Гурджиев. Эссе и размышления о Человеке и его Учении [Георгий Иванович Гурджиев] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Гурджиев Георгий Эссе и размышления о Человеке и его Учении

(C) Общество Друзей Абсолюта, составление

(C) Андрей Степанов, перевод, 2002

(C) Андрей Степанов, редакция, 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Статьи в этом сборнике написаны людьми, принадлежащим к совершенно различным областям познания: здесь и теоретическая физика и театр, музыка и психология, высказывания самого Гурджиева и воспоминания о нем. Эти статьи не только раскрывают учение Гурджиева совершенно с разных сторон, но и доказывают, что в нем действительно содержится полное и всеобъемлющее знание — от космологии Вселенной до ролей, которые мы играем в жизни. Важно, что кроме теоретических описаний, в них даются (часто между строк) и практические способы воплощения в жизнь тех или иных идей.

На этих страницах постоянно встречаются три понятия — "Абсолют", "пробуждение" и "состояние присутствия". Попробуем соединить их вместе.

Пробужден ли Абсолют? Находится ли он в состоянии присутствия? Что произойдет, если он, не дай Бог, заснет? Над последним вопросом даже не хочется особо задумываться, а на первые два не будет грехом ответить утвердительно. Прибегнув к помощи одного из семи первоверховных законов — закону аналогии, можно утверждать, что и в человеческом микрокосме также есть свой маленький Абсолют — искра большого Абсолюта. Но где же его найти? Вряд ли можно сказать, что он заснул, скорее, это мы удалились от него слишком далеко, забыв закон иерархий и превратив свой внутренний мир из строго упорядоченного места проявлений нашего Абсолюта в полнейший хаос, окутав свой разум пеленой образов, перестав управлять чувствами, не в силах выбиться из наезженной колеи механических движений. Это драма как всего нашего Космоса, так и каждого из нас.

Что же делать? "Прежде чем начать что-либо делать, — не раз повторял Гурджиев, — вы должны осознать свое ничтожество. После этого можно начинать". И здесь его мнение полностью совпадает с мнением мудрейшего из мудрейших, незабвенного Ходжи Насреддина, говаривавшего, что даже Абсолют, перед тем как стать Абсолютом, долгое время был Ничем.

Основой данного сборника послужила книга "Gurdjieff: Essays and Reflections on Man and His Teaching", edited by J. Needleman and G. Baker.

Цитаты из книги Г. И. Гурджиева "Рассказы Баалзебуба своему внуку" в основном приводятся в классическом переводе Ф. Веревина, А. и Г. Беляевых, Л. Морозовой. Цитаты из книги П. Д. Успенского "В поисках чудесного" в основном приводятся в классическом переводе Н. В. фон Бока.

Ваши Вопросы и замечания, отзывы и пожелания направляйте по адресу gurdjieff@pisem.net. Смотри также http://gurdjieff.pisem.net.

Информацию о проводимых в России семинарах, посвященных психологии возможной эволюции человека и внутренней алхимии, можно получить по адресу: egory@mailbox.riga.lv.

Андрей Степанов

май 2002 Р.Х.

ЖАННА ДЕ ЗАЛЬЦМАНН (1889 — 1990)

Жанна де Зальцманн, дочь знаменитого швейцарского архитектора Жюля Аллемана, изучала музыку (фортепиано, композицию и оркестровое дирижирование) в Женевской консерватории. Как танцовщица, преподаватель ритмических движений и ученица Эмиля Далькрозе, она с самого начала участвовала в работе авангардного Института Искусств, открытым Далькрозе в 1912 году в Геллерау, Германия. Там она повстречалась с художником и театральным дизайнером Александром де Зальцманн, за которого вышла замуж в 1917 году. Во время русской революции вместе с мужем Жанна де Зальцманн жила в Тифлисе, где открыла школу танцев и музыки. В 1919 году композитор Томас де Гартманн представил молодую пару Гурджиеву. Встреча оказалась судьбоносной. Со временем Жанна де Зальцманн стала самым доверенным помощником Гурджиева. В конце своей жизни он доверил ей продолжать свою Работу. Кроме этого, она руководила переводом и публикацией письменных трудов Гурджиева.

Более сорока лет Жанна де Зальцманн неустанно трудилась вместе со своими учениками, сохраняя и передавая упражнения и танцы, данные Гурджиевым. Свидетельством ее работы является выдающаяся серия документальных фильмов под названием "Священные танцы".

Жанна де Зальцманн ПРОБУЖДЕНИЕ МЫСЛИ

Объективная мысль — это взор свыше. Этот взор свободен, он способен видеть. Без этого взора свыше, видящего меня, моя жизнь — это жизнь слепого человека, который идет по пути, ведомый лишь импульсом и не знающий куда и зачем он идет. Без этого взора свыше я не могу знать, что я существую.

Во мне есть сила, способная поднять меня над самой собой, дабы увидеть себя свободно — со стороны. Моя мысль может быть свободной. Но для того, чтобы быть свободной, она должна освободить себя от всех ассоциаций, что держат ее в плену и делают пассивной. Мысль должна разорвать все нити, что связывают ее с миром образов и форм; она должна высвободить себя из-под постоянного давления эмоций. Мысль должна чувствовать свою силу противостоять этому давлению, свою объективную способность