Россия для россиян [Михаил Геннадьевич Делягин] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

идеи по тем же самым причинам, по которым вор не может выразить идеи неприкосновенности чужой собственности: эти ценности не просто глубоко враждебны нынешней российской элите, но и попросту несовместимы с ее существованием в современном, наиболее комфортном для нее качестве.

Между тем новая российская нация — новый, уже не царский и не советский сплав, но на основе все того же русского народа, являющегося вечной основой, сутью и смыслом наших цивилизаций — рождается на улицах.

Не на баррикадах, — там она лишь проявляется, периодически напоминая о своем существовании, — но в гуще повседневной жизни.

Господь являет себя в мелочах, — народ, еще не объявленный, но уже родившийся, являет себя в повседневности.

Удивительно, но у нас общие ценности.

Российское общество при всей своей внутренней разнородности, раздраженности и даже прямой вражде, уже достаточно давно стихийно провело синтез социальных, либеральных и патриотических ценностей, выделившихся и поначалу обособившихся друг от друга на переломе 80-х и 90-х годов.

В современной России эти ценности прямо подразумевают друг друга.

В самом деле: честный (не только честно думающий, но и честно чувствующий) либерал не может не ощущать, что бедный не может быть свободным, что свобода подразумевает достаток. А это автоматически делает его не только сторонником социальных ценностей, но и патриотом, потому что в глобальной конкуренции не только достаток и собственность, которая является либеральной ценностью, но и свободу приходится защищать на национальной основе.

Честный сторонник социальных ценностей видит, что их надо защищать. Защита от внешних конкурентов делает его патриотом, защита от внутренней бюрократии и чрезмерной алчности бизнеса — либералом.

Наконец, честный патриот чувствует, что ни раб, ни нищий не будут защищать отечество — и поэтому граждане должны быть свободны и богаты, насколько это возможно.

А это делает патриота сторонником либеральных и социальных ценностей.

«Элита», закостеневшая в начале 90-х, не позволяет этому синтезу артикулироваться в конкретных требованиях, политических и медийных структурах, но возможности ее сопротивления стихийному и повсеместному давлению российского общества близки к исчерпанию.

У нее вообще получается все меньше, и она все чаще терпит поражения и неудачи в манипулировании собственным народом, казалось бы, отданным ей в вечное, почти крепостническое владение.

При всей остроте национального вопроса его если и не полное решение, то, во всяком случае, гарантированное кардинальное смягчение требует всего лишь четырех элементарных действий, технологически доступных даже современному российскому государству:

• полного, категорического отказа государства от использования разжигания межнациональной розни для решения текущих политических задач (учитывая вероятное влияние на так называемых «скинхэдов» и прочих подобных группировок силовых структур это, насколько можно понять, будет означать резкое снижение их активности, вплоть до полного паралича);

• действенная борьба с этнической организованной преступностью, наглядная безнаказанность которой является главным фактором обострения межнациональных отношений и сохранения межнациональной розни;

• социально-экономическое развитие депрессивных регионов России с жестким пресечением политики деруси— фикации, проводимой руководством ряда республик в составе Российской Федерации (при этом программы развития станут вполне действенной платой за пресечение этой политики);

• качественное ограничение коррупции в аппарате государственного управления, без которого в принципе невозможны как борьба с оргпреступностью, так и развитие регионов.

Беда в том, что нынешнее государство, призванное обслуживать лишь личное потребление правящей бюрократии, в принципе, по самой своей природе не способно не то что искоренять, но даже ограничивать коррупцию, так как последняя является его структурообразующим элементом.

Точно так же, как когда-то в нашей стране «не стояло село без праведника», любовно выстроенная и выпестованная сегодняшняя «вертикаль власти», насколько можно понять, «не стоит» без коррупции.

Кроме того, правящая бюрократия просто не обращает внимания на свою страну и действует в отношении нее по широко известному принципу «малютка-не-надрывайся»; она не будет осуществлять даже совершенно необходимых для существования общества, но не приносящих личных прибылей и иных выгод ее членам действий просто потому, что ей незачем это делать: она полностью свободна от всякого внешнего влияния и от всякого контроля.

Поэтому решать вопросы развития России, в том числе и наиболее острый, наиболее вопиющий национальный вопрос, а если быть более точным, вопрос созидания новой российской цивилизации и новой самоидентификации просто некому.

Как это ни прискорбно, русский народ не может