию, что люди с извращенным сознанием будут соблюдать закон, кто даст гарантию, что не возникнет проблемы ложности и не аутентичности? Не говоря уже о вопросе так называемой «вечной жизни», которая будет доступна, лишь отдельным классовым прослойкам общества? В праве ли мы сохранять сознание чужих людей? В праве ли позволять бродить мертвым среди живых?

Да, это может помочь раскрытию преступлений, но это может и стать рычагом воздействия, серьезнейшим оружием преступников, террористов и сторонников разного толка делинквентного поведения. Все перечисленные аспекты и целый ряд еще не подвергнувшихся подробному анализу, указывают на необходимость правительства принять меры по упразднению робо-проституции и трансфера сознания, потому как они носят деструктивный характер, негативно сказывающийся на общественной жизни. Научно-исследовательская группа под руководством П.Нэша.»


Отнюдь не скупые слезы на щеках Марти не успели высохнуть, как в дверь постучали. Это была Элизабет.

–Я не помешала?

Марти покачал головой.

–Я не в праве торопить вас, обычно дела решают наши сотрудники, заключают договоры с клиентами и прочее, ну вы понимаете. Но так, как Хелен была одним из самых важных наших клиентов, я лично занялась этим вопросом. К сожалению, мое время ограничено, поэтому спрашиваю вас сейчас, но вы в любое время можете позвонить ко мне в офис, или на телефон личной связи и поговорить о том, что вас беспокоит…

–Я согласен, – довольно грубо перебил её Марти.

–Согласны?

–Да. Сара, Мама, какая разница? Быть может я совсем спятил, но это, кажется мне неплохим выходом.

–Что ж, я рада такому решению, и, поверьте, здесь на первое место выходит не мой меркантильный интерес, а мои чувства, которыми я прониклась к вашей семье.

–Что ж, может в таком случае вы предложите услугу вмещения двойного сознания и я буду трахать свою мать и вас одновременно?

Щеки Элизабет покрылись пунцовыми красками.

–Простите, я не хотел вам нагрубить, просто я на взводе. Когда можно начать процедуру и сколько она займет?

–Ничего страшного, я все понимаю. Можно начать прямо сейчас, займет 15 минут.

–Что же, тогда я посижу здесь, в этой комнате и оплачу её на час вперед и за то время, что уже провел здесь, пусть моя мать войдет, когда вы закончите.

–О, Марти, это подарок от организации. Подпишите здесь и вот здесь.

Он молча подписал. Элизабет вышла из комнаты и примерно двадцать минут, Марти сидел в полной тишине. О чем он думал в этот момент? Мне неизвестно. Быть может о том, как забавна порой жизнь. Он – противник всего синтезированного и суррогатного, встречался с роботом и даже не смог этого понять. Как интересно Сара проводила столько времени без зарядки? Наверное, можно неслабо испугаться, если такая кукла во время секса начнет заедать и издавать непонятные, нетипичные звуки. Можно лишь догадываться, о чем думал Марти. Может это и естьсчастье, ожидание того, как вновь обретешь мать. Это как бы рождение заново… нет, рождение наоборот.

И вот в комнату входит Хелен-Сара, молодая и такая привычная, такая, какую Марти, казалось, потерял навсегда.

–Мама?

–Хелен, малыш, пусть я буду просто твоей Хелен.

Марти подходит к ней, берет её за руку и целует в губы, неуверенно, как бы прощупывая почву, словно он на вечеринке и еще не уверен склеил ли очередную цыпочку или нет. И он чувствует закваску жизни, чувствует кровь, чувствует призыв гонга. И покидает водоворот алкогольной реки, спасается в поцелуе с роботом-копией своей молодой матери, с вживленным в него её же сознанием. Но безопаснее ли эта река?

Примечания

1

Отсылка к предсмертной записке Хантера Томпсона для своей жены, перед самоубийством.

(обратно)

Оглавление

  • *** Примечания ***