Эмманюэль Мунье

RSS канал автора
Поделиться:
Иллюстрация № 1 читать онлайн КулЛиб

Эмманюэль Мунье (Mounier Emmanuel) (1905–1950) – французский философ-персоналист. Родился 1 апреля 1905 в Гренобле в семье фармацевта. Вопреки воле отца, побуждавшего сына заняться медициной, сделал выбор в пользу философии. Изучал философию под руководством Жака Шевалье и в 1928 получил степень агреже. Преподавал философию в лицеях в Сент-Оме и в Нёйи. Взгляды Мунье формировались под влиянием учения Бергсона, католической мысли, феноменологии, концепции Ш.Пеги и марксизма. Мунье много общался с Ж.Маритеном, Н.Бердяевым, Г.Марселем.
В 1930-е годы, осмысляя «тотальный кризис цивилизации», Мунье увидел возможность возрождения духовности в мире в соединении христианских идей с социалистическим движением. В 1932 вместе с группой единомышленников основал журнал «Эспри» («Esprit»), целью которого стало исследование положения человека в мире, выяснение отношений между духовным призванием личности и императивами общества. В журнале разрабатывались ключевые идеи и принципы персонализма, который в понимании Мунье радикально отличается от индивидуализма. Если индивид представляет собой замкнутую в себе абстракцию, не имеющую выхода к окружающему миру, то личность – это открытость миру, другим и Богу; она постоянно ведет с ними диалог. Личность укоренена в мире живого (через тело), непрестанно общается с миром, всегда пребывает в конкретной ситуации, требующей от нее выбора и самопреодоления. Внутри самого вовлечения в мир, в любой ситуации личность должна сохранять свободу и устремленность к бесконечному, к Абсолюту. В этом смысле в личности совершается процесс двоякого рода – трансцендирование и воплощение.
Мунье понимал персонализм не как некую философскую систему, а как вдохновение, порыв, способные изменить мир. Способ выхода из кризиса он увидел в духовной революции, открывающей третий путь между капитализмом, ориентированным на материальные ценности, и деспотическим коллективизмом. В 1935 вышел том «Эспри», озаглавленный Революция персоналистская и общностная, где обосновывалась необходимость революции двоякого рода: личностной, происходящей в течение всей человеческой жизни и выражающейся в постоянном самосовершенствовании личности в общении с миром, с другими людьми и с Богом, и общностной, ведущей к установлению справедливого строя и создающей предпосылки реализации христианских идеалов в мире. В этих положениях выразился протест персоналистов против капитализма, в котором они видели общество потребления, сводящее существование к материальной жизни и деструктивное по отношению к личности.
С 1935 Мунье преподавал во французском лицее в Брюсселе. В 1940 обосновался в Лионе, чтобы подготовить издание «Эспри» в южных областях Франции. В июне 1941 журнал был запрещен. Во время войны Мунье участвовал в движении Сопротивления; на процессе по делу подпольной организации «Борьба» в Лионе в октябре 1942 ему был вынесен оправдательный приговор за недоказанностью обвинения. В декабре 1944 издание «Эспри» было возобновлено, и на его страницах Мунье и его сподвижники продолжили исследование проблем культурного и политического возрождения мира, вели дискуссии с представителями иных философских ориентаций, в том числе экзистенциализмом и марксизмом. Считая марксистскую критику капитализма справедливой, Мунье полагал, однако, что коллективизм должен быть персонализирован. Он говорил о необходимости строя с частичной коллективной собственностью, где труд представлял бы собой не товар, а творчество, где экономика была бы поставлена на службу этике. Разделяя некоторые идеи анархизма, в частности Прудона, Мунье подчеркивал значение федерализма, повышения роли местных властей, ослабления государства ради развития непосредственных отношений между гражданами. В то же время, в отличие от анархистов, Мунье признавал необходимость политической власти, способной ограничить, когда это потребуется, власть государства. В предлагаемом персонализмом плюралистическом обществе власть должна исходить от личностей, от всего народа как источника авторитета и содействовать общему благу. Мунье выдвигал и идеи персоналистского интернационализма, говоря о создании мирового сообщества, отвечающего требованиям всеобщего блага и ведущего к установлению мира между людьми.
Среди других работ Мунье – Концепция Шарля Пеги (La pensée de Charles Péguy, 1931); От капиталистический собственности к собственности человеческой (De la propriété capitaliste à la propriété humaine, 1936); Манифест персонализма (Manifeste au service du personnalisme, 1936); Анархия и персонализм (Anarchie et personnalisme, 1937); Христианское столкновение (L'affrontement сhrétien, 1944); Трактат о характере (Traité du caractère, 1946); Введение в экзистенциализмы (Introduction aux éxistentialismes, 1947); Персонализм (Personnalisme, 1949); Путевые заметки (Carnets de route, t. 1–2, 1950–1951). Посмертно изданы: Сочинения (Oeuvres, t. 1–4, 1961–1964).
Умер Мунье в Париже 22 марта 1950.

Источник: энциклопедия Кругосвет

Показывать:   Сортировать по:

Показываем книги: (Автор) (все книги на одной странице)

Количество книг по ролям: Автор - 1.
По форматам:  fb2 книги - 1 (3.14 Мб)
Всего книг: 1. Объём всех книг: 3 Мб (3,291,072 байт)

Автор

Философия  


Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом.