Воскрешение из мертвых (сборник) [Николай Владимирович Томан] (fb2) читать постранично
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (125) »
Николай ТОМАН ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ (сборник)
ПРЕСТУПЛЕНИЕ МАГИСТРА ТРАВИЦКОГО
1
Если бы Травицкий знал, что сестра покойного архиерея, ведавшего местной епархией, окажется такой упрямой старухой, он бы, пожалуй, отказался от встречи с ее внуком, кандидатом физико-математических наук Ярославом Куравлевым. Даже когда Травицкий сообщил ей, что он магистр богословия и преподает в местной духовной семинарии, это не смягчило ее. — Пока вы не скажете, зачем вам мой внук, я не пущу вас к нему, — твердо стоит она на своем. — Он не совсем здоров. Врачи предписали ему полный покой, и я должна знать, о чем будет разговор. — Это мне трудно объяснить… У Травицкого уже не остается никаких сомнений — она не пустит его к внуку. Но тут появляется сам Куравлев. — Вы так громко разговаривали, что я все слышал, — обращается он к Травицкому. — Раздевайтесь, пожалуйста. — Но ведь тебе нельзя, Слава… — пытается протестовать бабушка. — Нет, лучше уж я с ним поговорю, — перебивает ее Куравлев, — буду знать, зачем к нам пожаловал магистр богословия. — Ну, как знаешь… Травицкий снимает пальто и идет вслед за Куравлевым. — Садитесь, — кивает Куравлев на кресло в углу одной из комнат просторного архиерейского дома, — и рассказывайте, что вас ко мне привело. — Я читал вашу статью в «Журнале Московской патриархии». В ней говорилось о возможности экспериментального, так сказать, общения со всевышним… — Да, но ведь я опубликовал ее почти год назад. — Дело, видите ли, в том, что нашу семинарию посетил недавно подмосковный священник отец Никанор… — Пожалуйста, покороче. — Извините, но я и так лишь о самом главном… Из случайно услышанного мною разговора этого священника с его племянником-семинаристом я узнал, что похожий эксперимент замышляется еще какими-то физиками. Возможно ли это, однако? — А какой эксперимент? — заметно оживляется Куравлев. — Физический или математический? — Кажется, физический, ибо с помощью какой-то аппаратуры. — А они не шарлатаны, эти физики? — Отец Никанор уверяет, что они порядочные люди, искренне верящие в бога. Вот и хотелось бы знать ваше мнение, осуществимы ли их замыслы? — Не знаю. — Но ведь вы писали… — Да, я писал, но о математическом эксперименте. Вернее, о математической модели всевышнего. Для людей, далеких от современной науки, наверное, это звучит кощунственно… — Простите, пожалуйста, что я перебиваю вас, но я смыслю кое-что в современной науке. До духовной академии учился в университете. Слежу и теперь за развитием естественных наук. — Боюсь, что вам все равно меня не понять. — Почему же… — Для вас ведь математика всего лишь наука о количестве, — почти с нескрываемой досадой перебивает его Куравлев. — А на самом деле ни одно значительное исследование современной математики просто невозможно выразить через понятие количества. Математика потому и покорила физику, что давно уже стала неколичественной и неметрической. С ее помощью я берусь доказать все, что угодно. В том числе и существование всевышнего… — А без математики?… — Едва ли… Одними логическими рассуждениями сделать это вообще немыслимо. Тут мы упремся в такие парадоксы, которые ничего от могущества всевышнего не оставят. — Даже так? — Ну вот возьмите хотя бы такое: может ли всевышний создать камень, который сам не сумеет поднять? — Этот парадокс мне известен, — улыбается Травицкий. — К счастью, наши семинаристы не задают нам пока таких вопросов. А то что же получается: если всевышний не сможет создать такого камня, значит, он не всемогущ? А если создаст, по не сможет поднять, то тоже ведь не всесилен? — А между прочим, этот парадокс лишь один из многих, связанных с математическим понятием бесконечности. — Я имею некоторое представление и об этом, — не без самодовольства замечает Травицкий. — И такие понятия математической бесконечности, как деление нуля на нуль и бесконечности на бесконечность, не кажутся мне нелепыми. Ну, а вы не потеряли еще охоты поставить свой эксперимент? — Надеюсь его поставить, — убежденно заявляет Куравлев. Но в это время слышится строгий голос бабушки: — Ярослав! — Ну, я не буду вас больше беспокоить, — поспешно поднимается со своего кресла Травицкий. — Извините, ради бога… Магистр богословия Стефан Травицкий действительно учился когда-то в университете и покинул его, усомнившись в возможности постичь абсолютную истину. А знакомство молодого Травицкого с богословами соблазнило его возможностью «богопознания». Вот он и оказался в- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (125) »
Последние комментарии
3 часов 29 минут назад
12 часов 21 минут назад
12 часов 24 минут назад
2 дней 18 часов назад
2 дней 23 часов назад
3 дней 53 минут назад