Молоко Жаръ-птицы [Маргарита Станиславовна Сосницкая] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Cосницкая Маргарита Станиславовна родом из Луганской области, автор ряда книг прозы, поэзии, публицистики. "Молоко Жаръ-птицы" – возвращение на круги своя как поэта, долго пребывавшего на просторах прозы.


"…появление нового голоса, жанра, второго дыхания происходит после нелегкого труда перелопачивания формы в виде сырья. И, возможно, в результате создастся нечто особое, новое, если поэту хватит на то сил

или, если Муза оценит его усилия и пошлет награду, необходимую ему, как воздух… Ведь шамбала постформы – высокогорная страна, у самых вершин духа…"


www.vedapolis.ru


Стихозодчество

2010-2011

МОЛОКО ЖАРЪ-ПТИЦЫ

Из раковины перламутра

пьет Афродита молоко Жаръ-птицы, растворившее жемчужину

Мечта богов


Шедевр природы – Афродита

И воплощение мечты богов,

Ты – откровение, в котором скрыта

Загадка о гармонии миров.


Сотворена, чтоб дать предназначенье

Всем лучшим проявлениям природы:

Цветам, жемчужинам, стихотвореньям

И мрамору найдрагоценнейшей породы.


Любви и красоты преясная богиня!

Изящества и мягкой грации приют!

Сияешь ты – и мракобесье гинет,

А совершенство с истиной живут.


22.12.2010.


***


Когда смеркалось, аметист

играть младенец Трисмегист

в ручонки взял,

да обронил

на дно чернильницы,

и сок чернил,

как Нила ил,

впитал все чары аметиста.

Ребёнка нет смышлёней Трисмегиста:

Он камешек со дна достал,

подбрасывал, ловил, катал

и лишь поэтому

стал камень магам амулетом,

а чернила их тайны предают поэтам.


***


Зеленоглазый жемчуг – хризолит

Нашла, играя галькой, Афродита.

Он Посейдоном здесь забыт

или ладьёю, о скалу разбитой?


А если так, что хочет Посейдон

иль капитан русобородый, вольный?

Богини сердце взять в полон?

Лети, зеленый жемчуг, в волны!


***


В хитоне длинном, без сандалий

По траве в самоцветной росе

Русская Афродита ступает.


Берёзы стоят, как живой Парфенон,

Слегка ветерок играет

Сводом их изумрудных крон.


По небу летит Жаръ-птица

И радужного молока

Дает Афродите умыться.


Богиня ее ласкает,

Как будто Жаръ-птица – кот,

И радугами сверкая,

Жаръ-птица за ней идет.


10.01.2010


***


Воспеванье красоты


На закате Жаро-птица превратила

Молоко свое в лиловые чернила.

Оно мечет то мерцанья, то зарницы,

Словно солнце, когда за гору садится.


А лишь ночь ордою наступает,

Птица хвост свой полудиском распускает,

Вырывает клювом черное перо

И в чернильницу поэта шлёт его.


Царь-перо в оттенках лазурита

Получает почивающая Афродита –

(Верно, красота сама так спит

И во сне великолепием горит).


На рассвете чудо-птица воспарила,

Ибо птичьи жар-огонь-чернила

На перо поэтово пролиты,

Чтоб воспел он пробужденье Афродиты.


Былины


1

Волшебник мрамора Канова

Почти случайно встретил Васнецова.

Отправились они гулять по саду,

По Летнему иль Тюильри, -

Магнолии и клумбы там цвели,

Фонтаны били водяною розой,

А статуи вели

безмолвно разговор.

Вдруг будто сорван плавный тормоз –

Им распахнулся без конца простор:

Поля, луга в цветенье диких трав,

Их гладит, словно шерсть волчицы, ветер.

Там степь и роща, череда дубрав;

Как сливки, взбиты облака

Над пенистой Молочною рекою.

И там выходит на речные берега,

Сияя мраморной красою,

Афродита.

Как будто тишина ручьем умыта.


В руках букет из полевых цветов,

Она с ним в реку плавно входит

И за цветком цветок

По говорливому течению пускает.

Канова изумленно восклицает:

«Дитя гармонии, мечта первобогов! –

Зачем ты здесь, на дикой сей природе,

В безвестном, непонятном крае?!»

Его слепит стоцветная зарница –

Летит из-за дубрав Жаръ-птица,

Над степью, над рекою пролетает…

Ожили краски, замерли слова.

Всесильный Васнецов палитру вынимает,

Да и Канова засучивает вдохновенно рукава,

И вместе они творят скульптуру и картину,

В одном пространстве собранные воедино.


2

Стоит Афродита, а перед нею

Будёновка и офицерская портупея.

Окружили ее страшные лица.

–Выбирай, будёновку, Афродита,

Не то будешь живьём зарыта! –

Афродита готова молиться,

Да ведь сама не дева – богиня.

Вдруг огонь самоцветный глаза ослепляет –

Это птица-огонь из-за туч вылетает:

«За хохолок мой, богиня, держись!»…

И в сиянии с нею взмывает ввысь.


07.02.2010


Зимний узор на стекле Палеха


По ясному снегу в морозный день

В больших бурых валенках

Идет Афродита-Венера;

Пуховая шаль спала с плеча,

Тянется по сугробам по следу,

Воскуряется легкой позёмкой.

Бегут мужики, бабы с тулупом,

Накинуть, согреть нагую,

Но она мимо прошла, бровью не повела:

Телом богиня тепла, живая,

А красота ее мраморная –

Времени, мороза, жары не боится –

Имя ее да святится!

Скрипуче по снегу Венера ступает,

К небу взор красоты воздевает…


Не облако – Жаръ-птица

В узорном оперенье –

что стекло в мороз,

На хохолке – снежинок венчик с бубенцами льда -

Дождем серебряным богиню посевает.

Жар-дождь блестит, летит, искрится;

В сверканье Афродита исчезает,

И зёрнами гармонии уходит в чернозём,

Истинное передавая знание.


Под переливы льдинок-бубенцов

В позёмке растворяется Жаръ-птица,

Северное излучив хвостом сияние.


