Беседы о Сталине [Артём Фёдорович Сергеев] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

чтобы не было обнажения интимных, скрытых сторон человеческой жизни. При всём этом интервьюеру нужно совершенно уходить от субъективности, сводить своё присутствие к минимуму.


«Поговори с ним, например, о дачах Сталина, о царившей на них атмосфере: как он там работал, как собирались за столом, может, звуки какие-то доносились, ароматы из сада, с кухни. Начни беседы с описания дач», – вновь подаёт идею Проханов.

Артём Фёдорович соглашается побеседовать об этом, оговариваясь, что ничего особенного там не происходило, рассказать как будто нечего. «А нам ничего особенного не нужно. Будем говорить об обыденных вещах».

Следует приглашение приехать к нему на дачу в Жуковку. Добираюсь на электричке. На платформе меня встречает жена Сергеева, Елена Юрьевна. Помимо того, что это настоящий ангел-хранитель Артёма Фёдоровича, она ещё и удивительно красивая интеллигентная женщина, гостепреимнейшая хозяйка. Она ведёт меня по элитному и известному дачному посёлку России – Барвихе-Жуковке – и комментирует: вот эту аллею лип, ведущую к обелиску жителей деревни Жуковка, погибших во время Великой отечественной войны, посадил Артём Фёдорович вместе с солдатами подмосковной воинской части, которой командовал. Идём по березовой аллее. Тоже все деревья посадил Артём Фёдорович собственноручно. Противоположная вереница березок выглядывает из-за огромного каменного забора: деревья оказались на территории, скупленной новыми поселенцами. «Здесь у нас уже не дача, а каменные джунгли», – комментирует Елена Юрьевна, которая помнит посёлок как деревеньку с деревенскими жителями, лесами вокруг, ныне большей частью вырубленными ради за0мков за 5-метровыми заборами, лужаек, бассейнов, площадок для гольфа. По посёлку практически не пройдёшь – всё перегорожено, к речке ближние доступы перекрыты, надо идти в обход. Показывает на скромненький одноэтажный деревянный домик, обитый вагонкой, покрашенный в голубой цвет. «Это была самая шикарная госдача советского периода. Одно время здесь жила Светлана Аллилуева, ещё до отъезда, но затем отказалась от неё. Поскольку дача большая, места много, сюда постоянно приезжали гости и родственники. Надо было всех кормить, и эти траты были ей не под силу». Самая шикарная дача в сравнении с нынешними выглядит собачьей будкой. Даже домики для охраны у нынешних нуворишей солиднее, чем дача первых лиц государства, выигравшего войну, первым вышедшего в космос, строившего Днепрогэс, Магнитку, «Уралмаш», «Ростсельмаш». Именно потому и возводились эти объекты, что советские руководители отдавали им предпочтение. А нынешние правители все силы и средства страны направляют не на строительство заводов для рабочих, а вилл для себя.

Что ж, привилегии были ещё те! Правильно с ними нещадно боролись нынешние владельцы дворцов. Уверена: скоро снесут эти дачи не только для того, чтобы освободить место для хозяев нынешней России и их замков, но и чтобы уничтожить яркие свидетельства образа жизни той, советской «элиты». А потом, уничтожив свидетельства, будут «вспоминать», что дачи советских привилегионеров были из чистого золота с сорока бассейнами и пятьюдесятью площадками для гольфа каждая.

Идём вдоль скромного потемневшего дощатого забора, открываем калитку. По дорожке вдоль кустов цветущих благоухающих роз спешит Артём Фёдорович. Радушно приветствует. К домику дорожка пролегает по райскому саду: липы, яблони, пихта, сосна, жасмин, цветы и кустарники – всё посадил он сам. Прежде, чем повести в дом, он, поднимаясь по деревянному крылечку, предупреждает кого-то: «Миша, люди. Люди, Миша». Ожидаю увидеть пока не известного мне Мишу. Никто не выходит навстречу. Артём Фёдорович поясняет: «Это наша собака. Когда говоришь: «Миша, люди, у нас люди», – он уходит в другую половину дома и сидит там, пока не скажешь: «Миша, люди ушли». Тогда выходит». Располагаемся на деревянной террасе, поначалу просто разговариваем: как дела в газете, как Александр Андреевич? Артём Фёдорович предлагает посмотреть фотографии. Поднимаемся на второй этаж, он раскладывает уникальные фото из семейного архива. Вот две фотографии, на которых Сталин с четой Ворошиловых, ещё какими-то людьми. Артём Фёдорович вслух рассуждает, к какому году относятся фотографии. Я высказываю предположение, что они сделаны в один день, поскольку Сталин одет одинаково. «Да он всегда в одном и том же ходил»,- сообщает Сергеев. Показывает кобуру пистолета, из которого застрелилась Надежда Сергеевна Аллилуева. «Василий дал мне на память», – комментирует Артём Фёдорович. А вот портативный патефон – подарок Сталина маленькому Артёму. Есть и пластинки – тоже подарок Иосифа Виссарионовича. По ходу Артём Фёдорович рассказывает много интересного, останавливается на каких-то деталях, и рассказ хотелось бы записать. Диктофон у меня в сумке. Прошу разрешения пойти, взять диктофон, включить и начать работать. «Да это же я так, к слову», – пожимает плечами Сергеев, даже не понимая, что каждое такое слово