Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика [Епископ Варнава Беляев] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Епископ Варнава (Беляев) Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика

«Когда враждебный дух станет нападать на нас, распрострем Крест вместо паруса и будем безопасно совершать наше плавание».

Преп. Синклитикия

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая

Краткое житие аммы1 Синклитикии

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Мф. 5:14–15

Приятнейшие дни в жизни святых не начальные, не молодости дни, а старости — предсмертные дни. А самый радостный день — день смерти. Особенно весело праздновался у первых христиан день смерти мученика. Он назывался natalis (подразумевалось dies) — «днем рождения», рождения не в этот скорбный, мрачный мир, а в вечный неизреченный свет. Первые христиане украшали двери дома, где находился покойник, венками и гирляндами из цветов, убирали внутренность дома зеленью, светильниками.2 Все это, в общем, и теперь осталось, только песнопения похоронные приняли, вместо радостного, скорбный характер. Но это — от грехов.

К последним дням жизни преп. матери Синклитикии и обратимся. С внешней стороны, по телу, они, конечно, для нее скорбны были. Но с духовной стороны — являются для нас величайшим образцом назидания, наглядно воспроизводя славный подвиг терпения библейского Иова. Радостен дух был и у самой великой подвижницы, достигшей блаженного бесстрастия и утешавшейся небесными явлениями.

Назидательная кончина

Амме Синклитикии исполнилось уже 80 лет, когда ее постигла страшная болезнь. Началась она с изнурительной лихорадки. Болезнь томила и без того истощенную подвигами старицу более трех лет. Сильный внутренний жар мучил ее и не давал ни на минуту покоя. К этому прибавилась новая беда: от загнившего зуба стали гнить у преподобной десны. Гниение перешло на всю щеку. Через 40 дней стали видны кости. Зловонная едкая жидкость распространилась по всему телу. Запах от больной был так нестерпим, что сестры, которые прислуживали из чувства сильной любви к старице, едва переносили его. И вот, лежа в таких — то мучениях и страданиях, святая игумения нисколько не думала об их облегчении. Терпение ее было безгранично. Но сестры не выдержали. Пригласили врача.

Когда тот явился, она спросила:

— Для чего вы хотите остановить полезную для меня борьбу?3

— Мы вовсе не думаем, — ответил врач, — ни облегчать ваши страдания, ни исцелять вас, хотим только умастить4 отмершие члены вашего тела, чтобы остановить в них заразу. Она опасна для прислуживающих вам.

— Если это не для меня, то пусть будет по — вашему5, — тотчас успокоилась страждущая.

Так она постоянно отсекала свою волю.

Еще более трех месяцев мучилась святая. Только силою Божиею держалась ее душа в теле: человеческих сил, очевидно, не могло бы хватить для этого. За время болезни никакой пищи амма не могла принимать. Спала только по несколько минут. Наконец однажды сказала:

— Чрез три дня я буду разлучена с моим ничтожным телом.

Это случилось после бывшего ей видения святых ангелов и лика пресвятых дев, призывавших ее к себе. Показаны были Синклитикии при этом и райские селения.

Как предрекла, так и вышло: в назначенный день и час светлейшая паче солнечных лучей душа ее разлучилась с многоболезненным, изъеденным страшными язвами телом и перешла ко Господу, в жизнь неболезненную и нестареемую… От уничижения — к славе.

Это произошло около 350 года6.

Происхождение и подвижническая жизнь

Внешние обстоятельства жизни преподобной Синклитикии таковы. Родилась она в Александрии. Родители ее были выходцами из Македонии, людьми богатыми и благочестивыми. Кроме нее, у них были еще дочь и два сына. Младший умер рано, а старший, двадцати пяти лет, когда его собирались женить, ушел в монахи, по тогдашнему — в пустыню. Сестра же, будучи слепой, любила уединение. Все дети, как видно из их поступков, получили равно религиозное воспитание и выросли добрыми христианами.

Синклитикия была красива. Женихов посему увидала рано. Родители, как это обычно бывает, хотели выдать ее замуж. Но у нее были помыслы о другом. Наряды, дорогие каменья, серьги и браслеты, музыка и вообще внешний мир ее не трогали. Синклитикию манила к себе иная жизнь. Она молилась и в молитве находила для себя лучшее утешение. Видя, что тело ей изменяет и влечет не туда, куда она хотела бы, молодая дева наложила на себя узду — пост, воздержание и труд. Она так приучила себя, что если случалось ей принимать пищу не в положенное