25.02.2010


Отвержение Афродиты


Не в сарафане, не в хитоне,

А просто в ткани полотняной,

Сколотой жемчужною булавкой на плече,

Спустилась Афродита к стадиону –

Как ныне выросли амфитеатры;

Вокруг народ роится,

Чтобы взглянуть, какая свет-девица

Станет мисс мира, королевой красоты.

А претенденткам – юным жрицам Афродиты,

Глаза подводят, губы и ланиты,

Не щадя краски, золотистой пудры,

Их обряжают в суетные платья,

Пренебрегая просто куском ткани;

Им надо выиграть соревнованье:

Кто, кто красавиц всех царица?!

Да нет средь судей с яблоком Париса.


Идет богиня – молкнет люд,

Стихийно расступается и шепчет:

–Она! Она! Любимица небес,

Чьим именем клянемся мы «Ей,… Богу!»

Она ж подходит к контролеру:

–Ваш билет!

Творение небес не понимает,

С улыбкой, от какой светлеет воздух,

Продолжает путь, но в спину настигает

свисток служителей порядка.

Немногие в толпе упали на колени:

– Мой суетный возьми билет –

За ладанку земли, познавшей дивный след!

Но близок уж наряд милиции.

Богине в воздухе лишь остается раствориться.

А по следам ее весенне зацвели цветы –

Так Афродиту не пустили на поединок красоты.


01.03.2010


Гибель зла


Афродиту ведут на расстрел;

Приговор: чересчур красива.

Тело измазали в черный пепел,

На ногах кровоподтеки сини.


На расстрел Афродиту дегенераты

Пучеглазые бесо-люди ведут,

Кривляются, галдят, исступленно рады,

Что Красоту изведут.


А она и сквозь пепел сияет,

Точно солнце сквозь тучи весной,

Злых и добрых не различает,

Щедро всех озаряет собой.


И конвойным бы просветлиться,

Для богини нарвать цветов…

Да им злость сводит рожи – не лица,

Разорвать ее каждый готов.


Злость невродам ударила в голову

И друг друга кидаются рвать…

Удаляется мраморно-голая

В небе – дочь,

на земле –

свет-гармонии мать.


Мировой океан открывает объятия,

Пусть он явлен Молочной рекой, -

С ним слилась Афродита, объяв необъятное –

Возродит её пенный прибой.


15/26.03.2010


Молочная река


Размеренно течёт река

Жаръ-птичьего парного молока

И мраморные моет берега.

На мраморе, живом и плодородном,

Цветут деревья сливы, вишни, абрикосы,

А земляники столько,

Хоть греби лукошком.

Поспевшие плоды и ягоды

В парное опадают молоко,

Оно становится сливовым, земляничным –

Волна взбивает сахарные сливки,

А у порогов пахтает сметану.

Сюда спешат гурьбою ребятишки

С ложками, кувшинами и мисками,

Сюда несут младенцев-сирот –

Молочная река им заменяет мать.


Течёт равнинная река

Жаръ-птичьего парного молока,

Перетекая плавно в Млечный путь.

Чтоб не иссякла рекам прарека,

В свое гнездо летит Жаръ – Феникс – птица

И вспышками, мерцанием, зарницами

Ей силу сердца с пеньем отдает.

А на заре в великий день Купалы

На бело-мраморных молочных берегах

Является в обличье первозданном

Венера – Афродита – Лада

И совершает свой обряд купанья и рожденья

В молочно-сливочных волнах.

Бисквитно-мраморные берега

Напоминают очертанья рук,

Груди – когда богиня перекинулась на спину, –

И совершенной формы плеч, коленей.

После купанья в пенно-цельном

Венера-Афродита-Лада

Идёт на васильковую поляну,

Расчесывает гребнем золотые косы:

Будто созвездий россыпь

По васильковому ковру – их блеск,

Так на земле всеторжествует царствие небес.


Дочь гармонии и сын царя


Повстречались Афродита и Иван-царевичъ;

Афродита шла через ручей,

Он поил в нем пегого коня.

Поднял на руки, как девицу, богиню,

Перенес через поток царевичъ,

Бережно поставил на траву.

Приласкала травка мраморные пятки,

Соткала мураво-шелковое платье

Зелени прозрачно-изумрудной

В полевых соцветьях,

и венком

Волосы пшенично-золотые

Убрала в жар-утренних лучах.

У Иван-царевича не крылья –

Сажень распрямилася в плечах,

И слова восторга иль молитвы

Прозвучали было на устах,

Да защёлкал трели соловей –

Наш лесной заливистый орфей.

Царский сын орфею поклонился.

Царевичъ ведет под уздечку коня,

Богиня на нем восседает,

В шелковую гриву кувшинку вплетает,

По крупу рассыпались косы.

Не обижен даром речи свет-царевич:

«Я хочу в дворцовом терему

Зреть тебя прекрасною царицей,

Ты собою посрамляешь тьму,

И жена ты непорочна, и жаръ-птица!»

Афродита улыбнулась сокровенно

(Родилась улыбка Моны Лизы…)

Сокровенно улыбнулась Афродита

На слова царевича удалого,

Бабочка на руку ей садится,

Будто из каменьев тайников Урала.


«По-гречески «царица» – «василиса»,

Я же – богиня. Миръ – мне храмъ,

И храмы мне повсюду. Зачахну въ терему,

Я всемъ принадлежу и никому.

Меня возноситъ иерофантъ, шаманъ,

Ваятель, воинъ, а всякъ вступающий во бракъ

Спешитъ къ моимъ стопамъ просить о счастье.

Меня заточишь въ теремъ –

У людей похитишь. Къ тому ль стремишься ты,

О, витязь?»

«О, нетъ! Наследнику престола

Безъ счастия людей невыносимо счастье».

«Тогда изъ мифа в твою сказку

Пошлю тебе царицу я, прекрасную, премудрую,

Вскормлённую Молочною рекой,

Но знай, мы, в мифахъ боги, живём трудно –

Нелёгокъ бой с невежествомъ и тьмой

И веченъ.

Такъ для тебя судьбы не может быть иной

Какъ для твоей царицы».

