Том 1. Рассказы 1898-1903 [Леонид Николаевич Андреев] (fb2) читать постранично, страница - 277


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Там же, с. 398.

(обратно)

46

ЛН, 523.

(обратно)

47

ЛН, 396

(обратно)

48

Волошин М. Некто в сером. — Русь, 1907, № 157, 19 июня, с. 2.

(обратно)

49

Там же.

(обратно)

50

Андреев Андрей. Из воспоминаний о Л. Андрееве, с. 221.

(обратно)

51

См.: Боровский В. В. В ночь после битвы. — В его кн.: Литературная критика. М., 1971; Луначарский А. В. Тьма. — Собр. соч. в 8-ми томах, т. I. M., 1963.

(обратно)

52

У Андреева было двое сыновей от первого брака. Старший, Вадим (1902–1976), жил с отцом, а в гимназические годы в Петербурге (у профессора М. А. Рейснера) и в Москве, в семье Добровых, родственников А. М. Велигорской, где постоянно воспитывался и второй сын Андреева, Даниил (1906–1959). Дети от второго брака — Савва (1909–1970), Вера (1911–1986) и Валентин (1913–1988) жили постоянно с отцом на Черной речке, вплоть до его смерти.

(обратно)

53

ЛН, 594.

(обратно)

54

Реквием, с. 239.

(обратно)

55

ЛН, 541.

(обратно)

56

Woodward James В. Leonid Andreyev. A Study. Oxford, 1969, p. 165.

(обратно)

57

См.: Силард Л. Некоторые проблемы жанра философской повести. — Studia Slavica Hungaricae, XX, 1974, fasc. 3–4.

(обратно)

58

Это выражение Н. Бердяев использовал для характеристики толстовства: «Толстовская религия и философия есть отрицание трагического опыта, пережитого самим Толстым, спасение в обыденности от провалов, от ужасов всего проблематического. Какое несоответствие между грандиозностью исканий и той системой успокоения, к которой они привели» (Бердяев Н. Sub specie aeternitatis. СПб., 1907, с. 254–255). Восторженное преклонение почитателей перед «Учителем» — героем «Моих записок» может быть намеком на Толстого, но это, конечно, символ, подразумевающий множество конкретных интерпретаций. См., например, одну из них в статье Л. Силард «Великий инквизитор» Л. Андреева, или «душегрейка новейшего уныния» (Studia Slavica Hung., XX, 1974, f. 3–4). Теория «железной решетки» трактуется здесь как пародия на богостроительство Горького и Луначарского.

(обратно)

59

Белый А. Арабески. Книга статей. М., 1911, с. 500.

(обратно)

60

Андреев Л. Н. Поли. собр. соч. СПб., 1913, т. VIII, с. 311.

(обратно)

61

Реквием, с. 83.

(обратно)

62

ЛН, 547.

(обратно)

63

Андреев Л. Н. Из дневника. — Русский сборник. Париж, 1920, с. 151–152.

(обратно)

64

ЛН, 544.

(обратно)

65

Андреев Вадим. Детство, с. 174.

(обратно)

66

Андреев Л. Письма. — Русский современник, 1924, № 4, с. 153.

(обратно)

67

ЛН, 457.

(обратно)

68

Андреев Вадим. Детство, с. 223.

(обратно)

69

Русский сборник, с. 163.

(обратно)

70

ЛН, 595.

(обратно)

71

ЛН, 596–597.

(обратно)

72

ЛН, 593–594.

(обратно)