Теософский словарь [Елена Петровна Блаватская] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

феноменальных (или сверхъестественных) способностей, которые Шакьямуни Будда приобрел в ту ночь, когда достиг состояния Будды. Это "четвертая" степень Дхияны (седьмая в эзотерических учениях), которую должен достичь каждый истинный Архат. В Китае посвященные буддийские аскеты насчитывают шесть таких сил, а на Цейлоне - лишь пять. Первая Абхиджна есть Дивьячакхус, моментальное видение желаемого; вторая Дивьясротра, способность воспринимать любой звук, и т.д.

АБХИМАНИМ (Санскр.) Имя Агни (огня), "старшего сына Брамы", другими словами, первый элемент или Сила, созданная во вселенной при ее эволюции "огонь творческого желания. От своей жены Свахи Абхиманим имел трех сыновей (огней): Паваку, Павамана и Шучи, а они имели "сорок пять сыновей, которые, вместе с первым сыном Брамы и его тремя потомками, составляют сорок девять огней" Оккультизма.

АБХИМАНЬЮ (Санскр.) Сын Арджуны. Он убил Лакшмана в великой битве Махабхараты на второй ее день, но на тринадцатый сам был убит.

АБХУТАРАДЖАСЫ (Санскр.) Класс богов или Дэв, в период пятой Манвантары.

АБИБ (Евр.) Первый еврейский священный месяц, начинается в марте; называется также Нисан.

АБИЭГНУС МОНС (Лат.) Мистическое название, которое - как определенная гора - часто указывается как место происхождения розенкрейцерских документов "Monte Abiegno". Тут связь с Горой Меру и другими священными горами. (у.у.у.)

АБ-И-ХАЙАТ (Перс.) Вода бессмертия. Предполагают, что она дарует вечную молодость и вечную жизнь тому, кто пьет ее.

АБИРЫ (Греч.) См. Кабиры, пишется также Кабейры. Могущественные, небесные, сыновья Зедека, справедливого; группа божеств, почитавшихся в Финикии: они, по-видимому, идентичны с титанами, корибантами, куретами, телхинами и Dii

Magni Виргилия. (у.у.у.)

АБЛАНАТХАНАЛБА (Гност.) Термин, похожий на "Абракадабра". К.У. Кинг указывает, что это слово означало "ты отче наш"; оно одинаково читается с обеих сторон и употреблялось в Египте как заклинание. (См. "Абракадабра".)

АБРАКАДАБРА (Гност.) Это символическое слово впервые появляется в медицинском трактате в стихах Самоника, который жил при императоре Септимии Севере. Годфри Хиггинс утверждает, что это от Абра или Абар - "Бог" в кельтском языке и кад, "святой"; оно употреблялось как заклинание и гравировалось на камеях как амулет. (у.у.у.)

Годфри Хиггинс почти прав, так как слово "Абракадабра" является позднейшим искажением священного гностического термина "Абрасакс", а последний в свою очередь - еще более ранним искажением священного и древнего коптского или египетского слова: магической формулы, означавшей в своей символике "Не тронь меня", и обращавшейся к божеству в своих иероглифах, как к "Отцу". Его обыкновенно прикрепляли к амулету или талисману и носили как Тат (см.) на груди под одеждой.

АБРАКСАС или АБРАСАКС (Гност.) Мистические слова, происхождение которых можно проследить вплоть до Василида, пифагорейца из Александрии, 90 г. н.э. Он употребляет Абраксас для обозначения Божества, наивысшего из Семи, имеющего 365 добродетелей. В греческих числах: а.1, b.2, r.100, a.1, x.60, a.1, s.200 = 365, дни года, солнечного года, цикл божественного действия. К.У. Кинг, автор книги "Гностики", считает, что это слово похоже на еврейское Шемхамфораш, священное слово, обобщенное имя Бога. Гемма Абраксас обыкновенно изображает тело человека с головой петуха, в одной руке у него щит, в другой - плеть. (у.у.у.)

Абраксас является двойником индусского Абхиманима (см.) в сочетании с Брамой. Именно эти сложные и мистические качества были причиной того, что Оливер, крупный авторитет масонов, связал слово Абраксас с именем Авраама. Это было неоправдано; добродетели и атрибуты Абраксаса, которых всего 365, должны были подсказать ему, что это божество связано с Солнцем и солнечным делением года,

- более того, что Абраксас есть антитип, а Солнце - тип.

АБСОЛЮТНОСТЬ Когда служит предикатом Универсального Принципа, слово это обозначает абстрактное существительное; это более правильно и логично, чем применять прилагательное "абсолютный" к тому, что не имеет ни атрибутов, ни ограничений, и не может иметь таковых.

АБ-СУ (Халд.) Мистическое название Пространства, означающее жилище Аба, "Отца" или Главы источника Вод Знания. Эти знания скрыты в невидимом пространстве или в сферах акаши.

АКАЦИЯ (Греч.) Невинность; также растение, использовавшееся в франкмасонстве как символ посвящения, бессмертия и чистоты;

дерево, которое шло на священные дрова Шиттим евреев. (у.у.у.)

АХАМОТ (Гност.) Имя второй, низшей Софии. Изотерически и у гностиков, старшая София была Святым Духом (женского рода), или Шакти Непознаваемого, и Божественным Духом; тогда как София Ахамот есть лишь персонификация женского аспекта созидающей мужской Силы в природе; также Астральный Свет.

АХАРЫ (Евр.) Боги, над которыми Иегова является Богом (по мнению евреев).

АЧАРА (Санскр.) Личные и социальные (религиозные) обязанности.

АЧАРЬЯ (Санскр.) Духовный учитель, Гуру; как напр.,

Шанкар-ачарья, букв., "учитель этики". Имя, обычно даваемое