«Что жъ, нареку её я Василисой.

Тебя мы будемъ почитать

Какъ покровительницу-мать!»

Иван к ней повернулся поклониться,

Ан, нет уж Афродиты-Лады –

Трепещет в воздухе улыбка Монны Лизы

Да бабочка над гривою кружится

И кувшинка горит нетрепетной лампадой.


01.04.2010


Жаръ-птице


Я давно не видела Жаръ-птицы,

На мое она не жалует окно.

Где она могла запропаститься?

Без нее и скучно, и темно.


Где ты, где, стоцветная Жаръ-птица,

Пламенный искрящийся цветок,

Всех сияний и огней царица,

Озаряющая запад и восток?


Над каким летишь меридианом,

Параллель какая под крылом?

Пафосно озёрам, океанам

Отражать сияние твоё.


Где ты, где, души моей Жаръ-птица?

В ней твое родимое гнездо.

Здесь шелково ты сумела опериться

И воскреснуть из золы раз сто.


Зажигаю трепетные свечи,

Начиняю жемчугом пирог.

Прилетай ко мне под вечер

На окно иль прямо на порог.


24.03.2010


***


О чем ты шепчешь мне на ухо, Афродита?

Так открываются бутоны розы чайной

Иль меж камней бежит сверкающий родник.

Твой шепот сладостно-необычайный

Лучом рассеянным возник.

О, торжество и царство совершенства,

Душевной чистоты апофеоз,

В минуты вдохновенного блаженства

О чем ты шепчешь языком луча и роз?

Смолкает родника целебное журчанье

И вздохи акварельных лепестков,

И явственно слова я различаю:

«Жизнь на земле –

мистерия богов».


Явленье Афродиты над Москвою


Полночный небосклон объят пожаром –

Москва так не горела при Наполеоне –

Метаются команды все пожарных,

Но нет поджога ни в одном районе.


А то в Коломенском Жаръ-птица слезы льёт,

Не слезы, впрочем, золотые искры,

Они полночный поджигают небосвод,

Их пламя по реке струится.


Ее находит голова пожарных:

«Что плачет так кормильца моего мать-птица?

Зачем она в горючем жар-ударе?

Что с ней могло за лихо приключиться?»


«Я сгораю в тревоге, печали

И горючие слезы лавиною лью,

Оттого, что богини своей не встречаю

Ей пылающих роз не дарю.

Без нее в этом мире не ясно,

Чёрен пепел и после огня.


Столько дней я летаю напрасно,

Афродита не встретит меня.

Оттого я, Жаръ-птица, в угаре,

Оттого и Москва вся в пожаре».


Горизонт источает прозрачно сиянье,

Заполярье хотя далеко,-

В белизне, как поток в океане,

Растворяется, блекнет огонь.


На собачьей упряжке по своду

В белой мантии меховой

Афродита плывет свободно

На свиданье с Венерой, звездой.


И отрадно в Москве белокаменной,

Хлебосольствует мирно столица,

На верхушке кремлевской, на башенной,

Восседает двуглаво Жаръ-птица.


Обретение имени


«…женщина должна была дать им тайные имена,

чтобы тем самым изменить мир».

( У.Б. Йейтс)


Ночь июньская, ласковей шерсти

Быстроногого дикого зверя,

Для предсказочных путешествий

Отворяет незримые двери.

Я лечу на ковре-самолете,

Подо мной проплывают полесья,

Даже в самом трясинном болоте

Отражаются зыбко созвездья.

Мое имя до Афродиты

Берегло, освящало просторы,

Были женщины им имениты,

Восславляли его в рощах хоры.

А потом мое имя изгнали,

Изгоняли мечом и огнем.

И меня искажённо назвали,

И развеялось знанье мое.

На ковре я теперь летаю;

Может быть, по верхушкам лесов,

В отраженьях болот прочитаю

Имя, данное мне от отцов.

Первосущное, ладное имя,

Легкий ветер его нашептал,

Рек истоки румяно умыли,

Богоравным огонь ковал.

Помогите его припомнить,

Отыщите в лесных тайниках,

Может, Китежа шепчут волны

Это имя в глухих уголках?

Мое имя до Афродиты,

Как покров, охраняло просторы,

С ним уверенно шли на битвы

И сворачивали горы.

И пока я не вспомню имени,

Будем в дебрях чужих блуждать,

У хлебов будет привкус полыни,

Будут новые беды нас ждать.

Ночь июньская ласковей шерсти

Быстроногого дикого зверя.

Я об имени жажду вести,

В волшебство и вне сказки поверя.


Платье из тишины

Даниилу Андрееву


Афродита одета в прозрачное, тонкое

платье, сотканное из тишины.

Оно вышито звездными строками,

Навевает крылатые сны.


Только избранным и счастливым,

В упоенье иль в муках, пред казнью

Наплывает весенним разливом

Полноты ощущения счастья.


В нем богиня являлась пророку

Перламутровых русских полей,

И он в камере считывал строки

С платья первой зари розовей.


И накинув вуаль черных кружев,

Проглядела богиня все очи:

В мире солнц разноцветных стал нужен

Светлый странник в кромешной ночи.


И когда отодвинул он сроки,

Искупительных мук бытия,

Отворила сияний чертоги,

Правд предчувствий его не тая.


Там увидел прозрачное, тонкое

платье, сотканное из тишины,

И узнал свои звездные строки

И от мира иного сны.


2010


***


Идёт красавица,

И в сердце восходит солнце,

Побеждая грусть.


***


1

Горы – мускулы земной коры.

Белые прожилки мышц –

Падающие с высоты

потоки талой воды,

не оставляющей в пустоте следы.


2

Меч-луч пронзит полчища туч,

Скрестится со стремительным шлейфом,

Дрейфующим в воздухе,

Родит полуаркой радугу,

И под покровом радужной пыли

За хвойною веткой,

Мелькнет белизной Афродита.


***


Поднялась завеса -

О, как она была тяжела –

Не стало леса

в окне,

колодца и крыши,

Дождь онемел,

и тиши

Пропал предел.

