Самураи [Оскар Ратти] (fb2) читать постранично, страница - 209


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

(кэндо) и искусства невооруженных единоборств (дзюдо и айкидо) также использовались в качестве дисциплин интеграции, основанных на определенных социальных образцах общения и взаимодействия и выраженных через развитие физической, функциональной и психологической координации определенным путем. Например, в дзюдо эти образцы воплощены в концепции взаимного благополучия и процветания, в айкидо — в идее гармонии (в самом общем смысле этого слова).

Разумеется, эти три основные модели применения будзюцу — утилитарная (вадза), формальная, или ритуальная (ката), и моральная (до) — никогда не были четко разграниченными или взаимно противоречащими. Они сливались и перекрывали друг друга, особенно последние две — ритуальная модель приобретала образовательные цели, а моральная расширялась и совмещалась с точным исполнением формальных упражнений. Боле того, обе они признавали свой долг перед первой, доминирующей моделью применения будзюцу — то есть как неистощимого источника смертоносных боевых методов.

И именно эта сложная взаимосвязь между различными моделями применения будзюцу всегда затрудняла для мастеров прошлого и их современных наследников решение дилеммы, поставленной этическим вопросом, — теми общепринятыми правилами, основанными на человеческом опыте, в соответствии с которыми человек пытался регулировать свое существование и благоустраивать жизнь.

Основная дилемма, осознанная в феодальные времена несколькими мастерами будзюцу, которые понимали, что если человек хочет выжить как разумный, цивилизованный вид, если он намерен найти созидательный, а не разрушительный выход для своих насильственных наклонностей и тех способностей, которые сделали его хозяином земли, то тогда он должен научиться надежным методам, позволяющим переадресовывать эти наклонности. Эти мастера предвосхитили озабоченность современных ученых, столкнувшихся с бесконечно более опасными и разрушительными боевыми методами, которые поняли, что если человек не может полностью подавить в себе склонность к насилию, то он должен найти способ использовать эту склонность, а не позволять ей использовать его. Если, однако, человек продолжит выражать ее так, как он это делал с момента своего появления из джунглей, то он может ввергнуть мир в состояние окончательного хаоса, где исчезнет и он сам, и все плоды его трудов.


Примечания

1

Сунь-Цзы, или Сунь У — знаменитый древнекитайский стратег и военный теоретик, живший на рубеже VI–V вв. до н. э., автор трактата по военному искусству. (Здесь и далее — прим. пер.)

(обратно)

2

Следует отметить, что изложенная здесь теория является устаревшей и не соответствует современным взглядам на происхождение японского этноса. Как установлено исследователями, в начале первого тысячелетия на Японских островах обитало от пяти до девяти различных этнических групп, разговаривавших на разных языках, причем решающую роль в формировании японской культуры сыграли алтайские переселенцы и племена австронезийской группы. (Прим. пер.)

(обратно)

3

Художественный критик, который имел большое влияние на современное японское искусство. (Прим. пер.)

(обратно)

4

Здесь допущена неточность. Хотя род Сога долгое время поставлял невест правящему дому и фактически осуществлял управление страной, официальные посты сэссё и кампаку были введены через два века после разгрома дома Сога, и они были наследственной прерогативой рода Фудзивара (до 669 г. — Накатоми).

(обратно)

5

Открытое военное столкновение в 1156 году продолжалось всего несколько часов. Кроме Тайра и Минамото, в нем не менее активное участие принимал дом Фудзивара.

(обратно)

6

Хотя Токимаса Ходзё, отец вдовы Ёритомо — Масако, после его смерти стал фактическим главой правительства, последний сёгун из рода Минамото — Санэтомо — был убит в 1219 году.

(обратно)

7

Иэясу провозгласил себя сёгуном в 1603 году, но в 1605-м он номинально отказался от этого поста в пользу своего сына, тем самым заявив о наследственном характере власти дома Токугава.

(обратно)

8

Кукай (посмертное имя Кобо-дайси, 774–835) — основатель буддийского вероучения Сиигон.

(обратно)

9

Преимущественно христиан.

(обратно)

10

Посмертное имя Дэнгё-дайси.

(обратно)

11

Мурасаки Сикибу (978—1012) — придворная дама, автор величайшего произведения японской литературы «Повесть о