Египет: теология и благочестие ранней цивилизации [Ян Ассман] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Ян Ассман

Египет
теология и благочестие
ранней цивилизации

Москва
Присцельс 1999

О Яне Ассмане и его книге

Публикуемая работа Я.Ассмана чрезвычайно интересна и в
фактологическом, и в методологическом планах, и в плане своих целевых установок. Столь серьезного комплексного исследования египетской или какой-либо другой ближневосточной религии эпохи древности до сих пор на русском языке не было.
Дело в том, что Ян Ассман (род. в 1938 г., ныне преподает
в Хайдельбергском университете) является одновременно
крупным египтологом — издателем религиозных текстов, автором многих статей и монографий — и очень эрудированным
культурологом с широким спектром интересов, разработчиком оригинальных концепций, затрагивающих малоисследованные сферы общечеловеческой культуры. В своих теоретических построениях он опирается на работы современных философов и социологов (Мишель Фуко, Эрих Фогелин, Морис
Хальбвахс), специалистов по символическим системам (Н. Луман, П. Бурдье, Э. Кассирер), религиеведов (Мирча Элиаде,
Г.Г. Шмид), этнографов (К. Леви-Строс, А. Леруа-Гуран,
М. Мосс, Дж. Мид), востоковедов и антиковедов, занимающихся проблемами письменности и других средств коммуникации (Й. Йерушалми, У. Хельшер, Э.А. Хавелок). С 80-х г. он
активно участвует в работе междисциплинарного семинара «Археология литературной коммуникации» и является составителем ряда тематических сборников («Письменность и память»,
1983'; «Канон и цензура», 19872; «Культура и память», 19883;
«Праздник и сакральное. Религиозные контрапункты к миру
повседневности», 19914). С середины 80-х гг. Ян Ассман начинает публиковать работы, обобщающие результаты его египтологических исследований, но написанные для людей, которые не являются специалистами в данной сфере — работы,
нацеленные, прежде всего, на то, чтобы ввести в научный
1
2
3
4

Assmann A. u. J., HardmeierC. (Hrsg.), Schrift und Gedächtnis, München, 1983.
Assmann A. u. J. (Hrsg.), Kanon und Zensur, München, 1987.
Assmann J., Hölschcr T. (Hrsg.), Kultur und Gedächtnis, Frankfurt, 1988.
Assmann J., Sundermeier T. (Hrsg.), Das Fest und das Heilige. Religiöse
Kontrapunkte zur Alltagswelt, Gütersloh, 1991.
5

оборот египетские материалы, существенные для понимания
и теоретического осмысления общечеловеческих религиозных
и культурных процессов. Первой в этом ряду стала книга «Египет: теология и благочестие ранней цивилизации» (1984).
Книга охватывает весь период существования египетской
культуры (с 3-го тыс. до н.э. до конца античного периода) и
базируется как на хорошо известных, «классических» источниках (Тексты Пирамид, Тексты Саркофагов, Драматический
папирус из Рамессеума, «Поучение царю Мерикара», «Речения Ипувера», амарнские тексты, «Герметический свод» и др.),
так и на источниках, которые впервые были изданны и исследованы как целостный комплекс самим автором (публикация
«Египетские гимны и молитвы», 1975s, и написанная по ее
материалам монография «Ре и Амун. О кризисе политеистического мировоззрения в Египте 18—20 династий», 19836). Кроме
того, она как бы подводит итог достижениям послевоенных
немецкоязычных египтологов, которые по-новому поставили
вопросы о ранних формах мифа (3. Шотт), о сути египетского
политеизма (Э. Хорнунг), о значении появления в Египте представлений о трансцендентном боге (3. Моренц), о «личном благочестии» (3. Моренц, X. Бруннер, Г. Фехт, Э. Отто), о египетском понимании политики и истории (Э, Хорнунг, Э. Отто).
Автор ставит перед собой задачу исследовать и описать египетскую религию как структуру, то есть, с одной стороны, показать неизменяемые элементы, константы этой структуры (они
представлены в первой части книги), а с другой — ее эволюцию во времени (вторая часть). Собственно говоря, структура
почти не эволюционирует, она попросту «ломается», когда традиционные установки (имплицитная теология — курсивом здесь
и далее выделены термины, впервые введенные в научный оборот Ассманом) перестают быть самоочевидными для носителей культуры и начинается их переосмысление, «подгонка» к
изменившейся культурной ситуации (этап теологического дискурса, сосуществования имплицитной и эксплицитной теологии) — фактически, работа по созданию новой религии. Как это
5
4

Ägyptische Hymnen und Gebete, Zürich, 1975.
Re und Amun. Zur Krise des polytheistischen Weltbilds im Ägypten der
18—20 Dynastie, Fribourg, 1983.
6

происходит, показано в книге, а пересказывать ее содержание
было бы бессмысленным. Хочу лишь отметить, что Ассман рассматривает египетскую религию как особое, культурно организованное пространство близости к богу (Gottesnhe), имеющее специфический для данной религии набор измерений (Dimentionen)
— способов общения, или контакта, с божественными силами
(храмовый культ; наблюдение и переживание космических событий; использование сакральной речи и, в частности, мифов).
Такой подход правомочен не только применительно к Египту,
но и в отношении любой другой религии — а главное, он позволяет найти надежные критерии для сравнения разных религий.
Чрезвычайно интересен и тот раздел книги, который посвящен