В мерцанье черного атласа

Предстала ослепительная фраза,

Рожденная из пены звезд,

Молчанья струн,

Словно Всевышний с облегчением вздохнул.

И фраза – дева Афродита,

В сиянье чистой наготы,

Златыми прядями увита,

Ступает с Млечной высоты

На гребни волн, идёт по водам,

Их продолжая ритм и лад,

И песен сладостных аккорды

За нею чайками летят.


Скульптура плюс


Афродита бродила по Невской Пальмире,

От восторгов и слез утомилась:

Босиком исходила полмира –

На прекрасного культ и немилость

Натолкнулась впервые.

Искала

Уголок Эрмитажного зала

Отдохнуть от таких потрясений.

Чиста, бела, как первый снег,

Застыла у статуи Амура и Психеи,

Упала на глазах у всех

(О, если б обладали они тайным зреньем!)

В стихию совершенного творенья,

Заснула бок о бок с Психеей,

В объятье крылатом Амура,

В переливах ауры перламутра.

И этой скульптурой новой

Восхитился в раю Канова.


***


Знайте, каждая статуя

Фидия, Праксителя, Кановы,

Каноники иль Трубецкого –

Двери в страну прекрасного – Гармонии,

Владенья Афродиты,

Для светлых душ они всегда открыты,

И сама богиня с лёгкостью через них

Сообщается с миром,

переходя из миф в миф.


Каприз Афродиты


Афродита попросила у Гермеса

Его крылатые сандалии

В небе покуролесить,

Искупаться в солнечном сиянии.


Герб Афродиты


Афродита Руси – дева Лада

В сарафане равнинной реки

Не в серебряном стынет окладе,

А ступает над маковкой Китеж-града,

Её храмы – леса, родники.

И в руке она держит не факел,

Не отточенный меч или серп,

А охапку колосьев и маков,

И над ней, будто герб-фейерверк

Верноподданно реет, огнями

Изумруды, рубины затмив,

Та, что ярче всегда воскресает

Из золы – птица вещая, солнечный миф.


Купание Афродиты в Мировом океане


Она плавает в Мировом океане

Цвета льющейся бирюзы,

Растворившей хрусталь и сапфиры,

Среди стай самоцветных рыбок

В каньонах сиреневых рифов,

Излучением мраморной белизны,

Вызывая призраки храмов, дворцов

Затонувшей земли Атлантиды.

Из синего массива океана

Со дна идут потоки лучей света,

Пронзают, будто копья,

И озаряют изнутри кораллы, рифы, рыбок

И мраморную не русалку – Афродиту

И золотые локоны,

Расчёсанные подводными теченьями.

Афродита ныряет глубже,

Ведь лицезреть ей нужно,

Кто, кто,

Подводная Жаръ-птица иль Жар-рыба

Распустила хвост и плавники,

Озарив сияньем самоцветным

Пучину бирюзовых сумерек

В покоях Мирового океана?

Но то пучина отразила

И Жаръ-птицу и Жар-рыбу:

Живой алмаз – планет царицу

Солнце.


***


Моё каждое слово горело огнём

На устах моих, в сердце моём,

С губ срывалось, как птица с утёса,

Становилось зерном и покосом.


Лёгкое успенье


1

Пошли мне, Боже, лёгкого успенья.

Как будто ветра дуновенье

Мне донесёт до слуха песнопенья

Небесно чистых детских голосов,

И я, заснув под дубом на мгновенье,

Очнусь среди Твоих садов.

Пошли мне, Боже, лёгкого успенья.


2

Пошли мне, Боже, сладкого успенья,

Как пенки от вишнёвого варенья,

Которое варила бабушка в саду.

О ноги тёрлась ласковая кошка,

Выпрашивая блюдце молока,

А воздух пахнул солнцем и цветеньем.

Пошли мне, Боже, сладкого успенья.


3

Пошли мне, Боже, тихого успенья,

Как шелеста осенних листьев,

Опавших под ноги ребёнка;

Луча, проникшего сквозь занавеску –

Он алыми подпалинами тонко

Подписывает листья, как повестку

Вьюг и морозов наступленья.

Пошли мне, Боже, тихого успенья.


4

Пошли мне, Боже, светлого успенья,

Светящегося тем особым светом

Березового леса летом,

Куда заходишь, словно в гости к предкам,

К Жаръ-птицам, затаившимся по веткам,

Не ведая наветов и гоненья.

Пошли мне, Боже, светлого успенья.


5

Дай, Боже, мне блаженного успенья –

Улыбки первой на устах младенца

Или наплыва вдохновенья:

Захватит коль,

уж никуда не деться,

Понёс как будто конь

Иль половодье началось весеннее.

Пошли, Господь, блаженного успенья.


6

Пошли мне, Боже, легкого успенья.

Пошли мне, Боже, сладкого успенья.

Пошли мне, Боже, тихого успенья.

Пошли мне, Боже, светлого успенья.

Пошли, Господь, блаженного успенья –

Успения святых пошли, Творец!


Лесная сказка


Берёза, как царевна-лебедь,

Оделась снежным серебром,

И месяца янтарный гребень,

Ей ветви заколол венком.


Раскинули снега лебяжий

В тенях причудливых покров

И лес застыл как бы на страже

Царевны целомудрия и снов.


Сияньем гребень золотистым,

Словно парчой прозрачною облек,

Украсил изо льда монистом

И звёздами звенящими серег.


Снежинки заструились с неба,

Береза дрогнула, вздохнула, ожила,

Крылом взмахнула и по снегу

Царевной-лебедью пошла.


Манифест новогодней ёлки


Моя шапка, воротник и ресницы

Залохматились пушистым снегом,

Ёлка я в лесу под Голицыном,

Не хочу под топор дровосека.


Я высокая, стройная и разлапистая,

Ствол мой крепкий одет корой,

Ничего, что обгрызенной зайцами –

Ведь кора для них хлеб зимой.


Украшайте меня, наряжайте

Огоньками, шарами, звездой.

Только из лесу не забирайте –

Нет пути мне обратно домой.


Я высокая, стройная и разлапистая,

Залохматились ресницы снегом,

Хоровожу с медведями, зайцами –

Придавить ведь могу дровосека.


