Пять лекций по общей семантике [Альфред Коржибски] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ПЯТЬ ЛЕКЦИЙ ПО
ОБЩЕЙ СЕМАНТИКЕ
ГРАФА АЛЬФРЕДА КОРЖИБСКИ,
ПРОВЕДЁННЫХ В Г. ЛОСАНДЖЕЛЕС
2, 3, 4 ИЮНЯ 1939 Г.,
ДЛЯ ЛОС-АНДЖЕЛЕССКОГО
СООБЩЕСТВА ОБЩЕЙ СЕМАНТИКИ
. . . . . . . . .
Оглавление

Оглавление
Лекция 1 ................................................................. 3
Резюме ................................................................. 7
Лекция 2 ................................................................. 8
Резюме ................................................................ 12
Лекция 3 ................................................................ 13
ОБЩАЯ СЕМАНТИКА И ПСИХОТЕРАПИЯ .......................................... 18
ОБЩАЯ СЕМАНТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ ........................................... 20

. . . . . . . . .
Расшифровка
Вока Фиск
Рабочая формула Общей Семантики:
«Я НЕ ЗНАЮ. ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ» - АК

Лекция 1
(Подход:) О чём это всё? Вначале у вас могут возникнуть трудности в
понимании ОС по причине того, что 1) то, что я говорю – это детский сад,
слишком просто; 2) у нас есть много знаний, который мы не применяем. В ОС
мы объединили знания в современный абстрагированный метод. Первичные
результаты науки – известны хорошо, но в чём заключается метод, который
привёл к этим результатам? Как мы приходим к тому, что знаем? Это один из
важнейших вопросов образования.
(Обсуждение:) Слово «семантика» пришло из Греческого языка – обозначать,
значить. Мы строим значения на взаимодействии слов со словами; это старый
(интенсиональный) способ. Возможно ли это? Нет, нам придётся начать со слов,
которые не определены. Прежде чем создавать теорию значения, нам нужно
исследовать термины, лежащие в основе всего значения. Попробуйте провести
такой эксперимент: возьмите какое-нибудь простое слово или фразу, которую
употребил ваш друг и спросите, что он имеет ввиду. Впоследствии вы узнаете
значение того, что я только что сказал. Это хорошо известно в математике. Я
говорю о том, что сказал К. Кисер в своей математической философии о
чудесах логики и ослах.
Наша работа – строго экспериментальна. ОС работает не как теория значения,
а как общая теория присвоенных значений. Как происходит наше поведение?
Посредством организменных оценок. Вы должны понять, что термин «оценка» это структурный термин, т.е., например, нельзя отделить эмоции от
интеллекта.
Здравомыслием
можно
назвать
'правильную'
оценку;
нездравомыслием – 'неправильную оценку'. Вы можете спросить, что я имею
ввиду под «правильной» оценкой. Мой ответ: научную оценку. Оценку нужно
проверять эмпирически. Если ваши прогнозы успешны, вы оцениваете правильно.
Хороший пример можно найти у Эддингтона. Учебники дают горизонтальные
прогнозы; вертикальные работают в жизни. Оценка относится ко всем наукам и
к вашим собственным проблемам. В её стандарты входят прогнозируемость и
эксперименты.
В прогнозируемости участвуют факторы здравомыслия. Она предотвращает шок
неожиданности. Нет ничего труднее, чем обнаружить очевидное. Например, те
солдаты, участвовавшие в мировой войне, которые ожидали ужасов, не
сломались; те, которые не ожидали ужасов, сломались. Мы пересматриваем то,
что знаем, каждый день. Прогнозируемость существует в математике. В ОС, мы
учимся мудрости у математики, но мы её не используем. В применении мы
приводим в порядок старые лингвистические привычки. Многие проблемы – вовсе
не проблемы, а лишь вербальные выдумки.
Наше религиозное и светское образование не может существовать без
Аристотеля. Вам знакомо «почему, почему, почему»? Действительно ли мы
получаем ответы? Ограниченное «почему» - это нормально; это то, что мы
имеем в науке. Неограниченное «почему» приводит нас в растерянность. Мы
наглядно видим его результаты в шизофрении. (Следует пример о том, как
пришлось объяснять 4 часа студенту (пациенту); «Вы думаете своим пальцем на
ноге, как своим мозгом… посмотрите на свой палец на ноге и почувствуйте
себя лучше!»)
ОС имеет дело с живыми реакциями. (Далее следовали различные примеры оценки,
включая историю о Наполеоне и Иисусе Христе, чтобы продемонстрировать, что
если вы чувствуете себя оскорблёнными, вы инфантильны, а также некоторые

комментарии о Гитлере.) Вы знаете “Mein Kampf”? На эту книгу было написано
несколько ответов. Один из них недавно написал Льюис Мамфорд. Он назвал его
«Люди Должны Действовать». Он пытается защищать демократию. Помните, что я
не говорю о политике; я говорю о человеческой реакции общего типа.
Мамфорд понимает демократию, как образ жизни. Наличие такой демократии
предполагает здравый рассудок. Вопрос в том, есть ли он у нас. Можем ли мы
вообще мыслить здраво? Нас этому учили? Если так, то у нас может быть
демократия. Я предполагаю здравый рассудок; естественный образ жизни
человека; демократию. Без здравого ума, демократия – хуже чего бы то ни
было. У нас есть методы образования для развития здравого ума? Старые
способы убивают здравый ум; в основном, это зубрёжка фактов.
Факты, которые он приводит о Гитлере – верны; однако его связи – отношения
между ними – неверны. У него