Актуализация памяти. Литературные премии Японии [Елена Михайловна Байбикова] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

противопоставляет институту литературной премии издание многотомных серий (статичная канонизация).

(обратно)

5

Sandra Ponzanesi. Boutique Postcolonialism: Literary Awards, Cultural Value and the Canon / In

H. Klein & W. Görtschacher (Eds.) // Fiction and Literary Prizes in Great Britain (pp. 107–134). Vienna: Praesens Verlag, p. 120.

(обратно)

6

Формулировка про недифференцированное собирательство позаимствована из публикации: О. Беззубова. Музей как объект философско-антропологического исследования // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. — Серия “Symposium”. — Выпуск № 12.— СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001, с. 179–183.

(обратно)

7

Нодзоми Омори (р. 1961) — японский литературный критик, переводчик, составитель антологий. “Нападки” написаны в соавторстве с писательницей Юми Тоёдзаки. (Бунгаку-сё мэттагири. — Токио: Тикума Сёбо, 2008, с. 85).

(обратно)

8

Там же. С. 137. Ср. с высказыванием Александра Иличевского, лауреата “Русского Букера” (2007) и “Большой книги”(2010): “Культура — организм, канонизирующий текст. Премия тоже призвана быть одной из функций этого сложного процесса. Механизм — инструмент премии — предельно груб и случаен. Это примерно как делать нейрохирургическую операцию при помощи топора. Но иногда удается сделать выбор, мало чем отличающийся от высокого художественного акта”. (Из частной переписки с автором данной статьи, 30.8.2011.)

(обратно)

9

Литературные премии России: Путеводитель / Сост. Р. М. Рубен. — М., 2008.

(обратно)

10

Синтаро Исихара (р. 1932) — японский писатель и политик, с 1999 г. занимающий пост губернатора Токио. Его произведения известны русскоязычному читателю благодаря переводам Александра Мещерякова.

(обратно)

11

“Синтёся” — издательство, основано в 1896 г. Одно из наиболее известных и значимых японских издательств, широко известно своими литературными журналами и серией “Библиотека Синтёся”. Издательство курирует ряд крупных литературных премий.

(обратно)

12

“Бунгэй сюндзю” — издательство, основанное в 1923 г. известным японским писателем Каном Кикути. “Бунгэй сюндзю” курирует такие престижные литературные премии, как премия Акутагавы и премия Наоки.

(обратно)

13

Ёко Огава (р. 1962) — японская писательница, лауреат премий Акутагавы (1990), Танидзаки (2006) и др.

(обратно)

14

Премия Сюгоро Ямамото учреждена в 1987 г. Присуждается ежегодно авторам новых произведений “За виртуозное владение искусством рассказчика”. Призовой фонд — 1 млн иен.

(обратно)

15

Премия Наоки учреждена в 1935 году параллельно с премией Акутагавы. Премии удостаиваются произведения массовой и развлекательной литературы. Призовой фонд — 1 млн иен.

(обратно)

16

Премия Номы присуждается ежегодно с 1941 г. в соответствии с завещанием Сэйдзи Номы, основателя издательства “Коданся”. Изначально премией награждался автор за вклад в японскую литературу. После 1953 г. назначение премии изменилось, и теперь она присуждается за выдающееся литературное произведение. Призовой фонд — 3 млн иен. Писатели, получившие эту премию, фактически признаются классиками современной японской литературы.

(обратно)

17

“Гран-при роман Поплар” — дебютная премия, учрежденная издательством “Поплар” в 2006 г. Присуждается авторам за произведения массовой и развлекательной литературы.

(обратно)

18

Премия имени Кэндзабуро Оэ была учреждена в 2006 в честь пятидесятилетия писательской карьеры нобелевского лауреата Кэндзабуро Оэ, а также в честь 150-летия со дня основания издательства “Коданся”. Единственным членом жюри является сам Оэ. Главный приз — перевод произведения на английский, французский или немецкий языки и публикация за рубежом.

(обратно)

19

Edward Mack. Manufacturing Modern Japanese Literature, p. 182.

(обратно)

20

В данном контексте определение “солидные” соотносится с английским “trustworthy” (вызывающие доверие) в том смысле, в котором это словосочетание используется в работе Каре Юхана Мьёра: Käre Johan Mjør. The Online Library and the Classic Literary Canon in PostSoviet Russia: Some Observations on “The Fundamental Electronic Library of Russian Literature and Folklore” // Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media. 2009, vol.

1. № 2, p. 83–99. URL: http://digi-talicons.org/issie02/kare=mjor/

(обратно)