Рождество 2009


Кукла Марго

Вариация на тему «Дон Жуана» Моцарта


Марго, фарфоровую куклу,

Ты приглашаешь на чердак –

Мгновенно пыль припудрила ей букли

И с бантом шелковый башмак.


Ты предлагаешь выпить чаю.

Из чашки выбежал паук –

Марго кричит в паническом отчаянье,

…А ты клянешься, что ты друг


красотке из тончайшего фарфора,

Рад развязать ей нецелованный башмак

И написать во всю длину забора:

«Любить до гроба не умеет лишь дурак!»


Зачем же плачет так Марго надрывно?

Да и откуда у фарфора слёзы?

Или боится сердцем своим зимним

Ей предначертанной метаморфозы?


Послание осени


Кинь на плечи мне, осень, свой китель

В золотых эполетах листвы,

И покину пустую обитель,

Пока странствовать пыл не остыл.


На берёзовой светлой опушке

Листопада баллада звучит,

И кудесник – воспел его Пушкин –

Сотни лет в ожиданье стоит.


Среднерусская вещая осень,

Ты ведешь вместо торных дорог

Лабиринтом березовых просек,

Где ходили Перун и Даждьбог.


И кудесник – Перунов служитель,

Знает, правнуки вспомнят о нем

И покинут чужую обитель,

Воротятся в свой праведный дом.

Так накинь же мне, осень, свой китель,

В листопад к родникам унеси!

Тот кудесник – наш истинный Китеж

И спасенье былинной Руси.


***


Когда уходят святые,

То боги уже ушли.

Деревья стоят неживые

И запахов нет от земли.

Уходят от хамов святые

Им боги совсем не нужны,

Но церкви стоят не пустые,

А в храм превратясь сатаны.

Уходят, уходят святые,

Земля, словно выжженный сад.

Ее уголки золотые,

Как трупа глазницы глядят.


Поклонение цветам


Цветы на земле – посланники космоса,

Цветы – астероиды, звёзды, планеты.

Кольца Сатурна – в скупом цвете кактуса;

В тюльпанах, ромашках – Персей, Андромеда.


Цветы на земле – сказание космоса,

Гармонии вечной немеркнущий взгляд.

След пятки божественной в венчике лотоса,

А розы и ночью Солнце хранят.


Цветы – это клятва Гармонии,

Она всегда рядом, пусть хаос идёт.

Дыханье её – цветов благовоние,

А вкус: дар цветения – мёд.


На премьере


Фарфоровые танцующие статуэтки,

Ожившие эмали с камеями,

Воздушные волшебницы балетные

Шопеновской «Дамы с камелиями».


Вдруг бархатный бордовый будуар

И в черном кружеве вальсирующие лилии –

И молодеет даже тот, кто стар,

Душой цветёт в весеннем изобилии.


И будто бьют по клавишам пуанты,

Рояль единый заменил оркестр,

Сегодня зрителями стали оркестранты

Под стук своих восторженных сердец.


Фарфоровые пляшут статуэтки,

Эмали дивные с точеными камеями,

Волшебницы бесплотные балетные

В театре на премьере – представлении.


Скульптор музыки


Дирижер руками лепит музыку,

Ваяет её формы, разбрасывает цветы,

Насылает штормы, ветры, волны,

Зажигает сиянье алмазов и белой ночи,

А палочкой чертит рисунок,

Стремительный, изящный, лёгкий,

Как пушкинский рисунок

На полях не рукописи – жизни.


19.05.2011


Гравюра в цвете


Я видела, как на рассвете

Приходил Господь, с палитрой, кистью,

И с солнечной полуулыбкой,

Чуть голову склонив к плечу,

Рисовал цветы:

В траве лесных полян,

На ветках яблонь,

Кувшинки на болоте,

На отвесных склонах эдельвейсы –

звезды Альп.

А уходя, Он оглянулся,

На окнах набросал герани,

Герберы в вазах,

По садам сирень,

А кисть стряхнул –

Укрылось ложе покрывалом лепестков.

Я видела, Господь…

Но то рассвет был мирозданья.


Землепоклонство


Пляшу на бубне с бубенцами,

Босыми пятками чеканю ритм –

Над головой моей цунами

Воздушное закручивается в вихрь.


Пляшу, и расцветают розы,

Планета наша – чудный сад,

Нам не нужны чужие звёзды

И на земле не нужен ад.


Тех унеси, моё цунами,

В бездонный космос, как домой,

Кто бредит лучшими мирами,

А нам оставь наш рай земной.


Мы пляшем!

Бубны с бубенцами

Гимн жизни под луной гремят

И кружит в танце вместе с нами

Земля – Вселенной дивный сад.


21.03.11

Номосфера


Есть завораживающее обаянье

В географических названиях планеты.

Они звучат как заклинанье

Из уст шамана иль поэта.


Эфирною окутав Землю сеткой,

От духов злых и безобразных снов,

Её хранят молитвою заветной

Названья сёл, озёр и городов.


Гимн путешественника


Мне вся земля родная,

Куда б ни занесло,

Везде преддверье рая

И кровное село.

По всей земле тоскую,

Скучаю и томлюсь,

Поэтому пакую

Рюкзак и тороплюсь

Скорее в путь-дорогу,

Объять Байкал, Босфор,

Черемоша пороги

И край Тибетских гор.

Вы, боги дальних странствий,

По воздуху закиньте

В Малапурама царство

И в море на Закинтос.

По мысли мановенью

Меня перенесите

На Эльбрус, в дельту Лены,

На Сахалин, Таити.

Мне вся земля родная,

Простор её невидан,

Хочу в страну Алтая,

В объятья Антарктиды.

До счастья с дикой болью

Планету – чудо Божье –

Люблю тройной любовью

Как мать, дитя, художник.


22.05.2011


***


Ликуй, Лигурия, тоскуй, Тоскана!

Я с моря ухожу на море.

Вокруг лазурная нирвана

И Аппенины в триколоре

Деревьев, мрамора и снега

На самых маковках вершин.

Разомлевающая нега

Идёт от солнца до глубин.

