Растеряевские типы и сцены [Глеб Иванович Успенский] (fb2) читать постранично, страница - 33


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

напечатан в газете "Петербургский листок", 1867, № 25 от 14 февраля; без изменений перепечатан в сборнике "Очерки и рассказы", СПБ., 1871 года; при переиздании его в "Сочинениях" Успенский сделал некоторые сокращения и стилистические исправления текста.

Успенский написал ряд рассказов, в которых изображаются "нужды и заботы" мелкого провинциального чиновника, живущего с многочисленным семейством на "крошечное жалованье"; в том же плане идут и страницы о семье Претерпеевых в "Нравах Растеряевой улицы". Здесь Успенсиий следует щедринскому "истинно гуманистическому направлению", которое отмечал Добролюбов в своей статье "Забитые люди", говоря: "Никто, кажется, исключая г. Щедрина, не вздумал взглянуть в душу этих чиновников — злодеев и взяточников — да посмотреть на те отношения, в каких проходит их жизнь".

6. Парамон юродивый
(Из детских лет одного "пропащего")
Рассказ впервые напечатан в журнале "Отечественные записки", 1877, IV, под заглавием "Из памятной книжки. Парамон юродивый" и за подписью Г. Иванов; перепечатан в сборнике "Из старого и нового", СПБ., 1879 года и затем в "Сочинениях" с небольшими сокращениями, добавлениями и изменениями. Примечание к рассказу, объяснявшее включение этого произведения 1877 года в цикл "Растеряевские типы и сцены", который состоял из рассказов 60-х годов, появилось только в "Сочинениях"; понятие "растеряевщина" Успенский применяет здесь к определению мировоззрения и психики мелкого провинциального чиновничества 30-40-х годов.

Яркой публицистичностью, глубиною обобщения, зрелостью художественного письма этот рассказ резко выделяется среди других произведений цикла "Растеряевские типы и сцены". Наиболее блестящие публицистические строки, не свойственные раннему Успенскому, мы находим в характеристике эпохи крепостничества царской России в 30-40-е годы, в освещении им среды чиновничества, характеризовавшейся рабской психологией, раболепным низкопоклонством перед власть имущими, подавлением человеческой личности, человеческого достоинства и полной неспособностью чувствовать и мыслить самостоятельно и независимо.

В 90-900-е годы критики из реакционного лагеря представляли читателю художественный образ юродивого фанатика Парамона как "величайший образ" искателя "правды божьей". Однако сам Успенский не идеализирует Парамона — он характеризует его как "темного", "корявого, необразованного, невежественного" человека, хотя и обладающего непосредственностью, нравственной чистотой и цельностью личности.

В 1898 году было запрещено отдельное издание "Парамона юродивого" со следующей аргументацией цензора Матвеева: "Основная тема этого рассказа — крайняя запуганность и забитость русского человека из толпы, как выражается автор, — русского обывателя, от рождения привыкшего пресмыкаться перед всякой властью, воспитанного в постоянном трепете, даже перед будочником и квартальным… Для иллюстрации этой стороны русского быта выведен на сцену "мужицкий святой", по выражению автора, — "Парамон юродивый", человек темный, невежественный, но который производит впечатление на забитых казенными порядками и страхом обывателей города, в котором он появляется. Сцена объяснения с юродивым, у которого полиция требует паспорт, написана крайне тенденциозно… Такое изображение русской жизни, растеряевских типов и сцен, созданных смирением толпы перед всякой властью, плод болезненных впечатлений автора, представляет мало назидательное чтение для народа".

Рассказ основан на воспоминаниях писателя о своих детских годах в Туле (см. об этом Д. Васин. Г. И. Успенский. — "Русское богатство", 1894, VI).

Стр. 248. "своей дремоты превозмочь не может" — строки из второй песни "Полтавы" А. С. Пушкина: "своей дремоты превозмочь не хочет воздух".

Примечания

1

Сватали.

(обратно)

2

"Сём я" — то есть: "Ну-ко я", или: "А что если" и т. д.

(обратно)

3

* * *
(обратно)

4

* Настоящий рассказ написан гораздо позже "Растеряевой улицы". Я помещаю его, однако, в конце этих ранних очерков потому, что в нем я попытал изобразить самые существенные свойства "растеряевщины", с которыми она и вступила "в новую жизнь" ("Разоренье").

(обратно)