Преодоление метафизики [Мартин Хайдеггер] (fb2) читать постранично, страница - 13


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

неспособность философской публицистики увидеть в планетарной технике 19 в. завершение европейской метафизики. Поверхностность — черта современного рационализма (позитивизм, логический позитивизм, структурализм, технократия), туманность — черта его неизбежной оборотной стороны, иррационализма в его пестрых разновидностях.

(обратно)

23

Т. е. всякое что всего лишь есть, дано в бытии, а значит, не само по себе бытие. Бытие ускользает от фиксации. Не то что бытие где-то существует само по себе и сверх того еще ускользает от рассмотрения; нет, ускользание бытия как такового — это и есть само бытие.

(обратно)

24

Истина — не что и не кто, она то первое, в чьем свете проясняется все. Эта изначальная ясность истины забыта в эпоху, требующую для всего доказательств.

(обратно)

25

Т. е. на последнем витке метафизики важны не предметы как таковые (эпоха тщательного обследования природы со вниманием к ее мелочам ушли в прошлое), а подчинение всей предметной данности планомерной организации. "Управление… стремится всесторонне обеспечить само себя" (см. "Вопрос о технике". с. 227). Волю к воле не волнует убыль природы, ее задача — взятие наличной предметности под контроль.

(обратно)

26

"Восприятие" (лат.). "Идея" в платоновском смысле запредельного прообраза становится в Новое время представлением в человеческой голове.

(обратно)

27

Iustificatio, "оправдание", "праведность", "справедливость", т. е. полное избавление от первородного греха и вины в христианском богословии — благодать, даруемая за веру в Христа (Послание к Римлянам 5. 1; 8, 4 и др.; Послание к Галатам, 2, 20–21). Лютер доводит это учение апостола Павла до вызывающей остроты: акт сердечной веры без всяких внешних дел благочестия, ритуала и благотворительности спасает и возвращает "внутреннего человека" к райской свободе и чистоте. По Хайдеггеру, "поиски достоверности прежде всего дают о себе знать в области веры как поиски достоверности спасения (Лютер), затем в области физики как отыскание математической достоверности в природе (Галилей)" (Heidegger М. Gesamtausgabe. Bd. 15. Seminare. Frankfurt a. M.: Klostermann, 1986, S. 292). Ницше уличает старую добродетель справедливости в потакании слабым и провозглашает новую справедливость как волю жизненной силы к власти, не нуждающуюся в посторонних санкциях и оправдывающую сама себя. В этом смысле как лютеровское оправдание верой, так и ницшевская правда силы движимы одинаковым стремлением к "обеспечению (покоримости, доступности, обеспеченности)" бытия человеком и для человека (там же, S. 293).

(обратно)

28

Т. е. не субъект зависит от Я, а наоборот, новоевропейское Я не осмеливается поднять голову иначе как с санкции вскормленного его кровью и плотью "субъекта".

(обратно)

29

Т. е. эгоизм (от ego — Я) развертывает свою полную мощь, когда опирается на базу не индивидуального, а коллективного субъекта.

(обратно)

30

См. "Время картины мира", с. 54–55.

(обратно)

31

См. Ницше Ф. Воля к власти § 458: "Ввести себя в норму, жить как живет 'простой смертный', считать справедливым и хорошим то, что он считает справедливым, — это будет подчинением стадным инстинктам. Нужно дойти в своей отваге и строгости до того, чтобы ощущать такое подчинение как позор. Не мерить двойной меркой!.. Не отделять теории от практики!.."

(обратно)

32

Т. е. борьба за власть распространяет и укореняет идею первостепенности вопроса о власти, хотя борющиеся за власть не замечают, что являются лишь агентами власти.

Бытие — всевпускающая "пустота", "ничто сущее" и одновременно несметное богатство (см. "Европейский нигилизм", с. 171–176). "Позитивная" наука ориентируется только на сущее и в "пустоте" бытия видит голую беспредметность.

(обратно)