Тоскуй, Тоскана: покидаю,

Ликуй, Лигурия и обласкай!

Сказала б: здесь не надо рая,

Когда б не ждал родимый край.


16.05.11


Печоринъ


Живетъ въ душе моей Печоринъ,

Холодный, легкий, пламенно-безстрастный,

Нещадный на языкъ в неподцензурномъ споре

И для сердецъ влюбившихся опасный.


Въ бою, какъ на балу, ему нетъ равныхъ,

Изысканъ,

и когда наводитъ пистолетъ.

Въ глазахъ Максисмыча онъ «малый славный»

И тема сокровенная беседъ.


Печоринъ – пращуръ белыхъ офицеровъ

И эталонъ высокiй человека,

Какъ предковъ памятникъ безцененъ

Герой любимый Золотого века.


12-14.11.2009


Монтрё


Родина смерти поэта Набокова

Дымкой окутана голубой,

В озера воды смотрит глубокого,

Горы хранят его сонный покой.


Родина смерти важнее ли родины

На петербуржской далёкой Морской? –

Там он не думал об альпийских угодиях,

Тут и во сне уносился домой.


Родина смерти Набокова –

Рай, начинающийся на земле.

Рай – это счастье для мертвого,

Счастье живым в их родной стороне.


22.09.2009


Человек и пространство


Я устала бороться с пространством

И устала его побеждать.

За калитку б не выбираться,

Лечь под яблоней звезды считать.


Невозможно с пространством бороться

И нельзя до конца победить,

Лишь добрался домой до порога,

А порог стал началом пути.


Столько раз я его зачеркнула

Черным мелом железных дорог,

Столько раз я его обманула –

В том ковёр-самолет мне помог.


А пространство опять непочато,

Хоть умри, как Никитин, в пути.

Так закройся, калитка, на ключ из булата

И пространство ко мне не впусти!


22.11.2009


Талисман


Садится солнце в топаз на перстне –

В коньячном тонет океане:

Снопы огней, мерцаний в бездне,

В моем заветном талисмане.


Щитом от злобных слов и взглядов

Будь, талисман, без-сменный мой!

Не нужно мне несметных кладов –

В топазе солнце ношу с собой.


29.04.2010


Видение


На коне,

с чьею гривой сплелись мои волосы,

Скачу в ослепляющей тьме,

Держа факел огненным колосом –

Тьма шарахается под ноги, в стороны

С воплями, воем и стонами,

А свет ликует, будто оркестр,

С порывами ветра наперехлест.

Пригнувшись, скачу на коне,

За спиной вырастают крылья,

И, корчась, погибают в огне

Ложь, раздоры, насилья.


Золотая камея


Осень обостряет ощущение трагизма,

Краски мира ярче и живей,

Нет капитализма, коммунизма –

Вечный Бог в сиянии лучей.


Красные деревья, словно раны,

Листья крови струйками текут

На поблекшие, на бурые поляны,

Журавли то ль плачут, то ль поют.


Осень, осень, я целую в губы,

Воздух твой и красок торжество!

Пусть трагизм, терзая сердце грубо,

Воскрешает к творчеству его.


10.10.2011


Ночь светла


Инокиня бледная луна

Зимней ночью вышла на дорогу,

Но её сутана не черна -

В блёстках звёзд, снежинок и сугробов.


Взор смиренно опустила долу,

Отрешенная улыбка на устах…

Молится ль? Прислушивается к Слову,

Зарождающемуся в высших тайниках?


Или мирно созерцает землю –

Запоздалый путник вдруг пройдёт…

Для него в ночи, не дремля,

Ясный свет неутомимо льёт.


Инокиня бледня луна

Еженощно ходит на дорогу,

Чтобы ночь была светла

И служила Богу.


11.01.2011


Ноктюрн


Ночь, не дари сегодня роз

И фейерверковых букетов!

Покоя просит ясный мозг

И сна до доброго рассвета.

Не шли мне, ночь, императриц

И Николая Гоголя;

Покойная подруга, не приснись!

Уснуть бы, вас не трогая.

Хотя к чему самообман?!

Ночь турбулентна, песенна;

Роз лепестков поднялся ураган,

Ох, будет до рассвета весело…


28.03.2011


Земной небожитель поэт


Я – из храма поэзии,

дочери музыки и гармонии;

Возлагаю венки к ногам Музы

и воскуриваю благовония.

Из лазурного-белого храма, где Зевесом

восседает гекзаметр в окружении ямбов, хорея,

Чьи дары за волшебной завесой

принимаю, благоговея.

Я – из храма поэзии,

каждый камень, колонна

Исступленно здесь мной оцелованны,

Здесь витают Гомер, Сапфо, Лорка

И русские маги слова сонмами.

Я из храма поэзии

не хочу уходить,

Поэтому не заканчиваю стихотворение,

И оно будет вечно трубить,

Что поэзии нет завершения!

Подмастерье в «цеху поэтов»


Пуля у меня в желудке –

Коготь железный дракона, –

Но не в меня пальнули –

В Николая Степановича Гумилёва.


І

«Огнезарая птица победы

(чуть) коснулась крылом и меня» 1

И я, точно мой вещий предок,

Отпустил на свободу коня,


Но к кудеснику или гадалке

Недосуг обращаться, чтоб

Знать в лесу, на опушке иль в балке

Пустят пулю мне в грудь или в лоб.

А пока огнезарая птица

И меня озарила крылом,

И погоны кавалериста

Золотым заиграли огнем.


ІІ

«на согретом солнцем утесе

нежится», спит молодая «пантера»,

и ей снится весна на Родосе,

где была она черной гетерой.


Босиком на камнях танцевала,

Белоснежный роняя хитон, –

Будто черное пламя пылало,

Голубой подчеркнув горизонт.


И мечтала на дальнем Родосе

Чернокожая диво-гетера,

Как на солнцем согретом утесе

Молодая заснула пантера.

ІІІ

«мне отрубили голову, и я

(весь) истекая кровью, аплодирую»,

«Палач» раскланивается гибкий, как змея,

Взмахнувши палочкой волшебною – секирою.


