Искусство программирования для Unix [Эрик Стивен Реймонд] (fb2) читать постранично, страница - 5


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

рассмотрения книги с января по июнь 2003 года сотни Unix-программистов (слишком много, чтобы перечислить здесь их имена), вносили свои советы и комментарии. Как всегда, процесс открытия равноправного обсуждения посредством Web одновременно является крайне трудным и чрезвычайно полезным. Конечно, как всегда, всю ответственность за возможные ошибки автор принимает на себя.

На стиль изложения и некоторые вопросы, рассмотренные в данной книге, оказала определенное влияние известная концепция о моделях проектирования. Действительно, автор размышлял над названием "Модели проектирования в Unix" (Unix Design Patterns). Однако оно было отклонено, поскольку автор был не согласен с некоторыми безоговорочными догмами данной школы и не испытывал необходимости использовать весь его формальный аппарат или принимать культурный багаж. Тем не менее, работы[2] Кристофера Александера (Christopher Alexander) (особенно "The Timeless Way of Building" и "A Pattern Language") оказали свое влияние на авторский подход. Автор считает своим долгом выразить огромную благодарность Группе четырех (Gang of Four) и другим членам их школы за демонстрацию того, каким образом можно использовать работы Александра в отношении проектирования на высоком уровне, не оперируя полностью неясными и бесполезными общими фразами. Заинтересованным читателям в качестве введения в тему моделей проектирования рекомендуется изучить книгу "Design Patterns: Elements of Reusable Object-Oriented Software" [24].

Название данной книги, несомненно, ассоциируется с "Искусством программирования" Дональда Кнута (Donald Knuth). Несмотря на то, что Кнут не связан с традициями Unix, он оказывает влияние на всех нас.

Редакторы с глубоким видением текста и богатым воображением встречаются не так часто, как хотелось бы. Один из них — Марк Тауб (Mark Taub), который смог оценить достоинства приостановленного проекта и деликатно подтолкнул автора к окончанию работы. Хорошим чувством прозаического стиля и достаточными способностями улучшить написанное отличается и Мэри Лау Hop (Mary Lou Nohr). Джерри Вотта Oerry Votta) уловил авторскую идею обложки и сделал ее лучше, чем можно было представить. Весь коллектив издательства Addison-Wesley заслуживает высокой оценки за осуществление редактирования и производственного процесса, а также за терпимость к причудам автора, касавшимся не только текста, но и внешнего дизайна книги, оформления и маркетинга.

Часть I Контекст

1 Философские вопросы

Те, кто не понимает Unix, приговорены к ее созданию, несчастные.

Подпись из сообщений группы новостей Usenet, ноябрь 1987 года
—Генри Спенсер

1.1. Культура? Какая культура?

Это книга о программировании в операционной системе Unix, но в ней неоднократно затрагиваются такие понятия, как "культура", "искусство" и "философия". Читателю, который не является программистом, или программисту, мало связанному с миром Unix, это может показаться странным. Однако операционная система Unix обладает собственной культурой; ей присуще особое искусство программирования и особая философия проектирования. Понимание этих традиций позволит разработчику создавать лучшее программное обеспечение, даже если оно не предназначено для Unix-платформ.

Каждой отрасли техники и проектирования присуща своеобразная техническая культура. В большинстве отраслей техники неписаные традиции являются частью образования практикующего специалиста, которая столь же важна, как официальные учебники и справочные руководства (а по мере накопления опыта часто является даже более важной). Старшие инженеры обнаруживают колоссальные объемы скрытых знаний, которые передаются их ученикам "особым путем" (как у Дзэн-буддистов), т.е. знания "распространяются посредством особой передачи вне священного писания".

Разработка программного обеспечения в общем случае является исключением из данного правила. Технология изменяется столь стремительно, программные среды появляются и исчезают настолько быстро, что т.н. техническая культура определяется как кратковременная и неустойчивая. В то же время это исключение также не всегда справедливо. Очень немногие программные технологии подтвердили свою долговечность, достаточную для развития устойчивой технической культуры, особого искусства и связанной с ним философии проектирования, которые передаются от поколения к поколению инженеров.

Одним из примеров такой культуры является культура операционной системы Unix. Другим примером является культура Internet. Однако в двадцать первом веке можно утверждать, что обе эти культуры представляют собой единое целое. Обе они сформировались, и с начала 80-х годов прошлого века разделять их становится все труднее, поэтому в данной книге четкие границы между ними не проводятся.

1.2. Долговечность Unix

Операционная система