Амон Фиванский. Ранняя история культа (V–XVII династии) [Ольга Игоревна Павлова] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
Ордена Трудового Красного Знамени
Институт востоковедения

АМОН
ФИ ВА Н С К И Й
О. И. ПАВЛОВА

РАННЯЯ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТА
(V–XVII ДИНАСТИИ)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
Главная редакция восточной литературы
Москва 1984

Ответственный редактор
академик Б. Б. ПИОТРОВСКИЙ

В книге исследуются ранние этапы развития культа Амона — одного из важнейших
египетских божеств, трансформация этого культа из локального в общегосударственный и
его роль в централизаторской политике фиванских царей. Эволюция культа Амона
прослежена от III тысячелетия до середины XVI в. до н.э. и рассматривается в тесной связи
с политическим становлением Фив — центра почитания Амона.

Ольга Игоревна Павлова
АМОН ФИВАНСКИЙ
РАННЯЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТА (V–XVII династии)

Утверждено к печати
Институтом востоковедения
Академии наук СССР
Редактор Н.П. Губина. Младший редактор Л.А. Добродеева.
Художник Б.Г. Дударев. Художественный редактор Э.Л. Эрман.
Технический редактор Е.А. Пронина. Корректор Т.А. Алаева.
ИБ № 14890
Сдано в набор 17.06.83. Подписано к печати 19.10.84.
А-04661. Формат 60×901/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная
Иллюстрации отпечатаны по высокой печати на мелованной бумаге. Усл.п.л. 11
Усл. кр.-отт. 11,51. Уч.-изд.л. 12,2. Тираж 2000 экз.
Изд. № 5007. Зак. № 349. Цена 1 р. 90 к.
Главная редакция восточной литературы издательства "Наука"
Москва К-31, ул. Жданова, 12/1
Офсетное производство типографии № 3 издательства "Наука"
Москва К-31, ул. Жданова, 12/1

(С) Главная редакция восточной литературы
издательства "Наука", 1984.

ВВЕДЕНИЕ
1
Культ Амона занимает особое место в истории Древнего Египта. Огромной была его
политическая роль в периоды наивысшего могущества империи фараонов, тысячелетиями
измеряется время его существования. На протяжении ряда эпох Амону как верховному богу
повсеместно поклонялись не только в Египте, но и в Древнем Судане (Куше), его культу
придавали большое значение также и в азиатских странах, входивших в сферу влияния
Египта. На закате древнеегипетской цивилизации почитание Амона через ливийский оазис
Сива проникло в Грецию и Рим, где его отождествляли с Зевсом (Юпитером). К оракулу
Амона в Ливии, согласно античной традиции, обращались цари и полководцы, реальные
исторические личности и герои мифов и преданий: Семирамида, Лаомедонт — троянский
царь — и лидийский царь Крез, Александр Великий и Ганнибал, Персей и Геракл, участники
олимпийских состязаний. В своем стремлении подтвердить законность прав на владение
Египтом иноземные властители, используя древнюю египетскую традицию, приписывали
себе божественное происхождение и провозглашали своим «отцом» великого Амона,
включая его имя в свои тронные имена. Имя бога Амона (др. греч. Аммон — производное
от египетского Амун) было настолько престижным, что составляло основу многих
египетских теофорных имен, в том числе и раннехристианских, благодаря чему оно
проникло в святцы и сохранилось до наших дней (Аммон, Аммун, Аммоний, Амонафа и др.).
Несмотря на все свое значение для Египта и сопредельных стран, в той или иной мере
испытавших на себе воздействие древнеегипетской цивилизации, эволюция культа Амона
до недавнего времени оставалась почти вне поля зрения исследователей. Боvльшее внимание
уделялось проблеме происхождения этого культа, начало изучению которой было положено
монографией К. Зете «Amun und die acht Urgötter von Hermopolis. Ene Untersuchung über
Unsprung und Wesen der ägyptischen Götterkönigs» (APAW. Philosophisch-historische Klasse.
No 4, В., 1929). Но его работа, как и другие исследования, была основана главным образом на
богатом материале поздних памятников и касалась преимущественно теологических вопросов.
Настоящая книга — результат изучения ранних этапов истории культа Амона,
охватывающих период от Древнего царства (III тысячелетия до н.э.) до начала Нового
царства (середина XVI в. до н.э.). Выбор [3] хронологических рамок обусловлен
несколькими причинами: во-первых, культ Амона в эту эпоху долгое время не был
всесторонне исследован; во-вторых, именно в этот период происходило его становление и он
впервые завоевал признание как культ государственного значения; и, наконец, в это время
закладываются основы его будущего политического могущества, наступившего с началом
Нового царства: в эпоху Нового царства в результате значительных политических изменений
в египетском государстве культ Амона приобретает качественно иные черты, глубокое
осмысление которых было бы невозможно без знания предшествующих этапов его развития.
Как формировался культ Амона до начала Нового царства во временной
последовательности, какие исторические, социальные силы способствовали превращению
Амона из малоизвестного локального божества в главу египетских богов, каково было
значение его культа в политике складывающегося единого государства, как развивалась
связь между почитанием Амона и культом царей —