Я вижу, кровь моя размашисто, ветвисто

Течёт по солнцем обожженному песку,

С гуденьем сводов, пением и свистом

Выводит ярко за строкой строку.


Палач бледнеет. И взмахнув секирою,

Мне голову отрубывает вновь,

А я невозмутимо аплодирую:

Живой водою пишет моя кровь.


IV

«…я никогда не смог бы догадаться,

что от счастья и славы дряхлеет сердце».

Ради счастья я с Анной мечтал обвенчаться,

Ну а слава нашла нас в атаках на немцев.


Если б кто-то сказал, ни за что б не поверил,

Что от счастья и славы в сушёную грушу

Кавалер двух крестов, открыватель Америк,

Превратить может сердце и душу.


Счастье с Анной мне выпало адское,

Ну, от славы и мертвому мне уж не деться.

Лучше б мне никогда не пришлось догадаться,

Что без счастья дичает остывшее сердце.


V

«высокий, стройный, сильный

с закрученными русыми усами»,

Он гонок чемпион автомобильный,

Летающий еще на аэроплане.


А вечером, в кафе, где пурпур, позолота,

Шампанское с друзьями распивает он,

Рассказывая об опасностях полёта…,

Чтоб дама слышала поодаль за столом.


Она вздохнет, посмотрит замогильно,

Нагие плечи нежа соболями,

И он поклонится ей, стройный, сильный,

С закрученными русыми усами.


СТИХОЗОДЧЕСТВО

(вместо манифеста 2)


Поэт переживает различные стадии формаций человечества: от доисторических и древних до неокосмических эр. Он не просто представляет их, а поселяется в них и живет день, столетие или всего один лунный вечер, а затем возвращается в настоящее, как на базу, которая служит ему связкой всех времен. Здесь он может рассказать современникам и потомкам то, что видел своими глазами в иной эпохе. Непоэты не имеют права ему не верить: они там не были…


Иногда поднимается некий занавес и другое время или какая-то философская модель предстает поэту во всей очевидности, динамике, со своей неоспоримой логикой, и, если он успел зафиксировать откровение на бумаге, оно остается, а нет, то занавес упал, наступила непроглядность, и невозможно вспомнить, что же это было. Хуже, если записи откровений необъяснимо утрачены, их невозможно восстановить, т.к. это не вопрос памяти, а некоего сверхзрения.


Составление сборника за период длиннее жизни некоторых великих поэтов – Михаила Лермонтова или Павла Васильева – сложнейшая задача и головоломка: хронология спорит с темами, темы перебегают дорогу хронологии. Но в первом случае образуется хаос тем, а во втором – дат. Хронология отображает процесс развития поэта, темы; и процесс развития самих тем, то, как они возвращаются, подчиняясь собственным законам.


Все поэтическое собрание – это единый сжатый эпос. Оно и следует законам эпоса с его повторами тем, образов, настроений, созданием своих героев, вступающих во взаимодействие.

Оптимальное решение составления – золотая середина. Оптимальное, но не идеальное. Невозможна чистая классификация, границы ее нередко размыты, одно стихотворение может полноправно относиться к двум разным циклам, а, порой, составные одного цикла разделяются десятилетием. Оптимальное решение составления – спиральное. Но как его технически воплотить в книге? Только визуально, печатая каждую тему либо особым цветом, либо особым шрифтом. Например,

1. гражданскую лирику – черноземным,

2. любовную – алой розы,

3. пантеистическую – зеленой рощи,

4. мистическую-фиолетовым, с аметистовой крошкой,

5. божественную – золотом с лазурью и белоснежностью.


Возможно, сопровождая каждый виток тематической спирали графическим символом, представляющим, допустим:

1. сеятеля и воина,

2. розу,

3. еловую ветку с шишками,

4. бумеранг, посох Гермеса,

5. цитату из партитуры симфонии, оперы -

и так далее в соответствии с воображением и образным рядом поэта. Да и темы на этом не исчерпываются; остается сказка, миф; а плодородие, может входить в любой из этих пяти пунктов и во все вместе взятые.


Но поэт обычно безсеребренник (не писать же согласно пореформенной орфографии «бес серебренник»; это же кто бес? поэт?!) и ему не за что издавать такие идеальные книги, а царей или графов Румянцевых, выполняющих одно из своихсвященных назначений – покровительствовать искусствам, что есть равноценно разработкам золотых копей, совсем не осталось.


По этой причине поэт мог бы отделaться простой нумерацией витков, исходя из того, что поэзия – это высшая математика. Но это математика образов, красок, цветов, музыкальности, благоухания. Между тем как цифры – немые факты. И поэту нумерации может быть мало. К тому же, есть стихотворения, которые стоят особняком, не подчиняясь никакой классификации, сами по себе являясь законченным миром и образом. Что поэту делать с ними? Он не отказывается ни от одного своего стихотворения, даже самого неудачного и слабого; ведь стихи – это дети души. И даже если он сожжет их, как Гоголь, они остаются с ним. Он-то их помнит, знает, они приходят на ум. Чтоб избавиться от них, возможно, остается только, как Гоголю, умереть. Но рукописи рождаются на небесах, и, возможно, там и ждут тех, кто их должен был донести людям, но не донес, вернул на небо. Вопреки его небесной воле передать их на землю.


На определенном этапе начинается прострация формы, отрешенность от нее. Поэт входит в некую шамбалу постформы, после формы. Там все поэтические жанры пребывают в состоянии сырья, первичной материи. Покоятся такими гигантскими световыми кристаллами разных полутонов, окутанные роящимся туманом. У кого-то из поэтов там, на этой стадии вырабатывается даже не белый стих и не ритмическая проза, а некое легкое дыханье.


