Путевой дневник философа [Герман Александр фон Кайзерлинг] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Д Н Е В Н И К И

XX

В Е К А

ГЕРМАН КАИЗЕРЛИНГ

Путевой дневник
философа
èl
Сам кт-11 етербург
Издательство« ВЛАДИ M И Ρ ДАЛ Ь»
2 0 10

V 4*

Д Н Е В Н И К И

XX

ВЕКА

HERMANN KEYSERLING

Das reisetagebuch
eines Philosophen

ГЕРМАН КАИЗЕРЛИНГ

Путевой дневник
философа
Перевод с немецкого
И.П. Стребловой
Г. В. Снежинской

Санкт-Петербург
«ВЛАДИМИР ДАЛЬ»
2 0 10

УДК 82-94:1(091)
ББК 84я44: 87.3(0)
К 12

Серия основана в 2000 году
Редакционная коллегия серии
«Дневники XX века»

В. М. Камнев, Б. В. Марков,
А. П. Мельников, Ю. В. Перов, К. А. Сергеев,
Я. А. Слинин, Ю. Н. Солонин (председатель)

ISBN 978-5-93615-097-5

© Издательство «Владимир Даль»,
серия «Дневники XX века» (раз­
работка, оформление), 2000 (год
основания), 2010
© Г. В. Снежинская, перевод на
русский язык, 2010
© И. П. Стреблова, перевод на
русский язык, 2010
© Ю . Н. Солонин, статья, 2010
©А. П. Мельников, оформление, 2010
© п. Палей, дизайн, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Солонин Ю. Н. Герман Кайзерлинг — путешественник
сквозь время и пространство
Предварительное замечание

29
87

I. В Тропики
90
Перед отъездом: различные формы опыта; преимущества и
недостатки уединения; актер, поэт и метафизик; поче­
му философы должны быть странниками; преимущест­
ва и недостатки странствования
90
В Средиземном море: внешняя и внутренняя свобода; почему
я не хочу быть главою школы; единственно существен­
ное; механическое освобождение; апология иезуитст­
ва; душа как «природа»
94
В Суэцком канале: настроение пустыни; Бог пустыни; как
возникают боги
97
В Красном море: воображение тела; корреляция элементов
каждого мира; как a priori конструировать животных . 99
Аден: огромная формообразующая сила Африки; природа
как великий художник превосходит человека; переоцененность художественного творчества; смысл прекрас­
ного; когда суждение, основанное на вкусе, может
быть объективным; красота для отдельного индивида
никогда не имеет символического значения
100
В Индийском океане: почему созерцание величественной
природы оказывает возвышающее действие; зависи­
мость впечатления от внешних обстоятельств (103). —
Значимость одеяния; апология тщеславия; маскарад
как средство самореализации; Хаджи Баба из Исфаха­
на; разное понимание формы Востоком и Западом
(106). — Равнозначность всех фактов; никто не может
уметь все; следует принимать во внимание разницу
между своим и другим родственным умом; необходи5

мость самоограничения; специфическое бескорыстие
творца; никто не живет для себя (110). — Сила среды;
преимущество столицы перед провинцией; преимуще­
ства и недостатки «светского окружения»; тип репре­
зентативно-показного человека; француженка XVIII ве­
ка; характерные различия между мальчиком, мужем и
старцем как отражение воздействия среды; почему к
мужчине и женщине нужно подходить с разными мер­
ками; фантазии о Царствии Небесном
П. Цейлон
Коломбо: все живое в тропиках имеет вегетативную приро­
ду; психические и физические феномены — явления
одного толка; учение о майе; учение о майе отвечает
нашему натурализму; Будда и Ницше
Канди: красота ландшафта; мечта и ее осуществление; поче­
му великие достижения духа рождаются в умеренном
климате; в тропиках неведома наша любовь; стремле­
ние уйти от окружающего изобилия как мощный мо­
тив в поведении обитателя тропиков; Нирвана (116). —
Тропическая флора; буддизм как теория растительного
мира (119). — Физиологические основы буддизма; Ашвагхоша и Бергсон; феноменологический релятивизм
как религия; в тропиках проще составить объективное
суждение о психических процессах; становление как
последняя инстанция; основы идеи Нирваны; освобож­
дение и вечная жизнь (124). — Буддистская церковь;
превосходство буддийского священника над христиан­
ским; бестактность тех, кто берется улучшать мир; бес­
страстие ценнее благотворительности; буддийское ми­
лосердие (carität); всякое состояние необходимо и яв­
ляется благом на своей ступени; человек не желает
жить по чужой указке (126). — Формообразующая си­
ла буддизма; буддизм, католичество и протестантство;
преимущество царского происхождения Будды; абсо­
лютное преимущество благородного происхождения;
изначальный характер христианства как религии про­
летариев; абсолютное преимущество буддизма перед
последним (128). — Буддистское богослужение; несу­
щественность представлений о вере; почему обитатель
тропиков более склонен к религиозному философство­
ванию, чем житель северных стран; путь Запада ведет
через явление к смыслу; значимость догмы в христиан­
ском вероучении; буддистский фанатик (130). — Мона­
хи; почему их почитают; причина радостного настроя в
буддизме; буддизм и лютеранство; недостаток слишком
простых идеалов (133). — Любовь к ближнему у христи­
ан и буддистов; Attachement (привязанность) и Déta6

chement (непривязанность) как