Впечатления от Вольтера, рецензия на «Задиг, или Судьба» [Юлия Анатольевна Воронова] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Мыслитель подобен звезде на небосводе. Рано или поздно ум его, горящее живое сознание обращается в прах, но его Мысль остаётся всем последующим поколениям. Так и свет может быть давно остывшей звезды летит через вакуум вселенной, чтобы озарить ночное небо и попасть в глаза смотрящего.

Мой интерес к имени Вольтера возник не на пустом месте. Я всегда любила историю своей страны и неоднократно встречала упоминания имени французского философа в описаниях круга интересов наших государей. Особенно запал мне в память факт переписки Вольтера с Екатериной II. Ознакомиться с этой перепиской лично пока что не представилось возможности, но я уверена, что кроме дружеских бесед в ней можно найти истоки решений и мотивы поступков императрицы. Правление Екатерины Великой можно кратко охарактеризовать, как «благоразумное». Может быть, всё дело именно в благоприятном влиянии умнейших людей своего поколения, одним из которых был и Вольтер?

Шло время, каждая прочтённая строка неумолимо приближала меня к мысли обязательного знакомства с произведениями французского философа. Меня останавливала только моя нелюбовь к философии, как оказалось, неоправданная. Вообще само понятие «философия» трактуется в нашем обществе как-то неестественно. Усложнение простого и сложность лёгкого. Чтобы понять простую мысль, не нужно знать о течениях и философских школах, ибо они рассеивают понимание. Тогда Мысль была так же проста, как и сейчас. Не нужно начинать изучение философии с классификации школ и направлений, их так же много, как рыбы в море. Начать следует с простого вопроса: «О чём он говорит?». И поняв каждого в отдельности, можно поинтересоваться, кто думал подобно ему.

Прошу прощения, мой дорогой читатель, что я немного удалились от темы. Так вот, Вольтер. «Задиг, или Судьба» – первое, что я у него прочла. Приятно заметить, что эта восточная повесть совершенно не совпадала со всеми моими ожиданиями. Я ждала высокопарного слога, тогда как всё излагалось доступно и просто. Ждала запутанных интеллектуальных ходов, тогда как смысл лежал на ладони. Мудрые мысли были обильно разбросаны по страницам, как персики на дереве. Бери и пользуйся.

В центре сюжета юноша по имени Задиг, молодой, прекрасный и богатый, но, увы, невезучий. Обладая многими добродетелями, его судьба на протяжении всей повести, складывается очень коряво. За каждым достижением следует падение, за каждым его добрым поступком следует чей-то злой. Окружающей Мир предстаёт неправильным и иррациональным. За верность королю Задига хотят задушить, за спасение избитой женщины осудить, за открытие правды аравийским вдовам посадить на кол. Ничего ли Вам это не напоминает?

Во все времена на земле жили похожие люди: хватало и умных, и глупых , и ограниченных невежд, и благородных учёных… . Как во времена Вольтера, так и в современном мире истинная, ничем не загрязнённая добродетель кажется чем-то ненормальным, не вписывающимся в рамки социума. Так и Задиг, олицетворяя собой мудрость, честность, щедрость, бескорыстие, не вписывается в общество древней Персии. Его везде пытаются задавить или убить, чтобы Разумность не смела проникать в умы. Лишь малая горстка друзей понимает и сочувствует его злоключениям.

Тем не менее, смело проходя через все испытания, Задиг Вольтера подводит нас к мысли, что всё было не зря. Бегство из Вавилона, продажа в рабство, встреча с разбойником Арбогадом, поединок за престол с Отамом на ристалище… Всё это было великим замыслом Высшего (пускай Провидения, Судьбы, Бога или Богов, кому как угодно), так как в конце Задиг становится королём Вавилона. Пройдя через испытания и познав жизнь, он становится умным и добрым правителем.

Если в начале повести мы вместе с героем сетуем на несправедливость судьбы, то в конце всё полотно событий разворачивается перед нами как великое открытие. Вольтер подкрепляет эту мысль эпизодом встречи Задига с ангелом Иезрадом. Иезрад произносит, возможно, одну из главных идей всего произведения: «И нет такого зла, которое не порождало бы добро». Ничего ли это не напоминает? Вспомните эпиграф к роману «Мастер и Маргарита». Слова гётевского Мефистофеля (Фауста): «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо», так же актуальны для романа Михаила Булгакова и через 200 лет после Вольтера. Смысл эпиграфа Гёте и смысл слов Вольтера как разные оттенки одного. Прибавьте сюда к тому же рассуждения Воланда и последовательность происшествий романа.

Три поколения писателей пытаются разгадать хитросплетения судьбы, выносят на суд Разума непредсказуемость Жизни. Вольтер убеждает нас, что всё плохое всегда несёт за собой хорошее, потому что и плохое, и хорошее проистекают из одного источника: «…люди не правы, когда берутся судить о целом, по ничтожным крупицам, доступным их пониманию.»

Конечно, в эту восточную повесть вложено ещё большое количество мудрых слов, острот и интересных мыслей, но тема сплетения добра и зла после прочтения бросается в глаза больше остальных тем.

Познавайте Мир, дисциплинируйте Разум, познавайте Вольтера!