Кто-то доходит до стилистически неприкаянного бомжанра. Бомжанр – это своего рода знак нашего времени, отмеченного новой волной потерянного поколения, людей не состоявшихся, недосостоявшихся или просто загубленных, таких как «русский Вийон» Сергей Чудаков или русский казах Игорь Полу– яхонтов. И он может свидетельствовать не столько или не только о неприкаянности или богемной разболтанности, а о большой работе, дисциплине и организованности настоящего ученого. Не нужно снова напоминать, что поэзия – есть высшая математика. Но до бомжанра поэт может дойти и после аскетического служения Музе, хотя она чаще требует от своих жрецов эпикурейства; и это будет крайняя реакция и на верность традиционным формам, и на современность. Но бомжанр – это не обо всех. У кого-то в какой-то момент может получиться лубок с вкраплениями античных миниатюр. Ведь фольклорная культура жила с нами веками, тысячелетиями, и никакой рупор авангардизма ее не заглушит. Разве что оглушит, а потом сам охрипнет, осипнет и заглохнет. К сорока годам точно, а поэт до сорока лет – ученик, говорит китайская пословица. Но Пушкин, Лермонтов, Байрон, Гумилев, Есенин, Рембо, Рубцов и т.д. оставили этот мир до сорока. И тут либо китайская мудрость заблуждается, либо не учитывает закон об исключениях, каковыми всегда являются гении, но в любом случае предоставляет нам помечтать о том, какими бы были произведения этих гениев, доживи они до возраста зрелого мастера, вернее, если бы им дали дожить.


Но появление нового голоса, жанра, второго дыхания происходит после нелегкого труда перелопачивания формы в виде сырья. Его будет кидать то в привычную, наезженную колею ( а, может, отъезженную?), то в нечто смешанное, былинно– верлибрное-ямбо-хорейное, подспудно мечтающее о гекзаметре. И, возможно, в результате этих перепадов создастся нечто особое, новое, если поэту хватит на то сил или, точнее, если Муза оценит его усилия и пошлет награду, необходимую ему, как воздух, которого станет не достaвать. Ведь шамбала постформы – высокогорная страна, у самых заоблачных вершин духа, в поднебесье. Но редкому поэту удается изложить в совершенно точном виде то, что он увидел, услышал там. Перед ошеломительностью видения иногда он чувствует свою неразвитость и знает ту душевную муку, через которую надо пройти, чтобы передать хотя бы бледное подобие откровения, увиденного на короткие мгновенья, кажущиеся вечными. То же самое испытывал и Гоголь: «Мою же собственную мысль, которую не только вижу умом, но даже чую сердцем, не в силах передать. Слышит душа многое, а пересказать или написать ничего не умею». Но поэта никто не спрашивает, хочешь – не хочешь, выполняй свой долг.


Ведь случается после пары головокружительных строк, он оказывается перед глухой стеной, и неведомо, что за ней. Остается только стать на колени, зажечь свечу и молиться, биясь о стену лбом. Но это может не помочь. Тогда он разбивает стоянку, разводит костер и сидит, уже ничего не ждет, не просит, а только лежит, подложив руки под голову, и смотрит на небо, бродит неприкаянно по окрестным зарослям, но снова и снова натыкается на непреодолимую стену. Иногда уходит с того места на годы, а то и на десятилетия, а иногда вдруг стена исчезает, открывается дальнейшая перспектива стихотворения – и это есть чудо! Но только вопрос: чудо ниспослано свыше или достигнуто безропотным стоянием и поиском? Но скорее всего, оно ниспослано вследствие смирения и терпенья.


Стихотворения – костры души. Вспыхнул костёр, согрел, отгорел – для души поэта; а в сфере духа он остается вечным костром, который горит всегда, согревает или обжигает, когда к нему протягивают руки и читают.


Поэт – ещё и ювелир: стихотворение, порой, даётся в виде самородка, алмаза, и сколько надо израсходовать душевных сил, чтобы отгранить его до бриллианта. Это уже личный труд поэта, для успешноговыполнения которого нужна профессиональная подготовка, слагающаяся из знаний, культуры, эрудиции, а их невозможно достичь без постоянной работы над собой. А там из отгранённых бриллиантов, глядишь и сложится колье – венок сонетов или цикл.


Увы, временами получается не так, как явилось там, в шамбале или в момент чуда. Но отошедшее откровение забывается, а то, что осталось от него в мире материи, звучит высоко и поэтично. Впрочем, так бывает не только на этапе постформы, а на любом из этапов.


Долголетие для поэта – есть испытание. Невозможно постоянно жить на гребне поэтического взлёта или благолепия, единственного источника стихозодчества. Эти минуты при всей иллюзии своей вечности невероятно скоротечны. Они свойственны преимущественно молодости и с молодостью уходят. Петрарка закончил писать свои сонеты в 37 лет, а потом до глубокой старости только правил их, да был еще объектом злых шуток со стороны молодого поколения; не потому ли он сказал, что личное присутствие мешает славе? Тело его стало отработанным каркасом, ему самому как поэту ненужным.

И тут стихозодчий, и вообще художник должен, с позволения Музы, перейти в другую ипостась: либо поменять жанр творчества, развить, допустим, свою прозу, либо стать общественным или государственным деятелем. Либо умереть. Что лучше, чем превратиться в шута или посмешище для юных невеж. А еще поэт может перейти в некое эфирное состояние, в транс еще не оформившейся, бродящей в лавинно-зачаточном виде материи и заговорить слогом предформы, слогом, которым писались и пишутся (китайский глагол не знает категории времени) мистические трактаты или эпосы о богах. В какой-то момент предформа смыкается с постформой, – круг замыкается. Круг спирали, и снова начинается движение.


Поэт – это медиум, которому передаются откровения о космической данности. Это нужно в первую очередь космической данности. А потом тем из людей, которые осознанно живут этой данностью, смыкая таким образом человека с космосом. Человека и далее человечество.


И поскольку поэты – это каналы сообщения с космосом, каналы исключительно доброкачественные, то зло, которое никогда не дремлет, не упускает случая чтобы их перекрыть. Но это уже другая сторона смысла и судьбы поэтов.


1 Первые две строки стихотворений этого цикла взяты из прозы

Николая Гумилёва “Записки кавалериста” или “Африканская охота”.


2 Из полного собрания.


Для оформления обложки использована фотография автора.


Москва 2011


Оглавление

  • МОЛОКО ЖАРЪ-ПТИЦЫ
  • Мечта богов