Птица ночи [Валерий Николаевич Гвоздей] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Возникают темы пределов человеческого существования, несовпадения желаемого и сущего, тайны жизни и собственной сути, иллюзорности существования… Все чаще лирический герой тяготеет к экзистенциальному прозрению.

Многие темы лирики В. Н. Гвоздея находят развитие в следующем разделе сборника. Песни лишь кажутся веселыми и непритязательными. На самом деле в них звучат все основные мотивы лирики поэта, претворенные в иную художественную форму. Адекватное воплощение, звучание эти песни, конечно же, получают лишь в авторском исполнении.

Поэт обладает умом острым и склонным к насмешке. Это побуждает его создавать то, что он обозначает как «иронические тексты». В них В. Н. Гвоздей дает полную свободу своему юмору и даже сатире. Они веселят, но при этом заставляют думать, смотреть на себя и жизнь требовательным и самокритичным взором. В них тоже проявляется принцип поэта, заявленный в стихотворении «Над бездной», – говорить «о сокровенном», «о неизреченном».

Сборник «Птица ночи» подвел определенный итог значительной части творческого пути В. Н. Гвоздея. Сделано много, есть все – глубина мышления, оригинальность стиля, мастерство. Но впереди – следующий этап творчества. Каким он будет? Об этом можно только гадать. Однако верится, что В. Н. Гвоздей не остановится на достигнутом и еще удивит нас неожиданными художественными решениями.

В краткой вступительной статье невозможно сказать все о его стихах. Тот, кто хочет понять поэта, должен просто его читать.


Г. Г. Исаев

СТИХОТВОРЕНИЯ

НАД БЕЗДНОЙ

Тьма заоконная, как мед, густа.

Но не до сна, когда – о сокровенном.

Застыв над бездной чистого листа,

Сказать попробуй о неизреченном,

И чтобы речь твоя была – проста.

1977

ХРАМ

Черный бархат твоих ночей.

Хрупкий шепот. И звон ключей.

Этот дом для меня как храм.

И кому-то молиться там.


Как сияют глаза в ночи.

Мне не нужно при них свечи.

Пахнешь ты, словно первый снег.

И часы замедляют бег.

1977

ОЗЕРО

Густая озерная синь

Разрезана медленной лодкой.

И женщина с плавной походкой

Тяжелую черпает стынь.

У дальнего берега лес

Парит над полоской закатной.

И мысль о дороге обратной

Саднит, словно свежий порез.

1977

У РОЯЛЯ

Рояль простер свое крыло -

Как ворон Эдгара По.

Играй, пока не рассвело,

Пусть спят трамваи в депо.


Твоих аккордов странный звук,

Нестройный хор голосов

Другим не причиняют мук

И не колеблют основ.


Пока мы здесь – мы не одни,

Хоть это, в общем, старо.

До встречи тот считает дни,

Кто ставит все на «зеро».

1977

СИНЯЯ ВОДА

Заводь яркой полна синевы -

Словно светит фонарь на дне,

В этом полном небес окне,

Точно врезанном в раму травы.


Как вода утоленья густа.

Не торопимся губ отнять.

Может быть, нам дано понять

Воспаленную жажду листа.

Отстранясь, осторожно взгляну

Вниз, туда, где мерцает свет,

Проницая за сотни лет

Этой синей воды глубину.

1977

ПРИШЕЛЕЦ

Словно радуга

птичьи

чисты голоса.

Лес

от корня промыт

и до самой вершины.

Он чуть-чуть потемнел,

Но дождинок роса

Огоньками осыпала ветви крушины.


В этом сумрачном храме лесной чистоты

Я как странный пришелец

из мира иного.

Прежде заросли здесь

не казались густы.

И тропинка

не пряталась, как –

от чужого.

1978

ГОРСКАЯ ЛЕГЕНДА

Взгляд затуманенный, как в бездне крик,

Тонул в твоих медлительных ресницах.

Он нежен был и первобытно дик.

И он не говорил о власяницах.

И исполнялась нежность, как мечта.

На дне ущелья замерла Риони.

И в сумерках струилась нагота

В мои глаза, в мои ладони…


Завидна участь – встретить здесь рассвет,

На ложе трав, теплом твоим согретом.

Нагое тело излучает свет.

И пала ночь, пронизанная светом.

1978

НА БЕРЕГУ

Ветер трогает лунные пряди.

Светит локон, как пламя свечи.

Но земле не уступит ни пяди

Море, зло закипая в ночи.


Вздыбив к небу косматую спину,

Нас подхватит слепая волна.

И бездонную эту пучину

Мы узнаем до самого дна.


Ведь тебя не страшит глубина?

1978

МЕЛОДИЯ

Светло звучит рояль в вечерней тишине.

Шопен вздыхает из консерваторских окон.

На пальчик девочка наматывает локон,

Плечом прижавшись к музыкальнейшей